«Просторы России» конспект итоговой образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

  пт., 05.11.2021

Составитель:

Фимина Ольга Юрьевна

воспитатель

МАДОУ детский сад№ 101 города Тюмени

Цель: систематизировать представления о малой родине и Отечестве.

Задачи:

  • Учить пользоваться картой и глобусом, показывать на карте и глобусе континенты;
  • Учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей;
  • Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, городецкая), с изделиями (посуда и народные игрушки);
  • Закреплять знания о символах государства (герб, флаг, гимн);
  • Формировать умение составлять декоративную композицию на предметах домашнего обихода в стиле «городецкой росписи».
  • Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы;
  • Совершенствовать умение составлять описательный рассказ;

Материалы: видеопрезентация «Просторы России» скачать https://disk.yandex.ru/d/-cLlysfKshbsNw, аудиозапись «Гимн Российской Федерации», двухцветные жетоны с изображениями для игры «Назови прилагательное», конверты с пазлами «Герб» и «Флаг», белые конверты с открытками или изображениями различных городов России,  фишки для игры «Знатоки», экспозиция изделий народно-прикладного искусства, конверты А4 с макетами досок и элементами  городецкой росписи. Флажки на кнопках для крепления на глобус или карту.

Предварительная работа: Беседы: «Наша страна-Россия», «История Московского Кремля», «Государственные символы России- Герб, Флаг, Гимн», знакомство с игрой «Назови прилагательное», рассматривание географической карты России, глобуса, знакомство с игрой «Знатоки», дидактическая игра «Дикие животные»,  лото «Растительный мир»,  беседы: «Русский лес-волшебный лес», «Флора и фауна родного края», «Климатические зоны России»; рассматривание карты «Растительный и животный мир России»; беседа «Русские народные промыслы»,  дидактическая игра «Собери узор», знакомство с хохломской росписью, городецкой росписью, гжельской росписью.

Ход:

В: - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

 Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

Вот мы с вами уже улыбаемся друг другу. Вижу, вы готовы и у меня для вас загадка.

Где белоствольные берёзки растут кругом под небом синим?

Они милы и так неброски, берёзки родом из… (России)

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Верно, сегодня речь пойдет о нашей Родине – России. Для начала попробуем охарактеризовать нашу страну всего, одним словом. У каждого из вас будет свое слово. Внимание: слова не должны повторяться.

Словесная игра «Назови прилагательное»

Дети стоят в кругу. Игру начинает педагог, который передает мяч ребёнку и произносит «Широкая» и т.д. В процессе игры педагог раздаёт жетоны каждому ребёнку.

В: - Как много слов мы подобрали. А теперь послушайте следующую загадку.

Я ходил по разным странам, плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно – на одном листе бумажном…

Слайд 1. Географическая карта России

В: - Посмотрите, какую большую территорию занимает Россия на земном шаре. Действительно необъятная - На одном конце нашей Родины люди могут ходить в шубах, кататься на санках, и в этот же момент, на другой - купаться в море, загорать на пляж. Наша родина Россия на столько большая, что понадобится целая неделя для того, чтобы добраться с одного конца на другой.

Рассмотрим глобус- дети на нём рассматривают, какую часть занимает наша страна.

В: - Ребята, у меня к вам есть предложение – хотите стать участниками увлекательной игры «Знатоки». Правила игры очень просты: в путешествии по станциям необходимо выполнить определенные задания. Обратите внимание на свои жетоны. Разделитесь на команды по цвету жетонов. Теперь необходимо выбрать командира команды. При необходимости педагог помогает определиться с выбором определенным способом, например: с помощью считалки.

В: - Команды готовы. Приступим. Первая станция «Государственные символы».

Слайды 3-6

Раскинулся на семи холмах широкими кольцами чудо-град.

На Кремле алая звезда. Город-столица России…! (Москва)

В: - Молодцы, а теперь посмотрите, кто изображен на экране? (президент). Что вы можете рассказать о нём? (ответы детей)

Воспитатель каждой команде раздаёт задание в конвертах. Дети собирают элементы пазла: первая команда – флаг РФ, вторая – герб РФ.

В: - Слушаем загадки. Команда, у которой будет ответ на неё, поднимает руки.

Белый цвет – берёзка, синий неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.

***

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый. Он-России дух свободный.

В: - Необходимо сообща составить рассказ о государственном символе.

 Дети по командам выполняют задание и по очереди озвучивают свои рассказы. Командир назначает ребенка, который рассказывает.

В: - Молодцы. Обе команды достойно справилась с заданием. Но у меня есть еще два задания. Задания сложные, но вы с ними точно справитесь. Итак, внимание на экран

В: - А сейчас последнее задание на данной станции. Итак, внимание! Ребята, расскажите, что какое произведение мы сейчас прослушали.

Каждая команда по очереди называет факты о произведении.

Пример рассказа: У каждой страны есть гимн. Гимн – это музыкальное произведение. Слово «гимн» в переводе на русский язык означает «торжественная, хвалебная песнь». Его исполняют в особенных, важных случаях.

В: - Да все верно, это гимн России. В каких случаях включают Гимн, где мы можем его слышать?

В: - За каждое верно выполненное задание команда получает белый конверт. Эти конверты мы откроем в конце нашей игры.

В конвертах - открытки разных городов России.

Слайд 7 «Найдите сходство и различия флагов»

Флаги: России, Нидерландов и Франции

При сравнении педагог с детьми отмечают сходство – триколор (бело-красно-синий) и проговаривают различия:

ü флаг Франции схожему по колору, но состоит из трех вертикальных полос

ü флаг Нидерландов, тоже схож по цвету с Российским флагом, только очередность полос другая.

Слайд 8 «Найдите сходство и различия гербов»

В: - Теперь более сложное задание: найдём отличия у гербов России и города Москвы. Дети детально изучают изображения представленных гербов и называют сходство и различия:

  • Ø На российском гербе всадник не имеет нимба, символа святости.
  • Ø Конь на гербе России – на трёх ногах, четвёртой встал на дракона,

в то время как на столичном гербе конь встаёт на дыбы, то есть на двух ногах.

  • Ø Дракон на российском гербе опрокинут на спину, на московском – стоит на четырех лапах.

В: - Молодцы, при внимательном рассмотрении мы нашли различие не только в мелких, но и существенных деталях. А у нас с вами следующая станция. Слушаем загадку

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

Слайд 9

В: - Россия – самая богатая страна в мире. Она славится огромными лесами. Лес – это огромный дом. Дом для мхов и трав, грибов, кустарников и деревьев, птиц, зверей и насекомых.

Прежде чем приступить к выполнению следующего задания предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка «Дуб зелёный»

На поляне дуб зелёный,

Потянулся к небу кроной.

Потягивания- руки вверх

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

Потягивания-руки в стороны

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Присаживаемся, прижимая руки к коленям

Не ленись и стесняйся,

За грибами наклоняйся!

Наклоны вперед

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

Руки разводим в стороны

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе.

Прыжки на месте

Ну, а мы пройдём немного

Поднимаем выше ногу!

Ходьба на месте

Походили, порезвились,

И на травку опустились!

Приседаем на корточки

 В: - Мы с вами немного отдохнули, теперь приступим к выполнению задания. Давайте пройдем за столы.

Сейчас вопросы командам. Ваша задача, внимательно прослушать вопрос, посовещаться и дать правильный ответ. Отвечают командиры команд. За каждый правильный ответ получаете фишку. На этой станции победит та команда, которая заработает больше фишек. Педагог поочерёдно задает вопросы командам:

  • Чем кустарник отличается от дерева?
  • Чем похожи все деревья? Чем отличаются?
  • Какие деревья растут в лесу?
  • Какие кустарники вы знаете?
  • Почему во время урагана чаще всего падают тополя и сосны?
  • Как можно узнать сколько дереву лет?
  • Кто из лесных жителей любит семена шишек?
  • Какие лесные животные любят желуди?
  • Какие звери и птицы любят ягоды рябины?
  • Какие грибы растут только под определенными деревьями?

 В: - Поздравляю вас с успешным прохождением станции. Сейчас каждая команда пусть посчитает фишки. Победителям вручаем белый конверт. Ну а мы переходим к заключительной станции «Декоративно-прикладное искусство России».

Ребята, как вы считаете, что может означать фраза «Золотые руки»?

В: — Это умение, способность очень хорошо делать что-то руками. А это значит, на этой станции мы поговорим с вами о декоративно-прикладном искусстве. Давайте заглянем на выставку народных умельцев.

Экспозиция предметов декоративно-прикладного искусства

         Во время рассматривания предметов педагог с детьми закрепляем названия видов росписи, закрепляя названия элементов и особенности росписи.

В: - У каждой команды на столах лежат конверты с заданием. Ваша задача, рассмотреть содержимое конверта, выполнить задание и рассказать о том, что находилось в вашем конверте.

Дидактическая игра «Собери узор»

Каждая команда берёт себе конверт с образцами, шаблонов досок и заготовки элементов «городецкой росписи» (заготовки для всех членов команды). При составлении композиции дети могут придержаться образца или придумывать свои варианты.

В: - Каждая команда получает по белому конверту. Открываем конверты. В конвертах находятся открытки с изображением городов.

В: - Давайте пройдём к карте (глобусу) России, найдём эти города и отметим флажком. В следующий раз мы обязательно познакомимся с достопримечательностями этих городов.

Список используемой литературы

 1. Патриотическое воспитание дошкольников. Серия: Воспитание человека: методическое пособие. / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2004.

2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

3. «Воспитание маленького гражданина». / Г.А.Ковалёва. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. / Т.С. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

5.«Герб и флаг России». / Е.К. Ривина. Знакомим дошкольников с государственными символами. – М.: АРКТИ, 2005.

 Используемые интернет-источники:

  1. https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/03/17/khokhlomskaya-rospis-uchimsya-risovat
  2. https://www.pinterest.ru/pin/547117054713369220/
  3. https://handsmake.ru/gzhel-rospis-dlya-detey.html
  4. http://andrey-eltsov.ru/foto-rossija/?unapproved=16754&moderation-hash=ebb9f09854cce2597526a070b29f420d#.YW0-C_lBzIU
  5. https://www.ippo.ru/old/21vek/inter/culture/1/index.html
  6. https://zen.yandex.ru/media/andreynemolyaev/muzei-fabriki-gorodeckoi-rospisi-plakat-hochetsia-kak-krasivo-5e749d1d1fc43a6e9fc655eb
  7. https://izo-mir.blogspot.com/2020/09/blog-post.html
  8. https://www.car72.ru/forum/viewtopic.php?f=11&p=2922652
  9. https://diary.ru/~house-of-keys/?tag=8209&page=2
  10. http://www.1723.ru/forums/index.php?showtopic=7797&pid=98252&mode=threaded&show=&st=&
  11. https://www.culture.ru/events/220310/vystavka-gorod-chudnyi-gorod-drevnii-moskva-v-russkoi-poezii
  12. https://zen.yandex.ru/media/id/5ebe4f6c6b5c9036e8347ebc/samye-krasivye-mosty-sanktpeterburga-5f1fcdfea6c12b12324b9f13
  13. http://andrey-eltsov.ru/foto-rossija/?unapproved=16754&moderation-hash=ebb9f09854cce2597526a070b29f420d#.YW1Ct_lBzIV

 «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008670  скачать  >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 1289
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.