Использование информационно-коммуникационной технологии «Веб-квест» в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации |
вс., 12.03.2023 |
Составитель:
Шустова Наталья Александровна
воспитатель
МБДОУ "Светлячок" г. Губкинский ЯНАО
Все мы знаем, что большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей.
Нам, педагогам, порой сложно подобрать такие методы и технологии работы, которые бы соответствовали принципам и задачам Стандарта и в то же время были интересны детям.
В своей педагогической деятельности мы стараемся, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, мы отталкиваемся в первую очередь от интересов, и предпочтений наших воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.
У нас не раз возникал вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?»
Изучая методическую литературу, мы натолкнулись на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде технологии веб-квест.
Веб-квест – это технология, которая является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях проведения занятия или внедрения во внеурочной деятельности, которая ориентирована в первую очередь на детей, вовлеченных в образовательный процесс.
Фактически, веб-квест – это образовательная технология, в рамках которой педагог формирует интерактивную поисковую деятельность детей, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы. Такая технология позволяет работать в группах (от трех до пяти учащихся), развивает коммуникативность,
Лидерские качества каждого, повышает не только мотивацию к процессу получения знаний, но и ответственность за результаты собственной деятельности. Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы детей, находится на самом сайте или на различных веб-сайтах. Благодаря гиперссылкам, дети работают в едином информационном пространстве, не ощущая разрозненности в данных и сложности в исполнении, а для кого-то не является существенным точное местонахождение той или иной информации.
- Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.
- Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.
- Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся полнее раскрывать свои способности.
- повысить заинтересованность учащихся в изучении дисциплины;
- повысить мотивацию обучения;
- использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);
- наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т.д.;
- воспитывать информационную культуру обучающихся.
Таким образом, работа воспитанников в формате веб-квеста разнообразит учебно-воспитательный процесс, делает его живым и интересным, создает комфортные условия образовательного процесса, устраняет нервную нагрузку, способствует переключению внимания, смене форм деятельности и т.д., способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем, дает возможность осуществить индивидуальный подход в обучении.
Хочется отметить, что данная технология рассчитана на детей младшего школьного возраста. Мы постарались ее адаптировать на детей старшего дошкольного возраста, применив элементы этой технологии.
Технологию веб-квест в работе по ранней профориентации мы применяем во всех локациях центра «Школа успеха «Старт».
Работа происходит поэтапно.
Первый этап – ребенок историк. Для начала мы подбираем для детей презентацию по изучаемой теме. Материал подбирается таким образом, чтобы дети, в ходе просмотра презентации, узнали о происхождении предмета или профессии, о том, как его применяли раньше или чем заменяли.
Второй этап – ребенок-литератор. В ходе реализации этого этапа происход подбор художественной литературы, в которой встречается предмет. Читая совместно с детьми книги, мы запоминаем стихи, поговорки, сказки по теме.
Третий этап – ребенок-мастер – самое интересное – знакомство с этапами изготовления предмета. Совместно с детьми мы рисуем пошаговый алгоритм изготовления предмета и изготавливаем его.
Приведу пример из своей практики. Тема «Изучение процесса мыловарения»
Первый этап – с помощью подобранных презентаций мы с детьми изучили вопрос появления мыла и то, чем люди пользовались до появления мыла. Особый восторг у детей вызвал факт того, что оказывается, раньше вместо мыла использовали золу и глину.
Далее мы прочитали сказку К.И. Чуковского «Мойдодыр», побеседовали о пользе мыла и о том, что будет, если не мыться.
Ну и самое интересное – разработка алгоритма, изготовление мыла.
Узнав все секреты, дети поделились изученным со своими родителями, друзьями в группе и в детском саду. Тем самым, происходит презентация своего проекта.
Одним из таких секретов мы поделимся с Вами сегодня на мастер-классе.
Веб-квест позволяет развить у воспитанников такие умения, как:
осуществлять поиск информации;
определять тему или проблему;
отделять основную информацию от второстепенной;
фиксировать необходимую информацию из прочитанного, прослушанного или увиденного;
обобщать содержащуюся в тексте информацию;
выделять факты (примеры, аргументы) в соответствии с поставленным вопросом или проблемой;
делать выводы;
участвовать в беседе (обсуждении);
высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Считаем главным преимущество веб-квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности дошкольников ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации детской любознательности, и стимулирует: познавательную активность ребёнка (желание узнать новое), коммуникативную активность ребёнка (желание общаться, делиться своими рассуждениями и впечатлениями с окружающими, и прежде всего с нами), творческую активность ребёнка (творить, инициативность, выдумывать, пробовать).
ЛИТЕРАТУРА
1. Будилова, А.С. Использование веб-квестов при обучении компьютерной графике // Наука и перспективы. 2017. № 1 [Электронный ресурс]
URL: nip.esrae.ru/13-92 (дата обращения: 2017).
2. Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» [Электронный ресурс]. URL: http://ito.bitpro.ru/1999 (дата обращения: 2017).
3. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/513088 (дата обращения: 2017).
4. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест [Электронный ресурс]. URL: http://iktylka.blogspot.eom/2009/02/5.html (дата обращения: 2017).
5. Использование технологии веб-квест в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://kak.znate.ru/docs/index-973.html (дата обращения: 2017).
6. Министерство образования и науки Российской Федерации / Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450 (дата обращения: 2017).
7. Образовательный веб-квест как средство формирования компетенций обучающихся и учителя [Электронный ресурс]. URL: http://fs.nashaucheba.ru/docs/2293/index-1138060.html (дата обращения: 2017).
https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/primenenie-veb-kvest-tehnologij-v-sovremennoj-shkole.html
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010297
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf