«Здесь наш дом, мы на севере живём!» НОД в подготовительной дошкольной группе |
пт., 12.04.2019 |
Автор: Сушко Татьяна Ивановна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
«Золотой ключик», г. Тарко-Сале
Цели: Дать детям представление о том, где и как живут коренные жители тундры. Формировать интерес к ненецкому языку. Учить узнавать знакомые слова и соотносить их с иллюстрированным материалом. Развивать мышление, слуховое восприятие, сообразительность. Закреплять правильное произношение слов, обогащать словарный запас слов. Знакомство со словами на ненецком языке “мя” (чум), “нюк” (покрытие), “сингокотья” (колокольчик), “Ань-торова” (здравствуйте), “лакомбой” (до свиданья).
Воспитательная: воспитание любви к родному краю, языку, уважения к старшим, бережного отношения к вещам, окружающим человека; уважение к ненецкому народу.
Материал к занятию: макет чума, картины с изображением посуды, хорея. Изделия из оленьего меха, сукна, плетения из бисера, поделки из дерева, разновидности нарт. Ягушка, малица, женская шапка. Детские национальные игрушки (куколки из утиных носиков, деревянные нарты, лодочки). Натуральная детская малица из оленьего меха; оленья шкура. Две корзинки, два колокольчика, куклы в национальной одежде для девочки и мальчика . Запись песни С. Няруя “Оленёнок”.
Театрализованная игра с резиновыми игрушками по сказке “Кукушка и гром“
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с фольклором народов Севера посредством театрализованной деятельности.
Задачи: Познакомить детей с народными ненецкими приметами, обычаями. Продолжить знакомство с ненецким фольклором. Обогатить лексический словарный запас детей. Обобщить эмпатийный опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания.
Материал: Театр резиновой игрушки — куклы «Ненецкая семья».
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения.
Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на севере живём!
Воспитатель: – Мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим, где и как они живут, чем занимаются.
– Какие национальности народов Севера вы знаете?
Дети: – Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.
Воспитатель: – Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем в гостях у ненцев. Ребята, а где живут ненцы ?
Дети: – в тундре.
Воспитатель: – Да они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом чтобы нам узнать нужно отгадать загадку: «Одного старика с криком одевают».
Воспитатель:Как вы думаете, что это?
Дети: – Чум.
Воспитатель: – Правильно, а как по-ненецки чум?
Дети: – “Мя”
Воспитатель: – Как вы думаете, почему чум, а не дом?
Дети: – Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается.
Воспитатель: Как вы думаете, почему МЯ с криком одевают? ( тундра- это открытая местность, и когда тундровики покрывают МЯ, советуются (громко разговаривают, почти кричат) с какой стороны лучше натянуть покрытие, как лучше завязать верёвки).
Итак, кто хочет ехать - поднимите правую руку!
Кто готов к поездке - поднимите левую руку!
Кто с нами отправляется уже в путь – встали с приподнятыми руками,
Опустите руки, сели поудобнее на нарты, поехали!
Слайд на экране: «Оленья упряжка, хруст снега под копытами оленей, звук полозьев нарт.»
Вот мы и приехали в стойбище, посмотрите вот стоит МЯ
Давайте заглянем в него, и посмотрим, из чего собирается чум, как он обустроен.
Дети: – Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием.
Воспитатель: – По-ненецки покрытие “нюк” (дети повторяют). В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между летним и зимним чумом, как вы думаете?
Дети: – У летнего чума покрытие из полога, а у зимнего – из оленьей шкуры.
Воспитатель: – А что служит полом в чуме?
Дети: – Кладут доски и оленьи шкуры. (Дети рассматривают чум внутри.)
Воспитатель: – Чем согревают чум зимой?
Дети: – Железной печкой.
Воспитатель: – Правильно, в середину чума ставится железная печь, а летом – костёр. Дым от костра отгоняет летом комаров.
Воспитатель: – Дети, а какая-нибудь мебель есть в чуме? Вместо обычного стола возле очага находится невысокий узкий столик. За этим столиком жители чума кушают. За столиком находится сундучок с небольшим запасом еды и посуды. Ребята, а какая посуда у северных народов?
Дети: – Посуда крупная, потому что большая семья, и сделана из дерева. (Показ иллюстраций с посудой).
Воспитатель: – А почему посуда именно деревянная?
Дети: – ненцы часто переезжают с одного места на другое: обычная посуда будет биться, поэтому они делают её сами из дерева. Такая посуда намного легче и прочнее.
Воспитатель: – Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место, и живущие в нем поддерживают порядок. Занимается хозяйством в чуме женщина . Что она делает ребята?
Дети: – Хозяйка варит еду, убирает в чуме, занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.
Воспитатель: (Дети подходят к столам, на которых находятся экспонаты музея: поделки из дерева, меха, гербарий, иллюстрации, картины и др.)
Ребята, мы говорили с вами, что у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица. Что она умеет делать?
Дети: – Шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи. Выполняет узоры из меха, ткани, пуговиц; плетет из бисера. (Рассмотреть изделие).
Воспитатель: – У хозяина тоже много работы, чем он занимается?
Дети: – Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.
Воспитатель: – Вот как много дел у мужчины, как вы думаете чем он занимается в свободное время. Что он умеет делать?
Дети: – Мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям и, конечно же, нарты. (Рассматривают изделия.)
Воспитатель: – Ребята, давайте посмотрим на нарты. На что похожи нарты?
Дети: – На санки, на русские сани.
Воспитатель: – Правильно, у нарт, как и у санок, есть полозья, с помощью которых они передвигаются. Есть место для сиденья или груза. Все это делается из дерева, без единого гвоздя, поэтому нарты легкие и удобные в обращении. О том, как возникли нарты, рассказывается в одном ненецком предании. «Два ненца решили построить нарты. Пошли они в лес, срубили два хвойных дерева. Один ненец очень торопился, ничего не обтесал, и ствол оставил весь с сучками. Другой же обтесал древесину и сделал всё ровно и гладко. Вот один ненец поехал – только пыль столбом, а у другого олени тянут-потянут и не как, сучки мешают, хода не дают. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом : “Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, поэтому он быстро едет. А мы весь лес вместе с талой землей тащим за собой, сил уж нет никаких”. С тех пор нарты обстругивают гладко, и они быстро передвигаются.»
Ребята, посмотрите на иллюстрацию есть разные виды нарт, какие нарты вы видите на иллюстрации?
Дети: – Ездовые, грузовые.
Воспитатель: – Правильно, покажите ездовые нарты.
Воспитатель:– Ездовые бывают мужские и женские. Женские отличаются тем, что они немного длиннее и со спинкой. Так как женщина возит с собой детей, чтобы детям было удобно и они не упали, для этого у нарт спинка (показ).
Воспитатель: – А грузовые нарты какие бывают?
Дети: – Для перевозки грузов используют продуктовые нарты с деревянным ларцом. В ларце хранят запас продуктов (показ).
Воспитатель: – Между санками и нартами есть большое различие. На санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом.
-Ребята, отгадайте загадку, с помощью чего управляют оленьими упряжками?
Воспитатель: Загадка: сам длинный, голова деревянная, хвост железный. (Хорей.)
Дети: – Хореем.
Воспитатель: – Хорей – это длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой. А что это за “деревянная голова”, о которой говорится в загадке и для чего она , вы знаете?
Дети: – На один конец хорея одет круглый деревянный шарик (втулка) для того, чтобы не поранить оленя.
Воспитатель: – А что это за железный хвост?
Дети: железное копьё
– Это железное копьё, которое надевают иногда на другой конец хорея. Копьём пробуют прочность льда, а иногда отгоняют от стада волков.
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете почему зимой в тундре холоднее чем в городе?
Дети: В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели, там нет высоких деревьев, или многоэтажных домов которые бы защищали от ветров.
Воспитатель: – И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду. Послушайте загадку:
“В одну дырку влезешь, а из трёх вылезаешь”
Дети: – Малица.
Воспитатель: – Кто нам расскажет про малицу?
Дети: – Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном.
Воспитатель: – А почему мужчины не носят шапку?
Дети: – Они много времени находятся на улице, чтобы не сдували сильные ветра. Мужчины надевают капюшон от малицы.
Воспитатель: –На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха. Как они называются?
Дети: – Кисы.
Воспитатель: – Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и не где его не бросает и не снимает.
- Ребята, вспомните, как называется женская шуба?
Дети: – Ягушка (рассматривают ягушку).
Воспитатель: – Чем отличается ягушка от малицы?
Дети: – Ягушка – женская одежда, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто.
Воспитатель: – Расскажите нам о женском головном уборе.
Дети: – Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, или платок.
Воспитатель: – Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость. Что является гордостью для женщины?
Дети: – Сумочка.
Воспитатель: – Ой, ребята, кто это там возле чума играет! (рассматриваем кукол девочку и мальчика, одетых в национальные костюмы.)
Воспитатель: – Здравствуйте!
Дети: – Ань – торова! (Здравствуйте по-ненецки).
Воспитатель: – Давайте знакомиться.
Девочка: – Меня зовут Нарка.
Воспитатель: – Какое интересное имя, у нас таких имён нет. А что оно означает?
Девочка: – С ненецкого означает “большая, старшая”. А это мой брат.
Мальчик: – Меня зовут Нядма, значит – “помощник”.
Воспитатель: – Ребята, когда вы шли мы слышали какой-то звон. Что это было?
Девочка: – Колокольчики. Мама занята по хозяйству в чуме, поэтому мы гуляем одни. Чтобы мы не потерялись, она пришила нам колокольчики. Они звенят, и мама слышит, где мы находимся.
Воспитатель: – А мы не знаем, как называется такой колокольчик по-ненецки.
Дети (куклы ): – Сингокоться. Мы знаем про него песенку, давайте споём. (Поют песню “Сингокоться”.)
Воспитатель: – Наши ребята знают ненецкого композитора. Как его зовут?
Дети: – Семён Няруй.
Девочка и мальчик: – Ой, ребята, мы хотим подарить игрушки которыми мы играем.
Мальчик: – У нас в тундре нет магазинов, поэтому игрушки мы мастерим своими руками, а родители нам помогают. Они намного прочнее и интереснее. Мальчики играют лодочками, нартами, фигурками оленей.
Девочка: – А девочки играют вот такими куколками. Куклы мы делаем из утиных носиков и шьём одежду такую же, какую носим сами.
Воспитатель: – Спасибо, Нарка и Нядма, за подарки. Мы тоже вам сюрприз приготовили. Мы покажем вам сказку, а пока наши артисты готовятся, послушайте песню в исполнении Семёна Няруя. (Дети слушают песню “Оленёнок”.)
Театрализованная игра с резиновыми игрушками по сказке “Кукушка и гром“
Описание: А вы знаете, ребята, что коренных жителей нашего Крайнего севера называют самоедами, т.е. «сам единый»?
По обычаю этих народов мужчина всегда должен идти впереди женщин и детей, так как в пути могут возникнуть опасности. У каждого члена семьи свои обязанности по дому. например: собирать ягоды — забота детей, любимая ягода ненцев — морошка. Есть у ненцев народная примета: «Если кукушка прилетит раньше, чем грянет первый гром, — будет много ягод.
Воспитатель берет куклы мамы и девочки в национальной ненецкой одежде и выкладывает к настольной панораме-ширме, для сопровождения диалога:
Хомани (девочка в ненецкой одежде): « Мама, а почему так говорят, что если кукушка прилетит раньше первого грома — будет много ягод?»
Мать: Примета есть такая, вот послушай Хомани: «Собрала кукушка осенью полный туесок ягод и спрятала во мху. Прилетела она весной, нашла ягоды и радуется своей запасливости. А тут первый гром грянул. Испугалась кукушка, уронила туесок, ягоды просыпались и раскатились по всей тундре. Много было ягод в тот год. С тех пор так и повелось: успеет первый гром прогреметь раньше прилета кукушки — ягоды в кукушкином туеске останутся, людям не достанутся. а если гром прогремит послу кукушкиного прилета, рассыплет она ягоды по тундре для птиц, людей и зверей».
Воспитатель: Расскажите, ребята с какой приметой вы познакомились? А что обозначает слово «самоед».
Воспитатель: – До свидания, ребята, приходите к нам в гости.
Дети тундры: – Лакомбой! (До свиданья по-ненецки.)
Воспитатель:-Вот и подошло к концу наше путешествие, расскажите ребята, что вы узнали нового и интересного, вам понравилось наше путешествие? Наши новые друзья рассказали мне одну очень интересную ненецкую игру , сейчас мы с вами в неё поиграем.
“Успей поймать! “
Описание: На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.
Правила игры: передавая мяч, игрокам нельзя долго задерживать мяч в руках.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005840
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf