Успешная адаптация к детском саду |
ср., 29.12.2021 |
Составитель:
Митриева Баира Владимировна
педагог-психолог
Филиал МАДОУ "ДС "Теремок "Северное сияние"ЯНАО
АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
© Copyright Showeet.com
Семинар для родителей:«Адаптация к детскому саду»
Что такое адаптация?
приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказываютвлияние на психику любого человека, в томчисле и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.
В чем сложность адаптации?
Отсутствие мамы с папой и прочих родственников
Необходимость соблюдать чёткий дневной распорядок
Взаимодействие с незнакомыми детьми
Уменьшение количества времени, которое уделяется конкретному ребёнку (педагог общается одновременно с 15 — 20 малышами)
Подчинение требованиям чужих взрослых
Как проявляется адаптация?
Регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки из-за стресса в новом коллективе;
Снижение интереса – ребенку не интересны новые предметы, дети, игрушки;
Нарушенный сон – ребёнок просыпается в со слезами, отказывается засыпать; либо не спит днем в саду.
Сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда в незнакомом коллективе;
Агрессия, либо апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши становятся агрессивными;
Частые простуды – в период адаптации снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Уровни адаптации
Легкая адаптация
Срок привыкания: до месяца
Особенности:
Отсутствие слез и истерик;
Зрительный контакт с педагогами;
Общается с детьми, проявляет инициативу;
Вписывается в распорядок дня;
Рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Средняя адаптация
Срок привыкания: 1-1,5 месяца
Особенности:
Слезы при расставании;
Легко увлечь в игру;
Общается с детьми и педагогами;
Соблюдает правила и просьбы воспитателя;
Редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжелая адаптация
Срок привыкания: более 2 х месяцев и дольше
Особенности:Не хочет контактировать с окружающими;Истерики и слезы в течение дня;Отказ от игр, еды, распорядка;Агрессивность, апатия, закрытость;Страх перед педагогом, истерики и слезы на замечания.
Что будет делать психолог?
Мониторинг группы в начале дня (осмотр группы, общий эмоциональный фон);
Проведение вводной скрининговой диагностики психического развития каждого ребенка;
Решение конфликтных ситуаций между педагогом и ребенком, педагогом и родителем.
Проведение консультаций с родителями при необходимости;
Проведение беседы с ребенком по просьбе педагога (при наличии согласия со стороны родителей)
Ведение документации.
Когда стоит обращаться к психологу?
Если в течение более 1,5 месяцев у ребенка наблюдаются истерики, агрессия, частая смена настроения.
Если в группе ребенок закрыт, необщителен, не контактирует с педагогом и детьми течение 1-1,5 месяцев.
Если есть вопросы по общему психическому развитию ребенка.
Рекомендации родителям
Чтение сказок с ребенком каждый вечер, возможно использовать сказкотерапию(сказки, направленные на успешную адаптацию)
Проведение бесед с ребенком после посещения садика, ответы на вопросы, задавание вопросов, налаживание диалога с ребенком
Развитие сенсорики ребенка: мелкая и крупная моторика, творчество, развитие кругозора
Периодическое наблюдение у врачей и специалистов в случае необходимости (невролог, психиатр, психолог).
Выработка своих методов прощания с утра (ритуал, игрушка, прощальные слова)
АДАПТАЦИЯ БЕЗ СЛЁЗ
ИГРЫ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ
«Фотоальбом семьи»
В случае тяжелой адаптации вы можете давать ребенку в детский сад небольшой фотоальбом с фотографиями вас и вашей семьи. В этом случае малыш может в любой момент пролистнуть альбом, увидеть вас и успокоиться. Также вы можете иметь подобный фотоальбом дома со снимками малыша в детском саду. В этом случае ребенок вместе с вами может пролистывать и обсуждать снимки, что укрепит его связь с детским садом. Этот вариант будет актуален в случае затяжных простуд или каникул.
«Миссия: спасти маму»
Собираясь в детский сад, возьмите старый ключ и отдайте ребенку со словами: «Этот ключ я даю тебе на сохранение. Без него я не смогу вечером попасть домой. Охраняй его весь день, а вечером я за ним обязательно приеду». Это даст ребенку чувство спокойствия и нужности. Этот ключ можете выдавать ему каждое утро, что в последствие может стать вашим ритуалом, гарантирующим безопасность малышу.
«Новый плюшевый друг»
Собираясь в детский сад, скажите ребенку, что в группе его ждёт игрушечный друг (который наверняка ему
полюбился при посещении группы), который ждет , скучает и не может начать играть, пока ребенок не придет. Забирая ребенка вечером, не забудьте попрощаться с игрушкой и пообещать прийти завтра.
«Секретное послание»
С утра на листочке бумаги напишите время, когда планируете забрать ребенка из детского сада и объяснить ему, что именно в это время вы за ним придете. Положите послание в карман, и ребенок сможет доставать его в любое время. Это приём поможет воспитателям, а также научит ребенка разбираться во времени и сверяться с электронными часами.
«Время объятий»
Предложите ребенку по приходу в детский сад ввести минутку объятий (можно подкрепить это
звонком будильника) после которой вы уходите на работу и не поддаетесь на его провокационные истерики.
«Мужское пожатие»
Этот вариант подойдет, если мальчика в детский сад провожает отец. Мужским рукопожатием папа может вселить в сына уверенность, мужество и взрослость.
«Носик к носику»
Предложите ребенку в знак прощания поиграть «носик об носик» с вами, при этом сопровождая
каким-либо коротким стишком.
«5 минут»
В случае тяжелого расставания с ребенком вы можете обозначить временные рамки прощания: «Я побуду еще 5 минут, а потом уйду». Существует правило: для успешного расставания родителю следует проявить четкость и твердость: через 5 минут Вы должны вставать и уходить.
Это сформирует у ребенка чувство заботы и любви и в тоже время научит его считаться с требованиями и соблюдать границы.