«Влияние пальчиковых игр на развитие ребёнка и его готовность к обучению в школе». |
сб., 30.05.2020 |
Автор-составитель:
Воронович Валентина Михайловна,
воспитатель МБДОУ ДС "Золотой ключик"
ЯНАО, Пуровский район, г.Тарко-Сале
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.
Задачи: показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка; способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.
Ход мастер-класса:
- Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер-классе «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»
Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
- Спасибо.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы) .
Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.
Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть тем лучше ребёнок говорит.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками: мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Практическая часть:
- А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.
Предлагаю вам игры с мячиками. Мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)
1.С колючим мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)
2.Пальчиковая гимнастика с карандашом
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
3.Пальсчиковая гимнастика с платочками.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
4. Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
5. Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой)
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!
Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!
Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.
6. «Математика на спичках»
Чтобы детям было ещё интереснее играть в пальчиковые игры я изготовила игру «Математика на спичках», с помощью этой игры развивается мелкая моторика, речь и математические способности. Спички мы используем ещё в одной игре: «Выложи из спичек». Ребёнок выкладывает (по образцу) из спичек орнамент или узор.
Очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.
Две руки
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остается у того,
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
А сейчас послушайте пожалуйста консультацию о том, какую важную роль играют пальчиковые игры и занятия для успешной подготовки детей к школе.
Каждый возраст ребёнка по - своему уникален. Малыш на протяжении всего своего детства постоянно изучает окружающий его мир. Основным методом его познания является прикосновения.
Родившийся малыш, уже в первые недели жизни, делает открытие, что его ручки - это подвижный инструмент и в тоже время – первая его игрушка.
Игры с пальчиками очень увлекательны и просты. Они эмоциональны и не требуют ни какой подготовки и специальных приспособлений. С пальчиками можно играть везде: на прогулке и в очереди к врачу, в поездке на автомобиле, автобусе, в поезде. Можно играть и с мамой, папой, можно играть с друзьями или одному. Игры с пальчиками дают возможность малышу не только отвлечься, отдохнуть, но и сделать первые шаги в страну знаний, пополнить свои представления об окружающем мире, пополнить свой кругозор. Кроме этого игры помогают развить не только творческую активность ребёнка, но и речь, мышление, развивают мелкую моторику рук.
О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно еще со второго века до нашей эры. Специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное соотношение тело и разум, совершенствуют психику. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае активно применяют игры с металлическими и каменными шариками, а в Японии - упражнения с грецкими орехами.
Ещё в древности на Руси использовались различные игры - забавы с пальчиками. Это: пестушки, потешки, прибаутки. Их использовали в основном в играх с детьми раннего возраста или с младенцами. Например: игра «Сорока – сорока». А для детей постарше уже были игры с правилами. Например, игра «Полетушки» все дети и ведущий, он же взрослый игрок, садятся вокруг стола, и кладут один пальчик на край стола. Взрослый называет птицу или насекомое (т. е. то, что летает) и поднимает пальчик вверх и быстро кладёт его назад на стол. Все играющие дети делают тоже, самое, но ведущий называет и другие предметы, животных, которые не летают и при этом пальчик не поднимает вверх. Те дети, которые не успели поднять пальчик или наоборот подняли его, когда не надо было, совершили ошибку и за это они дают залог (какую- то вещь, предмет).В настоящее время эти игры тоже используются. Например, игра: «Летает – не летает». Варианта игры очень разные.
Развитие мелкой моторики кистей рук очень важно для ребёнка, так как зрительно – моторная координация на прямую связана с успешным обучением письму. Упражнения для пальчиков способствуют развитию коры головного мозга и особенно его речевых зон. Но игры с пальчиками способствуют не только развитию речи, это ведёт к активной познавательной деятельности с окружающими его объектами. Поэтому очень важно проводить в детском саду и дома работу по развитию мелкой моторики рук. Можно нанизывать колечки, играть с пуговками, выкладывая картинку, важны и игры с мозаикой. Хорошо использовать природный и подручный материал: желуди, палочки, шишки, камушки, шнурки, верёвочки и многое другое. Хорошо влияют и игры с водой и песком. Можно использовать всё, что позволяет разнообразить игровые задания.
В. А. Сухомлинский тоже считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Тактильные ощущения руки и и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев помогают добиться эмоционально – положительной реакции ребёнка. И это сближает взрослого с ребёнком.
Игры с пальчиками помогают развить чувство ритма, воображение, память, мышление, внимание, помогают удерживать его в течении более продолжительного времени.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики подбираются с учётом возрастных возможностей детей.
В детском саду в группе старшего дошкольного возраста используются пальчиковая гимнастика и игры со стихотворным текстом, которые помогают развитию речи ребёнка, расширяют словарный запас, способствуют улучшению памяти, воображения, активизируют мыслительную деятельность и одновременно снижают напряжение мышц рук и пальчиков и всего организма в целом. Игры с пальчиками улучшают эмоционально – психическое состояние детей, так как в работу включаются слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Но самое главное, что дети получают удовольствие и испытывают радость от этих игр. Пальчиковые игры тесно связаны с народным фольклором. А как всем известно народное творчество таит в себе неисчерпаемые во возможности для пробуждения познавательной активности детей, самостоятельности.
Обыгрывание потешек, с помощью имитационных движений активизирует внимание ребёнка, его устойчивость, интерес к тексту и движениям.
Пальчиковую гимнастику в группе использую при проведении организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности, работе с бумагой – оригами, конструировании. Во время тренировки пальцев используем не только игры со словами, но и без речевого сопровождения. Но при этом объясняю детям, как надо выполнить то или иное задание. На своём примере демонстрирую правильность выполнения. Например: упражнение «Человечек» - указательный и средний пальчик «бегают» по столу или «Корни деревьев» - кисти руки сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальчиками различные упражнения ребёнок не только достигает хорошего развития мелкой моторики рук, но и подготавливает руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает ребёнку - дошкольнику обучаться навыкам письма.
Хотелось бы закончить наш мастер-класс высказываниями известных педагогов. «Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.
Отсюда можно сделать вывод, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит, мыслит ребенок.
Большое спасибо за внимание и активное участие.
Литература
1.Воложанина Н.Т. Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/524370/
2. Графические упражнения для подготовки руки ребенка к письму. – Режим доступа: http://www.nanya.ru/beta/articles/10378.html
3. Ермолова Е.А. Подготовка руки ребенка-дошкольника к письму. – Режим доступа: http://ds-129.ru/izo/podgotovka_ruki_rebenka-doshkolnika_k_pismu. Html
4. Кориневская Р.Г. Подготовка к школе. Режим доступа: http://www.doshvozrast.ru/metodich/konsultac22.htm
5. Логинова О.О. Методика количественной оценки моторики при проведении логопедического обследования. Режим доступа: http:// www.infamed.com/pub/a047.html
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007652
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf