"Старые добрые сказки народов России" Технологическая карта занятия в подготовительной группе |
сб., 07.12.2024 |
Составители:
Костерина Дарья Михайловна,
Мец Наталья Михайловна, воспитатели
МАДОУ «Детский сад № 40 - ЦРР» г. Тобольска
1.1. Целевой блок:
Тема занятия: Старые добрые сказки народов России.
Цель занятия: формирование элементарных алгоритмических способностей у детей игровыми средствами, расширение знания детей о сказках народов России (русских и коми – пермяцких).
Планируемые результаты: сформировать у детей умение исполнять многоэтапные последовательности действий (линейный алгоритм) и последовательность действий с условием (разветвлённый алгоритм), составлять алгоритм движения по карте, познакомить с новым алгоритмом действий во время приветствия и прощания, расширить знания детей о сказках народов России (русских и коми – пермяцких), развивать умение сравнивать и анализировать произведения близкие по жанру, развивать умение детей составлять связный рассказ по алгоритму при помощи опорных картинок, вызвать у них интерес к устному творчеству народов России.
1.2. Инструментальный блок:
Задачи:
- познакомить с понятием «алгоритм».
- формировать умение исполнять многоэтапные последовательности действий (линейный алгоритм) и последовательность действий с условием (разветвлённый алгоритм), составлять алгоритм движения по карте.
- закрепить знания о сказке по народным мотивам «Мороз Иванович» и сказке народов коми «Моток пряжи».
- развивать умение сравнивать произведения близкие по жанру.
- развивать связную речь детей в процессе составления алгоритмов сказок.
- познакомить с новым алгоритмом приветствия и прощания.
- формировать умение действовать подгруппой и парами.
- воспитывать уважение и любовь к устному творчеству народов России в диалоге культур (русской и коми-пермяцкой).
Форма занятия: образовательно-игровой квест
Место проведения: группа
Учебно-методическое обеспечение: обложки книг «Сказки бабушки Матрёны. Русские сказки» и «Сказки бабушки Агафьи. Сказки народов коми», пронумерованные листы двух книг по 6 шт. для каждой книги, макеты избы Мороза Ивановича и бабушки Йомы, карточки с цифрами, картинки для составления алгоритмов, две карты с изображением сказок «Мороз Иванович» и «Моток пряжи», магнитные стрелки.
1.3. Организационно-деятельностный блок:
Применяемые технологии: «Алгоритмика», технология «Бабушкины сказки».
Порядок распределения ролей в педагогической команде: роль ведущей – Костерина Дарья Михайловна, роль бабушки Агафьи – Мец Наталья Михайловна.
- Ход занятия
Этап занятия |
Поэтапные задачи |
Виды работы, формы, методы, приемы (по этапам занятия) |
Содержание и деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Планируемый результат |
Контроль результатов деятельности |
Мотивация |
Познакомить с новым алгоритмом действий во время приветствия.
Формировать эмоциональный отклик на игровую ситуацию.
|
Создание проблемной ситуации, необходимо помочь бабушке Агафье собрать все листы в книгах «Сказки бабушки Матрёны. Русские сказки» и «Сказки бабушки Агафьи. Сказки народов коми». |
Ведущий: ребята, а вы умеете знакомиться? Хотите я вас научу. Повторяйте за мной действия. Ко мне руки протяните, Своё имя назовите, Теперь мило улыбнитесь, И со мною обнимитесь! Ребята, вы любите сказки? А за что вы их любите? Я тоже их люблю. Я хотела вам сегодня подарить книги со сказками, когда я выбирала их в магазине, с верхней полки упали две книги «Сказки бабушки Матрёны. Русские сказки» и «Сказки бабушки Агафьи. Сказки народов коми». Народ коми, ребята, живёт на севере России и тоже сочиняет интересные сказки. (показ на карте) Я открыла книги, а там листочков нет, только первые страницы остались, где названия сказок и портрет бабушек Матрёны и Агафьи. Открывает книгу с портретом бабушки Агафьи, звучит волшебная трель и появляется бабушка Агафья. Бабушка Агафья: «Помогите, пожалуйста, найти листы сказок для этих книг. Книги упали и листы разлетелись по разным сказкам, чтобы их найти, нужно найти сказки по цифрам по – порядку и выполнить задания по алгоритму, тогда сказочные герои отдадут вам листы из книг» Ведущий: Ребята поможем найти листочки для книжек? Узнаем, что же за сказки были в этих книгах? |
Дети повторяют алгоритм действий во время приветствия за ведущим.
Дети рассказывают за что они любят сказки.
Дети принимают решение помочь бабушке Агафье собрать листочки для книг. |
Познакомить с новым алгоритмом действий во время приветствия.
Вызвать чувство сострадания и желания помогать. |
Анализ способности детей решить проблемную ситуацию. |
Основная часть |
Познакомить с понятием «алгоритм». |
Показ картинки линейного алгоритма. |
Давайте возьмём книги с собой и будем складывать туда листики. Нам нужно выполнять задания по алгоритму, что же это такое – алгоритм? То есть мы, должны выполнять действия в соответствии с заданиями, друг за другом, чтобы получить точный результат.
|
Дети называют порядок действий алгоритма. |
У детей формируется понимание, что такое «алгоритм». |
Наблюдение за правильностью действий детей. |
|
Закрепить знания о сказке по народным мотивам «Мороз Иванович» и сказке народов коми «Моток пряжи». |
Мини - беседа с детьми. |
Ведущий: Первые странички с цифрой 1 в книгах остались, давайте посмотрим на них и вспомним с чего же начинаются наши сказки?
Бабушка Агафья: В сказке «Мороз Иванович» жили – были какие персонажи? -
А в сказке «Моток пряжи»?
Хорошо, на первом этапе сказки у нас почти одинаковые, первые страницы мы рассмотрели, теперь какую цифру мы сейчас должны найти?
|
Дети называют персонажей сказки «Мороз Иванович»: Рукодельница, Ленивица, отец и мачеха. Называют персонажей сказки «Моток пряжи»: Отец, мачеха, дочка отца и дочка мачехи.
Дети: Цифру 2.
|
Расширить знания детей о сказках народов России (русских и коми – пермяцких) |
Анализ правильности высказываний детей. |
Формировать умение составлять алгоритм движения по карте
Формировать умение действовать подгруппой. |
Дидактическая игра «Построй алгоритм движения на карте» |
Бабушка Агафья читает задание: «Проведите Рукодельницу из сказки «Мороз Иванович» от своего дома до дома Мороза Ивановича, а отцову дочь из сказки «Моток пряжи» от своего дома до дома Бабы Йомы и постройте алгоритм их движения на карте при помощи стрелок, при этом учитывайте, кого повстречали девочки на своем пути в сказках»
|
Дети находят цифру 2 и задание.
Дети сами разделяются на подгруппы и выполняют задание.
|
Сформировать у детей умение составлять алгоритм движения по карте.
Сформировать умение действовать подгруппой. |
Анализ деятельности детей. |
|
|
Развивать умение сравнивать и анализировать произведения близкие по жанру |
Мини -беседа с детьми |
Ведущий: Молодцы! Справились с заданием. Опишите, алгоритм движения девочек, кого девочки встретили на пути, чем различаются эти сказки?
Бабушка Агафья: Правильно. Вот и странички от книги лежат под картой. Давайте положим их в книги.
Ведущий: Ребята, а теперь к какой цифре мы пойдём?
|
Дети: Рукодельница прыгнула в колодец за ведром и встретила печку и яблоню, а отцова дочь упала в реку за мотком пряжи и встретила коня и корову. Дети достают листы сказок по одной штуке и вставляют их в книги.
Дети: к цифре 3.
|
Развивать умение сравнивать и анализировать содержание двух сказок |
Анализ правильности высказываний детей. |
Формировать умение исполнять последовательность действий с условием (разветвлённый алгоритм)
Развивать умение сравнивать и анализировать произведения близкие по жанру. |
Дидактическая игра «Разложи картинки по домикам»
Мини-беседа с детьми |
Бабушка Агафья читает задание: «Разложите картинки по домикам, как помогала Рукодельница Морозу Ивановичу и как помогала отцова дочь Бабе Йоме»
Ведущий: Ребята, расскажите, какую помощь оказывала Рукодельница Морозу Ивановичу и какую помощь оказывала отцова дочь Бабе Йоме? Чем похожи и чем отличаются эти сказки на этом этапе?
|
Дети подходят к цифре 3 и находят задание алгоритма действий.
Дети выбирают картинки и раскладывают их по домикам.
Дети: Похожи тем, что девочки помогали, но по - разному. Рукодельница – взбивала перину, печь истопила, хлеб испекла, бельё заштопала, обед приготовила. Отцова дочь – дров наколола, баню истопила, помыла ящериц, помыла лягушат, помыла жуков.
Дети получают по одному листу каждой сказки, вставляют их в книги.
|
Сформировать умение исполнять последовательность действий с условием (разветвлённый алгоритм)
Развивать умение сравнивать и анализировать содержание двух сказок. |
Наблюдение за работой детей, анализ их деятельности.
Анализ правильности высказываний детей. |
|
|
Формировать умение исполнять многоэтапные последовательности действий (линейный алгоритм) Формировать умение действовать парами.
Развивать умение сравнивать и анализировать произведения близкие по жанру |
Дидактическая игра «Составь из картинок линейный алгоритм»
Мини- беседа с детьми |
Ведущий: Молодцы! К какой цифре мы идём дальше?
Бабушка Агафья читает задание: «Составьте из картинок алгоритмы того, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу, а Баба Йома – отцову дочь».
Ведущий: Расскажите, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу, а Баба Йома – отцову дочь. Чем похожи и чем различаются сказки на этом этапе?
|
Дети: к цифре четыре
Дети подходят к цифре 4 и находят задание.
Дети сами делятся на пары и составляют алгоритмы.
Дети: Похожи тем, что девочек отблагодарили за труд. Разница в подарках. Рукодельница получила ведро с серебряными пятачками и бриллиант, а отцова дочь – голубое лукошко, из которого появился красивый дом. Дети получают листы по одной штуке для каждой сказки, вставляют их в книги.
|
Сформировать умение исполнять многоэтапные последовательности действий (линейный алгоритм) Сформировать умение действовать парами.
Развивать умение сравнивать и анализировать содержание двух сказок. |
Наблюдение за работой детей, анализ их деятельности.
Анализ правильности высказываний детей. |
|
Развивать связную речь детей в процессе составления алгоритмов сказок. Формировать умение действовать подгруппой.
Воспитывать уважение и любовь к устному творчеству народов России в диалоге культур (русской и коми-пермяцкой).
Познакомить с новым алгоритмом прощания.
|
Дидактическая игра «Выложи алгоритм сказки и кратко расскажи её» |
Ведущий: Молодцы! Какая у нас следующая цифра?
Бабушка Агафья читает задание: «Выложите из картинок алгоритм сказок по нумерации страниц и расскажите сказку. Первая команда выкладывает алгоритм сказки "Мороз Иванович», а вторая команда алгоритм сказки «Моток пряжи», для этого вам даётся ещё по 2 листа сказки»
Ведущий: Ребята, скажите, чем похожи эти сказки? Сюжетом. А в чём разница этих сказок? В главных героях……и т.д. Чья сказка «Мороз Иванович?» - русская, а сказка «Моток пряжи?» - народов коми. Как вы думаете, почему эти сказки разных народов России так похожи? ……. Потому, что народы России всегда дружили и рассказывали свои сказки друг другу. Бабушка Агафья: Ребята, я хочу подарить вам эти книги, давайте, прикрепим оставшиеся страницы каждой сказки по – порядку к корешку книг.
Ребята, к сожалению, нам пора прощаться, сейчас я познакомлю вас с алгоритмом прощания, повторяйте за мной:
Очень жаль нам расставаться, Но пришла пора прощаться. Нужно ручкой помахать, Крепко, крепко всех обнять, «До – свидания!» сказать. |
Дети подходят к цифре 5 и находят задание. Дети самостоятельно делятся на команды. Команды детей выкладывают алгоритмы сказок и рассказывают их друг другу.
Дети отвечают на вопросы ведущего.
Дети формируют книги из листов с текстом.
Дети повторяют действия алгоритма прощания. |
Развивать умение детей составлять связный рассказ по алгоритму при помощи опорных картинок. Сформировать умение действовать подгруппой.
Вызвать у детей интерес к устному творчеству народов России.
Восстановление книг с народными сказками.
Познакомить с новым алгоритмом прощания.
|
Анализ деятельности детей. |
Рефлексия |
Подведение итогов, создание атмосферы успеха на фоне положительного результата. |
Обобщающая беседа Ведущего с детьми. |
Ведущий: Ребята, какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями и выполнили алгоритмы всех действий. Кто-нибудь запомнил, что такое алгоритм? Какие алгоритмы мы сегодня использовали? Книги каких сказок мы сегодня с вами восстанавливали? Кто нам помогал сегодня в этом? Что нам помогло добиться результата? |
Дети отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность.
|
Формирование умения детей вести диалог со взрослым и подводить итог деятельности. |
Проверка усвоения материала, оценка проделанной работы. |
- 3. Список литературы, источников, ресурсов в сети Интернет
3.3. Для педагога:
- Пархоменко С., Логика и программирование 6-7 лет. Методическое пособие - г. Москва: Издательство «Банда умников», 2020г.;
- Чумакова А.С., Вавилова М.Е., Сейранова У.Н. Игры и упражнения с программируемым заданием для детей 6-7 лет. Методическое пособие – г. Краснодар: Издательство «Детский сад», 2022г.;
- Хамраева Е.А., Учебное издание развивающего обучения «Бабушкины сказки» - г. Москва: ООО «Просвещение – Союз», 2021г.
3.4. Для родителей:
- Пархоменко С., Логика и программирование 6-7 лет. Тетрадь - г. Москва: Издательство «Банда умников», 2020г.;
- Хамраева Е.А., Комплексный демонстрационный материал «Бабушкины сказки» - г. Москва: ООО «Просвещение – Союз», 2021г.
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0021215, 0021216
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf