«К истокам родного края» Интегрированная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы |
вс., 27.05.2018 |
Авторы: Жуковская Л. Ш., Охрименко Т. И.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Тюменского муниципального района Боровский детский сад
«Журавушка» общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому направлению развития детей
Интегрированная образовательная деятельность
«К истокам родного края»
с детьми подготовительной группы
Возраст детей – 6 – 7 лет, количество детей в группе – 32 ребёнка, из них – 15 девочек и 17 мальчиков.
Форма образовательной деятельности – путешествие во времени.
Цель: расширить представления детей об истории нашего края в 12 – 13 веках.
Задачи:
- Развивать интерес детей к истории родного края.
- Систематизировать представления детей о том, какие государства были на территории Тюменской области в 12 – 13 веках.
- Учить детей обобщать полученные знания с помощью создания коллективной творческой работы – исторической карты Тюменской области в 12 – 13 веках.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Как жили наши предки», исторических карт Тюменской области, чтение художественной литературы, дидактические игры «Выбери старинное оружие», «Еда наших предков», «Одежда: прошлое и настоящее», просмотр презентаций об истории Тюменского края.
Словарная работа: волжские булгары, гончарное дело, металлургия, Монгольская империя, Сибирское ханство, Чингисхан, Золотая орда, Бухара, Тайбуга, Иртыш, Ишим, летопись.
Совместная работа детей и родителей: посещение исторического интерактивного парка в городе Тюмени, составление альбомов «Старинные кулинарные рецепты», «Одежда людей, живших в 12 – 13 веке», «Оружие татаро – монгол».
Оборудование: мультимедийная установка, мягкие модули, картинки с оружием татаро – монгол, лист ватмана, картинки с изображением людей, живших на территории Тюменской области в 12 – 13 веках, клей – карандаш на каждого ребёнка, влажные салфетки.
Мотивационный этап.
В группу к ребятам приходит историк (воспитатель), создаёт проблемную ситуацию «Мне надо создать историческую карту Тюменской области 12 – 13 веков. А у меня очень мало фактов. Как быть?».
Индивидуальные предложения детей: прочитать в энциклопедии, посмотреть в интернете, построить машину времени и отправиться в прошлое.
Основной этап.
Мальчики из мягких модулей строят машину времени, девочки из бросового материала украшают её. Дети отсчитывают в обратную сторону 10 секунд и попадают в прошлое, где жили волжские булгары. (Слайд №1) Ребят встречает старец, он рассказывает им о том, что здесь живут племена «волжские булгары», рассказывает об их образе жизни. Старец (воспитатель): «Волжские булгары – это осёдлый народ, который занимался земледелием, у них был солнечный календарь. Хорошо были развиты гончарное дело и металлургия. Они держали много скота – овец, коров, лошадей. В пищу булгары употребляли ячменную похлёбку с мясом, просяную кашу, изготовляли сушёный творог (корт), из кобыльего молока - очень полезный для здоровья кумыс. Дома обычно строили в виде шатров, углублённых в землю, а также из срубов. Любили булгары охоту и рыболовство. Особенно выгодна была для них добыча меха пушных зверей- бобров, соболей, белок и других обитателей леса. Этот мех очень дорого ценился на рынках восточных стран. Ребята, чтобы машина времени полетела дальше, попробуйте объяснить, почему племена называются «волжские булгары».
Игра – рассуждение «Объясни название» (индивидуальные ответы детей).
Следующая остановка «Монгольская империя». (Слайд №2) Старец рассказывает о том, что монголы завоевали волжских булгар и создали Монгольскую империю, рассказывает об одежде и оружии монгол. На голове монголы носили характерную шапку из войлока и меха. Основной костюм и легкой, и тяжелой конницы соответствовал повседневной одежде монгольского кочевника — простая тяжелая шуба перехватывалась на поясе ремнем, на котором висела сабля. Кроме нее монгол мог иметь при себе кинжал и топор. Необходимой принадлежностью вооружения были колчан и лук. Добротные и весьма удобные сапоги шились из войлока и кожи.
Под доспехами и шубой была шелковая рубаха, служившая для улавливания стрел, которые пробивали доспехи.
Старец: «Я предлагаю поиграть вам в монгольскую народную игру «Абакле» («Хлопушки» или «Займи город»). Старец рассказывает правила игры, дети вместе со старцем играют в подвижную игру.
Старец: «Ребята, занимаем свои места, мы отправляемся дальше». (Слайд №3). Старец рассказывает детям о Чингисхане, о создании «Золотой орды». Дети рассказывают Старцу о том, что они узнали о Золотой Орде, когда посещали вместе с родителями исторический парк. Старец предлагает детям выбрать картинки с изображением оружия, которое было у воинов Золотой Орды. Старец: «Правильно, ребята, вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше». Следующая остановка «Сибирское ханство». (Слайд №4) Старец рассказывает о создании Сибирского ханства. Сибирское ханство – это государство, которое находилось в Западной Сибири. Оно образовалось после распада Золотой Орды. После того, как Чингисхан завоевал Бухару, Тайбуга выпросил у него для себя удел по рекам Туре, Иртыш и Ишима. Потомки этого Тайбуги продолжали владеть этими землями. Согласно летописи, Тайбуга был ханом небольшого кочевого отряда, который присоединился к войску Чингисхана. Ребята, теперь у вас достаточно фактов, и вы можете отправиться в своё время и помочь историку в создании карты Тюменского края в 12 – 13 веках. Желаю вам успехов. До свидания!»
Рефлексия.
Дети отправляются на машине времени в группу. Вместе с историком дети на листе ватмана из цветных картинок создают историческую карту Тюменского края 12 – 13 веков.
Историк: «Ребята, назовите государства, которые были на территории Тюменской области в 12 – 13 веках. (Индивидуальные ответы детей). А что вам больше всего понравилось в путешествии? (Индивидуальные ответы детей)
Используемая литература:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014.
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. О.В. Дыбина. 2010.
- Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. 2007
- Материалы, исторические документы Тюменского исторического интерактивного парка.
Интернет – ресурсы:
- https://nsportal.ru
- http://www.maam.ru
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf