Развитие речи детей дошкольного возраста посредством применения технологии "Азбука общения"

  сб., 27.08.2022

Составитель:

Полякова Ольга Васильевна,

воспитатель

МДОАУ детский сад "Золотой ключик" город Пыть-Ях

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Аннотация. Развитие речи детей дошкольного возраста – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических технологий и собственных речевых упражнений ребенка. Данная статья направлена на ознакомление с одной из педагогических технологий по развитию речи детей дошкольного возраста «Азбука общения».

Ключевые слова. Развитие речи, технология, образовательная деятельность по развитию речи.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу различные технологии, по которым они работают. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования [3]. Технология предполагает описание совокупности действий, операций и процедур, обеспечивающих на основе разработки определенного алгоритма педагогических действий прогнозируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Для этого требуется выделение четких критериев оценки педагогических действий и действий воспитанников не только на этапе предварительной и заключительной диагностик, но и на каждом этапе воспитания и обучения детей. Кроме того, необходимо предусмотреть варианты действий педагога в случае отклонения от данных результатов на каждом этапе работы, позволяющие скорректировать данный процесс. Таким образом, технология предполагает обязательное достижение запланированных результатов. Для этого образовательный процесс и педагогическое взаимодействие должны стать полностью или почти полностью управляемыми. Это очень сложно, в особенности по отношению к вопросам воспитания, а не обучения [1].

В общем виде становление педагогической технологии С.Д. Поляков предлагает рассматривать как процесс, включающий в себя возникновение новых практических идей, объяснение их в педагогической практике конкретных воспитателей, рефлексию практики педагогической деятельности и формулирование ее алгоритма, апробацию данного алгоритма в новой практике. Разработку критериев промежуточной и итоговой аттестации; распределение новшество, коррекцию, устранения негативных факторов, влияющих на снижение ее эффективности [2].

Обратимся, в качестве примера, к описанию технологии по развитию речи «Азбука общения», разработанной Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой.

Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами [4].

Девиз программы «Азбука общения» - Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!

Технология нацелена на:

- формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений;

-  формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

- создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Структура технологии:

1.Теоретический курс «Основы коммуникации» - создан для обучения специалистов особенностям коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и коллектива, развитию у детей навыков общения и коррекция возникающих трудностей.

Задачи данного курса:

- изучение условий создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми;

- формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях;

- ознакомление специалистов, работающих с детьми, с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации;

- формирование у них умений и навыков практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;

- ознакомление специалистов с методами проведения целенаправленной работы с семьей.

2.Практический курс «Азбука общения» - обучение основам коммуникации детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) со сверстниками и взрослыми.

Цель - формирование у детей 3-6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:

- обучение детей пониманию себя и умению быть в мире с собой;

- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;

- формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;

- развитие самоконтроля в общении;

- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

- выработка у детей положительных черт характера;

- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Для решения задач рекомендованы следующие формы обучения детей:

  • развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры драматизации, подвижные, дидактические);
  • этюды;
  • импровизации;
  • наблюдения, прогулки, экскурсии;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • сочинение историй, сказок;
  • беседы;
  • мини-конкурсы, игры,соревнования;
  • рассказ педагога и рассказы детей чтение;
  • свободное и тематическое рисование, лепка.

Технология курса включает в себя 9 разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.

1. раздел «Мир познания»

Планируемый результат: ребенок должен уметь: правильно определять времена года, наблюдать за животными, играть с ними и заботиться о них, наблюдать за растениями и ухаживать за ними, определять по жестам, позе, эмоциям настроение животного.

*Дидактическая игра «Времена года».

Цель: изучить умение детей понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;

оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.

*Дидактическая игра «Расскажи о животных, которых ты знаешь».

Цель: изучить знания детей о жизни диких и домашних животных;

умение ухаживать, понимать общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).

2. раздел «Языки общения»

Планируемый результат: ребенок должен уметь: узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника; правильно выражать эмоциональные реакции, мысли и чувства; по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника; соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.

*Беседа.

Цель: изучить знания детей о роли наших «умных помощников»—органов чувств, их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах).

* Вопросы:

Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «умные помощники»

Что это?

Зачем человеку уши? Глаза? Рот?

Как ты ухаживаешь за ними?

Как они помогают общаться тебе с другими людьми?

Что ты можешь делать глазами? Ушами? Ртом?

*Дидактическая игра «Настроение».

Цель: изучить представление детей об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), умение быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

3. раздел «Тайна моего «Я»

Планируемый результат: ребенок должен уметь: понимать собственное «Я», свою индивидуальность, уметь радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению, понимать «нельзя» и «надо», быть самостоятельным.

*Дидактическая игра «Мой день».

Цель: изучить умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир, умение быть самостоятельным.

4. раздел «Этот странный взрослый мир»

Планируемый результат: ребенок должен уметь понимать основы взаимоотношений с родителями, бабушками, дедушками и другими близкими людьми, проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, понимать значение труда взрослых; понимать в доступной для них форме, особенности профессиональной деятельности взрослых.

* Беседа «Семейная фотография».

Цель: изучить отношение детей к самым близким людям, знание о повседневном труде родителей, понимание взаимоотношений в семье, потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

Вопросы:

Кто изображен на фотографии?

Узнали ли они своего товарища по группе?

Где его мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?

Какое у них настроение?

Что они делают?

Где работают родители?

Кем работают?

Как ты помогаешь дома?

Чем любит заниматься твоя бабушка?

Как проводит выходной день твоя семья?

Какой подарок ты хотел бы подарить маме?

5. раздел «Как мы видим друг друга»

Планируемый результат: ребенок должен уметь применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях, радоваться самим и пытаться понять чувство радости других, воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками, представить себе, что такое «иметь друзей», также свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

*Дидактическая игра «Мы –разные».

Цель: изучить знания детей о том, что все люди не похожи друг на друга, развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям, умение общаться со сверстниками, смотреть в лицо и глаза друг другу.

*Дидактическая игра «Дружба».

Цель: уточнить у детей понятия «друг», «дружба», умение детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

*Дидактическая игра «Клоун Тяп – Ляп».

Цель: изучить диапазон эмоций у детей через понимание и переживание радости, наличие положительных чувств и эмоций через улыбку, умение эмоционально воспринимать веселое настроение людей.

*Дидактическая игра «День рождения».

Цель: выяснить знания детей о правилах гостеприимства, умение общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, чувства доброжелательности, участия, умение дарить и принимать под арки.

6. раздел «Фантазия характеров»

Планируемый результат: ребенок должен уметь иметь представление о том, что можно, а что нельзя делать, различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений, иметь представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек, видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок и пр.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель: выяснить у детей представления о хороших и плохих поступках поведении, умение правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей.

7. раздел «Умение владеть собой»

Планируемый результат: ребенок должен уметь владеть игровыми приемами произвольного расслабления, уметь сосредоточиться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее, контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми, уметь принимать верные решения в различных жизненных ситуациях, уметь осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера.

*Дидактическая игра

«Умей расслабиться».

Цель: выяснить умение детей чувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя, знание некоторых игровых приемов произвольного расслабления.

*Дидактическая игра «Как поступить?».

Цель: уточнить умение детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, умение контролировать свое поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ними.

8. раздел «Культура общения»

Планируемый результат: ребенок должен уметь владеть приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные» слова, учить вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, не обижая и не унижая партнѐра, в том числе по телефону, иметь представление о том, что свои мысли и чувства можно передавать и в письменном виде, уметь культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.

*Дидактическая игра «Секрет «волшебных» слов».

Цель: уточнить значение вежливых слов, представления и потребность в доброжелательном общении с окружающими.

*Дидактическая игра «Давай поговорим».

Цель: выяснить у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.

*Дидактическая игра «За столом».

Цель: выяснить знания детей об основных правилах этикета, умение культурно вести себя за столом.

9. раздел «Мальчик и девочка»

Планируемый результат: ребенок должен иметь представление о женственности и мужественности, иметь представление о внешности и манере держаться представителей разного пола, понимать различия между мальчиками и девочками как внешние, так и в основных чертах характера и поведения, проявлять свои возможности при общении с партнѐрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

*Дидактическая игра «Внешность».

Цель: уточнить умение различать мальчиков и девочек по внешности и действиям.

*Игра–соревнование «Самый сильный и ловкий».

Цель: выяснить наличие качеств личности: смелость, ловкость, активность.

*Беседа «С кем бы я хотел дружить».

Цель: уточнить знания о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представления о дружбе между мальчиками и девочками.

Вопросы:

С кем ты дружишь?

Почему?

Кого не хотел бы брать с собой в игру?

С кем иногда даже ссорятся?

Почему происходят ссоры?

Каким должен быть мальчик? Девочка?

С каким мальчиком или девочкой ты хочешь играть? Дружить?

*Подвижная игра «Играем вместе».

Цель: выяснить умение детей общаться друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику.

3. Курс «Методы оценки эффективности использования технологии»:

- методика диагностики форм общения (по М.И.Лисиной);

- методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю);

- методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т.Дорофеевой);

- методика исследования внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»);

- методика по изучение личностного поведения ребенка;

- оценка детей родителями: анкета «Выражение лица», «Трудности в общении».

Предлагаемый набор диагностических методик позволяет выявить у ребенка причины имеющихся трудностей в общении.

Участие родителей в исследованиях, помогают получить информацию об индивидуальных личностных особенностях ребенка.

4.Курс «Конспекты занятий» по разделам практического курса.

Для работы с родителями можно использовать консультации, папки–передвижки, памятки по данной теме.

Необходимо пополнять предметно–развивающую среду: создание психологического уголка, оформление фотоальбома «Дружные ребята», изготовление коробочки примирения или мирилки, мешочка настроения, копилки добрых дел и др.

Таким образом, применяя технологию «Азбука общения», устанавливается взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами; у детей формируются умения подбирать вербальные  и невербальные средства общения, выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих; в группе создается дружеская атмосфера, дети чувствуют себя комфортно, стараются  самостоятельно решать возникшие проблемы.

Уровни развития  коммуникативных умений по методике Е.О. Смирновой

Высокий уровень:

Коммуникативные  действия детей направлены на достижение цели, о которой открыто, сообщают партнеру; дети учитывают личностные особенности партнера и характер коммуникативной ситуации, специально отбирают информацию, интересующую партнера, планируют содержание акта общения;

Выбранные детьми средства общения разнообразны, в их отборе проявляется творчество ребенка. Дети свободно и самостоятельно входят в процесс общения со взрослыми и сверстниками, согласовывая свои действия и мнения с партнером, в случае непонимания используют дополнительные вопросы в отношении партнера. Реакция на поведение и настроение партнера адекватная. Результативность общения высокая.

Средний уровень:

Отдельные коммуникативные действия детей направлены на достижение цели, учитываются основные личностные особенности партнера; планирование коммуникативных действий осуществляется на основе прошлого опыта, однако дети пользуются стереотипным набором вербальных и невербальных средств общения, объем которых ограничен. Осуществление акта общения не всегда самостоятельно, требуется помощь воспитателя в понимании поведения и настроения партнера, действия не всегда закончены, наблюдается отступление от задуманного плана общения. Направленность на достижение результата проявляется в особых значимых для ребенка ситуациях. Результативность общения средняя.

Низкий уровень:

 Направленность коммуникативных  действий на достижение цели или крайне ограничена или отсутствует. Детьми не учитываются особенности партнера и характер коммуникативной ситуации; не учитываются интересы партнера. Процесс планирования общения затруднен. Выбранные средства общения не соответствуют его содержанию, случайны и однообразны. Дети не могут включаться в процесс общения и совсем не проявляют инициативы в достижениях понимания партнера. Реакция на поведение и настроение партнера случайна, несвоевременна или отсутствует. Результативность общения низкая.

Список литературы

1. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение: Учебное пособие. – М.: Педагогика-ПРЕСС, 1999;

2. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003;

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2010.

 https://logoburg.com/modules/myarticles/article.php?storyid=1264

https://neposedy18-ramdou56.edumsko.ru/articles/post/1860722

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А №  0009605

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1657
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.