Новые стандарты дошкольного образования: уйти от стереотипов

  вт., 18.11.2014

С 20 по 22 октября в Сочи прошел второй Всероссийский съезд работников дошкольного образования. В составе делегации от Тюменской области на съезде побывала Наталья Гребенкина, начальник отдела дошкольного образования областного департамента образования и науки. Она поделилась своими впечатлениями об этой педагогической площадке.   

- Основная тематическая линия всех обсуждений на съезде – введение федерального государственного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года. На его основе сейчас начинается этап активной разработки образовательных программ. И самый важный вопрос, который требует ответа, - какие изменения в системе дошкольного образования должны произойти с введением стандарта? Но четкого и ясного понимания сути этих изменений, по моим наблюдениям, в широком педагогическом кругу пока нет.

Педагоги едины пока в одном: в необходимости сохранить складывающуюся сегодня вариативность образовательных программ. Ведь основной посыл федерального стандарта – это поддержка разнообразия детства. А как его обеспечить без разнообразия программ? Каждому учреждению дошкольного образования необходимо дать возможность самостоятельно выбирать наиболее подходящую им программу, определяя акценты в своей деятельности, учитывая особенности детей, запросы родителей и другие специфические условия. Главное, чтобы программы не противоречили стандарту. Рамочно стандарт уже определил общие требования, остальное – ответственное творчество педагогических коллективов детских садов. На мой взгляд, сегодня проверяющему недостаточно сказать: «Вы не можете использовать данную программу, потому что её нет в реестре». Любой проверяющий должен уметь сказать, почему та или иная программа не может быть реализована в детском саду, что в ней не соответствует стандарту, – это требует высокого уровня компетентности самого проверяющего.

Отметила для себя на съезде то, что разные регионы находятся на разных этапах развития системы дошкольного образования, в разных «точках роста». И эти точки не всегда совпадают. Например, в нашем регионе уже решены такие задачи, как переход на нормативно-подушевое финансирование, перевод дошкольных учреждений в статус автономных, введение новой системы оплаты труда педагогов и эффективного контракта, реализация государственно-общественной формы управления, а многие субъекты только-только подошли к решению этих вопросов. При этом есть то, что коснулось сегодня всех, – это ФГОС дошкольного образования, практическая реализация которого и должна была стать предметом содержательной дискуссии.

На съезде звучали, в основном, традиционные отчеты о том, какие интересные мероприятия проводятся в сфере дошкольного образования, рассказывали о позитивном опыте. Безусловно, с положительным опытом тоже надо знакомиться, но такой традиционный формат «информирования о…» не заставляет размышлять, не провоцирует на внутренний диалог с выступающими, на поиск аргументов и путей решения проблем. Думаю, что культура проведения мероприятий в формате дискуссий у нас пока не сложилась, преобладает принцип «каждый человек по-своему прав, а, по-моему – нет». Кроме того, проблемы озвучивать никто не хочет, потому что ассоциируют их с недостатками, хотя это разные вещи. Уверена, для того, чтобы принимать более взвешенные решения и находить оптимальные варианты действий, содержательная дискуссия просто необходима: важно услышать мнения профессионалов, о чём-то поспорить, в чём-то убедиться. Если сам не убедился, как других убеждать? И ведущим секций на съезде не всегда удавалось вывести аудиторию на конструктивный разговор. К сожалению, у нас пока опыт обсуждений не набрал «критической массы», чтобы стать традицией. Кроме того, сильны стереотипы – умалчивать проблемы и не доверять результативности принимаемых решений. Тем не менее,  съезд стал таким местом, где представители профессионального сообщества из разных учреждений, городов, регионов смогли «вживую» пообщаться, обменяться мнениями, в кулуарах обсудить насущные проблемы.

- Какая проблематика дошкольного образования, на Ваш взгляд, сегодня вырисовывается в нашем регионе?

Следует сразу отметить, что проблема ликвидации очередей в детские сады в Тюменской области практически решена и потому отходит на второй план. Основная проблема, на мой взгляд, для нашего региона в том, что новая модель взаимодействия педагога с детьми и родителями большинством педагогов понимается и одобряется, но на деле тяжело приживается. Мешает, как это не парадоксально звучит, жизненный опыт. Поэтому я не очень люблю, когда со всех трибун рассказывают об опыте, от которого сегодня надо бы отойти, а не укореняться в нём. Нужен инновационный опыт, которого пока мало, он ещё только складывается. Что касается нашего региона, радует то, что всё больше и больше педагогов понимают, что сегодня важно развивать в ребёнке-дошкольнике способность действовать в ситуации неопределённости и непредсказуемости (ведь ему предстоит жить в быстро меняющихся условиях), что требует мобильности, инициативности, активности и других качеств, которые в командно-авторитарной модели управления детьми не формируются.

- Так что же должно измениться?

- Прежде всего, на мой взгляд, необходимо уйти от жёсткой режимной организации детской деятельности, от сложившихся стереотипов устройства пространства дошкольного учреждения, от командно-авторитарного руководства детьми. Необходимо сформировать, если хотите, новые стереотипы, в основе которых лежат гибкость подходов, толерантное отношение к разным мнениям, диалоговый характер общения с детьми, совместная интересная деятельность взрослых и детей, современный профессионализм и доверие педагогу. 

Необходимо сместить акценты: с подготовки к школе на социализацию ребенка. Это школа должна быть готова к современному ребенку, а не ребенок к школе в сложившемся понимании. В период дошкольного детства ребёнку надо наиграться, напрыгаться, набегаться, удовлетворить свою природную любознательность, приобрести опыт общения. В этот период идёт закладка здоровья, происходит «запуск» всех систем организма, в том числе познавательных процессов: внимания, памяти, логики мышления, воображения, координации движений – а это основа дальнейшего образования. Ребенку-дошкольнику необходимо создать такие условия, в которых он сможет активно познавать и исследовать окружающий мир. Для начала, нужно дать возможность ребенку свободно двигаться сообразно физиологическим потребностям. Казалось бы, это разумное и понятное требование, но на практике ещё очень много заорганизованности детей и ограничений в их естественной потребности двигаться. Вы наверняка слышали, что сейчас очень много гиперактивных детей. Думаю, это своеобразный ответ на наше постоянное ограничение детей в движениях.

У многих родителей сложилось представление о том, что если ребенка научить писать, читать и считать, то он будет успешен в школе. Это заблуждение. Намного важнее, чтобы в период дошкольного детства ребенок приобрел необходимый опыт в играх, в общении с другими детьми и взрослыми, попробовал себя в разных социальных ролях, приобрёл необходимые навыки «делания чего-нибудь» руками - всё это значительно эффективнее развивает ребёнка. Привычная авторитарная модель воспитания, когда по команде воспитателя ребенок сел-встал, построился-повернулся, конечно, не способствует такому развитию. Поэтому взаимодействие педагога и ребенка должно измениться:  необходимо создавать ситуации сотрудничества взрослого и ребенка, где ребёнку много места для вопросов, рассуждений, высказываний. Надо стараться не выдавать детям готовую информацию, а подталкивать к собственным открытиям, давать возможность догадываться. В такой модели взаимодействия педагог больше становится тьютором – сопровождающим дошкольника в процессе его движения-развития.

Особое значение здесь приобретает образовательная предметная среда: все, что окружает ребенка, должно обладать смыслами. Игры, игрушки, пособия - педагог должен хорошо понимать, как они влияют на развитие ребенка, и разумно использовать этот ресурс. Сколько бываю в детских садах, столько не устаю удивляться находчивости и выдумкам воспитателей при создании предметной среды – их творчество не знает границ!  Так много они умеют делать своими руками интересных предметов практически из отходов, разного бросового материала. Здесь я проблемы не вижу – и творчества, и разнообразия хватает. Проблема в том, что не всегда умело используется средовой ресурс и не всегда в создании среды активно участвуют дети. Я много раз становилась свидетелем того, как во время дневного сна воспитатели украшают группу к Новому году или другому празднику. Где же тут деятельностный подход? Для меня особенно ценно, когда всё это делается вместе с детьми. Увлечённость процессом детей для меня важнее.

Ещё один важный аспект - выстраивание конструктивных, бесконфликтных отношений с родителями. Воспитателю необходимо постоянно разговаривать с родителями о ребенке: о его успехах и неудачах, о том, чем сегодня важнее заняться, на что обратить внимание. Воспитатель должен уметь давать конкретные профессиональные рекомендации родителям. Конечно, здесь важна квалификация педагога, поэтому сегодня ведётся активная работа над выстраиванием новой модели повышения профессиональной компетенции, формируется новое представление о профессиональном стандарте. Меняется система методического сопровождения педагогов, большие изменения происходят в программах профессиональной подготовки и переподготовки, больше появляется практикоориентированных программ. Важно, чтобы педагоги не просто общались с родителями, а делали это квалифицированно, профессионально. Педагогические рекомендации должны носить адресный, очень конкретный характер.

Еще один аспект нового федерального стандарта предусматривает важную роль родителей в образовании ребенка. Когда родители знают, чем живет их ребенок, над какими задачами работает воспитатель, когда семья живет общими делами, в которых есть место ребёнку, тогда образовательный эффект значительно усиливается – это закономерно. Например, если в детском саду дети научились лепить снежную бабу, то хорошо бы и родителям закрепить этот навык, слепив с ребёнком снеговика в своём дворе. Как правило, влияние родителей сильнее влияния педагогов, потому что для ребёнка родители – самые близкие люди, они эмоционально значимее всех остальных.

Это основные моменты, на которые хотелось бы обратить внимание в связи с введением государственного стандарта дошкольного образования.

На съезде в разговорах с коллегами не раз возникал вопрос по поводу аттестации дошкольников. Как с этим быть? По закону об образовании аттестацию дошкольников проводить нельзя. Тем не менее, в федеральном стандарте говорится о возможности ее проведения с точки зрения определения оптимального образовательного маршрута для ребенка. У нас в Тюменской области каждому выпускнику детского сада выдаётся «Индивидуальная карта развития ребенка». Делается это для того, чтобы у родителей и у школьных педагогов была возможность видеть динамику развития ребенка. Такая информация - предмет обеспечения некой преемственности дошкольного и начального образования. В этой карте отражены состояние здоровья ребенка, детские предпочтения, индивидуальные особенности, способности – для квалифицированного педагога такая информация чрезвычайно полезна. Конечно, с аттестацией, о которой идет речь в федеральном стандарте, это не имеет ничего общего. Индивидуальная карта – это развёрнутая психолого-педагогическая характеристика ребенка по результатам наблюдения за ним. Родители сами решают, показывать её учителю или нет.

Кроме того, на съезде прозвучала информация о том, что для обеспечения дошкольного образования в соответствии с федеральным стандартом норматив финансирования в большинстве регионов – недостаточен. Могу сказать, что в Тюменской области норматив финансирования позволяет реализовать стандарт в полном объёме. Кроме того, сегодня заработная плата воспитателей детских садов нашей области одна из самых высоких в России, а значит и приводить она должна к таким же высоким результатам.

В заключении хочу сказать, что такие мероприятия, как съезд работников дошкольного образования очень полезны. Они позволяют лучше почувствовать вектор государственной политики, лучше понять, на каком этапе развития находится наша система дошкольного образования, как видятся проблемы сегодняшнего дня в разных регионах, услышать различные мнения и соотнести со своим. Всегда интересно пообщаться с коллегами, послушать профессионалов. На съезде была организована интересная выставка продукции различных издательств, производителей детских игр, книжек, игрушек, пособий. Были представлены  развивающие игры и игрушки завтрашнего дня, которых еще и в продаже нет.

А вообще, съезд – это, прежде всего, признание важности дошкольного образования на государственном уровне.

Автор: Валерия Кабакова

Поделиться
Комментарии 1
Татьяна 19.04.2016 14:22 #
Согласно со всеми обоснованиями по дошкольному воспитанию, которые определены в выступлении. Проблемы такие же как и в других детских садах и когда говорят, что ребёнок должен, это убивает. Если ребёнок пойдёт в школу и всё будет уметь, что будет делать школа?
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4254
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.