Нейропсихологические игры, направленные на развитие речи детей |
пн., 30.12.2024 |
Составитель:
Згибарца Анна Павловна
учитель-логопед
Исетского детского сада «Солнышко»
филиала МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов.
Логопеды из всех детских садов и школ Исетского района собрались на очередное заседание районного методического объединения учителей - логопедов в студии раннего развития "Непоседы", руководителем которой является учитель - логопед Исетского детского сада "Солнышко" Згибарца Анна Павловна.
Одна из тем районного методического объединения - нейропсихологические игры направленные на развитие речи детей.
Что же это?
Нейропсихологические игры это телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры и развивать межполушарное взаимодействие. Они способствуют развитию психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления, а также зрительно-моторной пространственной координации и саморегуляции поведения.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.
Нейрогимнастика – это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или
сенсомоторной коррекции). Основоположник «Гимнастики для мозга» американский психолог Пол Э. Деннисон
В логопедической работе нейропсихологические игры и упражнения, решают следующие задачи:
- Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Существует несколько форм нейропсихологической коррекции, например нейрогимнастика, нейрохореография и так далее.
Педагогам были предложены игры по нейрогимнастике:
«Играем с пальчиками»
«Дорожка». Ребёнок одновременно правой и левой рукой выкладывает кружочки (камешки, помпоны) на дорожки парных картинок и проговаривает слова за педагогом.
Словарь: «Овощи — фрукты». Дифференциация овощей и фруктов, закрепление обобщающих понятий. Логопед называет овощ или фрукт, ребёнок подбрасывает мешочек левой рукой, если услышал название овоща, правой — если название фрукта.
«Сбей стакан». Сказать где стоит заданный звук в слове и по инструкции педагога сбить рукой или ногой (левой или правой) соответствующие цветом кружков на ногах и руках стаканчик с мячиком.
«Посчитай-ка». Перед ребенком кружочки от 1 до 5 группами (1кружочек, 3 кружочка, 5 кружочков, 2 кружочка, 4 кружочка). Ребенку произноситься слово, он считает его в соответствии сколько кубиков и показывает столько пальчиков сколько кружочков (например 1 мяч – 1 пальчик, 3 мяча – 3 пальца и т.д.). Сначала одной рукой, потом двумя.
«Рыбка». Вставляем спагетти в коктейльные трубочки.
На протяжении всего заседания учителя - логопеды принимали активное участие в играх и упражнениях. Каждый из педагогов взял для своей работы что то самое важное и интересное ведь нейроигры оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья.
Вывод:
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в работе с детьми дошкольного возраста доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста будут полезны всем детям, развитие которых соответствует возрастной норме, а также могут использоваться как психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ, при проведении логопедических, психокоррекционных, общеразвивающих занятий.
Результатом нейропсихологических игр и упражнений является улучшение памяти и концентрации внимания, качества игровой и учебной деятельности, устной и письменной речи, стабилизация эмоционального фона, улучшение физических качеств.
Также игры и упражнения позволяют ребенку стать более внимательным, собранным, спокойным, активизируют мыслительные процессы, благотворно влияют на физическое и эмоциональное здоровье ребенка.
Литература:
1. Брейн Джим «Гимнастика мозга».
2. Деннисон Пол и Гейл «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.
3. Кучугура Е.В. Нейроигры в работе с детьми дошкольного возраста // Альманах педагога. Дата размещения: 21.05.2023. URL: https://almanahpedagoga.ru (дата обращения: 19.04.2024).
4. Лурия А.Н. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 384 с.
5. Назаревская Т.Н. «Звуковые нейроупражнения. 24 таблички».
6. Назаревская Т.Н. «Смотри и повторяй». 45 карточек для развития мозга.
7. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008. 319 с.
8. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.
9. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»
10. Хаванева Г.Г. Нейропсихологические игры и упражнения в практике воспитателя коррекционной группы ДОУ // nsportal − образовательная социальная сеть. Дата размещения: 22.10.2022. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 19.04.2024).
11. Шилкова А.В. Нейроигры с детьми с ОВЗ на занятиях учителя-логопеда // Солнечный свет. Дата размещения: 20.11.2023. № 324321. URL: https://solncesvet.ru (дата обращения: 19.04.2024).
12. Шмидт Е.В. Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя – логопеда // Дошкольник.рф. Дата размещения: 21.12.2021. URL: http://doshkolnik.ru (дата обращения: 19.04.2024).
Интернет-ресурсы:
- https://narfu.ru/upload/medialibrary/dbd/Semenyago-M.-G..pdf?ysclid=m5fhh8i35y844678272
- https://kssovushka.ru/zhurnal/36/3359-vliyanie-neiroigr-i-uprazhnenii-na-psihofizicheskoe-razvitie-doshkolnikov-konsultatsiya-dlya-vospitatelei/?ysclid=m5fhgy58ry626457296
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2024/12/10/neyropsihologicheskie-igry-kak-sposob-splocheniya
- https://www.vospitatelds.ru/categories/4/articles/10980?ysclid=m5fhh6e11l340277948
- https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-nejroigr-i-nejrouprazhnenij-v-rabote-logopeda-7027926.html?ysclid=m5fhhazl6t549562675
- https://semdynova-sevdnz2.edusev.ru/articles/post/3326958
- https://www.maam.ru/detskijsad/neirokorekcionye-igrovye-zanjatija-s-detmi-imeyuschimi-tjazhyolye-narushenija-rechi.html?ysclid=m5fhiqmkq479420257
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0021282
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf