Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива |
сб., 07.12.2024 |
Цель: это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
• Повысить сплоченность коллектива;
• Повысить взаимопонимание между педагогами;
• Повысить самооценку педагогов;
Ход тренинга
- Здравствуйте коллеги! Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем коллективе, о взаимоотношениях друг с другом. Скажите пожалуйста, что для вас означают такие слова как, дружба, доверие, взаимопомощь?
Обсуждение
Вводная часть.
Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения:
- руки скрещены на груди,
- руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями
- руки сжаты в кулаки.
По моей команде каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). «Раз, два, три!».
Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони (значит, они готовы к работе и достаточно открыты.
Кулаки показывают агрессивность,
поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать
Основной этап
Упражнение «Подарок»
Цель: упражнение направлено на развитие внимания, невербальной коммуникации.
Прошу всех встать вкруг. Начинает один участник. У вас есть возможность подарить своему соседу справа все, что угодно. Единственное условие – молчание, показать подарок можно только жестами, без слов. Если сосед догадался, что именно ему подарили, то он должен продемонстрировать, что он будет делать с этим подарком. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не получит свой подарок.
Педагог- психолог: Удалось ли вам понять, какой подарок вам подарили? Вызвало ли трудности у вас это упражнение? Действительно, быть внимательным, уметь понять человека без слов, порой бывает очень сложно.
Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое. Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем коллективе.
Упражнение «Клад»
Цель: объединение участников для совместного решения поставленной задачи; развитие умения выражать уважение друг к другу.
Инструкция: Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла настоящий клад. И у вас после этого оказалась 1000 золотых монет старинной чеканки. Ваша задача – разделить эти деньги. Как вы будете это делать, решать вам самим. Критерии отбора и процедуру принятия решения определите самостоятельно. У вас на это есть 5 минут.
Запрещено: бросать жребий и распределять вознаграждение поровну. Если вы не сумеете разделить деньги за отведенное время, их у вас конфискуют.
Педагог- психолог: Возникли ли трудности в выполнении этого упражнения? Как проходило обсуждение?
Упражнение «Связующая нить»
Цель: сплочение коллектива.
Материалы: клубок ниток.
Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно участникам предложить представить группу в виде Образа кокона или Образ купола, который накрывает группу.
Педагог- психолог: сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете?
Упражнение «Досчитать до 33»
Цель: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа.
Инструкция: «Наша задача во время данного упражнения – досчитать до 33. Я называю первое число, мой сосед – следующее число, и далее по кругу. При этом важно соблюдать два правила: числа, в записи которых есть три (например, 13 или 30) и числа, которые делятся на три (3, 6, 9 и т.д.) вслух не произносятся. Вместо этого участник, которому достается такое число, должен хлопнуть. Причем, если кто-то ошибается, счет начинается заново, начиная с того человека, который ошибся».
Педагог- психолог: Почему не смогли досчитать с первого раза? Что мешало, а что помогало в данном упражнении?
Упражнение «Знакомство с самим собой»
Цель: увидеть свои положительные качества, ресурсное упражнение.
Процедура проведения: участникам необходимо ответить на вопросы «Кто я такой? Какой я есть?». Записать ответ на листочках в форме сердца.
Большинство ответит, что он педагог, могут написать свое имя. Труднее ответить на вопрос: «Какой я?». Чтобы легче было ответить, надо продолжить следующие фразы:
- больше всего мне в себе нравится ...
- я люблю читать книги о ...
- мое любимое увлечение - ...
- я горжусь собой как женщина - …
- как мама - …
- как педагог - …
Педагог- психолог: На какой вопрос ответить было сложнее: «Кто я?» или «Какой Я?»?
Упражнение «Путаница»
Цель: позитивное завершение тренинга.
Процедура проведения: вся команда встает в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в общем кругу.
Педагог- психолог: - Что было легко, а что тяжело?
- Кто вел себя активно, а кто ждал, пока другие вокруг него распутаются?
- Кто брал на себя роль лидера, помогая распутаться остальным?
- Наблюдался ли в команде недостаток лидерства (когда никто не знает что делать)?
- Наблюдался ли в команде переизбыток лидерства (борьба за власть, разные точки зрения и споры о том, как именно нужно распутываться)?
Упражнение «Рефлексия»
Педагог- психолог: Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Что для вас сегодня было важным? Какие чувства вы испытывали? Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?
Я в свою очередь хочу вас всех поблагодарить, Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!
Используемая литература
1. Н.В. Самоукина «Игры с которые играют». Психологический практикум. Дубна. Феникс.1996
2. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. Выпуск 1 Волгоград 2008 г
3. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО «ТЦ Сфера», 2005
4. Монина Г. Б. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2007
Интернет-ресурсы:
https://summercamp.ru/Тренинг_«Вербальные_и_невербальные_средства_общения»
https://pandia.org/text/80/325/17790.php
https://obeho.ru/menu/uprazhneniya-dlya-treninga-komandoobrazovaniya-v-pomeshchenii.html
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0021217
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf