«Дерево держится корнями, а человек - семьёй» Конспект ОД в подготовительной к школе группе |
пн., 10.06.2024 |
Составитель:
Исмагилова Айсылу Айзатовна,
Воспитатель ОДО МАОУ Андреевская СОШ
Цель: обогатить представления о семье.
Задачи:
1. Обучающие:
– формировать представления детей о семье и родственных отношениях ;
– активизировать словарь: жена, муж, родители, сын, дочь, внук, внучка, племянники;
– познакомить детей с понятиями: «родовое дерево», «родословная»;
2. Развивающие:
– развивать умение составлять короткий описательный рассказ из личного опыта о своей семье;
– развивать связную речь;
– способствовать развитию любознательности, интереса к истории своей семьи, родословной;
3. Воспитательные:
– воспитывать чувство любви к своим родным, гордость за свою семью, уважение к своим предкам,родителям.
Демонстрационный материал:
Домик из лего, цветик- семицветик (бумажный), «родовое дерево» из лего.
Раздаточный материал: лего, вырезанные квадратики, цветные карандаши, клей.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о семье, рисование на тему: «Моя семья»
Ход занятия.
-Эй ребята, встаньте в круг!
Вот как много стало рук.
Чьи же руки, подскажите
И ладошки покажите.
А теперь взялись за руки
И по кругу пробежались,
Сделали по уже круг
Крышу сделали из рук!
Получился дом имён
В этом доме мы живём!
(Педагог вносит небольшой домик).
-Вот такой красивый дом,
Он и с крышей, и с окном!
Кто же в нём живёт, ребятки?
Нужно отгадать загадки!
(Педагог обращает внимание детей на цветик- семи-цветик у дома)
-Посмотрите, ребята, какой красивый и необычный цветок растёт у дома, давайте внимательно рассмотрим её, какого цвета лепестки? На что они похожи? (цвета радуги), а цветок то не простой, там загадки спрятались.
(Педагог загадывает загадки о членах семьи, срывая лепесток с цветка, предлагает нарисовать портрет того члена семьи кого угадали).
- Итак, первый лепесток, первый цвет радуги, какой? правильно- красный, посмотрим, какая загадка спряталась под этим лепестком:
«Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед, мой родной, любимый» (дед).
- Правильно! Ребята, а давайте нарисуем портрет своего дедушки. А дедушка какой? (мудрый, седой, заботливый).
(На столе у каждого ребёнка лежат вырезанные квадраты из белой бумаги и цветные карандаши).
- Молодцы, ребята, давайте сорвём следующий лепесток, какой? Оранжевый и отгадаем загадку
«Угостит всегда вареньем, стол накроет с угощеньем,
Испечёт оладушки. Кто? Родная» (бабушка).
- Да, это бабушка! Ребята, давайте нарисуем портрет своей бабушки. А бабушка какая? (старенькая, добрая, седая).
-Хорошо. Посмотрим следующий лепесток, подскажите ребята, какой? Жёлтый! Правильно!
«Кто любимей всех на свете и за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты, что мы делали без» (папы).
-Да, это папа! Ребята, нарисуем портрет своего папы. А папа какой? (строгий, сильный, мужественный).
Молодцы! Итак, посмотрим, какая загадка спряталась на следующем лепестке, какого цвета? Да -зелёного.
«Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо: всех милее наша» (мама).
-Правильно, мама! Портрет мамы мы тоже нарисуем. Ребята, а мама какая (добрая, красивая, ласковая, нежная).
- Итак, за зелёным лепестком идёт –голубой. Про кого же следующая загадка:
«Я у мамы не один, у неё ещё есть сын
Рядом с ним я маловат, для меня он» (старший брат). А брат он какой? (старший, младший, сильный).
-Правильно, я вам предлагаю нарисовать портрет своего брата.
-Хорошо. А за голубым цветом какой идёт? Правильно- синий. Сорвём синий лепесток:
«Мама с папой говорят, что теперь я старший брат,
Что за куколка в коляске плачет, видимо от тряски?
В ванной ползунков гора, брату кто она?» (сестра)
-Правильно, сестра! Давайте нарисуем портрет сестры. Сестра какая? А сестра какая? (задорная, весёлая, младшая).
-Итак, последний лепесток фиолетового цвета. А там про кого загадка, сейчас узнаем:
-Ребята, а здесь не загадка, а ребус нужно разгадать.
(на экране –ребус «7» «Я»)
- Здесь цифра «7» и буква «я», ребята «я», а мы нарисовали свой портрет? (дети рисуют свой портрет и разгадывают ребус).
-Ребята, кто же живёт в нашем домике? (семья)
-Правильно, в домике живёт очень дружная семья. И сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что есть у человека- о близких людях, о семье.
(Беседа о семье и родственных отношениях. Знакомство с родовым деревом).
-Как вы думаете, зачем люди создают семью? (жить вместе, помогать друг другу, растить детей)
-Какие семьи бывают? (маленькие, большие, многодетные).
-А кем вы приходитесь своим родственникам, давайте посмотрим.
(Педагог показывает детям презентацию «Родственные отношения в семье». Дети с воспитателем рассматривают её)
-Папа и мама -это ваши родители, а вы для них- сын, дочь.
Бабушка и дедушка -это родители ваших родителей, а вы для них – внук, внучка.
Тётя и дядя- это братья и сёстры ваших родителей, а вы для них- племянники.
(Педагог приглашает детей на физминутку)
На зарядке вся семья: это папа, мама, я!
Сели, встали, снова сели- спинки ровно, поглядели.
Прыгаем, играем, устали незнаем.
Папа отжимается, мама улыбается.
День мы начали с зарядки, значит будет всё в порядке!
(Дети стоят)
-Ребята у каждой семьи есть своя история её появления. Эту историю принято изображать в виде дерева- родового древа семьи. Родовое- это значит родные люди.
(Педагог вносит семейное дерево, показывает его детям).
-Кто изображён на дереве? (члены одной семьи)
-Старшие члены семьи, бабушки и дедушки располагаются внизу дерева, ближе к корням, с них и начинается история появления семьи, её Родословная, они являются опорой родового дерева. В народе есть пословица: «Дерево держится корнями, а человек семьёй». Родители располагаются чуть повыше, на стволе или ветках. А на самом верху их дети.
-Ребята, я хочу вам предложить сделать из лего-конструктора родовое дерево. Хотите? Тогда я вас приглашаю за столы. (Дети садятся за стол, собирают из лего дерево и приклеивают портреты членов семьи на свое родовое дерево).
Ребята, давайте посадим своё родовое дерево рядом с домом.
Рефлексия.
-Мы с вами отлично поработали сегодня. Ребята, о каком необычном древе вы узнали? Что такое семья?
Семейная радость, счастливые лица!
Желаю всем семьям любовью светиться!
Любовь процветает кругом на Земле!..
Мир вашему дому и каждой семье!
Интернет-источники:
https://avtonomiya.tatar/konspekt.pdf
https://lapina-ds19-chebarculmr.educhel.ru/folders/post/3471337
https://vk.com/wall-99950457_401355?ysclid=lxqa9jhgla551249294
https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-semyu-i-druzej/
Литература:
- Журнал «Педагог дошкольного образовательного учреждения», № 6, 2019г.
- Затулина Г. Я. Россия – Родина моя. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2016г.
- Коломийченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5- 6 лет по социально- коммуникативному развитию и социальному воспитанию/М.: ТЦ Сфера, 2018г.
- Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие/М.: Сфера, 2017г.
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0011804
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf