Тренинг для педагогов ДОУ «Мы единый коллектив»

  вс., 03.11.2024

Составитель:

Исаева Людмила Алексеевна

педагог-психолог

МАДОУ "Исетский детский сад "Ивушка"

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия; сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;
  • Повысить групповую сплоченность;
  • Улучшить эмоциональное состояние педагогов;
  • Поддерживать желание у педагогов сотрудничать;
  • Формировать благоприятный психологический климат группы.

Форма проведения: тренинг.

Категория: педагоги ДОУ.

Оборудование: ноутбук, аудиозапись релаксационной музыке, клей, цветные квадратики;  фломастеры, бланки теста, бланки к упражнению  «Солнышко» - по количеству участников.

Ожидаемые результаты:

-улучшится психологический климат в коллективе.

-улучшится качество взаимодействия между членами коллектива.

-сформируется умение работать в команде.

-развить способности понимания своего состояния и состояния других людей.

Ход мероприятия:

1. Уважаемые коллеги!  Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

• Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

• Говорю за себя.

• Внимательно слушать друг друга.

• Не перебивать говорящего.

• Уважать мнение друг друга.

• Безоценочность суждений.

• Активность.

• Правило «стоп».

1. Диагностическое упражнение «Цвет настроения»

Цель упражнения: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.

Ход упражнения: Психолог предлагает участникам тренинга выбрать квадратик, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.

 Значение цвета: 

 Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать.

Жёлтый, оранжевый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Чёрный – уныние, упадок сил, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

2.  Упражнение «…, зато ты»

Цель упражнения:  создание положительной атмосферы в группе.

Ход упражнения: каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…, зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты) 

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

3. Упражнение «Ассоциации»

Цель: Это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».

Ход упражнения: Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «дружный коллектив». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы на многие вопросы.

1. Возьмите ручки и бумагу.

2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

Если коллектив — это постройка, то она…

Если коллектив — это цвет, то он…

Если коллектив— это музыка, то она…

Если коллектив — это геометрическая фигура, то она…

Если коллектив — это название фильма, то это…

Если коллектив — это настроение, то оно…

Обсуждение: опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…

- Что вам понравилось в этом упражнении?

- Какие ответы были для вас самыми интересными?

- Какие ответы удивили вас?

- О чем нам говорит это упражнение?

4.Тест-опросник: «Ох уж эти нервы» Л. Москвина (приложение 1)

Цель: экспресс-диагностика эмоционального состояния педагога.

5.Упражнение «Подчинение инструкциям»

Цель упражнения: вызвать эмоциональную реакцию и взбодрить группу.

Ход упражнения: Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.

1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.

3. Обведите ваше имя.

4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

5. В каждом квадрате поставьте крестик.

6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.

7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.

8. Шепотом назовите номер, который вы написали.

9. Обведите этот номер.

10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

11. Обведите этот знак треугольником.

12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.

14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.

15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»

Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».

6.Упражнение: «Волшебная шкатулка»

Цель упражнения: развитие позитивного самовосприятия.

Ход упражнения: педагогам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулке с позитивными высказываниями, мудрыми советами.

Варианты пожеланий:

 — Тебе сегодня особенно повезет!

 — Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

 — Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

 — Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!

 — Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

 — Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

 — Сегодня твой день, успехов тебе!

 — Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

 Педагог-психолог: Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

6. Упражнение «Сердце коллектива»

Цель упражнения: получить обратную связь от участников группы, обеспечение возможностей выразить свои чувства, возникшие в ходе занятий.

Ход упражнения: У каждого коллектива есть свое сердце. Я приготовила вот такое сердце нашего коллектива (сердце, вырезанное из ватмана на магнитной доске). Ваша задача - вырезать из цветной бумаги сердечко, написать на нем добрые слова или пожелания коллективу или отдельному человеку и приклеить на ватман.

7. Упражнение «Солнышко»

Цель упражнения: сплочение группы, формирование положительного отношения друг к другу.

Ход упражнения: педагогам раздаются листы, в центре которых изображено солнце. Уважаемые коллеги! Нарисуйте солнышко и напишите в центре солнышко свое имя. Передайте лист своему соседу слева. На полученном листе напишите свои пожелания ее владельцу. Вновь передайте открытку – и так до тех пор, пока к вам не вернется ваша открытка с пожеланиями от всех членов группы.

Педагог-психолог: Процесс общения – очень сложный процесс, особенно в коллективе. Мы каждый день взаимодействуем друг с другом, обмениваемся информацией, общаемся, порой не задумываясь о том, где и как применять определенные приемы, повышающие эффективность этих процессов. Надеюсь, что сегодня это тренинг был вам полезен и хоть немного поспособствовал сплочению нашего коллектива. Всем спасибо за участие в нашем тренинге!

8.Рефлексия.

Цель: обратная связь.

Педагог- психолог: Наш тренинг подошел к концу.

- Ваши ощущения после тренинга?

-Что понравилось? Что не понравилось?

- Удалось ли вам расслабиться?

Приложение 1

Тест-опросник: «Ох уж эти нервы» Л. Москвина

Цель: экспресс-диагностика эмоционального состояния педагога

.Инструкция: Уважаемые коллеги! Выберете один из вариантов ответа, близкий Вам.

Вопросы: 

1. Меня раздражает:

 Смятая страница газеты, журнала или книги

- очень;

- не особенно;

- ни в коем случае

2. Одетая с претензией на молодость женщина в годах

- очень;

- не особенно;

- ни в коем случае

3. Курящая на улице женщина

- очень;

- не особенно;

- ни в коем случае

4. Чрезмерное приближение собеседника, даже если оно произошло поневоле – в толпе, в автобусной давке и т.д.

- очень;

- не особенно;

- ни в коем случае

5. Слишком сильный запах духов

- очень;

- не особенно;

- ни в коем случае

6.  Громкий разговор в общественном транспорте

- очень;

- не особенно;

-ни в коем случае

7. Активно жестикулирующий при разговоре собеседник

- очень;

- не особенно;

- ни в коем случае

8.Частое употребление коллегами иностранных слов

- очень;

- не особенно;

-ни в коем случае

9. Когда кто-нибудь грызет ногти

- очень;

- не особенно;

-ни в коем случае

10.Когда кто-нибудь пытается поучать меня

- очень;- не особенно;

- ни в коем случае

11. Когда кто-то кашляет в мою сторону

-  очень;

- не особенно;

- ни в коем случае

12. Когда слышу чей-то смех невпопад

- очень;

- не особенно;

- ни в коем случае

13. Когда близкие друзья все время опаздывают

- очень;- не особенно;

- ни в коем случае

14. Когда в кинотеатре кто-нибудь поблизости комментирует сюжет фильма или шелестит оберткой от конфеты и т.д.

- очень;

- не особенно;

- ни в коем случае

15. Когда дарят ненужные вещи

- очень;

- не особенно;

- ни в коем случае

16. Когда рассказывают сюжет книги, которую я собираюсь прочесть

- очень;

- не особенно;

- ни в коем случае

Обработка ответов: За каждый ответ «очень» - 3 балла; за ответ «не особенно» - 1 балл; «ни в коем случае» - 0 баллов.

Интерпретация результатов: более 33 баллов - вас не отнесешь к числу сдержанных и нетерпеливых людей. Вас слишком часто раздражают незначительные явления. Вы склонны к поискам в окружающем мире раздражителей. Поэтому вы вспыльчивы, легко выходите из себя. Ваша нервная система разбалансирована, отчего часто страдаете не только вы, но и окружающие.

от 13 до 32 баллов – у вас выработан стойкий иммунитет к неприятностям, который позволяет быстро и легко забывать.

12 и менее баллов – ваше «железное спокойствие» позволяет вам реально смотреть на жизнь. О вас можно сказать, что вы не тот человек, которого легко выбить из колеи.

Литература:

1.Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М. Изд-во «Ось-89», 2001

2.Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. —

М.: Генезис, 2003 — 400 с.

3. Кипнис М. Тренинг коммуникации. Ось-89, 2004.

4.Фопель. Энергия паузы. Генезис. Москва, 2004.

Ресурсы сети Интернет:

https://infourok.ru/psihologicheskij-trening-dlya-pedagogov-dou-na-splocheniya-kollektiva-6250455.html?ysclid=m31isl4yoh390264702

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2021/10/25/trening-splochenie-pedagogicheskogo-kollektiva

https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=20401&ysclid=m31isfvdsv573136523

https://multiurok.ru/files/psikhologicheskii-trening.html?ysclid=m31ir7bssr28065319

https://infourok.ru/konspekt-psihologicheskogo-treninga-na-temu-serdce-kollektiva-6492193.html?ysclid=m31ir0dnq9118702223

https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/10355?ysclid=m31iqs9ixr948458956

https://www.maam.ru/detskijsad/praktikum-psihoyemocionalnaja-razgruzka-i-samoreguljacija-pedagoga.html?ysclid=m31imye5qy218833618

 

Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0012122

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 198
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.