семинар-практикум «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов – необходимое условие самореализации в профессии» |
сб., 19.10.2024 |
Составитель:
Чарганцова Анастасия Анатольевна
педагог-психолог
МАДОУ Каскаринский детский сад "Золотой петушок"
«Единственная возможность заставить человека сделать что-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это». Дейл Карнеги
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства молодых педагогов.
Задачи:
повышать профессиональную мотивацию, педагогическое мастерство воспитателей для реализации в профессии;
развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания;
развивать творческую активность участников.
Презентация:Семинар -практикум мотивация.pdf
Вступление
В рамках реализации закона Российской Федерации об образовании от 29.12.2012 №273ФЗ, Федерального государственного стандарта от 17.10.2013 №1155 важными задачами, стоящими перед социально-педагогической и психологической практикой настоящего времени, становится смена парадигмы работы с педагогическими кадрами и совершенствования у них не только профессиональной компетенции, но и мотивации к профессиональному саморазвитию.
Однако следует учитывать определённую специфику мотивации педагогических работников. В силу особенностей педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание, то есть на материально не осязаемые категории, подчас именно нематериальное поощрение имеет, важное значение для педагогов.
Известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.
Мини-лекция
Определение основных понятий:
Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей и целей организации).
Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей).
Мобильность - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию.
Мотивация – это побуждение к какой-либо деятельности, усилиям, достижениям. Иными словами, мотивировать кого-то - значит, добиться, чтобы человек захотел проявлять усердие, добросовестное отношение к своим обязанностям. В полной мере это относится и к педагогам.
В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекаются общепсихологические теории. В качестве примера можно привести широко известную пирамиду потребностей А. Маслоу.
По Маслоу, человек работает для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Он выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей:
физиологические потребности- это …
(еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности);
потребности в безопасности и стабильности - это …
(потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);
социальные - это …
потребности (принадлежность к социальной группе (семья, друзья, коллеги по работе и т.д.), чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности, поддержки);
потребности в общественном признании - это …
(потребности в самоуважении, признании и уважении со стороны окружающих)
потребности самовыражения- это…
(потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).
В настоящее время педагогическая профессия претерпевает многие изменения. Педагоги стоят перед необходимостью овладения новыми знаниями, современными педагогическими технологиями и методиками, изменением стиля деятельности. Все это ведет к переходу степени профессионализма на другой уровень. Вместе с тем, именно мотивация способна повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в образовательной организации
Как вы думаете, какие из мотивов более выражены у педагогов?(Исследования показывают, что первыми стоят мотивы достижения безопасности – желание иметь стабильную работу, социальные гарантии, отсутствие риска, комфортное рабочее место и т.д. Присутствуют и мотивы достижения, справедливости. Менее выражены мотивы самостоятельности, состязательности, потребности во власти.
Дискуссия
Что является более важным для повышения мотивации педагогов: материально-техническое обеспечение или деятельность самого педагога?
Вывод: Мотивация в самом общем виде представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают деятельности направленность на достижение определенных целей. Мотивация — это не навык и не информация, ее нельзя тренировать, ей нельзя научиться, ее можно лишь стимулировать, повышать, развивать.
Работа над повышением мотивации педагога, ее развитием и стимулированием начинается с ее изучения.
Проективная методика "Деревья" (https://s.econf.rae.ru/pdf/2010/12/65658fde58.pdf)
-которая позволит определить ваши актуальные мотивы и потребности.
Инструкция: изобразите на листе бумаги (наброском) 6 одинаковых деревьев. Представьте, что вы заходите в красивый сад, в котором растут 6 деревьев и каждое из них особенное: на 1-м дереве висит большое красивое наливное яблоко; на 2-м дереве размещен черный ящик, внутри которого находится нечто, как в известной телевизионной передаче «Что? Где? Когда?»; 3-е дерево самое красивое из всех деревьев, идеально красивое; под 4-м деревом сидит человек, который озабочен или озадачен; на 5-м дереве табличка с надписью «Подойдешь ко мне — станешь самым совершенным во всех отношениях»; на 6-м дереве табличка с надписью «Подойдешь ко мне — станешь ближе к Богу». Вам необходимо определиться, в какой последовательности вы будете подходить к каждому из 6 деревьев, и соответственно проставить рядом номер.
Интерпретация результатов: Первый уровень интерпретации — каждое из деревьев обозначает определенные мотивы профессиональной деятельности педагога и потребности: 1-е дерево — мотив прагматизма, удовольствия, материального благополучия; 2-е дерево — мотив познания, потребность в обновлении; 3-е дерево — эстетический мотив, потребность окружить себя красотой во всех проявлениях; 4-е дерево — мотив общения, потребность душевной близости и построения дружеских связей; 5-е дерево — мотив самоутверждения, потребность в одобрении, признании и высоком социальном статусе; 6-е дерево — мотив самосовершенствования, осознания своих идеалов, ценностей, потребность и стремление соответствовать идеалу.
Второй уровень интерпретации — по последовательности выбора деревьев: 1, 2-е деревья — преобладающие мотивы, обуславливающие ведущую деятельность человека (для взрослых работающих людей ведущей деятельностью является профессиональная деятельность); 3, 4-е деревья — обычные естественные потребности; 5-е дерево — сознательно игнорируемая потребность либо отказ от данного вида потребностей; 6-е дерево — недавно удовлетворенная потребность либо неактуальная в текущий период. Выявление актуальных потребностей профессиональной деятельности
Методика "Мотивационный профиль" (Балашов, Коваль) (https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/4a0oglnucj/65564038.pdf)
Балашов Коваль выделяют несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение человека в организации.
Мотивационные типы можно разделить на два класса:
1) класс избегательной мотивации (избегательная мотивация - человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения); люмпенизированный.
2) класс достижительной мотивации (достижительная мотивация - человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится) инструментальный. профессиональный, патриотический, хозяйский.
Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции.
Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип.
Различают следующие "чистые" типы мотивации:
Люмпенизированный тип.
Относится к избегательному классу мотивации.
Характеристика:
* все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
* согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;
* низкая квалификация;
* не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
* низкая активность и выступление против активности других;
* низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
* стремление к минимизации усилий.
Инструментальный тип.
Характеристика:
* интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
* важна обоснованность цены, не желает "подачек";
* важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.
Профессиональный тип.
Характеристика:
* интересует содержание работы;
* не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили.
* интересуют трудные задания - возможность самовыражения;
* считает важной свободу в оперативных действиях;
* важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.
Патриотический тип.
Характеристика:
* необходима идея, которая будет им двигать;
* важно общественное признание участия в успехе;
* главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.
Хозяйский тип.
Характеристика:
* добровольно принимает на себя ответственность;
* характеризуется обостренным требованием свободы действий;
* не терпит контроля.
Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования
Мини-лекция
Понятие мобильность было введено социологами для обозначения явлений, характеризующих подвижность, способность к быстрому передвижению, действию, перемещению, передвижения социальных групп и отдельных людей внутри социальной структуры общества (социальная мобильность).
Профессиональная мобильность понимается исследователями как разновидность социальной мобильности и заключается в перемещении индивида или профессиональной группы в социально-профессиональной структуре общества с изменением или без изменения социального статуса.
Высшую профессиональную мобильность проявляют работники, обладающие гибкостью и способностью адаптироваться к изменениям в тех или иных сферах трудовой деятельности, самостоятельно получить необходимые знания, развивать творческое мышление и мотивацию к постоянному профессиональному самосовершенствованию
Важнейшим каналом профессиональной мобильности является образование.
Систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний, развитие личных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей на протяжении всей трудовой деятельности сотрудника специалисты называют профессиональным развитием.
Особая роль принадлежит дополнительному профессиональному образованию педагогических работников как фактору отражающему потребность педагогов в самореализации в процессе профессиональной деятельности, способствующему его самосовершенствованию, улучшению социального положения, общественному признанию роли педагога.
Педагогическая мобильность – это способность педагога организовать содеятельность с другими субъектами образовательного процесса (учащимися, их родители, коллегами, администрацией ) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования, ценностями мировой, отечественной, региональной и национальной культуры, реализуя свою социокультурную и социально-профессиональную компетентность, в том числе в процессе осмысления и прогнозирования результатов организуемых им субъект-субъектных отношений.
Таким образом, повышение квалификации является необходимым условием осуществления профессиональной педагогической деятельности, горизонтальной профессиональной мобильности современного педагога.
Профессиональная мобильность педагогов, как часть социальной мобильности может быть представлена вертикальной и горизонтальной лестницами в становлении карьеры. Вертикальная педагогическая мобильность невозможна без таких качеств педагога, как, гибкость, дивергентность, конвергентность, способности рассуждать, рефлексировать, принимать активную социокультурную позицию. Вертикальная мобильность- это вижение по административной лестнице, в сфере образования. Например: учитель, завуч, директор, Горизонтальная – это движение по повышению профессионального мастерства, признанное и оцененное социумом. Например. Учитель 1 категории, высшей категории, победитель профессионального конкурса и т.д.
Вариация игры "Волшебная лавка" (https://azps.ru/training/93.html)
Представьте, что Вам сегодня особенно повезло – к нам в город приехала лавка уникальных древних талисманов.
И сейчас я расскажу вам о необыкновенных товарах, которые вы можете приобрести.
Талисманы:
«Золотая монета с изображением солнца» - этот талисман даст вам возможность всегда получать за свою работу наиболее высокое вознаграждение.
«Серебряная ладонь» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу в комфортном, дружеском коллективе.
«Алмазная лестница» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу, которая будет содействовать карьерному росту.
«Изумрудная книга» - этот талисман даст вам возможность на любой работе получать наиболее полезное обучение.
«Сапфировый факел» - этот талисман даст вам возможность всегда получать и делать творческую работу.
«Платиновые часы» - этот талисман даст вам возможность, делать свою работу в наиболее удобное время.
«Золотая стрела» - этот талисман даст вам возможность всегда получать работу, которая будет воплощать все новые творческие идеи в жизнь.
Итак, сейчас я предлагаю вам посовещаться в группах и в течение 3-5 минут определить, какой один из талисманов хотела бы получить ваша группа и почему.
(Задача участников – суметь договориться в группе)
А сейчас, я предлагаю узнать, что же на самом деле скрывали в себе выбранные вами талисманы.
Итак, ваша истинная мотивация в осуществлении педагогической деятельности:
«Золотая монета с изображением солнца» - мотивация – материальная.
«Серебряная ладонь» - мотивация – отношения в коллективе.
«Алмазная лестница» - мотивация – карьерный рост.
«Изумрудная книга» - мотивация – профессиональный рост.
«Сапфировый факел» - мотивация – самореализация, отсутствие рутины.
«Платиновые часы» - мотивация – гибкий график работы.
«Золотая стрела» - мотивация – способность к продуцированию нового, новаторство, инновационный подход.
Показ и обсуждение мультфильма «Аист и Облако»
Вывод:
Самореализация – это осуществление возможностей развития.
Профессиональная самореализация педагогов имеет прямую взаимосвязь с внутренней мотивацией - чем выше внутренняя мотивация педагогов, тем выше показатель их профессиональной самореализации.
Литература:
- Аминов Н.А. Некоторые теоретические аспекты дифференциальной психодиагностики специальных способностей. М., 1994. - С.132
- Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 158 с.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Уч. пособие. М.: Academia, 1998. - 170 с.
- Бодалев, А.А. Мотивация и личность: Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1982- 387 с.
Интернет-ресурсы:
- (https://s.econf.rae.ru/pdf/2010/12/65658fde58.pdf)
- (https://azps.ru/training/93.html)
- (https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/4a0oglnucj/65564038.pdf)
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0012059
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf