«Развитие математических способностей дошкольников через использование устного народного творчества» |
ср., 16.02.2011 |
Автор: |
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. А детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова и другие неоднократно подчеркивали огомные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов.
В ходе работы с детьми, я столкнулась с такой проблемой - нет четко разработанной системы познавательной деятельности по математике для дошкольников с использованием устного народного творчества.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (например: система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой». Как следствие теряется интерес к предмету, появляется страх, что - это не понять и т.п.
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.
Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной.
Целью моей работы стала разработка системы познавательной деятельности, основанной на малых фольклорных жанрах, направленных на формирование элементарных математических представлений дошкольников.
Объект: процесс формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Предмет: развитие математических способностей с использованием малых жанров народного фольклора.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей.
2. Разработать систему познавательной деятельности с использованием элементов малых жанров народного фольклора, которая будет способствовать повышению уровня математических представлений у детей.
3.Выявить эффективность влияния проделанной работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками использовать систему познавательной деятельности с элементами устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей, а также воспитанию патриотических чувств.
При разработке системы познавательной деятельности я ознакомилась с вопросами теории таких исследователей как Т.М. Бабушкина, В.П. Аникина, Г.С. Виноградова, Е.И. Щербакова, Е.В. Шаталова. Это явилось методологической основой моей работы.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с включением малых жанров народного фольклора.
Формы организации:
· Индивидуально-творческая деятельность,
· творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей),
· учебно-иговая деятельность (игры, познавательная деятельность),
· математическое развлечение.
Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая малые жанры устного народного творчества, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:
1. У детей выработан интерес к самому процессу познавательной деятельности.
2. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач.
3. Стремятся к достижению познавательной цели.
4. Развивают навыки самоконтроля и самооценки (по парциальной программе Е. Колесниковой «Математические ступеньки»).
Система работы с дошкольниками состоит из 3 блоков:
1. система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами устного народного творчества,
2. математические развлечения и игры,
3. работа с родителями.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике.
Работа планируется по следующим разделам: «Числа и цифры первого десятка», «Математические знаки», «Решение логических задач», «Геометрические фигуры», «Обобщение и закрепление знаний». Она включает в себя занятия, игры, развлечения, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - праздники.
Например, в разделе «Числа и цифры первого десятка» дети учатся считать по образцу и наванному числу в пределах десяти, понимать независемость числа от постранственного расположения предметов, писать цифры от 1 до 10 и так дадее.
Загадка служит исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.)
Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Скороговорки я разучиваю как на занятиях по математике, так и вне них.
На занятиях по математике я использую пословицы и поговорки с целью закрепления количественных представлений.
Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, приметять в повседневной жизни сформированные навыки.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространсвенное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия: справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).
Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.
Работаю с родителями по схеме: презентация изученной темы – обучение родителей – организация совместных дел.
На этапе презентации я убеждаю родителей в значимости темы, её актуальности, заручаюсь их помощью и поддержкой. Презентацию темы провожу через родительское собрание, наглядную информацию, зрелищные мероприятия.
При обучении родителей использую такие формы работы с семьей: консультации, папки-передвижки и др. при организации совместных дел провожу с участием родителей математические развлечения, досуги, КВН.
Родителям предложено сделать с ребенком мини-книжку с загадками и пословицами, разучить математическую сказку и изготовить к ней персонажей.
Начальная диагностика показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, требующих знаний устного народного творчества, затруднялись в решении логических задач. Благодаря включению системы познавательной деятельности по математике получила следующие результаты диагностики: в начале года высокий уровень составил 17%, средний 56%, низкий уровень 27%, а в конце года высокий уровень составил 42%, средний - 47%, а низкий уменьшился на 16%.
Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы познавательной деятельности. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень знаний у детей по математике.
Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие по лесной полянке»
Автор: Баженова Людмила Михайловна
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Татьяна | 19.11.2013 20:14 | # | ||
работа интересная и очень доступная детям |
светлана | 04.01.2014 03:52 | # | ||
мне очень понравилось |
Марина | 06.08.2014 20:17 | # | ||
отлично!!! |
Юлия | 25.01.2015 04:12 | # | ||
Просто замечательно! Красиво, красочно! Мне очень понравилось! |