"Сквер сибирских кошек" НОД в подготовительной группе |
сб., 28.08.2021 |
Автор:
Казанцева Раиса Викторовна
воспитатель
МАДОУ детский сад № 160 города Тюмени
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
в подготовительной группе «Сквер сибирских кошек»
Цель занятия: создать условия для оформления макета тюменского Сквера сибирских кошек из соленого теста
Методическое обоснование темы:
Система патриотического воспитания никогда не теряла своей актуальности, потому что патриотическое становление личности – одна из основных задач дошкольного образования. А сейчас, в преддверии праздника Победы, она особенно актуальна и своевременна.
Патриотическое воспитание осуществляется разными средствами, в том числе и через знакомство с историей родного города, с его памятными местами и достопримечательностями. Научить детей любить свой город, почувствовать себя достойным гражданином малой родины – это первый и очень важный этап воспитания маленького патриота.
Именно этой цели посвящено занятие «Сквер сибирских кошек», основанное на региональном компоненте, рассказывающее о помощи тюменцев в спасении города Ленинграда и его музеев после блокады.
Занятие имеет как патриотическую, так и художественно-эстетическую направленность. Оно предусматривает продуктивную деятельность, в процессе которой дети овладевают навыками лепки из теста фигурок кошек, изображенных на памятниках сквера, и оформлению макета тюменского Сквера сибирских кошек. А также содержание занятия способствует пополнению знаний дошкольников о Тюмени в годы войны, воспитанию патриотических чувств растущего гражданина, привитию любви к малой родине, гордости за земляков, чувства сопричастности к истории родного города через художественно-эстетическое восприятие его достопримечательностей.
Данный конспект предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, имеющих разный уровень педагогического мастерства. Его можно проводить с детьми старших и подготовительных групп, как в непосредственно образовательной деятельности, так и свободной.
Программное содержание:
Художественно-эстетическое развитие:
- учить детей лепить фигуры кошек, передавать в лепке выразительность образа, создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, объединять их в сюжет (коллективная композиция - сквер кошек);
- развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, характерные позы, движения; лепить мелкие детали, пользуясь стекой, обозначать глаза, шерсть животного, ушки;
- воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое
отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.
Познавательное развитие:
- пополнить знания детей по истории малой родины, рассказать о Сквере сибирских кошек;
- развивать познавательно-исследовательский интерес, внимание, воображение, мышление, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения;
- воспитывать чувство патриотизма, интерес к изучению истории родного города.
Речевое развитие:
- учить говорить полными предложениями, развивать монологическую речь;
- развивать выразительность и образность во время чтения стихотворений,
обогащать активный словарь;
- воспитывать интерес к художественному слову.
Социально-коммуникативное развитие:
- продолжать обучение нормам и правилам общения во время совместной деятельности;
- развивать умение работать самостоятельно, в коллективе и в группах;
- воспитывать позитивное отношение к совместному виду творчества, взаимопомощь и выручку.
Предварительная работа с детьми:
- Беседа о кошках, породах, их образе жизни, просмотр презентации «Сквер сибирских кошек в Тюмени».
- Чтение художественной литературы: Н. Голь «Кошкин дом в Эрмитаже», Е. Чарушин «Кошка», С. Маршак «Усатый — полосатый», Г. Остер «Котенок по имени Гав», Л. Н. Толстой «Котенок», Б. Житков «Беспризорная кошка».
- Подвижные и дидактические игры: «Кот и мыши», «Домашние животные», «Кошка и котята», «Мыши водят хоровод».
-Семейные экскурсии в Сквер сибирских кошек.
Оборудование и материалы:
- раздаточный материал: цветное (золотистое) тесто, доски для лепки, стеки, баночки с водой, кисточки, салфетки;
- демонстрационный материал: образец кошки из теста, мягкая игрушка, презентация для занятия «Сквер сибирских кошек в Тюмени. Поэтапная лепка фигуры кошки», иллюстрации отдельных памятников кошкам из сквера;
- дополнительный материал: гуашь золотистого цвета, приготовленные на предыдущем занятии постаменты памятников.
Музыкальное сопровождение: М. Гоголева «Кот и мыши», Г. Вихарева «Музыкальный котик».
Словарная работа: питомцы, постамент, памятник, архитектор, дизайнер, скульптор
Ход занятия:
Сюрпризный момент
После окончания игры в группу входит почтальон и приносит посылку (коробку с игрушечной кошкой).
Воспитатель: Ребята, рассаживайте на места. Сейчас мы посмотрим, что в этой посылке (открывает коробку, достает записку). Здесь какая-то записка для нас (читает). Да это загадка. Давайте отгадаем ее.
В коробочке-посылке
Лежит живой клубочек.
Не лает, не кусает.
Мяукает, играет.
Живет она лишь дома,
И все мы с ней знакомы.
Воспитатель: Правильно, это кошка. (Достает игрушку из коробки).Посмотрите, какая красивая, мягкая и пушистая. А это домашнее или дикое животное?
Дети: Домашнее.
Воспитатель: А чем они отличаются от диких?
Дети: Они живут дома, хозяева заботятся о них.
Воспитатель: У кого дома есть кошки? Как зовут вашего питомца? Знаете ли вы, какой породы ваша кошка? (рассказы детей о своих кошках)
Воспитатель: Посмотрите на экран. Здесь фотографии кошек разных пород (включается слайд презентации, воспитатель знакомит детей с разными породами кошек). А в центре - фотография сибирской кошки.
- Посмотрите, какая она по величине, какая у нее шерсть. Почему она такая пушистая и длинная?
Дети: Чтобы кошкам было тепло в морозы.
Воспитатель: Верно, у нас в Сибири суровый климат, поэтому у сибирских кошек теплая длинная шерсть. И сама кошка большая, сильная, она отличный охотник на грызунов, даже таких крупных, как крысы. В домах, где живут эти кошки, нет ни мышей, ни крыс. Вот за эти охотничьи качества и ценятся сибирские кошки. Они умеют героически сражаться со своими врагами, поэтому им иногда ставят памятники, как людям. Вы видели памятники кошкам?
Дети: Да. Мы ездили с родителями на экскурсию и видели в сквере памятники кошкам.
Воспитатель: Да, это единственный в мире сквер с памятниками кошкам. (показ слайда)
- А за что в честь их поставили памятники?
Дети: Они спасали музеи города Ленинграда от крыс.
Воспитатель: Верно. В голы войны в Ленинград был отправлен целый эшелон с сибирскими кошками. Всего было собрано пять тысяч котов и кошек, из Тюмени отправлено 238 кошек. Все они спасали картины знаменитого музея Эрмитажа, а также продукты питания на складах города.
И сегодня мы с вами постараемся сделать макет этого сквера. А это значит, мы побудем в роли скульпторов. Кто такие скульпторы? (ответы детей)
Воспитатель: Это те, кто создают объемные произведения искусства из разных материалов. Мы будем лепить кошек из соленого теста.
- Для работы нам нужно будет тесто золотистого цвета, стеки, доски для лепки, салфетки для вытирания рук, баночки с водой и кисточки.
Этапы лепки:
1. Подготовительный
Воспитатель: Давайте вспомним, с чего нужно начинать лепить.
Дети: Размять тесто и поделить его на части.
Воспитатель: Из каких частей состоит туловище кошки? (ответы детей)
- Какой формы туловище у котенка: голова, хвост, уши?
Дети: Туловище овальное, голова вытянутая, хвост длинный, ушки треугольные.
Воспитатель: Молодцы, можно приступать к работе.
Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику. (Звучит сопроводительная музыка Г. Вихаревой «Музыкальный котик»)
«Цап – царапки»
Есть у нашей кошки лапки,
А на лапках – цап-царапки.
Цап-царапки, ноготки,
Очень острые они.
(Дети показывают лапки, пальцы сжаты в кулачки, обе руки выбрасывают вперед, пальцы разжимают (два раза на каждый такт).
Кошка целый день хлопочет,
Коготочки кошка точит.
Наточила, спать легла
И во сне произнесла: «Мяу!»
(Точат «когти» – проводят пальцами по столу, разжимая и сгибая их. Кладут руки под голову, поднимают голову и произносят «Мяу».)
Продуктивная деятельность
Воспитатель: Ребята, прежде чем начать лепить кошек, нужно выбрать, в какой позе вы будете их создавать. Рассмотрите позы кошек на памятниках и определитесь, что вам больше нравится, что вы сможете слепить.
(Дети рассматривают слайд презентации, фотографии памятников на столах)
Воспитатель: Выбрали? А теперь приступим к работе. Делаем вместе со мной.
- Сначала раскатываем толстенькую колбаску из теста и разрезаем ее на три равные части.
- Из одной части лепим туловище.
- Вторую - делим на две неравные части.
- Из большей лепим голову: раскатываем шарик – вытягиваем мордочку.
- Из меньшей лепим ушки, глазки, усы. Прикрепляем их к голове. Места склеивания деталей немного смачиваем водой при помощи кисточки.
- Другим концом кисточки делаем углубления в ушках.
- Крепим мордочку к туловищу и хорошо примазываем. Не забываем чуть-чуть смазывать водой. Голову прикрепляем согласно выбранной позе кошки (прямо, повороты вправо, влево, вниз, вверх).
- Из третьего кусочка теста лепим колбаски - лапки и хвостик. Хвостик должен быть тонким и длинным. Лапки и хвост прикрепляем согласно позе.
Этапы лепки показываются на слайдах:
В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы настоящие скульпторы! Посмотрите, какие красивые и совсем разные получились у нас животные. Вам нравятся ваши кошки? Расскажите о них в стихах. (Дети читают наизусть стихи)
Я слепил себе кота – Вот какая красота! Золотистый вышел кот. Как он песенки поет! |
Вот слепила Мурку я, Станем с кошкой мы друзья. Буду я ее любить И лелеять, и кормить. |
Кот невиданной красы, Носит Кузя мой усы И поднятый во весь рост Очень длинный пышный хвост. |
Воспитатель: Теперь можно приступать к сборке памятников и оформлению макета сквера.
На этом этапе будем работать в группах и испытаем себя в роли дизайнеров. Каждый столик – отдельная группа дизайнеров, которая должна продумать архитектуру нашего сквера.
У вас на столах заготовленные на предыдущем занятии постаменты для памятников. Возьмите их и примерьте, как вы расположите на них фигурки кошек. Для примера смотрите на фото памятника, которое лежит перед вами. Постарайтесь так же расположить кошек на постаменте.
(Дети сооружают памятники согласно фотографиям).
Воспитатель: Отлично! Памятники получились очень похожими на те, что стоят в сквере. Теперь осталось соорудить макет сквера. Вспомните, на какой улице расположен сквер сибирских кошек?
Дети: Сквер находится на улице Первомайской.
Воспитатель: Верно. У нас на полочке заготовлен квартал этой улицы. Давайте расставим на нем памятники. (Дети под руководством воспитателя оформляют макет сквера).
Рефлексия
Воспитатель: Красивый у нас получился сквер? Похож на тот, который мы видели в городе?
Дети: Очень красивый и похож на настоящий. И кошки, как живые.
Воспитатель: Это наш подарок городу на День Победы, а также и детям нашего садика. Теперь они будут приходить к нам в группу, а мы будем рассказывать им об этом сквере и героических подвигах наших сибирских кошек. А вы будете юными экскурсоводами для своих сверстников. А еще -настоящими друзьями своих домашних питомцев.
Воспитатель: А теперь посмотрите на смайлики, которые лежат перед вами. Выберите тот, который отражает ваше настроение после занятия.
(Перед детьми лежат мордочки кошек: грустные и веселые. Дети выбирают и показывают их воспитателю, отражая тем самым свое настроение).
Список используемой литературы:
1. Газета «Тюменские известия» от 20 сентября 2012г., статья «Кошкам военного времени…»
2. Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
Интернет-ресурсы:
- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-lepke-iz-solenogo-testa-figurka-kota-536465.html
- https://yandex.ru/turbo/ribalych.ru/s/2014/03/31/skver-sibirskix-koshek/
- https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tyumen/parks/28129
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008539 скачать >>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf