«Украшаем избу урало-сибирской росписью» |
вт., 28.07.2020 |
Составитель:
Мандровская Мария Евгеньевна
Воспитатель
Первая квалификационная категория
МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
«Украшаем избу урало-сибирской росписью»
Цель: применение урало-сибирской росписи в украшении предметов быта в импровизированной избе.
Задачи:
- Обобщить представления детей об истории урало-сибирской домовой росписи.
- Развивать умение писать элементы росписи: ягодки, прописки, листья.
- Воспитывать интерес к урало-сибирской росписи, любовь к родному краю.
Оборудование: карта России, макет печи, шаблоны посуды, деревянные ложки, чашки, разделочные доски для росписи, иллюстрации Урало-Сибирской росписи, предметы с разными видами росписи: Гжель, Хохлома, Дымково, гуашь, палитра, кисти плоские, ёмкость под воду, влажные салфетки, фартуки и нарукавники.
1. Вводная часть (мотивационный этап)
(В раздевалке у карты России)
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? А какая называется наша область?
Тюменская область находится за Уральскими горами, и называется этот край Сибирью (показ на карте). Чем славится Сибирь? (леса, реки, звери).
А еще славится чудо-мастерами и декоративными росписями.
Мастера были с Урала и Сибири, поэтому и роспись назвали Урало-Сибирской. Что ей расписывают? (стены, потолок, посуду)
А вы бы хотели стать такими мастерами?
Тогда предлагаю отправиться в мастерскую и стать мастерами урало-сибирской росписи.
2. Основной этап
Дети проходят в группу, где оформлена мастерская их встречает мастерица.
Мастерица: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть.
Зачем ко мне пожаловали? (научиться урало-сибирской росписи)
Урало-сибирская роспись - дело это интересное и не трудное.
Посмотрите сколько красивых вещиц у меня в мастерской, и все они тоже расписаны. Расставьте их на полочки так, чтобы каждый вид росписи стоял отдельно.
Дети расставляют дымковскую роспись, городецкую, гжель и хохлому на разные полочки.
А вот этой чашке не нашлось место на полочке. Почему? (эта чашка расписана в технике урало-сибирской росписи).
А что вы знаете об этой росписи?
Изначально эта роспись была домовой. Как вы думаете, почему ее так называли? Верно, росписью украшали дом – избу, как снаружи, так внутри. Расписывали стены, потолок, печи, прялки, а позднее стали расписывать и посуду.
Как называли мастеров, которые расписывали дома? (Красильщики).
Красильщики-маляры рисовали на стенах избы древо жизни, на котором изображали бутоны цветов, ягодки, завитки, птиц, рыб, льва.
А вы бы хотели стать красильщиками?
Я предлагаю вам отправится в избу к хозяйке. Она уже заждалась красильщиков. У нее для вас есть работа.
В другой части группы оформлена импровизированная русская изба с печкой.
Сценка «Хозяйка и красильщики»
Роли исполняют дети
Хозяйка:
Добрый день вам, господа!
Вы откуда и куда?
Где бывали, что видали?
И о многом вы узнали?
Красильщики:
Далеко не уезжали,
Но мы многое узнали!
И теперь повсюду тут
Создадим тебе уют!
Хозяйка:
В предложенье есть резон
Но насколько важен он?
Могу ли, доверят я вам
Неизвестным мастерам?
Красильщики:
Скажем дружно, без утайки
Нас не зря зовут, хозяйка,
Двухцветным мазком
Вмиг украсим твой дом!
Хозяйка:
Хвастовство проверить нужно:
Ну-ка вместе, ну-ка дружно
Мы распишем эту печь,
Чтобы было, где запечь:
Булочки и крендельки,
Колобки и пирожки.
Мастерица: это дело нам по плечу. Надевайте фартуки и берите инструменты для росписи.
Посмотрите-ка, ребята, у хозяйки еще посуда не расписана. Выбирайте, кто будет расписывать посуду, а кто из вас – печку.
Роспись печи (посуды) элементами урало- сибирской росписи
В процессе работы мастерица рассказывает:
- какие инструменты нужны для росписи
- как правильно держать кисть
- какие используются краски
- помогает детям в росписи предметов
3. Итог.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как стало красиво в избе! Как называется роспись, которой вы расписывали печь? В урало-сибирской росписи каждый элемент что-то обозначает. Роспись избы или предмета – это своеобразное письмо или послание для другого человека. А о чем говорит ваша роспись печки? Посуды?
Мастерица: Пока мы расписывали избу, чудо-печь испекла что-то вкусненькое! Посмотрим? Хозяюшка, угощай красильщиков!
Дети убирают рабочие места, моют руки, помогают накрыть на стол.
Чаепитие
Литература:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»/авт.-сост. В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007690
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf