«Использование образовательного потенциала семьи для обеспечения ранней позитивной социализации ребенка, готовности к школьному обучению» (опыт детского сада) |
чт., 23.02.2012 |
Конкурсант:
Белова Ольга Алексеевна
Заместитель заведующего по УМР
Высшая квалификационная категория
МАДОУ д/с № 146 города Тюмени
«Быть готовым к школе уже сегодня
не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
(Л. Венгер)
Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие основ личности.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – его родители. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия (или недоверия) к миру и окружающим людям.
На определенном отрезке дороги дошкольного детства ребенок поступает в детский сад. С этого момента идти по дороге детства становится и легче и труднее. Легче, если родители и педагоги детского сада объединят свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь. Труднее станет потому, что именно в детском саду при решении воспитательно-образовательных задач возникают первые сложности, связанные с развитием и поведением ребенка. И решение этих проблем невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьей.
Кроме того, как отмечается в Концепции дошкольного воспитания, одна из главных педагогических задач сегодня – становление базиса личной культуры. Это значит, что начиная с первых лет жизни, ребенок должен приобщаться к непреходящим ценностям, т.е. к тем, что заложены в представлениях об истине, о доброте, красоте.
Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. В приложении к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 раскрываются федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Документ подтверждает, что социализация является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных отношений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Решение этих образовательных задач осуществляется в ходе педагогического взаимодействия детей и взрослых, предусматривает воспитание моделей положительного поведения, хороших привычек, нравственных качеств личности, гуманных чувств и отношений к окружающим, включенных в межличностное взаимодействие, в основные виды деятельности дошкольников, в разнообразные формы работы с детьми.
Необходимость формирования ценностного стержня как морально-нравственной основы будущей личности не вызывает сомнения ни у педагогов детского сада, ни у большинства родителей. Поэтому очевидно, что значимым вопросом в области социализации дошкольников является взаимодействие детского сада и семьи.
В нашем детском саду создана и реализуется модель содружества детско-родительского и педагогического коллектива: активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, создание партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе организации коллективных мероприятий.
Цель: Формировать условия эффективного взаимодействия с родителями, имеющими разные педагогические установки на сотрудничество с ДОУ.
|
|
Задачи |
|
Методологичесие составляющие взаимодействия с семьей:
|
|
Кадровые условия реализации модели взаимодействия с семьей
|
воспитанию;
|
На современном этапе в основу взаимодействия педагогов и семьи в нашем дошкольном образовательном учреждении заложены следующие принципы:
|
|
Доброжелательный стиль общения. |
Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов нашего детского сада. Как показывает опыт, ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. |
Индивидуальный подход.
|
Этот принцип необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, нужно научиться чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь-то и применяют наши педагоги человеческое и педагогическое умение успокоить родителя и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. |
Сотрудничество, а не наставничество.
|
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, «хорошо знающие» как им надо воспитывать своего ребенка. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний никогда не приносит положительных результатов. Эффективность мы увидели в создании атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности коллектива детского сада в проблемах ребенка и искреннее желание помочь семье. |
Готовимся серьезно.
|
К любому, даже небольшому мероприятию по работе с родителями тщательно и серьезно готовимся. Работаем по принципу: «качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий», т.к. слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом, и авторитет педагога в частности.
|
Динамичность.
|
Наш детский сад постоянно находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Кроме того, педагогический коллектив детского сада находится в постоянном поиске инновационных, современных, интересных форм взаимодействия с семьей.
|
Этапы взаимодействия с семьей
|
|
|
На базе ДОУ создана консультативная помощь семьям, имеющим детей дошкольного возраста, посещающим и не посещающим детский сад. |
Основные задачи консультативного пункта:
|
|
|
В течение года, предшествующего поступлению ребенка в детский сад – в ДОУ работает школа молодой матери «Малыш». Программа школы молодой матери состоит из 11 (основных) встреч, цель которых дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста. Основным ответственным за организацию и проведение встреч выступает педагог – психолог. (Приложение 1)
|
Перед нами стоит задача как пассивного родителя превратить в активного соучастника. Для установления партнерских, доверительных взаимоотношений детского сада и семьи, мы придерживаемся специальной методики, которая тоже включает три этапа:
|
|
Первый |
Актуализация потребностей родителей в образовании и социально-личностном развитии собственного ребенка.
|
Второй |
Педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении.
|
Третий |
Партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений и приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на социально- личностное развитие ребенка.
|
Основные блоки в работе с родителями
Блоки |
Основные задачи |
Формы
|
Психолого-педагогическое просвещение родителей |
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей |
«Давайте, познакомимся» - первая младшая группа, - «Вот и стали мы на год взрослее» - дошкольные группы; - в конце года - итоговое
(Приложение 4)
|
Включение родителей в деятельность ДОУ |
Создание условий для включения родителей в организационно - педагогическую деятельность |
«День знаний», «Вот и стали мы на год взрослее», «Осенины», «День матери», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Юморина», «День Победы» (подг. Группы), «Выпускной бал», «Международный День защиты детей»
- средняя группа – 6 спектаклей в год, - старшая группа - 4 спектакля в год, - подготовительная группа – 3 спектакля в год
|
Формы и условия организации мероприятий, праздников и спектаклей
Формы
|
Условия |
Результат |
|
Все мероприятия проходят в вечернее время. |
|||
Презентация ДОУ |
|
|
|
Классическую форму общения педагога с родителями – родительское собрание обновляем не только содержательно, но и по форме проведения, используя рекомендации Н.М. Метеновой, Л.Е. Осиповой, Т.Н. Дороновой (в течение месяца идет предварительная подготовка: пишется сценарий, оформляются информационные стенды, фотовыставки, которые отражают деятельность детского сада, проводится анкетирование, обрабатываются результаты; выявляются семьи, которые могут поделиться опытом семейного воспитания на актуальную тему). |
|||
Родительское собрание; «Педагогическая гостиная»; «Круглый стол»
|
|
|
|
(Приложение 7) |
|||
|
|
||
|
|||
|
|||
|
|
||
Для родителей такие встречи оборачиваются праздничным событием и не теряют своей привлекательности по нескольким причинам:
|
|||
Обмен опытом семейного воспитания |
|
|
|
Консультативная помощь
|
консультации (по плану) специалисты проводят один раз в месяц (Приложение 7);
|
|
|
консультации |
(родители озвучивают проблему – сотрудники детского сада помогают ее решить, естественно, при тесном взаимодействии) |
||
Практические занятия |
(фото №2)
|
- обучаются пальчиковым играм и упражнениям и др. |
|
|
созданию творческих коллективных работ и др. |
||
Спортивно – оздоровительные мероприятия (праздники, Дни Здоровья, развлечения) |
(фото №3,4)
|
|
|
«Дни открытых дверей» |
- «День матери» (ноябрь) - с 20 марта по 10 апреля (в течение месяца). В вестибюле вывешивается расписание всех занятий, которые проводятся в вечернее время (в 17.00).
|
- дать родителям информацию психолого- педагогического содержания, повысить их педагогическую компетентность;
- наглядно продемонстрировать родителям удачи и недоработки в развитии их детей, причем выводы об этом родители делают самостоятельно, наблюдая за своим ребенком;
- организовать экспресс – консультацию со специалистами и воспитателями сразу после занятия;
- продемонстрировать приемы и методы работы с детьми;
- и, наконец, появляется еще одна возможность повысить авторитет педагога в глазах родителей.
|
|
Известно, что общение родителей наиболее продуктивно и позитивно проходит на праздниках, которые проходят только в вечернее время. Причиной является атмосфера этих мероприятий, наполненная радостью.
|
|||
Праздники и спектакли
|
|
|
|
|
|||
|
|
||
(фото № 5, 6) |
|
||
Мастер – класс |
|
|
|
Творческие конкурсы |
|
|
|
Привлечение родителей для участия в работе детского сада. |
|
|
|
Виды поощрений:
|
|
|
|
Инновационная деятельность в ДОУ |
|
||
(Уделяя особое внимание качеству взаимодействия с семьей, по окончании встречи всегда проводится анализ или самоанализ, проведенной встречи, что, несомненно, помогает улучшить качество последующих встреч). (Приложение 10) |
|||
Результативность
|
|||
Родители:
|
Выпускник детского сада:
и способами взаимодействия со сверстниками. Активно использует вербальные и невербальные средства общения, умеет договариваться распределять действия при сотрудничестве.
|
||
Итог: Диагностика детей старшего дошкольного возраста показывает высокие результаты готовности к процессу обучения в школе. (Приложение 12) На протяжении последних трех лет мы отслеживаем показатели учебной и другой деятельности наших воспитанников. Выпускники нашего детского сада отличаются высоким уровнем развития, быстро адаптируются к условиям школы, становясь активными участниками мероприятий. 95% выпускников имеют похвальные листы и дипломы, сертификаты и грамоты за успехи в учебе, участие в городских и школьных мероприятиях. Кроме того, дети занимаются баскетболом, хоккеем, футболом, гимнастикой, кигбоксингом, тхеквондо, конным спортом, спортивным ориентированием; занимаются в художественной школе, школе искусств, бальными и народными танцами, шахматами и т.д. Мы считаем, что именно сотрудничество с семьей, использование ее потенциала, позволяет добиться ранней позитивной социализации и высокого уровня подготовки детей к школе. Союз педагогов, родителей и детей остается крепким на протяжении всех школьных лет. Мы гордимся, что заряд сплоченности детей и родителей был обеспечен им в нашем детском саду. Благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами обеспечивает успех в деле воспитания, развития и социализации ребенка, а значит, в будущем обеспечит успех в жизни. |
|||
По аналогии с известной пословицей: «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить», будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу.
приложение.doc (703 КБ)
Приложение 1
План работы школы молодой матери «Малыш»
Приложение 2
Тематические встречи с родителями в соответствии с годовыми задачами («Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др.)
Приложение 3
Письмо к родителям от воспитателей Приложение 4
План консультативной помощи
Приложение 5
Тест: «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?
Приложение 7
(цитаты)
Педагогическая гостиная на тему:
«Роль семьи в формировании нравственных основ личности»
Приложение 8
Педагогическая гостиная на тему:
«Скоро в школу. Нравственно – волевая подготовка детей к школе»
Беседа с родителями на тему: «Здоровье ребенка в наших руках»
Приложение 10
Анализ (самоанализ) проведения родительского собрания («Педагогической гостиной», «Круглого стола» и др.)
Приложение 11
фото приложение.docx (2.25 МБ)
Оценка социально – личностного развития ребенка
Приложение 12
Мониторинг готовности к школе