Программа дополнительного образования «Занимательная грамматика» |
сб., 07.10.2023 |
Автор:
Лярская Наталья Викторовна
воспитатель
МАДОУ детский сад № 79 города Тюмени
Пояснительная записка
Приоритетной задачей дошкольного образования является подготовка ребёнка к школе. Наряду с развитием речи большое внимание нужно уделять подготовке к обучению грамоте. Это является важнейшей составной частью его общего школьного образования. Обучение грамоте – это сложный процесс, который включает в себя формирование познавательных интересов, накопление разных знаний и умений владеть своей речью. Важно подготовить ребёнка к получению новых знаний, учить рассуждать, делать самостоятельные выводы. Целью обучения является усвоение ребёнком определённого, заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путём: в процессе усвоения знаний. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания воспитатель сообщает детям, какие психические процессы активируются и развиваются, какие методы обучения применяются. Для того чтобы заинтересовать ребёнка в получении новых знаний, необходимо использовать игровые приёмы, занимательные задания. Желательно использовать различный наглядный и раздаточный материал, который имеет многофункциональное значение. Работая с наглядным материалом, ребёнок может моделировать, воображать, при этом быстро и легко усваивать материал. Наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которые наиболее доступны детям дошкольного возраста. Основой развития умственных возможностей ребёнка в этой программе является овладение им умением самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы путём исследования. На занятиях должна использоваться различная символизация, которая является основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей. Занятия по обучению грамоте основываются на построении и использовании наглядной модели звукового состава слова. Каждому звуку соответствует определённая звуковая картинка, с помощью которой дети не только четко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыком соединения звуков в слоги, что обеспечивает обучение чтению. Считаю, что главное не обучение чтению, а создание необходимой базы для его овладения в первом классе, предупреждение ошибок при чтении. На занятиях так же будут решаться задачи по воспитанию. На занятиях будет соблюдаться принцип гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что даст основу для развития их общительности, любознательности, инициативе, стремление к самостоятельности и творчеству. Нравственное воспитание одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется на каждом занятии. Формируются навыки культурного поведения, уважение к взрослым, ответственное отношение к поручениям взрослых, умение справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Необходимо уважительное отношение педагога к каждому
ребенку. Эта программа рассчитана на два года (в старшей и подготовительной группах). Данная программа сохраняет преемственность с программой «Школа 2100», т.к. программа «Школа 2100» является основой в работе с детьми в начальной школе. На каждом занятии дети не только узнают новое, но и закрепляют полученные знания на других занятиях.
Методические рекомендации
Цель, преследуемая воспитателем на каждом занятии - создание благоприятных условий для усвоения материала. Работа начинается в старшей группе. Дети знакомятся с понятием "речь", "предложение", "слово", "звук". На занятиях по ознакомлению со звуком и буквами русского языка дети получают информацию через словесные игры, игры со звуками. Дети узнают, что звуки подразделяются на гласные и согласные; согласные звуки бывают глухие, звонкие, твёрдые и мягкие. Для закрепления данных понятий лучше использовать сигнальные карточки. В работе с сигнальными карточками воспитатель видит уровень усвоения материала ребенком. Дети учатся определять звук, давать его характеристику, определять его место в слове, обозначать буквой. Т.о. дети приобретают знания, способствующие обучению чтению. Сначала дети учатся графически изображать слово из 3 - 4 звуков, а в подготовительной группе и более длинных слов. Дети учатся изображать слова с помощью цветных фишек, что способствует лучшему закреплению изученного материала. На занятиях по обучению грамоте дети учатся правильно выстраивать сначала простые, а затем и сложные предложения. Учатся отделять одно слово от другого, правильно располагать слова в предложении, описывая предмет, явление или сюжет. В подготовительной группе дети знакомятся с понятием "двойной" звук и буквами, которыми они обозначаются. Для лучшего запоминания букв проводиться различная работа: закрашивание, штриховка буквы, обводка по контуру, нахождение буквы в рисунке, дорисовывание буквы, преобразование буквы в различные изображения предметов. Изучая тему "Слоги" дети учатся делить слова на части, затем узнают, что эти части называются "слогами". Воспитатель учит делить слова на слоги на схеме. При этом дети учатся слышать начало и конец слога. Знакомятся с понятиями "ударный" и "безударный" слоги. Учатся определять ударный слог практическим путем, обозначают на схеме слова. Т.о. у детей формируется понятие о слове: его звуках, их количестве, слогах, их количестве и ударном слоге. В подготовительной группе дети учатся задавать вопросы к словам (т.е. знакомятся с частями речи). Усваивают понятие "слово - предмет", "слово - признак", "слово - действие", а так же учатся графически изображать части речи. С помощью графического изображения слов дети учатся составлять схемы к предложениям. С помощью схем к предложениям дети учатся использовать однородные члены предложения. Это помогает детям составлять более подробные рассказы о фактах, предметах, явлениях. Изучая тему "Парные согласные", дети знакомятся с богатством русского языка. Узнают, что изменив или добавив лишь один звук, можно получить новое слово. Одновременно они закрепляют знания о согласных звуках. Учатся из набора слов услышать и выделить слова с заданным звуком, закрепляют умение определять местоположение звука в слове, работать со схемой слова. Каждое занятие должно опираться на игру. Можно использовать речевые игры, настольные игры со звуками и словами, яркий раздаточный и наглядный материал. На занятиях можно использовать звуковое и музыкальное сопровождение. Особенно интересны занятия - путешествия, занятия - исследования, сюрпризные моменты. Важно чтобы индивидуальная работа чередовалась с коллективной и подгрупповой работой. Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка. Важен уровень педагогического мастерства и культуры педагога.
Цели и задачи по обучению грамоте
Цель:
Формирование мотивации учения ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
Задачи:
1. Развитие умения работать с единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением; умения графически изображать эти единицы речи.
2. Обогащение активного, пассивного и потенциального словаря.
3. Развитие говорения, слушания.
4. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
5. Развитие наглядно - образного и формирование словесно - логического мышления, умения делать выводы.
6. Формирование интереса к процессу обучения.
7. Развитие умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, планировать и контролировать свои действия.
8. Развитие умений общения с взрослыми и сверстниками.
Программные требования к уровню знаний и умений
«Занимательная грамматика» (старшая группа)
К концу года дети должны уметь:
1. Подбирать слово по графической схеме из трех, четырех звуков.
2.Составлять графическую схему к слову, состоящему из трех, четырех звуков.
3. Подбирать слова с заданным звуком.
4. Определять место звука в слове.
5. Самостоятельно давать характеристику звуку и букве.
6. Различать понятия: «речь», «звук», «слово», «предложение».
7. Задавать вопросы и отвечать на них последовательно, логично и правильно выстраивая предложения.
8. Составлять самостоятельно и с помощью образца или схемы простые и сложные предложения.
Программные требования к уровню знаний и умений
«Занимательная грамматика» (подготовительная группа)
К концу года дети должны уметь:
1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении.
- Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
- Пользоваться вежливыми словами в общении с взрослыми и сверстниками.
4. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
5. Различать понятия «слог», «ударный слог», «предложение». Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
6. Уметь делить слова на слоги.
7. Давать характеристику звуку, букве.
8. Составлять графическую схему слова, предложения.
9. Подбирать по графической схеме слово, предложение.
10. Делить слово на слоги, определять их количество в слове, определять количество слов в предложении.
Тематическое планирование «Занимательная грамматика» (старшая группа) 30 часов
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Речь. Предложение. Слово. |
1 |
2. |
Звуки. Гласные звуки. |
1 |
3 |
Гласный звук [ а ]. Буква А. |
1 |
4 |
Гласный звук [ у ]. Буква У. |
1 |
5 |
Гласный звук [ о ]. Буква О. |
1 |
6 |
Гласный звук [ и ]. Буква И. |
1 |
7 |
Гласный звук [ ы ]. Буква ы. |
1 |
8 |
Гласный звук [ э ]. Буква Э. |
1 |
9 |
Согласные звуки. Согласные звуки [ н, н' ]. Буква Н. Твердые, мягкие согласные. |
1 |
10 |
Согласные звуки [ м, м' ]. Буква М. |
1 |
11 |
Согласные звуки [ с, с1 ]. Буква С. Глухие, звонкие согласные. |
1 |
12 |
Согласные звуки [ п, п' ]. Буква П. |
1 |
13 |
Согласные звуки [ б, б' ]. Буква Б.- |
1 |
14 |
Согласные звуки [ в, в' ]. Буква В. |
1 |
15 |
Согласные звуки [ г, г' ]. Буква Г. |
1 |
16 |
Согласные звуки [ д, д' ]. Буква Д. |
1 |
17 |
Согласные звуки [ ф, ф' ]. Буква Ф. |
1 |
18 |
Согласные звуки [ х, х' ]. Буква X. |
1 |
19 |
Согласные звуки [ л, л1 ]. Буква Л. |
1 |
20 |
Согласные звуки [ т, т' ]. Буква Т. |
1 |
21 |
Согласные звуки [ з, з1 ]. Буква 3. |
1 |
22 |
Согласные звуки [ к, к' ]. Буква К. |
1 |
23 |
Согласные звуки [ р, р' ]. Буква Р. |
1 |
24 |
Согласный звук [ ц ]. Буква Ц. |
1 |
25 |
Согласный звук [ ж ]. Буква Ж. |
1 |
26 |
Согласный звук. [ ш ]. Буква Ш. |
1 |
27 |
Согласный звук [ ч ]. Буква Ч. |
1 |
28 |
Согласный звук [ щ ]. Буква Щ. |
1 |
29 |
Согласный звук [ и ]. Буква И. |
1 |
30 |
Закрепление пройденного материала. |
1 |
итого |
|
30 часов |
Тематическое планирование «Занимательная грамматика»
(подготовительная группа) 30часов.
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Звук [йа]. Буква Я. |
1 |
2 |
Звук [йо]. Буква Ё |
1 |
3 |
Звук [йэ]. Буква Е |
1 |
4 |
Звук [йу]. Буква Ю |
1 |
5 |
Слоги. Ударные и безударные слоги. |
2 |
6 |
Знакомство с графическим изображением слова |
1 |
7 |
Составление схем к словам. |
1 |
8 |
Знакомство со словами, обозначающими предмет. |
1 |
9 |
Вопросы к словам, обозначающим предмет, графическое изображение. |
1 |
10 |
Закрепление. |
1 |
11 |
Знакомство со словами, обозначающими признак предмета. |
1 |
12 |
Вопросы к словам, обозначающим признак предмета, графическое изображение. |
1 |
13 |
Закрепление. |
1 |
14 |
Знакомство со словами, обозначающими действие предмета. |
1 |
15 |
Вопросы к словам, обозначающим действие предмета, графическое изображение. |
1 |
16 |
Закрепление. |
1 |
17 |
Повторение понятия «предложение». Составление предложений. |
1 |
18 |
Знакомство со схемой к предложению. |
1 |
19 |
Составление схем к предложениям. |
1 |
20 |
Закрепление. |
1 |
21 |
Знакомство с понятием «парные согласные». |
2 |
22 |
Парные согласные [в,в`- ф,ф`]. Преобразование слов с помощью парных согласных. |
1 |
23 |
Парные согласные [б,б`- п,п`]. Преобразование слов с помощью парных согласных. |
1 |
24 |
Парные согласные [д,д`- т,т`]. Преобразование слов с помощью парных согласных. |
1 |
25 |
Парные согласные [г,г`- к,к`]. Преобразование слов с помощью парных согласных. |
1 |
26 |
Парные согласные [з,з`- с,с`]. Преобразование слов с помощью парных согласных. |
1 |
27 |
Закрепление пройденного в течение года. |
2 |
|
Итого |
30 часов |
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010956
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf