Нейропсихологические игры, направленные на развитие речи детей

  пн., 30.12.2024

 

Составитель:

Згибарца Анна Павловна

учитель-логопед

Исетского детского сада «Солнышко»

 филиала МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»

 

 

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

 Иван Петрович Павлов.

Логопеды из всех детских садов и школ Исетского района собрались на очередное заседание районного методического объединения учителей - логопедов в студии раннего развития "Непоседы", руководителем которой является учитель - логопед Исетского детского сада "Солнышко" Згибарца Анна Павловна.

   Одна из тем районного методического объединения - нейропсихологические игры направленные на развитие речи детей.

Что же это?

   Нейропсихологические игры это телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры и развивать межполушарное взаимодействие. Они способствуют развитию психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления, а также зрительно-моторной пространственной координации и саморегуляции поведения. 

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

Нейрогимнастика – это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или
сенсомоторной коррекции). Основоположник «Гимнастики для мозга» американский психолог Пол Э. Деннисон

В логопедической работе нейропсихологические игры и упражнения, решают следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
  3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием используют на всех этапах логопедической работы, а также для формирования лексико-грамматических категорий.

   Существует несколько форм нейропсихологической коррекции, например нейрогимнастика, нейрохореография и так далее.

   Педагогам были предложены игры по нейрогимнастике:

 «Играем с пальчиками»

 «Дорожка». Ребёнок одновременно правой и левой рукой выкладывает кружочки (камешки, помпоны) на дорожки парных картинок и проговаривает слова за педагогом.

Словарь: «Овощи — фрукты». Дифференциация овощей и фруктов, закрепление обобщающих понятий. Логопед называет овощ или фрукт, ребёнок подбрасывает мешочек левой рукой, если услышал название овоща, правой — если название фрукта. 

«Сбей стакан». Сказать где стоит заданный звук в слове и по инструкции педагога сбить рукой или ногой (левой или правой) соответствующие цветом кружков на ногах и руках стаканчик с мячиком.

«Посчитай-ка». Перед ребенком кружочки от 1 до 5 группами (1кружочек, 3 кружочка, 5 кружочков, 2 кружочка, 4 кружочка). Ребенку произноситься слово, он считает его в соответствии сколько кубиков и показывает столько пальчиков сколько кружочков (например 1 мяч – 1 пальчик, 3 мяча – 3 пальца и т.д.). Сначала одной рукой, потом двумя.

 «Рыбка». Вставляем спагетти в коктейльные трубочки. 

На протяжении всего заседания учителя - логопеды принимали активное участие в играх и упражнениях. Каждый из педагогов взял для своей работы что то самое важное и интересное ведь нейроигры оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья.

Вывод:
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в работе с детьми дошкольного возраста доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста будут полезны всем детям, развитие которых соответствует возрастной норме, а также могут использоваться как психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ, при проведении логопедических, психокоррекционных, общеразвивающих занятий.
Результатом нейропсихологических игр и упражнений является улучшение памяти и концентрации внимания, качества игровой и учебной деятельности, устной и письменной речи, стабилизация эмоционального фона, улучшение физических качеств.
Также игры и упражнения позволяют ребенку стать более внимательным, собранным, спокойным, активизируют мыслительные процессы, благотворно влияют на физическое и эмоциональное здоровье ребенка.


Литература:
1.    Брейн Джим «Гимнастика мозга».
2.    Деннисон Пол и Гейл «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.
3.    Кучугура Е.В. Нейроигры в работе с детьми дошкольного возраста // Альманах педагога. Дата размещения: 21.05.2023. URL: https://almanahpedagoga.ru (дата обращения: 19.04.2024).
4.    Лурия А.Н. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 384 с.
5.    Назаревская Т.Н. «Звуковые нейроупражнения. 24 таблички».
6.    Назаревская Т.Н. «Смотри и повторяй». 45 карточек для развития мозга.
7.    Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2008. 319 с.
8.    Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.
9.    Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»
10.    Хаванева Г.Г. Нейропсихологические игры и упражнения в практике воспитателя коррекционной группы ДОУ // nsportal − образовательная социальная сеть. Дата размещения: 22.10.2022. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 19.04.2024).
11.    Шилкова А.В. Нейроигры с детьми с ОВЗ на занятиях учителя-логопеда // Солнечный свет. Дата размещения: 20.11.2023. № 324321. URL: https://solncesvet.ru (дата обращения: 19.04.2024).
12.    Шмидт Е.В. Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя – логопеда // Дошкольник.рф. Дата размещения: 21.12.2021. URL: http://doshkolnik.ru (дата обращения: 19.04.2024).

Интернет-ресурсы:

  1. https://narfu.ru/upload/medialibrary/dbd/Semenyago-M.-G..pdf?ysclid=m5fhh8i35y844678272
  2. https://kssovushka.ru/zhurnal/36/3359-vliyanie-neiroigr-i-uprazhnenii-na-psihofizicheskoe-razvitie-doshkolnikov-konsultatsiya-dlya-vospitatelei/?ysclid=m5fhgy58ry626457296
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2024/12/10/neyropsihologicheskie-igry-kak-sposob-splocheniya
  4. https://www.vospitatelds.ru/categories/4/articles/10980?ysclid=m5fhh6e11l340277948
  5. https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-nejroigr-i-nejrouprazhnenij-v-rabote-logopeda-7027926.html?ysclid=m5fhhazl6t549562675
  6. https://semdynova-sevdnz2.edusev.ru/articles/post/3326958
  7. https://www.maam.ru/detskijsad/neirokorekcionye-igrovye-zanjatija-s-detmi-imeyuschimi-tjazhyolye-narushenija-rechi.html?ysclid=m5fhiqmkq479420257

Свидетельство о публикации в СМИ Серия А  0021282

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 86
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.