Педагогическая технология дидактических игр (развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста) |
чт., 22.12.2022 |
Составитель:
Исаева Гюльбахар Гаруновна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» г. Тарко-Сале
Педагогическая технология дидактических игр
(развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста)
Аннотация
Преобразования, происходящие в современном обществе, её культурная, социальная, экономическая составляющая привела к необходимости изменения во всей системе образования. Современное образование направлено на развитие личности ребёнка, его познавательных способностей и личностных качеств.
Немаловажным для выпускников ДОУ занимают математические способности детей, формирование которых происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Цель: – развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста.
– педагогическая технология развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике.
- Осуществлять повышение профессиональной компетентности воспитателей, затрагивающей математические способности детей.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие
Задачи:
1. Разработать педагогическую технологию, направленную на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Создать предметно-пространственную развивающую среду в группе.
Термин математика имеет множество значений, этому пониманию способствует анализ психолого-педагогической литературы. Математика, по мнению Л.Н. Вахрушевой – является фундаментальной наукой, применяющей свои методы во многих естественных дисциплинах: физика, биология, химия и др. Это область науки сама по себе не является чем-то вещественным и оперирует абстрактными отношениями и взаимосвязями.
Одно из условий развития полноценной личности, о котором упоминается в дошкольной педагогике, является развитие познавательной активности детей, в том числе и в области математики.
Изучая математику, дети приобретают способность полноценно и логично аргументировать то, что они видят в окружающем мире.
По мере того, как дошкольники овладевают математическими знаниями, у них формируются умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, делать выводы. Происходит формирование математических способностей, в результате которых дети начинают более ясно излагать свои мысли, используют в работе математическую символику, раскрывают связи и отношения, обобщают и интерпретируют изучаемое.
Наиболее эффективной технологией развития математических способностей является проблемно-игровая технология. В процессе игры ребёнок находит решение поставленной задачи, может самостоятельно размышлять над практическими действиями, которые в последствии приведут к результату. Главной целью такой технологии является развитие познавательно-творческих способностей в процессе логико-математической деятельности.
Проблемно-игровую технологию составляют:
1. Логико-математические сюжетные игры (занятия).
2. Проблемные ситуации и вопросы.
3. Творческие задачи.
В процессе использования проблемно-игровой технологии происходит более лёгкое формирование связной речи детей, в процессе решения поставленной перед детьми задачи происходит овладение способами пользования схемами и моделями, и такими способами познания, как сравнение, классификация, накопление логико-математического опыта.
Цикл сюжетно-дидактических игр по развитию математических способностей детей старшего дошкольного возраста
№ |
Сюжетно-дидактическая игра |
Задачи |
1 |
Магазин |
Упражнять в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений, например, палочек, кружков в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине |
2 |
Почта |
Практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполненном действии. Углублённое ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии почтальона |
3 |
Подготовка к открытию детского сада |
Установление независимости числа предметов от их величины. Уяснение значимости труда работников детского сада |
Игра: «Магазин»
Цель игры заключается в том, чтобы научить детей пересчитывать и отсчитывать предметы или их условные изображения в пределах 10.
Материал: пластилин, природный материал, самодельные изделия, белые халаты, шапочки, чеки, «деньги», корзины, целлофановые пакеты, подносы.
Игровые роли и правила: выбираются роли заведующего магазином, продавца, кассира, покупатели, шофёры и рабочие.
Ход игры: Игра начинается с устройства магазина. В магазине необходимо оборудовать торговый зал с тремя отделами: кондитерский, овощной и хлебный. Задача продавцов красиво расположить товар на полках, развесить ценники. Заведующий магазином сообщает об открытии магазина и вместе с работниками встречают первых покупателей и так далее.
В ходе игровой деятельности дети тренируются в счёте при покупке и продаже продуктов. Например, Игорь сообщает о том, что ему необходимо 8 пирожных, так как они сегодня ждут домой гостей. Оля сообщает о том, что пирожные сейчас будут готовы и вслух отсчитывает 8 пирожных.
Игра: «Почта»
Цель игры заключается в практическом применении знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 5, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполненном действии.
Материал: конверты, маленькие книжки, журналы, открытки, газеты. Из картонных коробок изготавливают 2-3 почтовых ящика. Родители помогают в изготовлении кителя и эмблемы для почтальона.
Игровые роли и правила: назначаются роли сортировщиков, почтальонов, начальника почты, посетителей.
Ход игры: Назначенные работники почты готовят её к открытию. Для этого устанавливается специальная секционная стенка с ячейками, где изображены номер квартиры с помощью картинок. Из подручного материала сооружают на столах окошечки, на улицах прикрепляются почтовые ящики, в многоквартирном доме устанавливаются почтовые ящики по количеству жильцов. Изучение количественного состава числе происходит за счёт сортировки писем по квартирам, например,
- Сколько и какую корреспонденцию вы положите в квартиру №8, если я назову число 3?
- Оля: я возьму 1 газету, 1 журнал и 1 программу – всего 3 предмета. 3 – это 1, 1 и ещё 1.
Игра «Подготовка к открытию детского сада»
Целью данной игры является установление независимоcти числа предметов от их величины.
Материалы: куклы, мебель, игрушки, другое оборудование разных размеров, транспорт.
Игровые роли и правила: выделяют роли заведующей, воспитателей, няни, завхоза, шофёров и грузчиков.
Ход игры: Дети решают открыть новый детский сад в новом районе.
Заведующая (обращаясь к шофёрам): Что вы нам привезли?
Юра: Я привёз 8 маленьких кроватей.
Витя: Я привёз большие кровати – 7 штук.
Заведующая (обращаясь к девочкам): Кто из вас возьмёт меньше кроватей?
Таня: Я возьму меньше, а Оля больше.
Заведующая: Почему вы так думаете?
Таня: Я сосчитала. Больших кроватей – 7, а маленьких – 8. 7 меньше, чем 8, а 8 больше, чем 7 и так далее.
Главной целью современного образования, является развитие личности ребёнка, математика занимается этим наряду с другими предметами.
Процесс формирования математических способностей детей происходит за счёт системного подхода, включающего в себя постановку цели, продумывание содержания, методов и форм обучения, а также уровня подготовки педагога и нацеленность на результат.
Список использованных источников
1. Абашина, В.В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста [Текст] / В.В. Абашина // Дис. канд. пед. наук. - Сургут, 2015. - 184 с.
2. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2016. – 268 с.
3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентиро-ванного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2015. - № 4. - С. 12-16.
4. Данилов М.Д. Проблемы методологии педагогики и методики исследования [Текст] / М.Д. Данилов, М.Н. Скаткин. - М., Педагогика, 2015. – 188 с.
5. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников [Текст] / М. Ермолаева // Дошкольное воспитание. – 2015. - №9. - С. 21-28.
6. Рыжова, И.Н. Учимся вместе. Учимся играя [Текст] / И. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 2. - С.34-40.
7. Тарунтаева, Т. Дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / Т. Тарунтаева, Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание, 2017. - № 6. – С. 24-27
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010017
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf