Творческий краткосрочный проект «Мой край» |
сб., 28.11.2020 |
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Авторы проекта:воспитатели подготовительной группы Надия Исламовна Гаджиева, Эльза Шигабовна Стасюк МБДОУ Детский сад №10 "Брусничка" г. Салехард
Описание проекта: краткосрочный, сроком на 1 месяц (с 01.11.2020 г. по 04.12.2020 г.)
Участники проекта:дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители (законные представители), музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Актуальность проекта.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема: Нужно признать, что наши дети не знают истории своей Родины, родословную семьи, забывают имена и отчества своих бабушек, дедушек, а зачастую и не знают отчества своих родителей. Не представляют жизни своих предков и даже родного села, в котором родились и живут. Отсутствие познавательного интереса к культуре родного края, местным достопримечательностям, низкий уровень знаний о традициях и обычаях народа родного края
Объект проекта Процесс развития социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире людей.
Предмет объекта: Формирование представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. И если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о своей малой родине, начнут проявлять интерес к событиям и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Формировать представления о родном крае у детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированного подхода.
Задачи проекта:
- Расширять и обогащать знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, дать общие представления о народах Севера.
Развивать образное представление о прошлом и настоящем .
Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение к родному краю, его природным богатствам.
Формы работы:
Экскурсии, акции, выставки, развлечения, праздники.
Средства реализации проекта:
Непосредственная образовательная деятельность: рисование, аппликация, музыка, физкультурная, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы реализации проекта:
Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок народов ханты, ненцы, коми и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, игры народов севера, сюжетно-ролевые игры, прослушивание музыки, сказок и др.
Работа с родителями:
Консультации, участие в акциях, выставках, развлечениях и праздниках, анкетирование, целевые прогулки по улицам г.Салехарда, посещение библиотеки «Дружба народов»
Ожидаемый результат:
- Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, представлениях о народах Севера.
- Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах.
- Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
Поэтапная реализация проекта:
1 этап подготовительный–постановка целей и задач, определение направлений образовательной деятельности, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, составление перспективного плана, создание информационно-методического материала, картотеки мультимедийных презентаций, консультации для педагогов
2 этап основной–ознакомление детей с представлениями о родном крае в непосредственно образовательной деятельности, в процессе наблюдений за природой, экскурсий, бесед с воспитателем, игр, прослушивании музыка, сказок, чтении произведений о родном крае и др.
3 этап итоговый–закрепление представлений детей о родном крае в художественно-творческой, театрализованной, краеведческой (в уголке краеведения), экспериментально– поисковой деятельности. Совместно с родителями участие в выставках, акциях, проектах, развлечениях и праздниках, диагностика детей. Обобщение результатов.
План работы по проекту
Дата |
Содержание работы |
Участники |
Ответственные |
||
|
|||||
1 неделя С 02 ноября по 10 ноября 2020 года |
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.д.) |
Воспитатели |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
||
1.Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. 2.Разработка рекомендаций для воспитателей |
Воспитатели |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
1. Разработка рекомендаций для родителей. 2.Разработка анкеты для родителей |
Воспитатели |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
1.Подбор репродукций художественных картин по теме «Мой край» 2.Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль воспитателя) |
Воспитатели, дети |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
1. Организация развивающей среды в группе. 2. Анкетирование для родителей «Люби и знай свой край» |
Воспитатели, родители |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
|
|||||
2 неделя С 09.11 по 13.11 2020 г. |
Чтение ненецкой сказки «Кукушка» Обсуждение пословиц по сказке «Кукушка» Д/и «Собери картину «Олень» |
Воспитатели, дети |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
||
Беседа «Коренные жители севера, их основные занятия» Рассматривание и обсуждение картин «Мы на Севере живем» Конструирование «Построим чум» (из счетных палочек) |
Воспитатели, дети
|
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
Выставка изделий из природного материала «Осенняя фантазия» Рассматривание альбомов «Город Салехарда, ЯНАО» НОД Рисование «Олень» |
Воспитатели, дети, родители |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
Составление рассказов на тему «Ямал, наш край» Сюжетно-ролевая игра«Я родом из стойбища» Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растёт в тундре», «Собери картинку» |
Воспитатели, дети |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
Беседа «Мир животных Ямала» НОД Конструирование (Ручной труд) Ободки с ненецкими узорами, шапочки с оленьими рожками Альбомы с фотографиями северных растений и животных |
Воспитатели, дети, родители |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
3 неделя С 16.11 по 20.11. 2020 г. |
Рассматривание альбома «Растительный мир Севера» Настольная игра «В гостях у тундровичка» Слушание музыки народов Севера |
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И Будылина Т.К. |
||
НОД «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда»
Развивающая игра «Наш край – Ямал!» |
Воспитатели, дети |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
Беседа «О Ямальской земле» Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растёт в тундре», «Собери картинку» Вечер загадок «Игрище загадок» |
Воспитатели, дети |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
Беседа «Что мы знаем о ягодах» Просмотр презентации «Что растет в тундре» Д/И «Угадай ягода» П/и «Пастух и олени» Чтение сказки «Морошка» |
Воспитатели, дети |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
Рассматривание картинок из серии «Север» Строительная игра «Строим чум для рыбака» Д/и «Рыбаки» 2. Консультация для родителей «Мы любим край, в котором мы живём» |
Воспитатели, дети |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
4 неделя С 23.11 по 30.11.2020 г. |
Беседа «Правильное отношение к природе» Упражнение «На разных языках» Аппликация по мотивам орнаментов народов Севера П/И «Удочка» |
Воспитатели, дети |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
||
Беседа «Мой город» Рассматривание открыток о Салехарде Прослушивание аудиозаписи о Салехарде Д/и «Одень куклу» |
Воспитатели, дети |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
НОД ФЦКМ. «Животные Севера» (с применением ИД) Рисование «Путешествие в тундру по следам оленя» П/и «Важенки и оленята» Развлечение. Вечер стихов Р. Ругина |
Воспитатели, родители |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
Чтение сказки народов коми «Наперсток». Рассматривание картин к сказке с применением ИД Игра «Семья» сюжет: «Оленеводы»
|
Воспитатели, родители |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
Беседа «Жизнедеятельность животных зимой» Рисование по трафаретам «Олешко» Д/и с ИД «Узнай голос животных» П/и «Белые медведи» |
Воспитатели, дети
|
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
5 неделя С 30.11. по 04.12.2020г. |
Чтение ненецкой сказки «Голубика» Лепка «Ягоды севера» Д/и «Узнай ягоду» Рассматривание альбома «Ягоды Севера» |
Воспитатели, дети
|
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
||
Народные приметы декабря по национальному календарю. Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Что растёт в тундре», «Времена года», «Планета Земля и её жители», «Угадай по описанию» Рисование «Зимние узоры» |
Воспитатели, дети
|
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
ФЦКМ «Зимние забавы» Д/и «Времена года», «Планета Земля и её жители» Игра – эстафета «Тундровичок» Консультация для родителей «Правильное отношение к природе начинается в семье» |
Воспитатели, дети, инструктор по фк, родители |
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И Вирясова С.Н. |
|||
Беседа «Зимовье зверей в лесу» Чтение нанайской сказки «Айога» П/И «белки в лесу» Выставка поэтов и писателей народов Севера |
Воспитатели, дети
|
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
Беседа «Разнообразный край Ямала» Разучивание стихов поэтов Севера ко Дню Округа Д/И «Что растёт в тундре», «Планета Земля и её жители», «Угадай по описанию» |
Воспитатели, дети
|
Стасюк Э.Ш Гаджиева Н.И |
|||
Заключительный этап:
Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.
Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.
В перспективе в подготовительной к школе группе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, воспитателем по изодеятельности, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.
Литература:
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А. Останца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 5, 8 – 2005; №4 – 2007; № 5, 8, 10, 11 – 2009.
https://t-1-i.buryatschool.ru/site/pub?id=134
https://urok.1sept.ru/articles/550862
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007852-0007853
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf