«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» ОД в средней группе |
вс., 06.03.2022 |
Автор:
Дружинина Марина Анатольевна
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №40 – ЦРР г.Тобольска
Интеграция: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, музыкальное, физическое развитие.
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Образовательные задачи:
* продолжать знакомить детей с бытом русского народа;
* формировать образную речь: знакомство со значением существительных «изба», «сундук», «печка», «корзинка», обогащение словаря прилагательными «озорной», «игривый», «ласковый».
Развивающая задача:
*развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям народного искусства.
Воспитательная задача:
* воспитывать гостеприимство, доброту.
Оборудование:
- для украшения группы под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки), лавочки, половики, сундук;
- народный костюм «Хозяюшки» для ведущей;
- атрибуты «Кот» и «Мыши» для подвижной игры «Мыши в кладовой»;
- аудиозапись с русскими народными песнями и плясками.
- Колобок (ребенок подготовительной группы).
Предварительная работа: рассматривали иллюстрации с изображением быта русского народа, была проведена беседа по теме: «Так жили наши предки», играли в подвижную игру «Кот и мыши», учили потешки «Как у нашего кота», «Кот на печку пошёл», «Киска, брысь», посмотрели видео слайды «В русской избе»
Методические приёмы:
*игровой (использование сюрпризного момента: переодевание педагога в «Хозяюшку»);
* наглядный (декорации: русская изба, печка, сундук, посуда, корзинка);
* словесный (наводящие вопросы, индивидуальные и хоровые ответы детей, загадки);
* поощрение детей.
Ход занятия:
Воспитатель в русском костюме встречает детей у дверей «Избы»
- День добрый, детушки-касатушки!
Дети: - Здравствуй, хозяюшка!
Воспитатель: - Проходите, не стесняйтесь, по-удобней располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Много у меня ребят и для каждого ласковое слово найдется:
Наши деточки в дому, что оладушки в меду.
Что оладушки в меду, Сладки яблочки в саду
Воспитатель: - Живу я в этой избе со своими друзьями. С одним из них вы уже знакомы.Послушайте загадку и отгадайте кто это
Он очень ласковый и чистый, лапкой моется пушистой.
Если пустит кокти в ход – страшный зверь домашний….( Кот)
Воспитатель: -Помните, как зовут моего кота?
Дети:- Васька!
Воспитатель:- Васька мой такой шалунишка! Очень любит он играть, любит деток забавлять.
Собирается народ! Шире, шире хоровод! Будем Ваську мы ласкать, добрым словом потешать.
(Дети рассказывают потешки, сопровождая слова с движениями)
- Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы. Глазки смелые, зубки белые. Мяу!
- Кот на печку пошел Горшок каши нашел.
На печи калачи, как огонь горячи. Пряники пекутся, в лапы не даются.
- Пошел котик на торжок. Купил котик пирожок . Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть? Или Бореньке снесть?
Я и сам лизну, да и Бореньке снесу!
Воспитатель:- Васька очень рад, что вы так много знаете про него. А может вы песенку знаете про кота?
Песня «Кот Васька» сл. Н.Френкель, муз. обраб. Г. Лобачева
Воспитатель: -Вот спасибо, вам ребята! Порадовали вы моего кота, за это он с вами поиграет.
Игра «Кот и мыши»
Съесть хотела мышка белую Ковришку.
Но прощай, Ковришка! Кот увидел мышку.
Воспитатель :- Охотился Васька за мышками, охотился- и устал. Спать захотел. Нашел себе местечко в избе теплое, да укромное. Послушайте загадку и отгадайте, возле чего Кот спать захотел.
- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.
Дети: Печка.
Воспитатель: -Верно, возле печки – матушки. С утра дед дров нарубил, печку затопил, стало в доме тепло и уютно. Печка- то тепло хранит. Кот возле печки сладко спит.
А теперь послушайте еще одну загадку:
Голубой платок, красный колобок.
По платку катается, людям улыбается. (Колобок)
- Посмотрите, ребятки, какой замечательный колобок у нас на печи! Помните сказку про колобка? Кого повстречал Колобок на своем пути, когда убежал от бабушки и дедушки? Кто в конце концов съел колобка?
Дети: Лиса.
Воспитатель: - Как же лиса смогла съесть колобка?
Дети: Она хитрая, обманула колобка. Но нашему колобку лиса не страшна, мы ее быстро отсюда прогоним.
Колобок:- Здравствуйте, детки!
Дети: Здравствуй, Колобок!
Колобок: - Ой, к вам в группу новые ребятки пришли! Кто у нас Тимофей и т.д.
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? ( называет всех по имени)
А песенку мою вы знаете? Спойте, пожалуйста, я люблю, когда вы поете.
Дети поют
Я – веселый колобок, у меня румяный бок.
Я по коробу скребен, по сусекам метен!
На сметане мешен, на окошке стужен.
Я от Дедушки ушел, я от бабушки ушел (капризно)
И от вас уйду, если не поиграете со мной.
Воспитатель: - Поиграем с колобком?
Дети:- Да!
Колобок:-Будем играть в салки – догонялки.
Игра «Догонялки»
(В игре колобок незаметно « исчезает»)
Воспитатель: - Ребята, вы не видели куда колобок укатился? Его нет нигде. Пойдемте его искать.
(Исполняется пляска «А я по-лугу» р.н.м.)
Где-то слышно жужжание пчелы.
Воспитатель: - Давайте спросим у пчелки не видала ли она колобка?
Настя, спроси пчелку куда колобок укатился?
(Пчелка продолжает жужжать).
Воспитатель: - Не слышит нас пчелка, давайте, все вместе спросим:
Все:- Пчелка, пчелка, не спеши.
Пчелка, пчелка не жужжи!
По полянкам ты летаешь, нектар с цветочков собираешь.
Знаешь, где наш колобок, у него румяный бок!
Пчелка: Детки, в пчелок превращайтесь. В путь за мной скорей пускайтесь.
Может быть, и найдете своего колобка.
Воспитатель:- Теперь вы – маленькие пчелки. Летите на лужок, возвращайтесь на свой цветок.
Игра « Найди свой домик»
Воспитатель: - Молодцы, пчелки, все нашли свои домики. Весело нам с тобой, пчелка, но колобка мы так и не нашли. Пойдем дальше искать колобка.
(Дети подходят к березе)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какая красивая береза растет у нас на пути. Давайте споем ей песенку
Песня «Береза» р.н.м.
Подойду я к матушке, белой березе. Поклонюсь я матушке, белой березе.
Помоги, родимая, вырасти высоко
Помоги, родимая, дай здоровья много
Воспитатель:- Березка мне на радостях ,что-то шепнуть хочет.
Оказывается наш колобок погулял- погулял, и домой побежал : по дорожке к речке, через порожек к печке.
(Дети возвращаются домой и обнаруживают Колобка)
Дети : Ой, какой он грустный!
Колобок: - И котята играют вдвоем, и щенята играют вдвоем и цыплята. И ребята играют вместе - всем весело. А я все один, да один.
Воспитатель:- Не грусти, колобок! Мы тебе сейчас целую компанию друзей напечем- много- много маленьких колобков.
(Дети моют руки влажными салфетками)
Дети за столами из теста лепят колобки , укладывают на противень и «сажают» в печь.
Воспитатель: - Надо в печке огонь раздуть. ( Дети дуют в печку, машут руками – изображают, будто разгоняют дым ).
Печенька, печка, кормилица – печка. Испеки нам хлебушка – вкусного, душистого, как снежок, пушистого.
Вот и готовы маленькие колобочки. Теперь тебе, Колобок, скучать не придется.
А печка – кормилица и про нас не забыла. Угощайтесь, ребятки, сладкими пирожками.
Список литературы:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкиной.
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. О.В. Дыбина, М., 2010 год.
- Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. Т.С.Комарова, М., 2006 год.
- Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников, Санкт-Петербург, 2010 год.
- Патриотическое воспитание дошкольников. Моя страна. Практическое пособие. Составители: Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А, Воронеж, 2005 год.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009085
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf