«Эмоциональные куклы «Светлячки» |
сб., 30.03.2024 |
Автор:
Литвинова Елена Александровна
музыкальный руководитель
МАОУ Боганиднская СОШ №2 СП ДО
Тюменского района
Авторское дидактическое пособие, направленное на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, «Эмоциональные куклы «Светлячки»
Эмоциональные куклы Светлячки: Добрячок. Злюка, Весельчак, Грустик, Удивляшка - это авторское дидактическое пособие, которое работает на привлечение внимания ребенка. Может использоваться на любых занятиях в разных образовательных областях и в режимных моментах. В зависимости от режимного момента или занятия Светлячок имеет при себе дополнительный инструмент, инвентарь, например: фонарик, маракас или колокольчик, чемоданчик со сказками или большую ложку.
Актуальность: Востребованность в развитии эмоционального интеллекта и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель: развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста через музыкально–театрализованную деятельность с применением эмоциональных кукол «Светлячков».
Задачи:
- Развивать умение управлять собственными эмоциями, а также правильно распознавать их у себя и окружающих.
- Сформировать эстетический вкус и нравственные представления.
- Воспитывать сопереживание у детей и эмоциональную отзывчивость.
Варианты использования:
• В работе с детьми в образовательной деятельности, например: музыкально-ритмическая разминка «Оркестр Светлячков», дидактическая игра «Изобрази настроение Светлячка», занятие с детьми по музыкальному развитию «Волшебный фонарик», в режимных моментах: например утренний круг с детьми «Мое настроение», физминутка «Прилетели Светлячки», умывание, кормление, одевание (Светлячок может рассказать, показать, спросить, похвалить, помочь и т. п.). Он как главный герой детского сада не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, ребята, к нам в гости пришел Светлячок Удивляшка. Он хочет посмотреть, как правильно нужно мыть ручки. Покажите светлячку, как вы умеете правильно вытирать руки полотенцем. Перед сон часом Светлячок Добрячок рассказывает сказку детям и желает им приятных снов.
• В работе с педагогами в психологических тренингах: «Снимаем напряжение», «Хорошее настроение – залог успеха», мастер- классах: «Все эмоции важны»
• В сотрудничестве с другими детскими садами при показе кукольного театра «Город Светлячков»
• В рамках преемственности со школой Светлячки помогают при знакомстве будущих первоклассников с педагогами школы; Светлячки выступают в роли эмоциональной поддержки будущих первоклассников, т.е. – проигрывание учебных ситуаций и правильного эмоционального реагирования на них. (кукла-визуальный акцент той или иной эмоции, через куклу дети эффективно запоминают и разыгрывают ситуацию, самостоятельно выбирают правильную эмоцию в заданной ситуации и анализируют ее и предлагают пути решения.)
• На данный момент в совместной работе с родителями создана книга сказок «Истории Светлячков». С пособием можно ознакомиться на моем личном сайте. Данное пособие регулярно пополняется, так как воспитанники с родителями активно сочиняют свои короткие истории и сказки, главными героями которых являются светлячки: Добрячок, Грустик, Удивляшка, Весельчак и Злюка.
Приложение 1
музыкально- ритмическая разминка
Приложение 2
Режимные моменты со светлячками.pdf (2.21 МБ)
Приложение 3
музыкальное занятие «Весна-красна»
Возрастная группа: средняя группа.
Цель занятия: развитие эмоционального интеллекта дошкольников через различные виды музыкальной деятельности, способности эмоционально воспринимать окружающую действительность
Задачи занятия:
Обучающие: закреплять знания детей о характерных признаках весны.
Развивающие: развивать умения детей передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя средства выразительности – мимику, жест, движение, интонацию, развивать зрительное и слуховое внимание умение, согласовывать свои действия с другими детьми.
Воспитательные: Воспитывать доброту, любовь к природе.
Методы занятия:
Словесный метод – беседа, вопросы к детям, использование художественного слова.
Наглядный метод – выразительный показ музыкально-ритмического рисунка, распевки.
Метод конструирования – создание самодельного маракаса.
Игровой метод – музыкальная игра «Жуки и бабочки».
Метод «погружения» в среду художественных образов, метод стимулирования к активному усвоению актерских навыков, прием похвалы и поддержки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в зал под песенку Светлячка
Светлячок: Здравствуйте мои друзья!
Дети: Здравствуйте.
Очень рад вас видеть я! Я долго спал и проснулся. Меня разбудила волшебная музыка весны. А вы ее слышите? Что вы слышите?
Ответы детей (Птички поют. Бабочки жужжат. Ручейки текут).
Это мои любимые звуки. В какое время года мы можем их услышать.
Игра «Театральная разминка» действие и музыка.
Педагог: В это время года просыпаются мои друзья бабочки, жуки, пауки, светлячки.
А как в них можно перевоплотиться?
Ответы детей (Надеть маску или костюм, парик).
- Попробуйте сейчас, ребята, услышав музыку мою похожим быть на жука и на бабочку на лугу.
- Дети выполняют движения, шуршание стук, появляется злюка.
Злюка: Шумите, разбудили меня. Я так хорошо спал.
Добрячок: Ой, ребята, это мой друг - Злюка.
Мы с ребятами играли, веселились, весна пришла!
Я не люблю игры, я люблю играть на музыкальных инструментах, а у вас их нет.
Педагог: Ребята, посмотрите вокруг, может, мы сами можем что-то придумать. Что вы видите?
Ответы детей (стол, крупы, футляры из под игрушек).
Изготовление маракасов детьми
А я люблю такой ритм….
Упражнение: «Оркестр» Дети простукивают свой ритм.
Добрячок: Отлично получается, а теперь можно и спеть.
Упражнение «Ах солнце светит ярко. Ах!»
Злюка: А теперь со мной.
Поют все вместе.
Педагог: Весной, когда солнце светит ярче, не только Злюка становится добрее и веселее, но и вся природа просыпается и начинается новая жизнь.
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, что сегодня на занятии мы научились делать?
Ответы детей (самостоятельно делать маракасы, играть на маракасах).
Педагог: Какие игры вам запомнились? И какие герои приходили к нам в гости?
Ответы детей (игра «Жуки и бабочки»; герои Злюка и Добрячок).
Педагог: Спасибо за занятие, ребята! До свидания (пропевает).
Дети: До свидания!
Список использованной литературы
Антипина Е.А. Тетрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. –М.: ТЦ Сфера, #1057;. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор – составитель И.А. Пазухина –СПб 2008г.
Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Н.А.Ветлугиной, М.: «Просвещение», 1989.
Микляева, Тихонова, Чудесникова: Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников. Методическое пособие Подробнее: https://www.labirint.ru/books/682566/
МинаеваВ.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособия для практических работников дошкольных учреждений.- Москва, 2000г.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры – М.: Сфера, 2010.
Развиваем эмоциональный интеллект. Детям о метафорах. Авторы: Гиппенрейтер Ю., Рудаков А.
Родина М.И. Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности.-СПб, 2008г.
Судакова Е.А. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников.-СПб, 2013г.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0011519
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf