«Секреты бабушкиного сундучка, обрядовые куклы» Исследовательско – творческий проект |
сб., 17.02.2024 |
Выполнила работу : Еремина Анастасия 6 лет
Руководитель проекта: Данилова Заррина Ибодуллоевна
воспитатель МАДОУ детский сад №40-ЦРР г. Тобольска
Аннотация:
В данном проекте мы изучаем историю создания куклы оберега, народные традиции родного края, возрождаем интерес к русской народной культуре, обычаям в быту. Практическим завершением проекта является создание куклы своими руками.
«Кто в детстве в куклы
не играл – тот счастья не видал»
Цель проекта:
Пробудить интерес детей к русской народной культуре через создание своими руками традиционной народной куклы.
Задачи:
1.Познакомить с историей возникновения народной куклы;
2.Посетить музей кукол
3. Развивать познавательную и творческую активность;
4. Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;
5. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;
6. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.
Гипотеза исследования:
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.
Этапы проекта:
Почему родился этот проект?......
Я очень люблю играть . У меня много самых разных игрушек, но моя самая лучшая подруга в игре – кукла Саша.
Играя с куклой , мы не задумываемся о том , как она появилась , когда её придумали , из чего она сделана, в какие куклы играли наши прабабушки.
Но прежде чем нам создать куклу нам нужно побольше узнать о ней.
Изучить историю куклы.
Познавательно- исследовательская деятельность:
Первое что я сделала, сходила в музей кукол.
ИСТОРИЯ КУКЛЫ
Первая кукла- мотанка была изготовлена более 5 тысяч лет тому назад.
Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней.
Главная ценность традиционной народной куклы. Она является частью культуры всего человечества,
Сохраняет в своем образе самобытность, характерные черты создающего ее народа.
Такие куклы можно найти в любой стране. Это была непросто игрушка. Считалось, что она защищала человека от неприятностей и бед. Куклу часто использовали в ритуалах. При изготовлении ритуальной куклы в нее вплетали все то, от чего человек хотел избавиться (беды, болезни), и сжигали на костре, либо топили в воде.
Особенности изготовления куклы
У традиционных народных кукол лицо не изображалось. Считалось, что если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух». Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей. Их делали «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом. Рассматривание иллюстраций кукол-оберегов и беседа по ним: «Какая она кукла?»
Традиционная тряпичная кукла безлика
Рассматривание иллюстраций
Значение куклы – оберега
До рождения ребенка куколку клали в колыбельку. Мать дарила куколку – берегиню дочери перед свадьбой. Обереги давали сыну когда уходил на службу, мужу в – дорогу. В крестьянских семьях кукол берегли.(Берегиня, крупеничка, пеленашки т.д..)
Значение цвета в обереге.
Белый - Свет, Чистота и Священность; в то же время – цвет Смерти, Траура.
Красный – Огонь, Кровь (жизненная Сила).
Зелёный – Растительность, Жизнь.
Золотой, желтый – Солнце.
Синий – Небо, Вода.
Чёрный – Земля.
Рассматривание кукол
Занятия – эксперименты: «Какие бывают виды тканей»; «Из какого материала легче сделать куклу».
Значение цвета в обереге.
Белый - Свет, Чистота и Священность; в то же время – цвет Смерти, Траура.
Красный – Огонь, Кровь (жизненная Сила).
Зелёный – Растительность, Жизнь.
Золотой, желтый – Солнце.
Синий – Небо, Вода.
Чёрный – Земля.
Материалы
Натуральные нитки и ткани: шерстяные, льняные, хлопковые , шелковые, солома, дерево.
Изготовление куклы своими руками
Чтение художественной литературы
Сказки “Василиса Прекрасная”
2. “Царевна в подземном царстве”
3. Индийская сказка про куклу
4. Норвежская сказка “Куколка в траве”
5. Потешки, пословицы о народной игрушке кукле
6. Загадки.
Список литературы:
1.Косарева В.Н.. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012 г.
2.Коллекция «Куклы в народных костюмах». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН и ООО Этноконсалтинг.
3.Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: Паритет, 2005 г.
4.Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - Москва «Просвещение», 1986г.
5.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет автор – сост. В.Н.Косарева.-Волгоград: Учитель, 2012г.
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. -112 с.
7. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. - М.: Школьная Пресса, 2010. -64с.
8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. -М.: ТЦ Сфера, 2010. -128 с.
Фото- Даниловой Заррины Ибодуллоевны -воспитателя г. Тобольска МАДОУ детский сад №40 ЦРР г. Тобольска
«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011358, 0011359
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf