Музыкально-ритмические игры в образовательном процессе

  вс., 02.11.2025

 Составитель:

Колганова Татьяна Юрьевна,

музыкальный руководитель

МАОУ Средняя общеобразовательная школа №2 г.Тобольск

Музыка и движение — это два неотъемлемых аспекта человеческой культуры, которые с древних времен сопровождали людей в их повседневной жизни. В современном мире игры, основанные на музыкально-ритмических движениях, становятся все более популярными, особенно в образовательной практике. Они не только развлекают, но и способствуют всестороннему развитию детей, формируя у них чувство ритма, координацию, а также социальные навыки.

Актуальность темы обусловлена растущей потребностью в интеграции музыки и движения в образовательный процесс. В условиях современного общества, где дети сталкиваются с множеством информационных и эмоциональных нагрузок, важно создавать условия для гармоничного развития. Музыкально-ритмические игры помогают не только развивать физические навыки, но и способствуют эмоциональному благополучию, социальной адаптации и креативности. Современные исследования показывают, что активное участие в музыкально-ритмических играх способствует улучшению концентрации, памяти и способности к обучению. Важно, чтобы музыкальные руководители и педагоги активно использовали эти игры в своей практике, создавая увлекательную и развивающую среду для детей. Игры, основанные на музыкально-ритмических движениях, открывают перед детьми безграничные возможности для самовыражения и творчества, что делает их неотъемлемой частью образовательного процесса.

       Целью использования музыкально-ритмических игр является всестороннее развитие детей через интеграцию музыки и движения. Эти игры направлены на формирование музыкальных, физических, эмоциональных и социальных навыков, что способствует гармоничному развитию личности ребенка.

Задачи:

-Формирование музыкального слуха и чувства ритма.

 -Улучшение координации движений и моторик., развитие гибкости, силы и выносливости через активные движения.

-Способствование самовыражению и эмоциональной разрядке, укрепление уверенности в себе через успешное участие в играх.

- Формирование навыков командной работы и сотрудничеств, развитие уважения к другим участникам и умения слушать.

- Улучшение концентрации, внимания и памяти через активное участие в играх.

 -Обучение детей быстро реагировать на изменения в игре, что развивает гибкость мышления и способность к адаптации.

Использование музыкально-ритмических игр в образовательном процессе позволяет решать эти задачи, создавая увлекательную и развивающую среду для детей, что в свою очередь способствует их гармоничному развитию и социализации.

Этапы работы над движениями: 

  •     Использование музыкально-ритмических композиций: На первом этапе важно опираться на способность детей к подражанию. Музыкально-ритмические композиции помогают детям легко воспринимать и повторять движения, что способствует их вовлечению в процесс. 
  •     Развитие самостоятельности: На следующем этапе дети учатся самостоятельно использовать ранее выученные упражнения и отдельные движения. Это позволяет им не только закрепить полученные навыки, но и развивать уверенность в своих способностях. 
  •     Творческая интерпретация: Завершающий этап включает подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения. Здесь важно развивать способность к самовыражению в движении под музыку, формируя умение подбирать и комбинировать знакомые движения, а также придумывать собственные оригинальные элементы. 

Методы обучения музыкально-ритмическим движениям 

  •     Наглядно-слуховой метод: Этот метод включает выразительное исполнение музыки музыкальным руководителем, акцентирование сильной доли и другие элементы. Если музыка нравится детям, у них возникает желание двигаться, и они легче передают свое понимание музыки через движения. 
  •     Наглядно-двигательный метод: В этом методе показ игр, танцев и ритмических упражнений осуществляется как индивидуально, так и группами. Для развития внимания и аналитических навыков используется «сравнительный показ», где демонстрируются правильные и неправильные варианты движений. Эффективно применять наглядные пособия, такие как иллюстрации, музыкально-дидактические игры и атрибуты. Зеркальность показа также играет важную роль. 
  •     Словесный метод: Включает указания и пояснения во время выполнения движений. Словесные объяснения должны быть краткими, точными и образными. Используются словесные обозначения движений, такие как «ладушки», «пружинка», «тарелочки», «лодочка», «моталочка», «расческа», «цветок раскрывается-закрывается», «ковырялочка». 
  •     Практический метод: Этот метод подразумевает многократную отработку движений, что позволяет детям закрепить навыки и уверенно выполнять их. 
  •     Игровой метод: Преподнесение заданий в интересной игровой форме с музыкальным сопровождением положительно влияет на эмоциональное состояние детей. Движение и игра являются основными мотивами существования детей, поэтому важно использовать фразы, такие как «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…». Постепенное введение занимательных элементов в задания поддерживает интерес детей и развивает их воображение и фантазию.

Используемые приемы:

  Имитация:

        «Рисуем цветочек»: Для того чтобы добиться вытягивания носка у ребенка, можно использовать игру, в которой дети представляют себя карандашиками, рисующими цветочек. Это помогает развить воображение и способствует правильному выполнению движений. Подбадривающие слова, такие как «отточенный» и «новенький», усиливают эффект, и дети начинают выполнять движения с правильной техникой.

Поощрение:

        При выполнении движений, таких как выставление ноги на каблук, можно использовать похвалу: «Ах, какие красивые ножки!» Это создает положительный эмоциональный фон и мотивирует детей.

 Подражание:

        Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен и игр, перевоплощаясь в сказочных или реальных персонажей. Это развивает их фантазию и инициативу, а также позволяет использовать разнообразную мимику и характерные жесты (например, «петушок» или «самолет»).

 Художественное слово:

        Использование стихотворений, таких как «Что за странные пружинки», помогает детям осознать движения и ритм. Стихи, сопровождаемые движениями, делают процесс обучения более увлекательным и запоминающимся.

Исполнение ритмического рисунка:

        Важно визуализировать ритмический рисунок на фланелеграфе, а затем прохлопать, протопать или проиграть его на музыкальных инструментах. Это помогает детям лучше запомнить движения и ритм.

 Схемы танца и разметка:

        Использование схем и разметки способствует более быстрому запоминанию танцевально-двигательных композиций, что облегчает процесс обучения.

 Образно-игровые приемы:

        Например, упражнение «Ледяное царство» позволяет детям представить, что они находятся в стеклянном зале, и они должны пройти, не разбив пол. Это развивает воображение и внимание.

 Осанка:

        Игры, такие как «Спинки завязали на бантики», помогают детям осознать важность правильной осанки и развивают чувство равновесия.

 Атрибуты и музыкальные инструменты:

        Использование различных атрибутов (ленточки, листочки, игрушки) помогает создать образы и передать настроение музыки. Например, цветок или снежинка могут символизировать нежность и изящество, а флажки — бодрость и активность.

Виды музыкально-ритмических движений

  Физические упражнения: Основные движения, такие как ходьба, бег, прыжки, а также общеразвивающие и строевые упражнения, формируют физическую базу.

  Элементы народных плясок и танцев: Включение народных танцев и хороводов в занятия помогает детям познакомиться с культурным наследием и развивает ритмичность.

   Сюжетно-образные движения: Имитация повадок животных, передвижения транспорта и действия, характерные для профессий, развивают креативность и воображение.

   Логоритмика: Эта форма активной терапии объединяет движение, музыку и слово, включая пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, что способствует развитию речи и моторики.

   Психогимнастические упражнения: Упражнения на внимание, память и расслабление помогают детям развивать когнитивные навыки и эмоциональную устойчивость.

   Нейрогимнастика: Использование специальных упражнений для развития нейропсихологических функций.

   Мультзарядка: Интерактивные занятия, которые делают физическую активность увлекательной и доступной для детей.

Игры, как вид музыкально-ритмических движений, являются важным инструментом в образовательном процессе, способствуя всестороннему развитию детей и формируя у них навыки, которые будут полезны на протяжении всей жизни.

 

Литература:

«Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» Татьяны Кореневой,

 «Этот удивительный ритм» Ирины Каплуновой и Ирины Новоскольцевой,

 «Музыкальные игры для детей» Татьяны Образцовой.

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-muzykalno-ritmicheskie-uprazhnenija-kak-sredstvo-formirovanija-dvigatelnyh-umenii-i-navykov-detei.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/10/22/statya-rol-muzykalno-ritmicheskih-dvizheniy-v-razvitii-rebenka

«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0022008

«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0022007

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 25
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.