"Мы в ответе за тех, кого приручили" конспект НОД в старшей группе |
сб., 16.09.2023 |
Составитель:
Узденова Ирина Суюновна
воспитатель
МАДОУ ДС "Калинка" ЯНАО, г.Новый Уренгой
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Цель: развитие устной речи детей в различных условиях общения.
Задачи:
- Развивать умение детей строить разные типы высказываний (контаминированный текст - повествование и описание), соблюдая их структуру.
- Познакомить с новой методикой синквейн, побуждать к составлению синквейна по предложенной теме.
- Совершенствовать умение детей анализировать структуру высказывания: зачин, событие, микротема (описание), завершение.
- Формировать элементарные знания о структурной организации текста объявления.
- Способствовать проявлению у детей гуманного отношения к животным.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Дидактические материалы и оборудование: Демонстрационный: видеозапись о приюте для животных, модель-план составления текста объявления, фотография собаки.
Раздаточный: фотографии собак, модели-планы для составления текста объявления, листы для объявлений, простые карандаши или ручки.
Предварительная работа: беседа об акциях, проведенных в ДОУ; беседа о пропаже собаки у соседа.
Ход образовательной ситуации:
1. Мотивация
Дидактическая задача:
1) мотивировать детей на включение в познавательную деятельность;
2) познакомить детей с организацией, занимающейся защитой животных;
3) способствовать обогащению словарного запаса детей (акция, волонтер, вольеры);
4) показать образец речевого этикета во время телефонного разговора.
Воспитатель собирает вокруг себя детей.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово - акция? (Это, когда мы участвуем и помогаем кому-нибудь).
- Давайте с вами вспомним, какие акции проводились в нашем детском саду? (Собирали вещи для наших солдат, собирали корм для животных, изготавливали кормушки для птиц).
- Правильно ребята, в нашем детском саду проводились акции: «Тепло сердец», «Покорми птиц зимой», «Помоги животным».
- Вы знаете, ребята, в акции «Помоги животным» мы собирали корм для животных, которые живут в детской экологической станции нашего города, там живут разные животные и за ними ухаживают работники экологической станции. Но я хочу вам рассказать, что есть животные, которые живут в другом месте и за ними нужен тоже уход.
- Вы помните, я вам рассказывала о том, что у моего соседа пропала собака?
- Вы знаете, она нашлась. Вчера ему позвонили из приюта защиты животных "Подари мне жизнь», который находится в нашем городе. Туда ее привел мужчина, который нашел собаку на автобусной остановке. Запись на ошейнике собаки помогла сотрудникам этой организации связаться с хозяином.
- Ребята, а вы что-нибудь знаете о приютах для животных?
- Мне захотелось узнать об этом приюте. Я стала искать информацию. И вот, что выяснила. В этом приюте содержатся бездомные, потерянные или брошенные собаки, кошки. Собаки живут там в специальных вольерах. Сотрудники приюта заботятся о собаках: кормят, убирают, делают прививки. А также ищут для них хозяев.
- В интернете я нашла репортаж об этой организации, давайте посмотрим (просмотр видеоролика).
- Дети, вы обратили внимание, в репортаже прозвучало, что в этой организации, кроме ее постоянных сотрудников, работают волонтеры.
- Как вы думаете, кто такие волонтеры? (Это люди, которые оказывают помощь другим).
- Правильно ребят, волонтеры - это люди, которые оказывают помощь добровольно. Они кормят собак, выгуливают их, убирают вольеры, помогают в поиске хозяев. Мы с вами тоже являемся волонтерами, мы на добровольной основе организовали сбор теплых вещей и сладостей для наших военнослужащих. Давайте приступим к своим обязанностям.
- А вы бы хотели оказать помощь питомцам этого приюта? (да хотели бы).
- Дети, а я так и предполагала, что вы захотите помочь этим бедным животным. Поэтому еще вчера позвонила в «Подари мне жизнь» и узнала, как мы можем помочь. Сотрудники приюта попросили нас составить объявления о том, что собаки ищут себе хозяев.
- Дети, вы хотите помочь составить объявления?
- Вы сможете это сделать?
- На электронную почту нашего детского сада сотрудники приюта уже выслали фото собак. Сейчас я позвоню Олесе Валентиновне и попрошу распечатать фотографии.
- Алло, здравствуйте Олеся Валентиновна. Вас беспокоит воспитатель Марина Хусиновна На электронную почту нашего детского сада из организации «Подари жизнь» для детей нашей группы пришли фотографии, вы не можете их распечатать и принести нам? Большое спасибо, будем ждать.
2. Основная часть
2.1Дидактическая задача: активизировать употребление в речи прилагательных при описании животных.
- Пока фотографии не принесли, давайте поиграем в игру, которая поможет нам составить точные описания животных. Это очень важно в работе волонтёра.
«Назови слова-признаки».
Правила игры: назвать слова-признаки, которыми можно описать собаку.
- Глаза (большие, маленькие, узкие, выпуклые, круглые).
- Уши (висячие, стоячие, длинные, короткие, узкие, широкие, треугольные).
- Шерсть (гладкая, пушистая, короткая, длинная, блестящая).
- Окрас (рыжий, светлый, пятнистый, черный).
- Морда (длинная, короткая, вытянутая, приплюснутая, широкая, узкая).
СИНКВЕЙН
- Сейчас ребята, мы попробуем поиграть в одну игру (объясняю правила синквейна, можно использовать методику письма программы «ПРОДЕТЕЙ») . Послушайте, пожалуйста.
СОБАКА
ВЕСЕЛАЯ, ИГРИВАЯ
БЕГАЕТ, ЛАЕТ, ИГРАЕТ
Я ЛЮБЛЮ СВОЮ СОБАКУ
РЕКС
Методика письма программы «ПРОДЕТЕЙ».
_________
____________ ____________.
____________ ____________ ____________.
___________ _____________ ____________ _____________.
___________
2.2. Пока Олеся Валентиновна распечатывает нам фотографии, давайте попробуем составить объявление о том, что собака ищет себе хозяина, по той фотографии, что у меня уже есть (показывает фото собаки).
Воспитатель внимательно слушаю ваши варианты.
- Вы знаете, я не смогла записать объявление. Вы сказали много, но четкого правильного объявления о том, что собака ищет хозяина, не получилось.
- Смогли вы правильно составить объявление? (Нет, не смогли.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как правильно составить текст объявления.)
- Что нам нужно сейчас узнать? (Нужно узнать, как правильно составить текст объявления.)
-Как это можно узнать? (можно придумать самим, а потом проверить себя по образцу или спросить у Алисы).
- У меня есть несколько объявлений. Послушайте, я их сейчас прочитаю.
1. Потерялась кошка Мурка. Просьба вернуть девочке Маше.
- Как вы думаете, помогло это объявление вернуть кошку девочке Маше? Почему? (Нет описания кошки и координат девочки Маши.)
2. Нашли собачку. Просьба звонить по телефону 25-68-04.
- Как вы думаете, а авторы этого объявления смогли вернуть собачку хозяину? Почему? (Нет описания собаки.)
2.3. Внимание! Ищет дом собака породы мопс. У нее крупная круглая голова. На морде складки-морщины. На лбу темное пятно. Глаза круглые, крупные, коричневого цвета. Уши маленькие, черные. Туловище крупное. Шерсть гладкая, короткая. Окрас бело-рыжий. Хвост закручен в кольцо. Лапы крепкие, короткие. Если вы хотите взять собаку, звоните по телефону 25-38-99.
- Как вы думаете, а эта собачка смогла найти себе хозяина? Почему? (Смогла. Есть описание собаки и номер телефона, куда можно обратиться.)
Вывод: существуют правила составления объявления (воспитатель выставляет на доске план-схему – мнемотаблицу составления текста объявления):
1) заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление) – значок «молния»;
2) объявить о том, что случилось (ищет хозяина, отдадим в добрые руки) - «восклицательный» знак;
3) описание собаки - знак «силуэт собаки»;
4) указать, куда можно обратиться – знак «телефонная трубка и дом.
- Пока мы с вами играли и читали объявления, я вижу, Олеся Валентиновна принесла нам фотографии.
Предлагаю детям выбрать фотографию.
- Дети, сейчас каждый из вас составит объявление, о том, что собака из приюта «Подари жизнь» ищет себе хозяина, это объявление надо будет записать на специальных листах. Обратите внимание на оформление этого листа. В его нижней части выделено место для записи телефона (показываю), но телефон я успела напечатать только один раз. После того как ваше объявление будет готово, этот номер необходимо по образцу напечатать в пустых клетках ещё несколько раз.
- Ребята, у нас есть небольшая проблема я не смогу записать все тексты объявлений. Это займёт много времени и мы можем опоздать на прогулку.
- Подумайте, кто бы нам мог помочь записать все объявления? (мамы, младший воспитатель). Сейчас, мы с вами разделимся на две группы и одной группе я помогу составить обьявление а другой Ольга Михайловна. Так же предлагаю детям дома составить объявление, завтра нам его зачитать.
- Предлагаю подойти к Ольге Михайловне и попросить помощи. Напоминаю о том, что речевой этикет важен в работе волонтёра, особенно при обращении за помощью к взрослому (поздоровайтесь, представьтесь, вежливо обратитесь за помощью словами (прошу вас, если вам не трудно), поблагодарите за помощь.)
Составление текста объявления по смоделированному плану.
-Объявления готовы. Давайте зачитаем некоторые из них. (Обращаем внимание на то, выдержан ли план, на полноту описательного рассказа о собаке, отмечаем наиболее интересные варианты описания животного.)
- Сегодня вечером мы с вами прочитаем все остальные объявления и отправим в приют, а сотрудники распространят их по городу.
3. Рефлексия
Воспитатель собирает детей около себя.
- В роли кого мы сегодня были?
- Что мы делали как волонтеры?
- Почему мы смогли составить правильно объявление? (Потому что узнали, как правильно составить объявление, умеем составлять описательный рассказ о животном, умеем обратиться за помощью к взрослым, когда это необходимо, умеем печатать цифры).
- Вы составили очень хорошие объявления. И я уверена, что хозяева животных обязательно найдутся.
Содержание |
Обратная связь на высказывания детей |
1 этап Мотивация к деятельности |
|
Рассказ педагога о пропавшей собаке соседа, о том, что ее нашли, побудить детей к общению и проявлению желания участвовать в работе приюта. |
Если дети «Мы не слышали о приюте», то педагог предлагает посмотреть видеоролик о приюте в нашем городе. |
2 этап Планирование деятельности |
|
Педагог предлагает варианты объявлений, тем самым дает возможность детям выбрать правильный образец объявления. Задает вопросы: как вы думаете? Почему вы так считаете? |
Если дети могут аргументировать свои ответы, побуждает вспомнить в какие игры играли с ними и они могут служить подсказкой. (Найди слова - признаки), игра – синквейн. |
Реализация замысла |
|
Использование мнемотаблицы. Создание проблемной ситуации, как успеть составить объявление, к кому можно обратиться за помощью, развивать умение работать в команде. |
Зачитывание объявлений. Обращаем внимание на то, выдержан ли план, на полноту описательного рассказа о собаке, отмечаем наиболее интересные варианты описания животного |
Рефлексия Создание ситуации УСПЕХА каждого ребенка. |
Литература:
«Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду.Методическое пособие» Деркунская В.А., Воронина Н.А., Агабекян С.С. изд.: Центр педагогического образования,2018г.
Просмотр конспектов занятий на портале https://infourok.ru
Знакомство с материалом «Волонтерское движение в ДОУ» на сайте https://maam.ru
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010888
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf