«Тюмень - тыловая» НОД для детей подготовительной к школе группы)

  пт., 19.06.2020

Авторы-составители:
 
Телятник Татьяна Васильевна, старший воспитатель, первая квалификационная категория

Игнатова Татьяна Александровна, воспитатель, высшая квалификационная категория

МАДОУ детский сад №87 города Тюмени

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с Великой Отечественной войной (для детей подготовительной к школе группы)

Тема: «Тюмень - тыловая»

Методическое обоснование темы:

Данное мероприятие является частью плана по гражданско — патриотическому направлению воспитательной работы с дошкольниками.

Непосредственно образовательная деятельность направленна на формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к изучению трудового подвигав военное время тружеников тыла города Тюмени. Данное мероприятие строится с учетом особенностей возраста детей, уникальностью предметно – развивающей среды, насыщенной дидактическим материалом. В мероприятии предусмотрены разнообразные виды совместной деятельности с детьми и сотрудничество с родителями: сбор и изучение материалов о героическом труде тюменцев в годы войны и его значении для фронта и Победы.

Основной целью данной непосредственно-образовательной деятельности является проведение экскурсии детьми, что позволит придать социальную значимость понятиям: труженик тыла, патриотизм, историческая память, любовь к родине.

Цель: Расширение представлений детей о героическом подвиге тружеников тыла города Тюмени в годы Великой Отечественной войны.

Программные задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Продолжать формировать представления детей об истории родной страны в годы Великой отечественной войны, о героическом труде тюменцев в годы войны и его значении для фронта и Победы.Приучать детей - будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление.

Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Совершенствовать умение составлять рассказы о жизни и труде людей в годы войны. Обучать умению отвечать на вопрос логично, последовательно,делать умозаключение.

Развивать диалогическую и монологическую форму речи.

Воспитывать культуру речевого общения.

Обогащать словарный запас детей по теме: Великая отечественная война, фронт, тыл, труженик, подвиг, воины-освободители, добровольцы, госпиталь, курсант, батальон, продовольствие,продукция, снаряды, мины, торпедный катер, героический, эвакуированный, свято.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать позицию патриота родного края и своей страны.

Воспитывать сочувствие, сопереживание, умение детей слушать и слышать друг друга.            

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать творческое воображение.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать общую моторику, усидчивость.

Материалы и оборудование:

Оформление: поезд «Музей славы»: картины о Великой Отечественной войне, вещи военных лет. Стенд «Тюмень – тыловая» (пустой). 

Музыкальное оформление:слова М.Исаковского, музыка М. Блантера песня «Катюша».

Демонстрационный материал:«Слайды о Великой отечественной войне», иллюстрации, фотографии «Тюмень в годы войны», карта Тюмени, карточки с изображением продукции тюменских заводов и фабрик в военные годы (снаряды, минометы, торпедные катера, армейские мотоциклы лекарственные препараты, обувь, обмундирование, автоматы), иллюстрации с изображениями товарных, пассажирских поездов и поезда военных лет.

Раздаточный материал: разрезные картинки «Торпедные катера».

Предварительная работа:

Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, рассматривание иллюстраций, цикл бесед о Родине, прослушивание песен военных лет.

Беседы: «Великая отечественная война», «Они сражались за родину», «День Победы», «Тюмень в годы войны».

Рассматривание карт военных действий.

Рассматривание иллюстраций и картин о ВОВ, о сражениях на фронте и жизни людей в тылу: А.С.Михайлов «Горький хлеб», П.Широков «За Родину!», А.Локтионов «Письмо с фронта», М.И.Самсонов «Сестрица», П.А.Кривоногов «Победа», К.Антонов «Победители».

Слушание музыкальных произведений о войне: Д. Тухманов«День Победы», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова«Священная война», М. Блантер«Катюша», В. Алкин «Прощание славянки».

Чтение художественной литературы:Л.Касиль «Памятник советскому солдату», С.Алексеев «Шуба», А.Гайдар «Война и дети», В. Н. Семенцова «Лист фикуса», А.В.Митяев «Мешок овсянки», С.Алексеев «Выходное платье», В.Осеева «Андрейка».

Просмотр презентации: «Памятники воинской славы», «О героях Советского Союза говорят улицы Тюмени».

Виртуальная экскурсия к памятникам Тюмени «Помните нас».
Подготовка индивидуальных сообщений «Заводы и фабрики Тюмени в годы Великой отечественной войны» (совместно с родителями).

Выставка фотографий «Доска трудовой славы» (совместно с родителями).

Ход:

Гость группы: Ребята, у меня для вас важное письмо. Получите, пожалуйста (передает письмо детям).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от кого может быть это письмо? (дети вместе с воспитателем рассматривают письмо, изображенную на конверте иллюстрацию праздника Дня Победы, высказывают предположения о том, что кто-то хочет их поздравить с праздником).

Воспитатель: Может кто-то из вас, ребята, может прочесть это письмо? (если нет детей, которые могут прочитать, воспитатель читает сам):

«Дорогие ребята! Поздравляем вас с наступающим праздником – Днем Великой Победы! В память об этом историческом событии в жизни нашей страны мы отправили по всем городам нашей большой Родины поезд «Музей славы». Приглашаем вас на железнодорожный вокзал, чтобы встретить поезд-музей сегодня в 9ч 00 минут. Сотрудники музея».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите посетить такой музей? Тогда нам пора отправляться на железнодорожную станцию.

(Раздается гудок паровоза.На экране демонстрируется слайд «Железнодорожная станция Тюмень»)

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, где мы с вами оказались?

Дети: На вокзале.

Воспитатель: (Обращает внимание детей на иллюстрации грузовых и пассажирских поездов) Как много здесь поездов! Какие они все разные! Как же нам найти поезд «Музей славы»? Он должен чем-то отличаться от обычных поездов? (Дети рассматривают иллюстрации, находят иллюстрацию с изображением поезда военных лет, объясняют свой выбор). Хотите посетить этот «музей на колесах»?

Дети проходят в «поезд», рассматривают развешенные на стендах картины о Великой Отечественной войне. Звучит песня М. Блантера «Катюша».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком историческом событии в жизни нашей страны рассказывают нам картины в этом музее?

Дети: о Великой Отечественной войне.

Воспитатель: Правильно, ребята. А почему все люди в нашей стране свято чтут память об этой войне, почему в день 9 мая все они приходят к вечному огню и памятникам воинам-освободителям? (ответы детей). Мы с вами уже много знаем о героизме наших солдат. Они сражались на боевых рубежах. А чем занимались люди, которые остались в тылу, далеко от линии фронта?

Дети: Они работали, растили детей, ухаживали за стариками.

Воспитатель:22 июня 1941 года в 14 часов местного времени тюменцы услышали по радио о нападении Германии. В военкоматы пришли тысячи добровольцев. Уходили на фронт отцы, братья сыновья. Оставались в тылу женщины, дети, старики.Ребята, как вы думаете, легко ли жилось?

Дети:Тяжелая доля выпала на их судьбу: им приходилось выращивать хлеб, овощи, скотину, чтобы обеспечить нашу армию продовольствием (воспитатель демонстрирует иллюстрации).

Воспитатель:Поскольку в военное время очень трудно было с продуктами, то все люди получали паек. Это одинаковая для всех норма хлеба. Тем, кто работал, давали 250 граммов хлеба на весь день, а детям – 150 граммов хлеба (дети вместе с воспитателем рассматривают хлебный паек).

Как вы думаете, этого много или мало для человека, чтобы жить? (ответы детей) Люди жили и работали, несмотря на все трудности военного времени.

Ребята, мы с вами много знаем о том, как помогали жители нашего города фронту, как много они сделали для победы. Мы вместе с нашими мамами и папами организовали целый музей и выставку фотографий «Все для фронта – все для победы!». А как вы думаете, как сделать, чтобы вся страна узнала о трудовых подвигах тюменцев?

(Воспитатель подводит детей к высказыванию о том, чтобы отправить свои фотографии и рассказы о трудовых буднях тюменцев в годы Великой отечественной войны на поезде «Музее славы» по всей стране.)

Воспитатель:Кто хочет стать экскурсоводом и рассказать об одном из важных событий в трудовой жизни города, которое имело место в годы войны?

Первый экскурсовод рассказывает, помещая соответствующую фотографию на стенд «Тюмень – тыловая»:

Первых раненых Тюмень приняла в августе 1941 года. За годы войны в нашем городе было открыто 11 госпиталей. Раненых лечили, помогали им окрепнуть, чтобы снова стать в ряды нашей доблестной армии. Хирурги, медсестры работали днями и ночами, они спасли жизни тысячам людей.

Второй экскурсовод: В Тюмень приходили не только поезда с раненными, но и с эвакуированными людьми из разных уголков страны. В их числе было много детей, которых определяли в детские дома области. Жители края делились с ними продуктами, одеждой, обувью.

Третий экскурсовод:В годы Великой Отечественной войны три военно-пехотных училища Тюмени готовили курсантов для фронта. Курсантские батальоны отправлялись в действующую армию.

Воспитатель: Ребята, хотите, и мы сейчас с вами станем солдатами и пройдем боевую подготовку?

Физминутка«Наша Армия»:

Ровным строем мы идём - раз, два, три! (Марш на месте, махи руками, согнутыми в локтях)

В барабаны звонко бьём- раз, два, три! (Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)

Мы летим, как самолёт-раз, два, три! (руки в стороны, раскачивание)

Ускоряется полёт-раз, два, три! (ускоряем движение)

Пересели в вертолёт-раз, два, три! (руки перед собой, изображаем пропеллер)

Поднимает вверх пилот - раз, два, три! (медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)

Поплывем на корабле - раз, два, три! (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)

Нас качает на волне - раз, два, три! (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)

Наши пушки метко бьют- раз, два, три! (боксирующие движения руками)

Нашей Армии салют! Раз, два три! (Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)

Воспитатель: Из разрушенных городов в Тюмень эвакуировали заводы и учреждения. Они объединились между собой и с местными заводами, чтобы выпускать продукцию для фронта. Посмотрите, накарте нашего города обозначены заводы и фабрики. А на стенде расставлены карточки с изображением продукции заводов Тюмени. Посмотрите внимательно на эти карточки и попробуйте догадаться, какую продукцию отправляли на фронт заводы и фабрики Тюмени, и для чего она была необходима?

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель:Тюмень делала снаряды, минометы, армейские мотоциклы и аккумуляторы, электрооборудование для автомашин и танков, лекарственные препараты, обувь, обмундирование. К станкам встали женщины, подростки, дети. Рабочий день длился по 12-18 часов. Подростки в 15-16 лет становились профессиональными слесарями, токарями, сборщиками. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Продолжим, ребята, нашу экскурсию?

Четвертый экскурсовод: Станкостроительный завод в годы войны стал секретным. Большинство мужчин ушло в Красную Армию. На рабочих местах их заменили женщины и подростки. Завод стал выпускать боевую продукцию – минометы, мины, а также корпуса снарядов для гаубиц.

Пятый экскурсовод: С Керченского завода в Тюмень прибыл эшелон с семнадцатью недостроенными торпедными катерами и группой рабочих. Эти катера построили и передали Балтийскому и Черноморскому флотам. Каждый год количество построенных катеров увеличивалось. Быстрые, маневренные, они действовали внезапно и сокрушительно. Суда оснащались реактивными установками «Катюша». Катера носили названия тех, на чьи деньги они создавались. На денежные сборы молодежи города был построен торпедный катер «Комсомолец Тюмени». В городах-героях Ленинграде, Севастополе, Новороссийске тюменские торпедные катера подняты на пьедесталы (торпедный катер «Комсомолец», установлен в Ленинграде на площади Морской Славы). Они установлены как памятники героизму моряков и трудовым подвигам тех, кто строил торпедные катера.

Воспитатель:Ребята, хотите, и мы с вами станем тружениками тыла и соберем торпедные катера для отправки на флот?

Проводится игра. Дети из разрезных картинок подгруппами составляют изображения торпедных катеров.

Шестой экскурсовод рассказывает, демонстрируя фотографии и помещая их на стенде «Тюмень – тыловая»: С первых дней войны Станция Тюмень обеспечивали движение военных и гражданских грузов, а в депо изготавливали автоматы ППШ, мины, минометы.

Необычный поезд был создан за двадцать пять дней на деньги, собранные нашими земляками. Он состоял из десяти вагонов и был рассчитан на посещение как минимум ста человек в час. Тюменцы оснастили поезд всем необходимым оборудованием: здесь солдаты могли не только помыться, но и подстричься, отдохнуть, почистить свою одежду.

Воспитатель: Тюменцы отправили поезд на фронт и вместе с ним свое обращение  фронтовикам: «Здравствуйте, дорогие фронтовики!

Примите наш подарок – сибирскую, горячую, гостеприимную баню. Ощутите не только физическое тепло пара и воды, но и тепло тех, кто вкладывал в устройство поезда свою душу!»

Через легендарную тюменскую баню на колесах прошло около миллиона военнослужащих и военнопленных. История и судьба этого состава по праву считается уникальной не только для Тюмени, но и для всей страны.

Воспитатель: Мы с вами, ребята собрали целую историю нашего любимого города в военное время. Теперь о героическом прошлом тюменцев узнают во всех городах нашей станы, где побывает наш поезд, и люди услышат наши рассказы. Ребята, скажите, легко ли было бы нашим солдатам одержать победу над врагом без поддержки тыла? (Ответы детей.) Пришло время нашему поезду-музею продолжить свой путь по городам нашей славной родины России. Давайте выйдем из вагона. (Раздается гудок паровоза и стук колес поезда)

Воспитатель:Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашего края. Четыре долгих года длилась Великая Отечественная война, четыре долгих года трудились тюменцы, не жалея сил для фронта и Победы. В дни торжеств по случаю Победы у памятных мест нашего города тюменцы отдают дань уважения тем, кто сражался на фронтах и ковал Победу в тылу, – всем, кому мы должны быть благодарны за саму возможность мирной жизни.

Дети читают стихотворение по четверостишиям:

«Общая Победа»
Солнце в трубу золотую трубит:
"Слава герою-бойцу!
Враг побеждён, уничтожен, разбит,
Слава герою-бойцу!"
– С врагами я бьюсь, – сказал боец,
– На это и жизни не жаль,
Но штык для меня ковал кузнец –
Крепка закалённая сталь!
– Я выковал штык, – кузнец говорит,
Как жар, он на солнце горит,
Но звонкую сталь, драгоценный дар,
Выплавил брат-сталевар.
– Конечно, – сказал сталевар, – металл
Я сам из руды достал,
Но в тёмные недра Уральских гор
Спускался не я, а шахтёр.
– Да, это правда, – шахтёр сказал, –
Забой у меня каменист.
Руду я достал, но к вам на вокзал
Её привозил машинист.
– Ну да, – сказал машинист, – по стране
Я езжу во все концы,
Но хлеб добывают и вам, и мне
Родные наши жнецы.
– Что ж, это верно, я всех кормлю, –
Сказал машинисту жнец, –
Но землю, которую я люблю,
Сберёг для меня боец.

(Е. Трутнева)

Литература:

От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368с.

Интернет-ресурсы:

1.https://gorod-t.info/culture/istoriya/405/

2.https://gorod-t.info/pano/VOV/tour.html

3.http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/kos_mdou_27/SiteAssets/SitePages/.pdf

4.https://www.kras-dou.ru/44/delimsya-opytom-2/vospitatelyu/60-delimsya-opytom/vospitatelyu/251-konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe-tema-deti-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny

 «Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0007685-0007686 




Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Просмотров: 10816
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.