Тренинг для педагогов ДОУ «Мы единый коллектив» |
вс., 03.11.2024 |
Составитель:
Исаева Людмила Алексеевна
педагог-психолог
МАДОУ "Исетский детский сад "Ивушка"
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия; сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
- Повысить групповую сплоченность;
- Улучшить эмоциональное состояние педагогов;
- Поддерживать желание у педагогов сотрудничать;
- Формировать благоприятный психологический климат группы.
Форма проведения: тренинг.
Категория: педагоги ДОУ.
Оборудование: ноутбук, аудиозапись релаксационной музыке, клей, цветные квадратики; фломастеры, бланки теста, бланки к упражнению «Солнышко» - по количеству участников.
Ожидаемые результаты:
-улучшится психологический климат в коллективе.
-улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.
-сформируется умение работать в команде.
-развить способности понимания своего состояния и состояния других людей.
Ход мероприятия:
1. Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…
• Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
• Говорю за себя.
• Внимательно слушать друг друга.
• Не перебивать говорящего.
• Уважать мнение друг друга.
• Безоценочность суждений.
• Активность.
• Правило «стоп».
1. Диагностическое упражнение «Цвет настроения»
Цель упражнения: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.
Ход упражнения: Психолог предлагает участникам тренинга выбрать квадратик, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.
Значение цвета:
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать.
Жёлтый, оранжевый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Чёрный – уныние, упадок сил, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
2. Упражнение «…, зато ты»
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе.
Ход упражнения: каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…, зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты)
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
3. Упражнение «Ассоциации»
Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Ход упражнения: Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «дружный коллектив». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы на многие вопросы.
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
Если коллектив — это постройка, то она…
Если коллектив — это цвет, то он…
Если коллектив— это музыка, то она…
Если коллектив — это геометрическая фигура, то она…
Если коллектив — это название фильма, то это…
Если коллектив — это настроение, то оно…
Обсуждение: опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
- Что вам понравилось в этом упражнении?
- Какие ответы были для вас самыми интересными?
- Какие ответы удивили вас?
- О чем нам говорит это упражнение?
4.Тест-опросник: «Ох уж эти нервы» Л. Москвина (приложение 1)
Цель: экспресс-диагностика эмоционального состояния педагога.
5.Упражнение «Подчинение инструкциям»
Цель упражнения: вызвать эмоциональную реакцию и взбодрить группу.
Ход упражнения: Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.
1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
5. В каждом квадрате поставьте крестик.
6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.
7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.
8. Шепотом назовите номер, который вы написали.
9. Обведите этот номер.
10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. Обведите этот знак треугольником.
12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.
14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».
6.Упражнение: «Волшебная шкатулка»
Цель упражнения: развитие позитивного самовосприятия.
Ход упражнения: педагогам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулке с позитивными высказываниями, мудрыми советами.
Варианты пожеланий:
— Тебе сегодня особенно повезет!
— Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
— Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
— Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!
— Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
— Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
— Сегодня твой день, успехов тебе!
— Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
Педагог-психолог: Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.
6. Упражнение «Сердце коллектива»
Цель упражнения: получить обратную связь от участников группы, обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.
Ход упражнения: У каждого коллектива есть свое сердце. Я приготовила вот такое сердце нашего коллектива (сердце, вырезанное из ватмана на магнитной доске). Ваша задача - вырезать из цветной бумаги сердечко, написать на нем добрые слова или пожелания коллективу или отдельному человеку и приклеить на ватман.
7. Упражнение «Солнышко»
Цель упражнения: сплочение группы, формирование положительного отношения друг к другу.
Ход упражнения: педагогам раздаются листы, в центре которых изображено солнце. Уважаемые коллеги! Нарисуйте солнышко и напишите в центре солнышко свое имя. Передайте лист своему соседу слева. На полученном листе напишите свои пожелания ее владельцу. Вновь передайте открытку – и так до тех пор, пока к вам не вернется ваша открытка с пожеланиями от всех членов группы.
