Влияние устного народного творчества на развитие речи детей |
сб., 27.04.2024 |
Составитель:
Ракульцева Любовь Эдуардовна
учитель – логопед МАДОУ детский сад № 39 города Тюмени
первая квалификационная категория
Добрый день, уважаемые педагоги! Тема нашей сегодняшней встречи: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». Для начала давайте вспомним: «Что же такое – устное народное творчество?».
Устное народное творчество – это традиционное словесное творчество народа, которое так же называют – фольклор. Фольклор дает прекрасную возможность для развития речи детей, расширение словаря ребенка. С помощью фольклора мы работаем над развитием памяти, внимания и мышления малыша. Коллеги, предлагаю Вам вспомнить: «Какие жанры устного народного творчества бывают?»
- Скороговорки
- Пословицы и поговорки
- Сказки
- Загадки
- Песни
- Прибаутки
Сегодня подробнее мы остановимся на нескольких жанрах. Первый жанр – это скороговорки. Всем нам они знакомы с детства. Скороговорки обязательно нужно проговаривать вслух. С помощью этого жанра устного народного творчества мы развиваем дикцию детей, отрабатываем труднопроизносимые звуки, работаем над чёткостью речи. Я предлагаю Вам немного потренироваться и проверить Вашу дикцию.
- И прыгают скороговорки – как караси на сковородке.
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговариваешь.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Пословицы и поговорки – следующий жанр, о котором мы вспомним. Пословицы – это краткое изречение, которое содержит поучение. Поговорка – это меткое выражение, которое используется для украшения речи. С помощью данного жанры мы развиваем связную речь детей, добавляем в словарь ребенка интересные народные обороты, развиваем ритмико – интонационную выразительность речи. А какие пословицы и поговорки Вы, уважаемые педагоги, используете в своей речи?
«Птица сильна крыльями, а человек дружбой».
«Старый друг, лучше новых двух».
«Человек без друзей – что дерево без корней».
Выполнение упражнений.
Благодаря сказке – мы развиваем воображение ребенка, внимание. Дети и взрослые любят слушать и читать сказки, инсценировать их. У каждого из нас есть любимая сказка из детства. Сказка увлекает, очаровывает, одну и ту же сказку мы можем читать многократно, затем пересказывая с ребенком. С помощью сказки мы учим ребенка задавать вопросы и отвечать на них полными ответами, составлять длинные распространенные предложения.
Л.Б. Фесюкова в работе со сказкой рекомендует использовать приемы: «Срифмовать два слова», а затем и рифмовать цепочки; Составлять длинное распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». С детьми можно играть в игры по сказкам: «Кто лишний?», «Кто герой сказки», «Назови сказку по сказочному герою» и т.д.
Выполнение упражнений.
В сказке часто встречаются «интересные» - старинные слова, которые расширяют и пополняют словарь нашего ребенка.
Загадки – это одна из любимых форм работы на занятиях. Почти каждый день, Вы – наши воспитатели, используете этот жанр в работе с детьми. Загадка дает возможность пофантазировать ребенку. В.И. Чичерова дала следующее понятие загадки – «загадка – это иносказательное описание какого – либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Загадки развивают в ребенке сообразительность, догадливость. С помощью этого жанра фольклора мы учим ребенка формулировать свои мысли, делать умозаключения. Расширяем запас знаний и словарный запас, а так же даем знания об окружающем мире.
Коль в загадках ты смышлён,
Можешь быть смышлён во всём!
Для загадки нет границ,
Охватила рыб и птиц!
Уважает кто загадки?
Тот, кто знает толк в отгадке.
Юрий Жданович
Выполнение упражнений.
Развитие речи дошкольников – важное направление! Фольклор – это кладезь развития речи! С его помощью мы можем работать над всеми сторонами речевого развития ребенка.
Большое спасибо, Вам уважаемые педагоги за участие в мероприятий!
Список литературы:
1. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 1999.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение,
3. Камаева Т.Ю. Русский детский фольклор. — Издательство «Планета музыки», 2021. – с. 44
4. Стихи. ру https://stihi.ru/2018/05/29/5299
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005
«Cвидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0011625
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf