Путешествие в весенний лес с Красной Шапочкой |
ср., 21.08.2024 |
Подготовила:
Березкина Наталья Валерьевна
учитель – логопед
МАДОУ детский сад № 162 города Тюмени
Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя – логопеда и музыкального руководителя по развитию речи для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи по теме:
«Путешествие в весенний лес с Красной Шапочкой»
Цель:
- систематизировать и углубить знания детей по теме «Дикие животные наших лесов».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных;
- учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;
- закреплять умение обобщать группу диких животных;
- закреплять умение подбирать слова - признаки к животным;
- закрепление навыка словоизменения, словообразования;
- закреплять умение самостоятельно определять значение предлога;
- закрепление умения составлять предложения с заданными словами по предложенной схеме;
- закреплять умение согласовывать существительные в роде и числе с числительными;
- расширить и активизировать словарь по теме
- развитие связной речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мыслительную деятельность, внимание, память;
- развитие артикуляции (совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата);
- развивать навыки речи детей с движением;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать плавность речевого выдоха;
- развивать творческую активность;
- развивать музыкальные способности детей.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей;
- воспитывать у детей гуманное, бережное отношение к животным;
- развивать любознательность, взаимопомощь.
Оборудование:
1 Ноутбук.
2. Костюм Красной Шапочки.
3. Мяч.
4. Предметные картинки диких животных и их детенышей.
6. Картинка для игры «Чья морда, чей хвост»?
7. Сигнальные карточки.
8. Ритмические палочки.
9. Карточки и маркеры для игры «Кто - где живет».
I. Орг. момент
Музыкальный руководитель встречает детей.
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Приглашаю вас играть и приветствие сказать.
-Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй, небо голубое!
- Здравствуй, легкий ветерок!
- Здравствуй, милый мой дружок!
- Здравствуй, весь волшебный лес
-Полон сказок и чудес!
Муз. руководитель: Ребята, может и нас с вами ждут чудеса в лесу? Вы хотели бы туда отправиться?
Дети: Да!
Муз. руководитель: Тогда в дорогу! Помогут нам волшебные палочки- стучалочки
«Игра с ритмическими палочками»
(Музыка «Ах вы, сени»)
1.Все мы палочки возьмём и стучать на них начнём,
Раз, два, три, раз, два, три, вместе дружно повтори.
2. Продолжаем мы играть и на палочках стучать,
Ты иди, иди, иди, в лес волшебный попади!
(Стучат 12…..123)
Муз. руководитель: Игру продолжай и из палочек тропинку составляй….
(Делают тропинку)
Муз. руководитель: Мы сейчас по ней пойдём, в лес волшебный попадём…
На экране появляется изображение леса (слайд 1).
II. Встреча с Красной Шапочкой
Логопед одет в костюм Красной Шапочки.
Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, кого мы встретили?
Дети: Красную Шапочку.
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята, как я рада, что мы с Вами встретились. Я иду к бабушке. Заигралась я в лесу и растеряла все угощенья для бабушки. Помогите мне их найти. Для этого нам нужно пройти по тропинке, выполнить задания и собрать угощенья.
Муз. руководитель: Желаю Вам я не скучать, Красной Шапочке помогать!
Красная Шапочка: Может нам солнышко подскажет, где найти угощенье, но что-то пасмурно в лесу с утра (включить слайд 2), давайте солнышко позовем!
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой «Солнышко, солнышко, выходи…»
На экране появляется презентация «Солнышко выходи», звучит музыка. Дети повторяют артикуляционную гимнастику с движениями рук за Красной Шапочкой.
1. Динамическое упражнение: «Заборчик-Трубочка».
-улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении;
-сомкнутые губки вытянуть вперед и удерживать в таком положении. Чередовать движения "заборчик-трубочка" под музыку. Повторить 5-6 раз. Одновременно с движениями языка чередовать движения руками: кулаки сжаты, затем ладони распрямить.
2. Динамическое упражнение: «Качели».
Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Одновременно с движениями языка совершать движения вверх-вниз выпрямленными кистями рук.
Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
3. Статическое упражнение: «Лопатка».
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Одновременно удерживаем руки с раскрытыми ладонями перед собой.
4. Статическое упражнение: «Грибок».
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение. Показать руками «грибок»: одну руку в кулак другую прямую ладонь сверху.
5. Динамическое упражнение: «Оближем губки».
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу, движения совершать по часовой стрелке, затем, в обратную сторону. Одновременно с движениями языка совершаем круговые движения указательными пальцами обеих рук, в одну и в другую сторону.
6. Динамическое упражнение: «Лошадка».
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Одновременно с движениями языка – щелчки пальцами.
7. Статическое упражнение: «Чашечка».
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Одновременно с движением языка показать «чашечку» из ладоней.
8. Динамическое упражнение: «Маляр».
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка поочередно щеки, делая движения языком вверх-вниз, меняя направления. Затем круговые движения языка внутри губ, с закрытым ртом. Одновременно с движениями языка поочередно сгибаем указательные пальцы рук. Затем круговые движения указательными пальцами обеих рук одновременно с движениями языка.
Красная Шапочка: (слайд 3) Ребята, молодцы, разбудили солнышко! Посмотрите, что это? (Находят баночку варенья).
Дети: Баночка варенья для бабушки!
Красная Шапочка кладет варенье в корзинку. Идут дальше по тропинке.
Красная Шапочка: Ребята, посмотрите, какая елочка красивая, а под елочкой шишки лежат. Эти шишки не простые, а с загадками. Ты шишку возьми и отгадку назови.
Дети по очереди дают Красной Шапочке шишки, она читает загадки.
III. Загадки о животных. Игра «Чья, чей, чьи»
Первая загадка.
Красная Шапочка:
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Шелушит орехи мелко,
Ну, конечно, это …
Дети: Белка.
Слайд 4 появляется изображение белки на экране.
Красная Шапочка: Ребята, у белки, чья морда? (слайд 5)
Дети: У белки беличья морда.
Красная Шапочка: У белки, чей хвост?
Дети: У белки беличий хвост.
Красная Шапочка: Давайте следующую загадку отгадаем.
Красная Шапочка:
В лесу живёт плутовка,
Хитры её глаза,
А цветом, как морковка,
пушистая…
Дети: Лиса.
Слайд 6 появляется изображение лисы.
Красная Шапочка: У лисы, чьи уши? (слайд7)
Дети: У лисы лисьи уши.
Красная Шапочка: У лисы, чей нос?
Дети: У лисы лисий нос.
Красная Шапочка хвалит детей. Читает третью загадку.
Красная Шапочка:
Не барашек, и не кот,
Носит шубу круглый год,
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
Дети: Заяц.
Слайд 8 появляется изображение зайца.
Красная Шапочка: у зайца, чьи уши? (слайд 9)
Дети: у зайца заячьи уши.
Красная Шапочка: у зайца, чей хвост?
Дети: У зайца заячий хвост.
Красная Шапочка читает четвертую загадку.
Красная Шапочка:
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех…
Дети: Волк.
Слайд 10 появляется изображение волка.
-Красная Шапочка: Ребята, у волка, чья морда? (слайд 11)
Дети: У волка волчья морда.
Красная Шапочка: У волка, чьи лапы?
Дети: У волка волчьи лапы.
Красная Шапочка: Молодцы, ребята, у нас осталось две загадки.
Красная Шапочка читает пятую загадку.
Красная Шапочка:
Бурый, косолапый,
По лесу бредет,
Любит он малину
И душистый мед
Дети: Медведь.
Слайд 12 появляется изображение медведя.
Красная Шапочка: У медведя, чья морда? (слайд 13)
Дети: У медведя медвежья морда.
Красная Шапочка: У медведя, чей след?
Дети: У медведя медвежий след.
Красная Шапочка: У нас осталась последняя загадка.
Клубок смешной, колючий,
Живет в лесу густом,
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Дети: Ёж.
Слайд 14 появляется изображение ежа.
Красная Шапочка: У ежа, чья морда? (слайд 15)
Дети: У ежа ежиная морда.
Красная Шапочка: У ежа, чьи лапы?
Дети: У ежа ежиные лапы.
Слайд 16 появляются одновременно все 6 животных.
Красная Шапочка: Как, одним словом можно назвать этих животных?
Дети: Дикие животные.
Красная Шапочка: Правильно, ребята, дикие животные. Как много в лесу диких животных и многие из них уже проснулись. Посмотрите, вот и следующее угощенье для бабушки. Что мы нашли?
Находят под елкой баночку меда, кладут в корзинку.
Слайд 17 включен до конца занятия
Дети: мы нашли баночку меда.
Красная Шапочка с детьми идет дальше по дороге, а там лежит мяч.
Красная Шапочка: Кто – то с мячиком играл, и его здесь потерял. Давайте и мы поиграем с мячом.
IV. Музыкальная игра с мячом «Скажи, какой, какая»
Красная Шапочка: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Скажи, какой, какая». Сейчас будет звучать музыка. Пока она звучит, вы передаете друг другу мяч. Когда музыка остановится, у кого в руках окажется мяч, должен подобрать три наиболее точных определения к животному, которое я назову.
Красная Шапочка: Мяч передавай
Веселей играй!
Звучит музыка, дети передают друг другу мяч. Как только музыка остановилась, Красная Шапочка спрашивает:
Красная Шапочка: Медведь, какой?
Дети: Косолапый, сильный, большой.
Красная Шапочка:
Мяч передавай
Веселей играй!
Красная Шапочка: Волк, какой?
Дети: Злой, серый, голодный.
Красная Шапочка:
Мяч передавай
Веселей играй!
Красная Шапочка: Лиса, какая?
Дети: Хитрая, умная, проворная.
Красная Шапочка:
Мяч передавай
Веселей играй!
Красная Шапочка: Белка, какая?
Дети: Быстрая, запасливая, трудолюбивая.
Красная Шапочка:
Мяч передавай
Веселей играй!
Красная Шапочка: Заяц, какой?
Дети: Трусливый, пугливый, белый.
Красная Шапочка:
Мяч передавай
Веселей играй!
Красная Шапочка: Ёж, какой?
Дети: Колючий, серый, пугливый.
Красная Шапочка: Молодцы, справились! Ребята, посмотрите, мы нашли следующее угощенье - чай для бабушки. Скорее забирайте и кладите ко мне в корзинку. Ну, что же дальше в путь! Посмотрите, какая замечательная полянка, может здесь нас ждет что – то интересное…
V. Музыкальная физ.минутка «Кто на поляне»
Дети с музыкальным руководителем поют песню «По полянке мы идем…». Красная Шапочка ходит вместе с детьми.
Муз. руководитель:
- По полянке мы идем,
Песню весело поем.
Ты внимательней смотри
Красная Шапочка: И зайчонка отыщи (Красная Шапочка показывает сигнальную карточку).
Красная Шапочка: Где нужно отыскать зайчонка?
Дети: Зайчонка нужно отыскать на пеньке.
Дети ищут зайчонка, один ребенок находит и берет его в руки.
Муз. руководитель:
- По полянке мы идем,
Песню весело поем.
Ты внимательней смотри
Красная Шапочка: И бельчонка отыщи (Красная Шапочка показывает сигнальную карточку).
Красная Шапочка: Где нужно отыскать бельчонка?
Дети: Бельчонка нужно отыскать под елкой с шишками.
Ребенок ищет и берет бельчонка в руки.
Муз. руководитель:
- По полянке мы идем,
Песню весело поем.
Ты внимательней смотри
Красная Шапочка: И лисенка отыщи (Красная Шапочка показывает сигнальную карточку).
Красная Шапочка: Где нужно отыскать лисенка?
Дети: Лисенка нужно отыскать около грибной полянки.
Ребенок ищет и берет лисенка в руки.
Муз. руководитель:
- По полянке мы идем,
Песню весело поем.
Ты внимательней смотри
Красная Шапочка: И волчонка отыщи (Красная Шапочка показывает сигнальную карточку).
Красная Шапочка: Где нужно отыскать волчонка?
Дети: Волчонка нужно отыскать за березой.
Ребенок ищет и берет волчонка в руки.
Муз. руководитель:
- По полянке мы идем,
Песню весело поем.
Ты внимательней смотри
Красная Шапочка: Медвежонка отыщи (Красная Шапочка показывает сигнальную карточку).
Красная Шапочка: Где нужно отыскать медвежонка?
Дети: Медвежонка нужно отыскать перед елкой.
Ребенок ищет и берет медвежонка в руки.
Муз. руководитель:
- По полянке мы идем,
Песню весело поем.
Ты внимательней смотри
Красная Шапочка: И ежонка отыщи (Красная Шапочка показывает сигнальную карточку).
Красная Шапочка: Где нужно отыскать ежонка?
Дети: Ежонка нужно отыскать в цветах.
Ребенок ищет и берет медвежонка в руки.
Красная Шапочка: Ребята, скажите, а разве можно детям гулять одним в лесу?
Дети: Нет, нужно гулять только с родителями.
Красная Шапочка: Тогда давайте скорее, вернем малышей их мамам. Но сначала возьмем угощение для бабушки за выполненное задание. Что это у нас?
Дети находят яблоко.
Дети: Это яблоко!
VI. Игра «Чьи мамы, чьи детки»
Дети с Красной Шапочкой подходят к магнитной доске. На доске картинки лиса и лисицы, волка и волчицы, медведя и медведицы, зайца и зайчихи, ежа и ежихи.
Красная Шапочка: Ребята, у лисы, кто? Называем полным ответом
Дети: У лисы - лисята.
Красная Шапочка: Посчитаем, сколько детёнышей в семье.
Дети: Один лисенок, два лисенка, три лисёнка, четыре лисенка, пять лисят.
Красная Шапочка: Чья это семья?
Дети: Лисья.
Красная Шапочка: Назовем лисью семью:
Дети: Папа – лис, мама – лисица, детеныш – лисенок.
Красная Шапочка: Ребята, у волчицы, кто?
Дети: У волчицы - волчата.
Красная шапочка: Посчитаем, сколько детенышей в семье?
Дети: Один волчонок, два волчонка, три волчонка.
Красная Шапочка: Чья это семья?
Дети: Волчья.
Красная Шапочка: Назовем волчью семью.
Дети: Папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок.
Красная Шапочка: Ребята, у медведицы, кто?
Дети: У медведицы - медвежата.
Красная Шапочка: Посчитаем, сколько детенышей в медвежьей семье?
Дети: Один медвежонок, два медвежонка.
Красная Шапочка: Чья это семья?
Дети: Медвежья.
Красная Шапочка: Назовем медвежью семью.
Дети: Папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок.
Красная Шапочка: Ребята, у зайчихи, кто?
Дети: У зайчихи - зайчата.
Красная Шапочка: Посчитаем, сколько детенышей в семье?
Дети: Один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка.
Красная Шапочка: Чья это семья?
Дети: Заячья.
Красная Шапочка: Назовем заячью семью.
Дети: Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш зайчонок.
Красная Шапочка: Ребята, у ежихи, кто?
Дети: У ежихи - ежата.
Красная Шапочка: Посчитаем, сколько детенышей в семье?
Дети: Один ежонок, два ежонка
Красная Шапочка: А чья это семья?
Дети: Ежиная
Красная Шапочка: Назовем ежиную семью.
Дети: Папа – еж, мама – ежиха, детеныш – ежонок.
Красная Шапочка: Ребята, у белки, кто?
Дети: У белки - бельчата.
Красная Шапочка: Посчитаем, сколько детенышей в семье?
Дети: Один бельчонок, два бельчонка.
Красная Шапочка: А чья это семья?
Дети: Беличья.
Красная Шапочка: Назовем беличью семью.
Дети: папа – самец белки, мама – белка, детеныш – бельчонок.
Красная Шапочка: Молодцы, вернули детенышей их мамам. Ребята, задание вы выполнили, найдем следующее угощенье. Что это?
Дети находят конфету.
Дети: Это конфета!
Красная Шапочка: У нас осталось последнее задание, и все угощенья для бабушки будут собраны. Идемте дальше по тропинке.
Дети подходят к столу, где лежат индивидуальные карточки с заданием.
VII. Игра «Кто где живет»
Красная Шапочка: Ребята, сейчас Вам нужно найти на карточках, где, чей дом и соединить изображение животного и его жилищем. А потом мы проверим, как вы справились с заданием.
Красная Шапочка: Где живет еж?
Дети: Еж живет в норе.
Красная Шапочка: Где живет медведь?
Дети: Медведь живет в берлоге.
Красная Шапочка: Где живет лиса?
Дети: Лиса живет в норе.
Красная Шапочка: Ребята, а, где живет заяц?
Дети: У зайца жилища нет, он прячется под кустом.
Красная Шапочка: Как вы считаете, где создаёт свое жилище волк?
Дети: Волк живет в логове.
Красная Шапочка: Где живет белка?
Дети: Белка живет в дупле.
Красная Шапочка: А теперь обменяйтесь карточками и проверьте, друг у друга правильно соединили животного с его жилищем или нет.
Дети проверяют карточки.
Красная Шапочка: Молодцы, ребята. Это было последнее задание, найдем угощенье. Что мы нашли?
Дети находят пирожки.
Дети: Мы нашли пирожки.
Рефлексия
Красная Шапочка: Ребята, какие Вы все молодцы и как много знаете о диких животных. Спасибо, что помогли мне найти все угощенья для моей бабушки. Скажите, Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей). Какие задания вызвали трудность? (Ответы детей). Наше путешествие подошло к концу.
Муз. руководитель: Спасибо, Красная Шапочка, за интересное путешествие.
Красная Шапочка: Я с вами прощаюсь, мне уже пора. До свидания, ребята!
Муз. руководитель:
По тропиночке пойдем
В детский сад мы попадем.
До свидания, ребята!
Список используемой литературы, интернет-ресурсы
1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.
2. Игры в логопедической работе с детьми/ Под ред. В.И. Селиверстова – М., 1981.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб., 2001.
4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб., 2001.
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи (воспитание и обучение) / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М., 2000.
6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М., 1987.
7.Минусовка «Ах вы, сени» https://bambuzika.pro/search/ах%20вы%20сени%20минус
8. https://studopedia.ru/7_20094_zagadki.html
9. YouTube «Солнышко, солнышко, выходи 2. Музыкальный клип для малышей/ Sun song. Наше всё!»
10.https://infourok.ru/konspekt-podgruppovogo-zanyatiya-po-formirovaniyu-leksikogrammaticheskih-kategoriy-dlya-detey-s-onr-urovnya-v-starshey-logopedic-3188330.html
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011920
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf