Организация инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации |
сб., 05.06.2021 |
Автор:
Подольная Светлана Васильевна,
заместитель заведующего
МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск, ЯНАО
В последнее время в нашей стране все больше внимания стало уделяться детям с особыми возможностями здоровья. Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей, с психическими, физическими, интеллектуальными недостатками, во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о возможности дать этим детям достойный статус, самореализоваться в современном мире.
Нахождение таких детей в дошкольном образовательном учреждении – это не только отражение времени, но и реализация права детей на образование в соответствие с ФЗ «Об образование в Российской Федерации».
С увеличением количества детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях педагогам приходится переосмысливать сложившиеся практики обучения и воспитания дошкольников и определять наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
В нашей дошкольной образовательной организации функционирует 23 группы, всего 546 воспитанников, из них 50 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) (9%). Среди воспитанников с ОВЗ присутствуют дети с нарушениями речи - 35/6% и когнитивными нарушениями (задержка психического развития) – 15/3%.
Инклюзивное образование в МАДОУ «Синеглазка» представлено следующими направлениями:
- Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- Группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития;
- Группа комбинированной направленности – дети с тяжелыми нарушениями речи и дети возрастной нормы;
- Группа комбинированной направленности – дети с задержкой психического развития и дети возрастной нормы;
- Логопедический пункт – дети с нарушением устной речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных звуков);
- Служба ранней помощи детям от 0 до 3-х лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение и их родителям (законным представителям). Службу ранней помощи посещают 15 детей. 13 детей, посещающие Службу ранней помощи, имеют статус «ребенок-инвалид»;
Содержание образовательного процесса в МАДОУ «Синеглазка» определяется: Основной образовательной программой дошкольного образования – группы общеразвивающей направленности, группы комбинированной направленности (дети возрастной нормы); Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи – группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с задержкой психического развития - группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития; Адаптированной образовательной программой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего общее недоразвитие речи – группа комбинированной направленности (дети с тяжелыми нарушениями речи); Адаптированной образовательной программой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего задержку психического развития - группа комбинированной направленности (дети с задержкой психического развития).
Для развития творческих способностей детей с ОВЗ разработана дополнительная образовательная программа для детей.
На каждого ребенка - инвалида, посещающего Службу ранней помощи, разработана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида, включающая обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком – инвалидом. Индивидуальные программы построены на диагностике функционального состояния ребенка – инвалида и предполагают выработку индивидуальной стратегии его развития.
Доступная среда МАДОУ обеспечивает:
- создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами. Общая численность педагогических работников в учреждении – 51 человек (кроме специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителя-дефектолога). Из них 46/90% воспитателей и 5/10% узких специалистов (3 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физической культуре). В группах комбинированной и компенсирующей направленности работает 8 воспитателей, 2 инструктора по физической культуре, 2 музыкальных руководителя. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют высшее педагогическое образование 12 педагогов (100%), аттестованы на высшую квалификационную категорию – 3 педагога (25%), на первую квалификационную категорию – 9 (75%).
Психолого-педагогическое сопровождение в учреждении осуществляют: 2 педагога-психолога на 50 воспитанников с ОВЗ, 1 учитель – дефектолог на 15 воспитанников с ОВЗ, 3 учителя – логопеда на 50 воспитанников с ОВЗ.
Система психологического сопровождения включает в себя:
1. Психологическое сопровождение детей:
1.1 Организация и проведение психодиагностической работы:
* диагностика детей младших групп в период адаптации;
* диагностика детей подготовительных групп: исследования уровня готовности к школе;
* диагностика детей в соответствии с задачами мониторинга;
* диагностика детей, оказавшихя в сложных жизненных ситуациях по запросам родителей (законных представителей);
* диагностика эмоционально – волевой сферы детей по запросам родителей (законных представителей).
1.2 Организация и проведение развивающей и психокоррекционной работы с воспитанниками:
* развивающие занятия в сенсорной комнате;
* групповые развивающие занятия с детьми старших и подготовительных групп по подготовке к школе;
* индивидуальные коррекционные занятия с детьми по запросам родителей (законных представителей).
2. Психологическое сопровождение педагогов.
2.1 Организация и проведение психологической помощи по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
2.2 Организация и проведение диагностики педагогического коллектива;
2.3 Организация и проведение профилактической работы.
3. Методическая работа.
4. Работа с родителями:
4.1 Организация и проведение консультативной помощи по вопросам воспитания и развития детей;
4.2 Организация и проведение диагностики детско- родительских отношений;
4.3 Организация и проведение профилактической работы.
В МАДОУ функционирует логопедический пункт.
Цель и задачи реализации инклюзивного образования в образовательной организации
Цель: Обеспечение доступного и качественного дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, как основы их социальной адаптации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
1.Расширение вариативных форм дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям - инвалидам.
2.Создание социо-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей.
3.Обеспечение психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, включение их в систему социальных отношений.
4. Формирование системы мониторинга достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
5. Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам дошкольного образования детей в условиях инклюзивного образования, активное включение их в образовательную деятельность
Модель инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации основывается на трех компонентах: организационном, содержательном и ценностном. Организационный компонент включает в себя нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования, материально-техническую базу, кадровое обеспечение, взаимодействие с социальными партнерами. В учреждении введены: командные формы работы; проектные формы организации коррекционной образовательной деятельности; формы согласования интересов всех участников образовательного процесса. Определена структура управления инклюзивным образованием:
- Педагогический совет;
- Управляющий совет;
- Психолого-педагогический консилиум.
Содержательный компонент включает программно-методическое обеспечение коррекционного образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей – инвалидов и их семей. Система коррекционного обучения и воспитания строится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, используются современные образовательные технологии деятельностного типа, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ценностный компонент предполагает развитие общечеловеческих ценностей и принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса, изменение отношений между ними.
Инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации предусматривает:
- диагностику индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
- междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута;
- планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка;
- организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активные действия в специально организованной предметно-пространственной среде;
- совместная деятельность в микро - группах с другими детьми;
- фронтальные занятия;
- детско-родительские клубы;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Результаты реализации инклюзивной практики:
- Разработана нормативно-правовая, программно-методическая база организации инклюзивного образования в МАДОУ «Синеглазка»;
- расширены и апробированы вариативные формы дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям – инвалидам;
- разработана модель организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей - инвалидов, в условиях инклюзивного образования;
- создана комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда в МАДОУ «Синеглазка»;
- внедрены эффективные командные формы работы с учетом интересов всех участников образовательного процесса;
- создана модель взаимодействия всех участников образовательного процесса в коррекционно-образовательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами, и в их социализации в образовательное пространство МАДОУ «Синеглазка»;
- разработан алгоритм включения семьи в образовательное пространство МАДОУ «Синеглазка»;
- сформирована система мониторинга достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Дети, достигшие возраста 3 лет и завершившие пребывание в Службе ранней помощи, направлены на ТПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута. Дети, не достигшие положительных результатов, продолжают посещать СРП до 4 летнего возраста и так же направляются ТПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута.
По результатам обследования детей с ОВЗ - 100% детей с ЗПР и ТНР допущены к обучению в общеобразовательных классах.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008462
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf