"Старые добрые сказки народов России" Технологическая карта занятия в подготовительной группе

  сб., 07.12.2024

Составители:

Костерина Дарья Михайловна,

Мец Наталья Михайловна, воспитатели

МАДОУ «Детский сад № 40 - ЦРР» г. Тобольска

1.1.         Целевой блок:

Тема занятия: Старые добрые сказки народов России.

Цель занятия: формирование элементарных алгоритмических способностей у детей игровыми средствами, расширение знания детей о сказках народов России (русских и коми – пермяцких).

Планируемые результаты: сформировать у детей умение исполнять многоэтапные последовательности действий (линейный алгоритм) и последовательность действий с условием (разветвлённый алгоритм), составлять алгоритм движения по карте, познакомить с новым алгоритмом действий во время приветствия и прощания, расширить знания детей о сказках народов России (русских и коми – пермяцких), развивать умение сравнивать и анализировать  произведения близкие по жанру, развивать умение детей составлять связный рассказ по алгоритму при помощи опорных картинок, вызвать у них интерес к устному творчеству народов России.

1.2.         Инструментальный блок:

Задачи:

- познакомить с понятием «алгоритм».

- формировать умение исполнять многоэтапные последовательности действий (линейный алгоритм) и последовательность действий с условием (разветвлённый алгоритм), составлять алгоритм движения по карте.

- закрепить знания о сказке по народным мотивам «Мороз Иванович» и сказке народов коми «Моток пряжи».

- развивать умение сравнивать произведения близкие по жанру.

- развивать связную речь детей в процессе составления алгоритмов сказок.

- познакомить с новым алгоритмом приветствия и прощания.

- формировать умение действовать подгруппой и парами.

- воспитывать уважение и любовь к устному творчеству народов России в диалоге культур (русской и коми-пермяцкой).

Форма занятия: образовательно-игровой квест

Место проведения: группа

Учебно-методическое обеспечение: обложки книг «Сказки бабушки Матрёны. Русские сказки» и «Сказки бабушки Агафьи. Сказки народов коми», пронумерованные листы двух книг по 6 шт. для каждой книги, макеты избы Мороза Ивановича и бабушки Йомы, карточки с цифрами, картинки для составления алгоритмов, две карты с изображением сказок «Мороз Иванович» и «Моток пряжи», магнитные стрелки.

1.3.         Организационно-деятельностный блок:

Применяемые технологии: «Алгоритмика», технология «Бабушкины сказки».

Порядок распределения ролей в педагогической команде: роль ведущей – Костерина Дарья Михайловна, роль бабушки Агафьи – Мец Наталья Михайловна.

  1.  Ход занятия

Этап занятия

Поэтапные задачи

Виды работы, формы, методы, приемы (по этапам занятия)

Содержание и деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

Контроль результатов деятельности

Мотивация

Познакомить с новым алгоритмом действий во время приветствия.

 

Формировать эмоциональный отклик на игровую ситуацию.

 

Создание проблемной ситуации, необходимо помочь бабушке Агафье собрать все листы в книгах «Сказки бабушки Матрёны. Русские сказки» и «Сказки бабушки Агафьи. Сказки народов коми».

Ведущий: ребята, а вы умеете знакомиться? Хотите я вас научу. Повторяйте за мной действия.

Ко мне руки протяните,

Своё имя назовите,

Теперь мило улыбнитесь,

И со мною обнимитесь!

Ребята, вы любите сказки? А за что вы их любите?

Я тоже их люблю. Я хотела вам сегодня подарить книги со сказками, когда я выбирала их в магазине, с верхней полки упали две книги «Сказки бабушки Матрёны. Русские сказки» и «Сказки бабушки Агафьи. Сказки народов коми». Народ коми, ребята, живёт на севере России и тоже сочиняет интересные сказки. (показ на карте)

Я открыла книги, а там листочков нет, только первые страницы остались, где названия сказок и портрет бабушек Матрёны и Агафьи.

Открывает книгу с портретом бабушки Агафьи, звучит волшебная трель и появляется бабушка Агафья.

Бабушка Агафья:

«Помогите, пожалуйста, найти листы сказок для этих книг. Книги упали и листы разлетелись по разным сказкам, чтобы их найти, нужно найти сказки по цифрам по – порядку и выполнить задания по алгоритму, тогда сказочные герои отдадут вам листы из книг»

Ведущий: Ребята поможем найти листочки для книжек? Узнаем, что же за сказки были в этих книгах?

 

 

 

Дети повторяют алгоритм действий во время приветствия за ведущим.

 

 

 

 

Дети рассказывают за что они любят сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети принимают решение помочь бабушке Агафье собрать листочки для книг.

Познакомить с новым алгоритмом действий во время приветствия.

 

 

 

 

 

 

Вызвать чувство сострадания и желания помогать.

Анализ способности детей решить проблемную ситуацию.

Основная часть

Познакомить с понятием «алгоритм».

Показ картинки линейного алгоритма.

Давайте возьмём книги с собой и будем складывать туда листики. Нам нужно выполнять задания по алгоритму, что же это такое – алгоритм? То есть мы, должны выполнять действия в соответствии с заданиями, друг за другом, чтобы получить точный результат.

 

Дети называют порядок действий алгоритма.

У детей формируется понимание, что такое «алгоритм».

Наблюдение за правильностью действий детей.

 

Закрепить знания о сказке по народным мотивам «Мороз Иванович» и сказке народов коми «Моток пряжи».

Мини - беседа с детьми. 

Ведущий:

Первые странички с цифрой 1 в книгах остались, давайте посмотрим на них и вспомним с чего же начинаются наши сказки?

 

Бабушка Агафья:

  В сказке «Мороз Иванович» жили – были какие персонажи?  -

 

 

А в сказке «Моток пряжи»?

 

 

 

 

Хорошо, на первом этапе сказки у нас почти одинаковые, первые страницы мы рассмотрели, теперь какую цифру мы сейчас должны найти?

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют персонажей сказки «Мороз Иванович»: Рукодельница, Ленивица, отец и мачеха.

Называют персонажей сказки «Моток пряжи»: Отец, мачеха, дочка отца и дочка мачехи.

 

 

 

 

 

Дети: Цифру 2.

 

Расширить знания детей о сказках народов России (русских и коми – пермяцких)

Анализ правильности высказываний детей.

Формировать умение составлять алгоритм движения по карте

 

Формировать умение действовать подгруппой.

Дидактическая игра «Построй алгоритм движения на карте»

Бабушка Агафья читает задание:

 «Проведите Рукодельницу из сказки «Мороз Иванович» от своего дома до дома Мороза Ивановича, а отцову дочь из сказки «Моток пряжи» от своего дома до дома Бабы Йомы и постройте алгоритм их движения на карте при помощи стрелок, при этом учитывайте, кого повстречали девочки на своем пути в сказках»

 

Дети находят цифру 2 и задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети сами разделяются на подгруппы и выполняют задание.

 

Сформировать у детей умение составлять алгоритм движения по карте.

 

 

 

 

Сформировать умение действовать подгруппой.

Анализ деятельности детей.

 

 

 

 

 

Развивать умение сравнивать и анализировать произведения близкие по жанру

Мини -беседа с детьми

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием. Опишите, алгоритм движения девочек, кого девочки встретили на пути, чем различаются эти сказки?

 

 

 

Бабушка Агафья: Правильно. Вот и странички от книги лежат под картой. Давайте положим их в книги.

 

Ведущий: Ребята, а теперь к какой цифре мы пойдём?

 

Дети:

Рукодельница прыгнула в колодец за ведром и встретила печку и яблоню, а отцова дочь упала в реку за мотком пряжи и встретила коня и корову.

Дети достают листы сказок по одной штуке и вставляют их в книги.

 

 

Дети: к цифре 3.

 

Развивать умение сравнивать и анализировать содержание двух сказок

Анализ правильности высказываний детей.

Формировать умение исполнять последовательность действий с условием (разветвлённый алгоритм)

 

 

Развивать умение сравнивать и анализировать произведения близкие по жанру.

Дидактическая игра «Разложи картинки по домикам»

 

 

 

 

 

 

Мини-беседа с детьми

Бабушка Агафья читает задание:

«Разложите картинки по домикам, как помогала Рукодельница Морозу Ивановичу и как помогала отцова дочь Бабе Йоме»

 

 

 

Ведущий: Ребята, расскажите, какую помощь оказывала Рукодельница Морозу Ивановичу и какую помощь оказывала отцова дочь Бабе Йоме? Чем похожи и чем отличаются эти сказки на этом этапе?

 

 

Дети подходят к цифре 3 и находят задание алгоритма действий.

 

Дети выбирают картинки и раскладывают их по домикам.

 

Дети: Похожи тем, что девочки помогали, но по - разному. Рукодельница – взбивала перину, печь истопила, хлеб испекла, бельё заштопала, обед приготовила. Отцова дочь – дров наколола, баню истопила, помыла ящериц, помыла лягушат, помыла жуков.

 

Дети получают по одному листу каждой сказки, вставляют их в книги.

 

Сформировать умение исполнять последовательность действий с условием (разветвлённый алгоритм)

 

 

Развивать умение сравнивать и анализировать содержание двух сказок.

Наблюдение за работой детей, анализ их деятельности.

 

 

 

 

 

Анализ правильности высказываний детей.

 

Формировать умение исполнять многоэтапные последовательности действий (линейный алгоритм)

Формировать умение действовать парами.

 

Развивать умение сравнивать и анализировать произведения близкие по жанру

Дидактическая игра «Составь из картинок линейный алгоритм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мини- беседа с детьми

Ведущий: Молодцы! К какой цифре мы идём дальше?

 

 

 

Бабушка Агафья читает задание: «Составьте из картинок алгоритмы того, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу, а Баба Йома – отцову дочь».

 

 

Ведущий: Расскажите, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу, а Баба Йома – отцову дочь. Чем похожи и чем различаются сказки на этом этапе?

 

 

 

Дети: к цифре четыре

 

Дети подходят к цифре 4 и находят задание.

 

Дети сами делятся на пары и составляют алгоритмы.

 

 

 

Дети: Похожи тем, что девочек отблагодарили за труд. Разница в подарках. Рукодельница получила ведро с серебряными пятачками и бриллиант, а отцова дочь – голубое лукошко, из которого появился красивый дом.

Дети получают листы по одной штуке для каждой сказки, вставляют их в книги.

 

Сформировать умение исполнять

многоэтапные последовательности действий (линейный алгоритм)

Сформировать умение действовать парами.

 

Развивать умение сравнивать и анализировать содержание двух сказок.

Наблюдение за работой детей, анализ их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ правильности высказываний детей.

 

Развивать связную речь детей в процессе составления алгоритмов сказок.

Формировать умение действовать подгруппой.

 

 

 

 

 

Воспитывать уважение и любовь к устному творчеству народов России в диалоге культур (русской и коми-пермяцкой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить с новым алгоритмом прощания.

 

Дидактическая игра «Выложи алгоритм сказки и кратко расскажи её»

Ведущий: Молодцы! Какая у нас следующая цифра?

 

Бабушка Агафья читает задание: «Выложите из картинок алгоритм сказок по нумерации страниц и расскажите сказку. Первая команда выкладывает алгоритм сказки "Мороз Иванович», а вторая команда алгоритм сказки «Моток пряжи», для этого вам даётся ещё по 2 листа сказки»

 

Ведущий: Ребята, скажите, чем похожи эти сказки? Сюжетом. А в чём разница этих сказок? В главных героях……и т.д. Чья сказка «Мороз Иванович?» - русская, а сказка «Моток пряжи?» - народов коми. Как вы думаете, почему эти сказки разных народов России так похожи? ……. Потому, что народы России всегда дружили и рассказывали свои сказки друг другу.

Бабушка Агафья: Ребята, я хочу подарить вам эти книги, давайте, прикрепим оставшиеся страницы каждой сказки по – порядку к корешку книг.

 

Ребята, к сожалению, нам пора прощаться, сейчас я познакомлю вас с алгоритмом прощания, повторяйте за мной:

 

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Нужно ручкой помахать,

Крепко, крепко всех обнять,

«До – свидания!» сказать.

Дети подходят к цифре 5 и находят задание.

Дети самостоятельно делятся на команды. Команды детей выкладывают алгоритмы сказок и рассказывают их друг другу.

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы ведущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети формируют книги из листов с текстом.

 

 

 

 

Дети повторяют действия алгоритма прощания.

Развивать умение детей составлять связный рассказ по алгоритму при помощи опорных картинок.

Сформировать умение действовать подгруппой.

 

 

 

Вызвать у детей интерес к устному творчеству народов России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановление книг с народными сказками.

 

 

 

Познакомить с новым алгоритмом прощания.

 

Анализ деятельности детей.

Рефлексия

Подведение итогов, создание атмосферы успеха на фоне положительного результата.

Обобщающая беседа Ведущего с детьми.

Ведущий: Ребята, какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями и выполнили алгоритмы всех действий.

Кто-нибудь запомнил, что такое алгоритм?

Какие алгоритмы мы сегодня использовали? Книги каких сказок мы сегодня с вами восстанавливали?

Кто нам помогал сегодня в этом?

Что нам помогло добиться результата?

Дети отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность.

 

 

 

 

 

Формирование умения детей вести диалог со взрослым и подводить итог деятельности.

Проверка усвоения материала, оценка проделанной работы.

  1. 3.        Список литературы, источников, ресурсов в сети Интернет

3.3. Для педагога:

      - Пархоменко С., Логика и программирование 6-7 лет. Методическое пособие - г. Москва: Издательство «Банда умников», 2020г.;

      - Чумакова А.С., Вавилова М.Е., Сейранова У.Н. Игры и упражнения с программируемым заданием для детей 6-7 лет. Методическое пособие – г. Краснодар: Издательство «Детский сад», 2022г.;

      - Хамраева Е.А., Учебное издание развивающего обучения «Бабушкины сказки» - г. Москва: ООО «Просвещение – Союз», 2021г.

3.4. Для родителей:

      - Пархоменко С., Логика и программирование 6-7 лет. Тетрадь - г. Москва: Издательство «Банда умников», 2020г.;

      - Хамраева Е.А., Комплексный демонстрационный материал «Бабушкины сказки» - г. Москва: ООО «Просвещение – Союз», 2021г.

Свидетельство о публикации в СМИ Серия А  № 0021215, 0021216

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 106
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.