Формы взаимодействия с родителями воспитанников группы |
сб., 03.03.2012 |
![]() |
Конкурсант: Торопова Светлана Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ детский сад «Теремок» Абатский район, с. Абатское |
«Люди, воспитанные без родительской ласки,
часто искалеченные люди»
А.С.Макаренко
Детство- это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. Прежде всего, дети принадлежат родителям. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми.
Семья – один из инструментов, обеспечивающих взаимодействия личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями подчиненную единой цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад-семья. При этом решаются приоритетные задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Работу над проблемой взаимодействия детского сада и семьи и вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я веду по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родителями я провожу анкетирование. На основе собранных данных я анализирую специфику семьи, вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности. Согласно полученным данным наиболее популярными считаются мероприятия с участием детей и родителей (90%); общие родительские собрания (35%); родительские клубы, конференции(30%).
Познавательное направление
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели:
1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3.Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Для достижения цели, я использовала активные формы и методы работы с родителями:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
родительские гостиные
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотомонтажей;
совместное создание предметно-развивающей среды;
работа с родительским комитетом группы;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Самым трудным и ответственным моментом является проведение родительских собраний. Но именно они помогают объединить родителей, нацелить их на эффективную помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям уделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению, готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из жизни группы, анализирую каждое собрание. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Неплохо прошло родительское собрание по теме: «Игрушки в жизни наших детей».
Не плохо себя зарекомендовали родительские гостиные, в виде кафе «Лакомка», на которых обсуждаются вопросы на актуальные темы. Для проведения этого мероприятия педагоги создают теплую домашнюю обстановку, дети и родители сидят за красиво сервированными столами, заранее обдумываем вместе с родителями тему, которая будет обсуждаться: например, возникла необходимость в проведении кафе «Лакомка» на тему: «Зеленый огонек безопасности», так как участились случаи дорожно-транспортных происшествий с детьми. На этом мероприятии была проведена викторина о правилах дорожного движения между родителями и детьми. Выступил «светофорчик», который рассказал детям и родителям, о правилах поведения на улице. В заключении родители и дети пили чай и обсуждали вопросы, которые их волновали.
Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.
Были проведены практикумы, тренинги: «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка», «Десять советов родителям первоклассника».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Тему практикума «О подготовке детей к школе» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе».
На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
С большим успехом всегда проходит «День открытых дверей. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы им особенно нравится, так как позволяет увидеть реальные достижения своего ребенка.
В течение года организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Рисуем вместе с папами», поделки из природного материала, «Осенняя фантазия», «Идет волшебница зима». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые становятся традиционными, вызывают интерес малышей и желание мам и пап заниматься своими детьми изобразительным искусством.
Наглядно – информационное направление
Пропаганду педагогических знаний я через систему наглядной агитации.
Наглядно-информационное направление включает в себя:
родительские уголки;
папки-передвижки;
семейный и групповые альбомы;
фотовыставки;
В своей группе я оформила «Уголок для родителей», где помещаю консультативные материалы по всем разделам программы.
В специализированных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, в них раскрываются наиболее актуальные темы для родителей, такие как: «Как преодолеть рассеянность у ребенка?», «Как организовать домашние занятия по рисованию?», «Как правильно общаться с детьми?» и многие другие.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников родителям предлагаю санитарные бюллетени, оформила «Уголок здоровья», где родители могут получить всю интересующую информацию.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики:
«Чем и как занять ребенка дома» (разные специалисты предлагают родителя полезную информацию по решению проблем в вопросах воспитания детей);
«Говорят дети» (ответы детей на предложенные вопросы по какой либо теме); «Спасибо вам за помощь» (в этой рубрике размещаются фамилии родителей, которые оказали детскому саду различную помощь, например, в оформлении пособий, участие в субботниках, различных мероприятиях);
«Это интересно» ( помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания);
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы.
Досуговое направление включает в себя:
праздники
развлечения
спортивные досуги
совместные проекты
выпуск семейных газет
спектакли
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Большую работу и помощь оказывает инструктор по физическому воспитанию. У нас стали традиционными физкультурно-оздоровительные досуги: «Мама, папа, я – спортивная семья». Родители всеми силами стараются поддержать в своих чадах здоровый дух, а заодно и развить здоровое тело. Окунувшись в атмосферу праздника, родители и дети получают положительный заряд энергии и хорошее настроение
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они участвуют в оформлении группы к праздникам, оказывают помощь в создании предметно-развивающей среды в группе и на участке, ремонтируют игрушки, участвуют в ремонте детского сада.
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Родительское собрание в младшей группе
«Игрушки в жизни наших детей».
Цель собрания:
- Выяснить, как и во что играют дети?
- Познакомить родителей с развивающими играми.
- Способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и
детьми.
- Повысить уровень педагогической культуры родителей.
Оборудование:
- фотовыставка: «Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»;
- «магазин игрушек»: игрушки разных видов.
- анкета для родителей: «Как и во что, играют дети»; (Приложение №1)
- фишки красного, желтого и синего цвета.
Предварительная работа с родителями:
Предложить родителям домашнее задание:
- Ответить на вопросы анкеты: «Как и во что, играют дети».
- Подготовить материал: «Игровой уголок в семье» (посещение других семей с целью ознакомления с игровыми уголками, фотографии игровых уголков, рассказ об игровом уголке)
- Подобрать стихи и загадки, рассказы об игрушках. (Разучивание стихов, загадок с детьми)
- Оформить фотовыставку: «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (фотоматериал о играх детей)
Ход собрания:
(Звучит спокойная мелодия)
- Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о детской игре.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко
- Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?
(родители перечисляют игры, в какие они играли в детстве, высказывают свое мнение о том, что дает ребенку игра)
- Немного статистики. Из 100 опрошенных родителей никто не сказал, что ребенок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Опрошенные родители к игре относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это - "школа", "детский сад", "больница", "куклы", "война", подвижные, настольно-печатные, компьютерные.
- Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
- В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
- Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?
(родители высказывают свое мнение, после чего обобщает ответы)
Обобщая ваши ответы, можно сказать:
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению. Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Младшие дети 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
- Я предлагаю вам прослушать магнитофонную запись детей более старшего возраста, что же они думают о игре.
Магнитофонная запись с вопросами:
• Вы любите играть?
• В какие игры играете дома?
• У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?
• Играют ли с вами взрослые? Кто?
• Как бережёте игрушки?
- Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?
(родители высказывают свое мнение)
- Итак, мы с вами пришли к выводу:
Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Поэтому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.
- Но чтобы игра была интересной и содержательной необходимы игрушки.
Сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин игрушек».
Каждый из вас должен сходить в магазин купить игрушку для своего ребенка. Купив, игрушку расскажите, почему вы купили именно эту игрушку, чем вы руководствовались, покупая игрушку. (родители играют в игру, рассказывают почему купили эту игрушку)
- Как вы считаете, что такое хорошая игрушка?
(высказывания родителей)
- Итак, делаем вывод:
Прежде всего - это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.
Обобщая ваши рассуждения, добавлю следующее. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки. В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи». Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности. Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре. Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем
- Незадолго до нашей встречи, вам всем было предложено домашнее задание, рассказать о игровом уголке, играх, игрушках ваших детей.
Исходя из ваших работ, я составила презентацию «Мой игровой уголок». И предлагаю вам посмотреть её, чтобы вы все могли поделиться своим опытом друг с другом.
Показ презентации: «Мой игровой уголок» (Приложение №2)
Рассказы родителей о игровом уголке:
Мама Шумайлова Максима и Ксении, 2 года:
«В нашей семье созданы все условия для игр детей. У нас есть игровой уголок, в котором имеется достаточное количество развивающих игр. Место и время для игр дети выбирают сами. Игрушки хранятся в специальном контейнере и стоят на полке. Мы объясняем детям, что портить игрушки нельзя. Среди игрушек , у детей есть самые любимые, которыми дети играют больше, чем остальными – кубики, азбука, пирамидки, кукольный театр… Максим и Ксюша очень любят рисовать красками, лепить из пластилина, читать книги. Дети редко ломают игрушки, но если это случается, то по неосторожности».
Мама Сильнягиной Полины, 2 года:
«Для игры своей дочери мы создали игровой уголок, в котором она проводит около 4 часов в день. В игровой уголок входит горка, мячики, конструктор, мозаика, качеля, мягкие игрушки и книги. Игрушки хранятся в специальной корзине. Наша любимая игрушка – это мягкая игрушка тигр и еще мы любим мячики. Игрушки покупают все. Особенно по праздникам: в день рождения, новый год и когда ребенок сам просит. Бывает так, что Полина ломает игрушки, но не часто, когда это происходит, объясняем, что так делать нельзя. Чаще всего с Полиной играю я - ее мама, мы очень любим играть в догонялки, в которых ребенок убегает, а я догоняю, но бывает и наоборот. Еще любим играть в мяч и собирать мозаики. У нас есть старший брат, они любят вместе играть в мяч. Я всегда наблюдаю, как дети играют вместе. Если возникает конфликтная ситуация, то я помогаю налаживать отношения. Объясняю, что нельзя забирать игрушки и драться».
Мама Викулова Мирона, 2,6 года:
«В семье созданы все условия для игр ребенка. У нас есть игровой уголок, много игрушек (конструктор ЛЕГО, кубики с азбукой, детские книжки, мягкие игрушки, машины, мячи и др.) мы покупаем игрушки регулярно. Мирон ни когда не ломает игрушки, он бережно относится к ним. С ребенком чаще всего играют я - мама, и бабушка. Мы играем в прятки, собирам из конструктора разные фигуры, собираем мозаику, строим теремок из ЛЕГО и играем в «Теремок» с участием игрушек (мишка, заяц, петушок и др.) я всегда разрешаю приходить друзьям Мирона к нам в гости. Отношения у них, как и у всех детей, могут поссориться, но в основном хорошие. Я всегда помогаю налаживать взаимоотношения между детьми. Я горжусь своим сыном».
Мама Аубакирова Жанбулата, 2 года:
«В нашей семье созданы все условия для игры ребенка. Имеется игровой уголок, разнообразное количество игрушек. Игрушки хранятся в мешке для игрушек. Место и время для игры Булат выбирает сам, мы его в этом не ограничиваем. У него есть любимые игрушки, но ненадолго. Часто Булат ломает игрушки, и мы их выбрасываем. Его любимые игрушки – это машины».
- Сегодня я хочу познакомить вас играми развивающего характера. Мы вам покажем, как мы учим детей думать, обобщать, анализировать. Одной из развивающих творческих игр, которой мы играем, являются кубики Никитиных «Сложи узор». Они не надоедают детям, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, побуждают в усиленной умственной деятельности, опережают развитие ребенка. Существует еще множество игр развивающих творческие способности детей. Это такие игры: «Точечки», «Сложи квадрат», игры-головоломки с палочками, игры на развитие классификации, систематизации.
Воспитатель знакомит родителей с этими играми с помощью презентации и предлагает поиграть в некоторые из них и проанализировать свои способности. (Приложение №3)
Сейчас я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
Воспитатель зачитывает задание, родители отвечают с помощью фишек.
- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми;
- Рассказываю о своих играх в детстве;
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком;
- Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры;
- Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду;
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки;
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку;
- Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка. В заключение нашей встречи я предлагаю вам принять решение нашего собрания. (родители предлагают
Решение родительского собрания:
Принимать активное участие в играх детей;
Принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке;
Разнообразить игры детей;
- Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми. Надеемся, что после сегодняшней встречи, вы по-другому взглянете на игры детей.
Приложение №1
Анкета «Как и во что, играют дети».
1. Какие условия созданы в семье для игр ребенка? (Наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребенка.)
2. Где и как хранятся игрушки? Как вы приучаете ребенка беречь их?
3. Есть ли у ребенка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?
4. Кто и как часто покупает игрушки? По какому поводу их покупают?
5. Часто ли ребенок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?
6. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются? Какие темы игр используются в семье, каковы их сюжеты?
7. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?
8. Как вы налаживаете отношения между разнополыми детьми, детьми разного возраста?
9. Разрешаете ли вы друзьям приходить к вашему ребенку?
10. Наблюдаете ли вы, как дети играют вместе? Помогаете ли налаживать отношения между детьми?
Приложение №2 - Презентация: «Мой игровой уголок»
Игра в жизни ребенка.pptx (372.48 КБ) Игровой уголок в семье.pptx (369.49 КБ)
Приложение №3 - Презентация: «Развивающие игры»
Развивающие игры 1.pptx (514.56 КБ) Развивающие игры 2.pptx (259.93 КБ)