Центр дошкольной космонавтики «Звездный дом» |
Участники выставки-конкурса:
Педагогический коллектив
МАДОУ детского сада № 87 города Тюмени:
Абатурова Нина Вадимовна, Витинцова Лилия Васильевна, Нагорнова Анжелика Сергеевна, Литвякова Светлана Александровна, Задорина Елена Геннадьевна, Шелудкова Оксана Александровна, НовотееваКсения Николаевна, Игнатова Татьяна Александровна, Илюхин Александр Валерьевич
Руководитель авторского коллектива: Телятник Татьяна Васильевна
Принципы построения предметно-развивающей среды Центра космонавтики «Звездный дом»:
Пространство Центра космонавтики «Звездный дом» наполнено предметами, объектами, моделями и дидактическими пособиями, стимулирующими познавательную активность детей, дающими простор их исследовательским потребностям, и побуждающими к творчеству. Центр «Звездный дом» создан как место, где ребёнок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое. При создании центра учитывался принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Принцип активности самостоятельности, творчества позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды в Центре взрослого с ребенком. Пространство Центра, с большим разнообразием предметного наполнения, позволяет трансформировать пространство в соответствии с принципом динамичности.
Для создания Центра дошкольной космонавтики «Звездный дом» соблюдался принцип максимального использования пространства для деятельности детей и условное деление пространства на зоны. В одной и той же зоне согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности.Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого - позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта. Принцип открытости – закрытости - позволяет осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Предметно-развивающая среда центра позволяет осуществлять гендерный подход и удовлетворять потребности всех возрастных категорий, что соответствует принципу учета половых и возрастных различий детей.
Описание практики работы с детьми в организованном пространстве
Предназначение:
Центр дошкольной космонавтики создан и функционирует на базе ДОУ для детей дошкольного возраста с целью актуализации и закрепления знаний и представлений детей о космосе,планете Земля, планетах Солнечной системы, звёздах, космонавтах (первый космонавт, космической технике и её назначении), приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через отдельно взятую тематику – космос.
Предметно-развивающая среда центра стимулирует познавательную активность детей, побуждает их к исследованиями творчеству, и позволяет проводить различные виды деятельности с детьми разного возраста. Младший и средний возраст пользуется оборудованием дробно.
Созерцание картин звездного неба, наблюдение за движением планет и небесных тел помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у склонных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии воспитанников.
Все материалы и объекты, представленные в центре, подобраны так, чтобы пробуждать в детях умение видеть красоту космических пейзажей и объектов, и вызывать эмоциональный отклик у воспитанников.
Алгоритмиспользования, варианты организации педагогических мероприятий с детьми
В центре космонавтики «Звездный дом» дошкольники в течение месяца могут пробовать себя в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме в роли в роли изобретателей, будущих космонавтов, знатоков косм оса, звездочетов, художников, кулинаров космических завтраков, спортсменов, подающих пример – во всем быть первыми.
Пространство Центра «Звездный дом» условно делится на зоны: «Центр подготовки космонавтов», «Центр изучения космоса», «Центр творческих идей», «Центр космических путешествий».
«Центр изучения космоса»
Оборудование: игровой модуль «Планетарий», Космокинозал, Музей космической славы, «Космическая лаборатория».
Материал: Карта звездного неба, глобус, карты задиакальных созвездий, энциклопедия «Космос», портреты «Первооткрыватели космоса», колбы, микроскоп, песочные часы, пипетки, настольная лампа, фонарик, операционные карты для проведения опытов, закрытая лаборатория для изучения космических тел и планетного грунта.
Игровые модули:
3Д-модуль «Солнечная система»;
игровой модуль «Солнце-Луна-Земля»;
игровой модуль «Ракетоноситель Восток–Ракета Буран, движущиеся вокруг Земли»;
игровой модуль «День-ночь», «Времена года»;
игровой модуль «Поверхности планет Солнечной системы»;
игровой модуль «Черная дыра»;
игровой модуль «Звездный дождь»;
игровой модуль «Стыковка космических кораблей»;
игровой модуль «Звездное небо» (телескоп, звезды, созвездия).
Модели:
космических летающих кораблей,
модели из конструктора, «Луноход», «Роботы-помощники», «Ракета», «Космодром».
Дидактические игры:
«Расставь планеты», «Собери созвездия», «Космические профессии», «Угадай по тени», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Геометрия в космосе», «Космическая пыль»,«Маршрут ракеты», «Космический обед».
Игровые упражнения:
«Знакомство со Вселенной»;
«Планеты Солнечной системы»;
«Земля как планета солнечной системы»;
«Смена дня и ночи»;
«Звезды и созвездия»;
«Черные дыры»;
«Как люди покоряли космос»;
«Первая ракета»;
«Белка и Стрелка»;
«Первый космонавт»;
«Что носит ракетоноситель»;
«Что такое спутник»;
«Запуск спутника»;
«Полет спутника»;
«МКС»;
«Стыковка».
«Центр подготовки космонавтов»
Оборудование: тренажер «Космическое колесо», «Млечный путь», «Черная дыра».
Подвижные игры:
«Полет в космос», «Космонавты», «Перебежки по луне», «Выход в открытый космос», «Звездные ловишки», «Космические соревнования», «Космическая рыбалка», «Уборка космического мусора», «Меткие космонавты», «Марсианские попрыгунчики», «Бег по лунной поверхности», «Тренировка космонавта», «Путешествие по Млечному пути».
«Центр творческих идей»
Оборудование: фотозоны «Космонавт» и «В ракете»; баннер «Белка и стрелка», выставка рисунков «Космические просторы»; картины художников о космосе и вселенной; мольберты.
Материал: пластилиновый песок, подставки для пластилина, бросовый материал, различный декор, кисти, емкости, альбом кулинарных рецептов «Завтрак космонавта», аудиозаписи музыкальных произведений.
Музыкальные игры:
«Звездное небо»,
«На планете роботов».
Игры со строительным материалом и конструкторами:
«Космодром»,
«Ракета»,
«Космическая станция»,
«Роботы-помощники».
«Центр космических путешествий»
Оборудование: игровой модуль «Ракета», пульт управления, шлемы космонавтов, маски инопланетян, игровой модуль «Ракета».
Материал: разные виды конструкторов, космические карты и задания.
Модели: космических кораблей, роботов-помощников, телескопа
Сюжетно-ролевые игры: «Исследователи космоса», «Подготовка космонавтов»,«Космический полет», «Встреча с инопланетянами», «МКС».
Итоговые мероприятия:
1.Экскурсия «Наша Вселенная», «Планета – Земля», «Покорители космоса»
2.Космическая лаборатория (опыты и эксперименты)
2.Квест «По дорогам далеких планет»
3.Викторина «Знатоки Вселенной»
4.Досуг «Космические приключения»
5.Семейное спортивное развлечение
6.Картинная галлерея детских рисунков «Космические просторы»
7.Выставка детско-родительских работ «Наш космос»
8.Конкурс кулинарных рецептов «Завтрак космонавта».
Видеоролик с фрагментом педагогического мероприятия с детьми:
Уважаемые конкурсанты и гости!
С 12 по 14 апреля 2021года состоялось онлайн-голосование за приз зрительских симпатий региональной методической выставки-конкурса «Современная образовательная среда детского сада». Результаты голосования >>>.
Победителей, занявших Гран-при, I, II, III призовые места определило профессиональное жюри по сумме полученных баллов. Все участники конкурса, не занявшие призовых мест, награждаются дипломами участника. Подробнее >>>
Подведение итогов, объявление победителей конкурса состоится на интернет-площадке «Детские сады Тюменской области» 19 апреля 2021 года:
http://tmndetsady.ru/vyistavki/metodicheskaya-vyistavka-sovremennaya-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada/2021/
О времени и месте награждения победителей выставки- конкурса будет объявлено организатором мероприятие дополнительно.
А на работе подхватили! Закипела работа! И все получилось! Честно говоря, когда "Звездный дом" собрали из отдельных элементов, которые готовились в сончас и в выходные, все ахнули! А что было, когда мы преподнесли свою затею детям- не описать словами! Я выступила в роли Зведочета, а Александр Валерьевич, торжественно надев белый косматый парик, стал Профессором. Мы сами от себя такой удали, возможно, не ожидали! А дети...их ведь не обманешь- они видят не только действие, а всю твою душу, всю правду! И Космос сам открыл перед нами волшебные и неизведанные просторы! Как будто, мы нашли волшебную дверцу Вселенной, и она открылась, сопровождая нас нежной музыкой и россыпью знаний.
Спасибо, что читаете эти строки! Это так важно!