"Путешествие весеннего ручейка" конспект занятия с детьми старшей группы с ЗПР |
пн., 03.06.2024 |
Составители:
Хоновец Надежда Сергеевна, учитель-логопед
Жилякова Наталья Николаевна, учитель-дефектолог
МАДОУ д/с №87 города Тюмени
Цель занятия: формирование у детей устойчивых представлений о признаках весны, формирование умений использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности.
Коррекционно-образовательные задачи:
-расширять знания детей о признаках ранней весны;
-формировать интерес к окружающему миру природы и познавательную активность;
-побуждать детей отвечать на вопросы, способствовать переходу слов из пассивного словаря в активный;
-формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, геометрических фигурах;
-продолжать учить детей обозначать цифрой количество предметов, определять положение предмета в пространстве;
-развивать умение повторять движения за педагогом.
Коррекционно-развивающие задачи:
-формировать зрительное и слуховое внимание, непроизвольную память, мышление, общую и мелкую моторику, координацию движений;
-формировать умение наблюдать и анализировать.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение к природе;
-создавать положительный эмоциональный фон, ситуацию успеха, воспитывать желание работать дружно, помогать друг другу.
Предварительная работа:
провести беседы о весне, познакомить с ее основными признаками на занятиях по развитию речи и познавательному развитию (формированию целостной картины мира), в индивидуальной работе;
провести экскурсии и наблюдения за изменениями в живой и неживой природе весной;
закрепить полученные знания в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна. Возвращение перелетных птиц»; рассмотреть иллюстрации о весне, о птицах и провести беседы по ним.
Словарная работа:
активизировать словарь: весна, приметы весны: становится тепло, солнце светит и греет, звенит капель, бегут ручьи, появляются цветы, возвращаются перелетные птицы, просыпаются насекомые;
согласовывать имена прилагательные с именами существительными; подбирать антонимы.
Индивидуальная работа:
Активизировать детей с рассеянным и неустойчивым вниманием и слабой слуховой памятью, посредством использования опор-картинок; создать оптимальные условия для формирования потребности в речевом контакте у детей с недостаточной сформированностью речевого общения; предоставить возможность каждому ребенку выполнять задания самостоятельно, при этом оценить правильность его выполнения и возможность самостоятельно исправить ошибки.
Оборудование: аудиозаписи «Звуки журчания ручья», «Голоса птиц», «Цветы распускаются», аудиозапись песни «Ручеек», изображения: времена года, солнце, облака, капли воды разные по величине, комплект зайцев и пеньков разных по величине в количестве 5 штук, числовые карточки – камни с числами от одного до пяти и цифры, кораблики с буквами, обозначающими первые звуки в словах: муравей, жук, шмель, бабочка, стрекоза, изображения указанных насекомых, проталина, дерево, схема скворечника и набор геометрических фигур для его конструирования, птицы: воробей, ворона, голубь, скворец, солнечные зайчики, ручеек – голубая лента.
Раздаточный материал: комплекты капель разных по величине, заготовки из белой бумаги для подснежников, значки-эмблемы с изображением солнечных зайчиков для каждого ребенка.
Ход совместной образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Развитие концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания. Создание положительного эмоционального фона.
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
«Наш календарь»
Развитие логического мышления. Закрепление временных понятий.
-Ребята, сегодня мы поговорим о времени года, которое всем очень нравится. Это время года приходит после зимы. Как оно называется? (Весна.) Какое у нас сейчас время года? (Весна.)
- Ребята, посмотрите, весна спряталась среди других времен года, давайте отыщем ее! (Один ребенок у доски находит изображение весны среди других времен года.)
-Правильно!
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла… (Весна).
II. Основная часть
- Самая главная примета весны – это солнышко. Без него весна не начинается. (На доске изображение солнышка.)
- Солнышко какое? (Желтое, веселое, теплое, ласковое, горячее.)
- Солнце что делает? (Светит, греет.)
-Сильнее стало пригревать солнышко, много снега растаяло, (включается аудиозапись «звуки бегущего ручья»), а что это за звуки? (Бегут ручейки).
-Это родился маленький звонкий ручеек! (На доску выставляется картинка с изображением ручейка.)
-Ах, как прекрасно вокруг! Побегу искать друзей! – прожурчал ручеек, - Хочу узнать много нового и интересного!
-Давайте и мы отправимся с ручейком и узнаем много нового и интересного!
1. Сравнение и уравнивание двух множеств.
-Ручеек заметил, как на пригорке кто-то резвится. (Выставляются изображения пяти зайцев, разных по размеру.)
- Кто это? (Это зайцы.)
-Давайте посчитаем, сколько зайцев на поляне. (Пять)
- Наконец-то закончилась долгая холодная зима и им весело прыгать по пенечкам.
-Давайте посадим каждого зайца на свой пенек, обратите внимание на величину зайцев и пеньков!
-Зайцев пять, а пеньков только четыре. Чего больше, а чего меньше? Как сделать поровну? (Дети уравнивают два множества.)
2. Игровое упражнение «Разбуди медведя»
Развитие восприятия величины и зрительного внимания.
-Побежал наш ручеек дальше и увидел, что кто-то спит под снегом в берлоге. Как вы думаете, кто это? (Медведь.)
-Правильно это медведь. А ручеек решил поиграть с ним и брызнул на него капельками. (На доску выставляются пять капель, разных по величине.)
-Посмотрите внимательно на капли, они разные по размеру. Давайте найдем самую большую и расположим ее первой. Потом каплю поменьше и еще поменьше и самую маленькую. (Один ребенок работает у доски, остальные выполняют задание за столами, дети расставляют капли по величине, слева направо.)
-Медведь проснулся, обрадовался весне, а ручеек побежал дальше.
3.Игра: «Четвертый лишний». (3 зимующие птицы и 1 - перелетная)
Развитие логического мышления
-Ребята, послушайте, кто это подпевает нашему ручейку? (Включается аудиозапись «Голоса птиц».)
-Правильно это поют птицы! (На доску выставляются изображения четырех птиц: воробей, голубь, ворона и скворец.)
-Ребята, посмотрите внимательно на птиц, какая-то из них отличается от остальных. (Дети определяют, что это скворец – перелетная птица и сажают его на дерево.)
4. Конструирование «Скворечник»
Совершенствование навыков конструирования, формирование устойчивых представлений о цвете, геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
-А ручеек тревожится, где же будет жить скворец? (В скворечнике.)
-Не волнуйся ручеек. Наши ребята сейчас быстро смастерят скворечник для скворца. А поможет им схема. (Дети под руководством педагога мастерят скворечник из разноцветных геометрических фигур, опираясь на схему)
5. Упражнение в соотнесении числа с количеством.
-Побежал ручеек дальше. Ой, а на его пути преграда - камни, давайте разберем камни - обозначим число правильной цифрой. (Перед детьми камни с числовыми карточками и цифры. Дети считают круги на камнях и подбирают цифру, соответствующую их количеству.)
Физминутка:
Развитие подвижности, координации речи с движением.
-Мы хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем вместе с ручейком!
(Дети выполняют движения с голубыми ленточками под песню «Ручеек».)
6. Игра: «Подбери пару»
Работа с буквами, развитие фонематического восприятия
- Побежал ручеек дальше и кого же он увидел? (Выставляются изображения насекомых: муравей, бабочка, пчела, стрекоза, жук, кузнечик.)
-Давайте назовем насекомых и познакомим их с ручейком.
-Ручеек решил поиграть с насекомыми и прокатить их на корабликах. А кораблики у ручейка не простые, а с буквами, которые обозначают первые звуки в названиях насекомых. (Выставляются кораблики с буквами.)
-Давайте поможем всем насекомым сесть в свой кораблик.
(Дети поочередно берут насекомых, произносят первый звук в слове и сажают его на кораблик с соответствующей буквой.)
7. Конструирование «На проталине»
-Смотрите, ребята, ручеек привез насекомых на первую проталину (выставляется изображение). Ручеек напоил проталину водой, и на ней появятся первые цветы. Как они называются? (Подснежники.) Давайте поможем им появиться, согреем их своими руками и добрыми словами.
(Включается аудиозапись «Цветы распускаются». Дети под руководством педагога изготовляют подснежники из бумаги и прикрепляют их на «Проталину».)
-Еще больше стало пригревать весеннее солнышко, и показали подснежники свои головки.
III. Итог
- Ой, ребята, пока мы любовались подснежниками мы и не заметили, как наш маленький ручеек поспешил за своими братьями и убежал к большой реке. Спасибо тебе, милый Ручеек! Мы так рады, что ты прибегал к нам! Мы весело поиграли с тобой!
-Ручеек хочет вас отблагодарить. Он заметил, что вы очень добрые, веселые и теплые как солнышко!
Вы девочки и мальчики,
Но есть у вас секрет-
Вы солнечные зайчики –
Вы солнышка привет!
Детям вручаются значки-эмблемы с изображением солнечных зайчиков.
Список источников:
1. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 176с.
Интернет-ресурсы:
1. konspekteka.ru
2. portal2011.com
3. www.maam.ru
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011773, 0011774
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf