Музыкально-ритмические движения – как способ самовыражения и развития музыкальных способностей у дошкольников. |
пт., 24.11.2017 |
Составитель: Варанкина Наталья Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ детский сад "Ёлочка" Тюменская область, Сургутский район |
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте трёх – пяти лет потребность ребёнка проявить себя в творчестве огромна. Творчество – это не удел избранных, а норма для каждого ребенка. Поэтому главная задача педагога-музыканта – как можно раньше определить направленность личности и создать условия для самовыражения детей, дать им возможность проявить себя в различных видах музыкальной деятельности.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их творческого потенциала, является одной из приоритетных задач современного общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Музыкальные способности у всех детей выявляются по - разному. У кого-то уже на первом году жизни проявляются основные способности: способность эмоционально реагировать на музыку, проявляя это движением под музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
К наиболее известным во всем мире системам развития музыкальных способностей ребенка относятся:
- система Дмитрия Кабалевского;
-система Карла Орфа;
-система Марии Монтессори;
-система Золтана Кодаи;
-Вальдорфская система.
-Метод Шиничи Сузуки.
-Метод Павла Тюленева.
-Метод Хелен Хайнер.
Остановимся подробнее на двух из них:
1. Система Карла Орфа.
Ее суть состоит в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании, в игре на простейших, в основном ударных, шумовых музыкальных инструментах, в движении под музыку, инсценировании детских песенок и сказок. Такие танцы и движения сопровождаются еще и «звучащими жестами», игрой звуками тела: хлопками, шлепками по бедрам, топаньем ногами, щелчками пальцев, цоканьем языком. Все это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма.
2. Система Золтана Кодаи.
Вот несколько основных положений: а) Все дети музыкальны. Надо только вовремя разглядеть и развить их способности. б) Главное в музыкальном воспитании - пение и записывание мелодии по слуху. Лучший и самый доступный инструмент - голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте. в) Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только семейное дело, но и важнейшая общественно - государственная задача. г) Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкально одаренного ребенка: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки. Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать
В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость. Наиболее привлекательным для детей является танцевально – игровое творчество – синтез музыкальных образов и выразительных движений тела. В основе его лежит восприятие музыки и эмоциональный отклик. Многообразие настроений, музыкальных красок стимулируют фантазию ребёнка, помогают его воображению создать какой-то сюжет.
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.
Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д. Рудневой, Л.С. Генераловой, Э.М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза.
Психолог Б.М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен взрослым, и детям. Основой, конечно, является музыка, т.к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей. После того, как музыка хорошо осмыслена детьми, когда они почувствовали красоту мелодии, метро - ритмическую пульсацию, различные оттенки настроений, дети пробуют импровизировать, создавать танцевально – пластические образы. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности.
Полученные знания, умения и навыки дети с удовольствием применяют в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно, уверенно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках ,мероприятиях различного уровня.
«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А.И. Буренина.
Литература
1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение,1981.–86с.
2. Зарецкая, Н. В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста [Ноты] / Н.В.Зарецкая.–М.:Айрис-пресс,2007.–96с.
3. Лифшиц И.В. Ритмика: учебное пособие для студентов/И.В. Лифшиц -М.: Издательский центр «Академия»,1999.-224с.
4. Электронный ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/-muzykalnaja-odarenost.html