Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с расстройствами аутистического спектра в условиях коррекционного дошкольного образовательного учреждения

  сб., 27.04.2024

Автор:

Лилия Рубилевна Муслимова

воспитатель

МАДОУ детский сад №133 города Тюмени

Высшая квалификационная категория

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с расстройствами аутистического спектра имеет свои особенности. Вопрос их соблюдения в условиях коррекционного дошкольного образовательного учреждения остается актуальным и сейчас. Для ребенка с РАС дошкольное учреждение – это самая первая ступень социализации, поэтому так важна организация пространства, в котором он начнет процесс включения в общество и развитие различных умений и навыков. Также на вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды влияют такие факторы, как: увеличение количества детей с РАС в группах и введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования [9]

В ФГОС ДО прописаны все требования к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна обеспечивать полную реализацию образовательного потенциала пространства группы, кабинетов специалистов, музыкального и спортивного залов, участков для прогулки. Всё оборудование, инвентарь, различные материалы, игрушки, дидактические пособия должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна включать в себя не только возможность проведения совместной деятельности взрослых и детей и обеспечивать детям двигательную активность, но и давать возможность ребенку для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда группы для детей с РАС в условиях ДОУ должна быть насыщена содержанием, многофункциональной, доступной, вариативной и безопасной [8].

Среда группы, где находятся дети с РАС, обязательно должна быть разделена на несколько функциональных зон. Такая развивающая предметно-пространственная среда оказывает терапевтический эффект, положительно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует адаптации детей в ДОУ и социализации дошкольников. В организации пространства группы для детей с РАС в условиях ДОУ нужна специальная визуальная поддержка, то есть использование различных зрительных стимулов с целью улучшения восприятия, понимания и запоминания информации детьми с РАС. Это могут быть картинки, надписи, пиктограммы, серии картин и т.д. [1]

Развивающая предметно-пространственная среда группы для детей с РАС может быть разделена на такие зоны, как:

- игровая зона,

- зона для индивидуальных занятий,

- зона для проведения «утреннего круга»,

- зона для составления индивидуального визуального расписания,

- зона уединения и релаксации,

- обеденная зона,

- зона формирования культурно-гигиенических навыков и самообслуживания.

Каждая зона должна иметь визуальную поддержку, но применение визуальных стимулов в работе педагога с детьми с РАС подразумевает проведение предварительной исследовательской работы, которая должна быть направлена на определение особенностей и потребностей восприятия каждого из воспитанников, разработку стратегий и методов визуальной поддержки детей, подбор необходимых визуальных средств, например, фотографий, картинок, пиктограмм. Требуется использовать только понятную детям визуализацию, для этого проводить исследования, тесты и оценивать их эффективность в коррекционной работе с конкретными детьми [6].

Игровая зона включает в себя различный развивающий и игровой материал для свободной игры детей: кубики, мячи, конструкторы, куклы, сортеры, машинки, дидактические игры по лексическим темам и т.д. Для каждого вида игрового материала отведено своё пространство (полка, ящик, контейнер, корзины), которое обозначено визуальной подсказкой. Игровой материал необходимо подбирать в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Материал должен быть ярким, но не пестрым, простым в использовании и понятным детям. При организации игровой деятельности педагоги группы обеспечивают детям индивидуальное ограниченное пространство (за столом или на полу), контролируют игровую деятельность детей, учат соблюдать «границы».

Для этого можно разграничить игровое пространство клейкой лентой (на столе) или длинной веревкой (на полу). На полу можно использовать маленькие индивидуальные коврики. В результате дети с РАС чувствуют себя спокойно и привыкают друг к другу, меньше возникает протестных реакций, дети учатся играть рядом, за одним столом или на полу. Со временем педагоги могут организовать совместную игру [3].

Зона для индивидуальных занятий подразумевает пространство для коррекционно-развивающей работы воспитателя или тьютора с ребенком. Такая зона позволяет выполнять рекомендации узких специалистов (учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога), отрабатывать с ребенком какие-либо задачи, повторять и закреплять пройденный материал. Зона также содержит дополнительную визуализацию, например, визуальную опору «сейчас-потом», алгоритм выполнения заданий во время индивидуального занятия, жетонную систему поощрения и т.д.

Зона для проведения «Утреннего круга» представляет собой пространство для организации времени и структурирования деятельности и социального окружения детей. «Утренний круг» - ежедневная организованная деятельность, которая проводится в начале дня, дети располагаются на полу (садятся на стульчики или индивидуальные коврики), воспитатель (ведущий, на него ориентируются все участники «Утреннего круга») располагается на одном уровне с детьми. Используются дополнительная визуализация: фотографии детей и педагогов группы, указатели, иллюстрации правил поведения в группе, таймер и изображения последовательности событий в течение дня. Занятие планируется воспитателем группы, остальные участвуют наравне с детьми или выступают в роли сопровождающих детей с ОВЗ. Основная часть «Утреннего круга» уделяется планированию дня. Используется таймер: начало и завершение такого занятия обозначается каким-либо образом, например, звуком колокольчика. Воспитатель обращает внимание детей на присутствие каждого участника (педагогов и воспитанников). Называя имя и отчество педагогов, воспитатель показывает детям фотографии и прикрепляет их к полотну. Далее выводит по очереди каждого ребенка с его фотографией и называет имя, а ребенок прикрепляет своё фото к полотну. В течение дня воспитатель объявляет детям о переходе к следующему виду деятельности и совместно с воспитанниками переставляет стрелочку. Доска с полотном свободна от посторонних образов и делится бумажным скотчем на зоны (зона для фото, зона для временных понятий, зона для расписания). Все фотографии, картинки и таблички с подписью имеют один формат [4] [5].

Зона для составления индивидуального визуального расписания представляет собой пространство, где ребенок с РАС самостоятельно, но под контролем взрослого распределяет маленькие карточки с изображением разных видов деятельности в определенной последовательности на своей индивидуальном носителе (табличка, альбом, планировщик, стикеры и т.д.). Расписание обеспечивает дошкольнику с РАС визуальную подсказку и вовлечение в какую-либо деятельность в определенное время. Индивидуальное расписание учит ребенка планировать, делает пребывание в детском саду более предсказуемым. Используются фотографии, картинки или пиктограммы с изображением разных видов деятельности, а также карточки, обозначающие удовлетворение физиологических потребностей [2].

В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона «Уголком уединения» или центром уединения и релаксации. Это может быть: домик, палатка, шторы над креслом или диваном, ширма, шатер. В этой зоне могут находиться какие-либо предметы, позволяющие ребенку выразить свою злость и обиду: подушка бля битья, бумага, которую можно порвать и т.д. Помимо такой зоны для релаксации в группе могут находиться: кресла-мешки и «коконы» для уединения; специальные наушники, подавляющие шум (крики, плач, громкий смех); игрушки-антистресс; утяжелители (жилет, который применяется во время занятий; одеяло, которым взрослый укрывает ребенка во время сна) [7]

 

Обеденная зона также может быть разграничена на пространства, индивидуальные для каждого воспитанника. Для этого используется клейкая лента или малярный скотч.

У каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра свои индивидуальные особенности. Зона формирования культурно-гигиенических навыков и самообслуживания с визуальными подсказками – один из способов научить ребенка одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, умываться, мыть руки, а также удовлетворять свои физиологические потребности. Данная зона имеет визуальные алгоритмы (одевания, раздевания, мытья рук), коммуникативные подсказки (фото ребенка на ячейке с его индивидуальным полотенцем, табличка с именем и фото ребенка на шкафчике для одежды).

Разделяя пространство группы, в которой находятся дети с расстройствами аутистического спектра, и используя визуальные стимулы в построении коррекционной работы, педагоги развивают у детей самостоятельность, снижают тревожность, формируют различные умения и навыки, развивают все высшие психические функции детей, социализируют в общество. Правильно организованная предметно-пространственная среда и комплексный образовательный процесс играют большую роль в достижении результатов поставленных целей.

Список источников и литературы:

  1. Аутизм. Федеральный ресурсный центр. Электронный ресурс. [Ссылка: https://autism-frc.ru/education/interventions/workingmethods/8]
  2. Аутизм. Федеральный ресурсный центр. Электронный ресурс. [Ссылка: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/2541/activity_schedule_workshop-for_distribution_ru_edited.pdf]
  3. Доступная страна. Решения для адаптации и реабилитации. Электронный ресурс. [Ссылка: https://dostupnaya-strana.ru/blog/razvivaushaya-sreda-dlya-detey-autistov]
  4. Зарубина Ю.Г., Попова М.Г. «Игровое занятие КРУГ» в сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник.- М.: Теревинф, 2006. Вып. 5 – c. 133-149.
  5. Константинова И.С. «Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ., М.: изд. Теревинф 2012 г.
  6. Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхардт. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.
  7. Рекомендации для оформления уголка "Уединения" в детском саду. [Электронный ресурс. Ссылка: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/05/rekomendatsii-dlya-oformleniya-ugolka-uedineniya-v].
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Пункты: 3.3.1., 3.3.2., 3.3.3., 3.3.4.
  9. Фонд поддержки детей. Организация предметно-развивающей среды для детей с РАС. [Электронный ресурс. Ссылка: https://uszn.volgograd.ru/Docs/Организация%20развивающей%20среды%20для%20детей%20с%20РАС.pdf

«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011626

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 2
Виолетта 03.05.2024 23:02 #
Здравствуйте!! Проходим реабилитацию в МАДОУ детский сад 133 к 3 , пришли сюда по программе "Пилот" по комплексной реабилитации детей - инвалидов. Моему ребёнку 4 года маторная алалея. Реабилитация направлена на восстановление и формирование у ребёнка способностей к бытовой и общественной деятельности в соответствии с возрастом 21 день. Всё доступно, ИНДИВИДУАЛЬНО , интересно в игровой форме преподносят информацию. Видно , что каждый педагог знает, любит свою работу и готовится к занятию.
Хочу выделить столовую, очень вкусно готовят, ребёнок всё съедает .Дома стараюсь приготовить так же.
Рекомендую побывать сдесь, так результат видно и ребёнок ходит с удовольствием на занятия.
Азалия 13.05.2024 10:32 #
Уважаемые сотрудники детского сада #133 хочу выразить огромную благодарность за ваш труд, доброе отношение, понимание, внимание и заботу. И возможность пройти у вас реабилитацию по проекту пилот(21день).
В особенности хочется поблагодарить тех кто занимался с моим малышом и обучал его новым навыкам, это - логопед-дефектолог Гульнара Мухамедовна., педагог-психолог Анар Ромазановна., педагог-психолог Марина В.,инструктор ЛФК Наталья Владиславовна, социальный педагог Татьяна Васильевна, и зав. отделением Елена Николаевна, еще раз говорю вам огромное СПАСИБО!!! Они нашли подход к ребенку, научили его новым навыкам, дали новые знания. Умению обслуживать себя. Прививали навыки общения. Занятия способствовали развитию речи, расширению кругозора, познанию мира. Мелкая моторика — все и многое другое происходило в доступной для моего ребенка форме. Занятия проходили интересно и разнообразно. Малыш всегда шел с огромным желанием.
Каждый день новая тематика занятий. Также после занятий нам выдавали пособия/игры для закрепления пройденного материала, с удовольствием играем дома с детьми. Огромный плюс что занятия проходили индивидуально, это способствует развитию ребёнка с учётом его личностных способностей. Иногда занятия проходили на свежем воздухе. Очень хорошо обустроенная площадка д/сада. Если вы зайдёте на территорию д/сада то сразу поймете что оказались в стране необыкновенного детства) даже мне взрослому, как ребёнку, хочется покататься на качелях, посидеть в избе, побегать по дорожкам, окунуться в сказку. Рекомендую пройти здесь реабилитацию, т.к. результаты есть. Хочу пожелать вашему садику дальнейшего развития, процветания а сотрудникам садика идти по жизни легко , без ненужных тревог и проблем.
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 387
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.