Педагог-психолог: Процесс общения – очень сложный процесс, особенно в коллективе. Мы каждый день взаимодействуем друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Надеюсь, что сегодня это тренинг был вам полезен и хоть немного поспособствовал сплочению нашего коллектива. Всем спасибо за участие в нашем тренинге!
8.Рефлексия.
Цель: обратная связь.
Педагог- психолог: Наш тренинг подошел к концу.
- Ваши ощущения после тренинга?
-Что понравилось? Что не понравилось?
- Удалось ли вам расслабиться?
Приложение 1
Тест-опросник: «Ох уж эти нервы» Л. Москвина
Цель: экспресс-диагностика эмоционального состояния педагога
.Инструкция: Уважаемые коллеги! Выберете один из вариантов ответа, близкий Вам.
Вопросы:
1. Меня раздражает:
Смятая страница газеты, журнала или книги
- очень;
- не особенно;
- ни в коем случае
2. Одетая с претензией на молодость женщина в годах
- очень;
- не особенно;
- ни в коем случае
3. Курящая на улице женщина
- очень;
- не особенно;
- ни в коем случае
4. Чрезмерное приближение собеседника, даже если оно произошло поневоле – в толпе, в автобусной давке и т.д.
- очень;
- не особенно;
- ни в коем случае
5. Слишком сильный запах духов
- очень;
- не особенно;
- ни в коем случае
6. Громкий разговор в общественном транспорте
- очень;
- не особенно;
-ни в коем случае
7. Активно жестикулирующий при разговоре собеседник
- очень;
- не особенно;
- ни в коем случае
8.Частое употребление коллегами иностранных слов
- очень;
- не особенно;
-ни в коем случае
9. Когда кто-нибудь грызет ногти
- очень;
- не особенно;
-ни в коем случае
10.Когда кто-нибудь пытается поучать меня
- очень;- не особенно;
- ни в коем случае
11. Когда кто-то кашляет в мою сторону
- очень;
- не особенно;
- ни в коем случае
12. Когда слышу чей-то смех невпопад
- очень;
- не особенно;
- ни в коем случае
13. Когда близкие друзья все время опаздывают
- очень;- не особенно;
- ни в коем случае
14. Когда в кинотеатре кто-нибудь поблизости комментирует сюжет фильма или шелестит оберткой от конфеты и т.д.
- очень;
- не особенно;
- ни в коем случае
15. Когда дарят ненужные вещи
- очень;
- не особенно;
- ни в коем случае
16. Когда рассказывают сюжет книги, которую я собираюсь прочесть
- очень;
- не особенно;
- ни в коем случае
Обработка ответов: За каждый ответ «очень» - 3 балла; за ответ «не особенно» - 1 балл; «ни в коем случае» - 0 баллов.
Интерпретация результатов: более 33 баллов - вас не отнесешь к числу сдержанных и нетерпеливых людей. Вас слишком часто раздражают незначительные явления. Вы склонны к поискам в окружающем мире раздражителей. Поэтому вы вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система разбалансирована, отчего часто страдаете не только вы, но и окружающие.
от 13 до 32 баллов – у вас выработан стойкий иммунитет к неприятностям, который позволяет быстро и легко забывать.
12 и менее баллов – ваше «железное спокойствие» позволяет вам реально смотреть на жизнь. О вас можно сказать, что вы не тот человек, которого легко выбить из колеи.
Литература:
1.Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М. Изд-во «Ось-89», 2001
2.Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. —
М.: Генезис, 2003 — 400 с.
3. Кипнис М. Тренинг коммуникации. Ось-89, 2004.
4.Фопель. Энергия паузы. Генезис. Москва, 2004.
Ресурсы сети Интернет:
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=20401&ysclid=m31isfvdsv573136523
https://multiurok.ru/files/psikhologicheskii-trening.html?ysclid=m31ir7bssr28065319
https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/10355?ysclid=m31iqs9ixr948458956
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0012122
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf