Программа «Играем, развиваемся»

  сб., 16.09.2023

«Играем, развиваемся»

Развитие познавательных  способностей детей от 5-ти лет до 6-ти лет посредством дидактической игры

Срок реализации: 1 года

Автор-составитель:  

Бочкарёва Елена Александровна

воспитатель высшей категории

МАДОУ детский сад №127 города Тюмени

Пояснительная записка

 Дошкольное детство является оптимальным периодом, в котором создаются особо благоприятные условия для развития познавательных способностей, причем сформировавшиеся психологические новообразования имеют большое значение для всей последующей жизни человека. На окружающих ребенка возлагается большая ответственность за развитие имеющихся задатков, превращение их в способность.

Настоящая программа посвящена проблеме формирования у дошкольников познавательных способностей с помощью системы  дидактических игр и упражнений для развития детей дошкольного возраста. Она разработана, как локальный компонент образовательной программы групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет.  Программа разработана на основе практической деятельности воспитателя по направлению развития познавательных способностей посредством дидактических игр и призвана  реализовывать  важнейшую задачу воспитания – развитие  познавательных способностей детей  старшего дошкольного  возраста.

Проблема познавательных способностей в психологии и педагогики имеет длинную историю (с середины 19 века в работах Г.Фехнера, Г.Гельмгольца, Ф.Гальтона; в отечественной Б.М.Теплова, Л.С.Выготского, Л.А.Венгера и т.д. В педагогике К.Д.Ушинского, А.П.Усовой, В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой и т.д.), однако до сих пор проблема является дискуссионной.

          Как отмечает А.В.Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека, способность выступает как некоторая возможность, зависящая от различных условий:

-          будут ли окружающие заинтересованы в том, что бы ребенок овладел этими знаниями и умениями;

-         как его будут обучать;

-          как будет организована деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся.

Отсюда следует, что для развития познавательных способностей важны не столько знания и навыки (каковы бы они не были), сколько то, каким образом они усваиваются. Способности проявляются и формируются лишь в деятельности, следовательно только правильно организованная деятельность ребенка, может выявить, а затем и развить его способности.

Такой деятельностью является игра. Игра удовлетворяет детскую любознательность, помогает вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Учиться играя! Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

Увлекательные дидактические игры предлагают умственные задачи в занимательной, игровой форме, что способствует усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Актуальность

Сейчас дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается в игро­вой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладе­вают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре обще­ния. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать поручения в различных условиях в соответствии с по­ставленной задачей.

Концептуальная идея программы: развитие познавательных способностей через игру.

 Цели программы:

- развитие познавательных способностей ребёнка:

- стимулирование раскрытия потенциала каждого ребёнка;

- расширение границ восприятия мира;

- реализация способностей в реальной жизни.

Данные цели реализуются через следующие задачи:

1. Развитие познавательных процессов, которые лежат в основе познавательных способностей (восприятие, мышление, память, внимание и воображение).

2.  Развитие действий, которые лежат в основе познавательных процессов:

 -восприятие: действие идентификации, отнесение к эталону, перцептивного моделирования;

 -мышление: действие замещения, обобщения, классификации, сравнения, анализа и синтеза, действия  наглядного моделирования;

 -воображение: действия «опредмечивания», символизации, замещения, детализации, совершенствования  образно-символических средств.

 3.  Активизация познавательного интереса и мыслительного процесса.

 4.  Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

 5.  Повышение уверенности в себе и своих действиях.

Принципы построения программы

  1. Одним из главных принципов, на которых базируется данная программа, является принцип развития. Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности.
  2.  Принцип самоценности дошкольного возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.
  3. Опора на игровые методы – один из важных принципов программы. Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития  детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
  4. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно - ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности.
  5. Принцип поддержки инициативы детей. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.
  6. В данной программе принцип интеграции реализуется в том, что большинство отобранных игр и упражнений  имеет комплексный характер. Подразделение игр по отдельным направлениям развития достаточно условно, поскольку каждая игра в той или иной мере активизирует все психические процессы, разные виды деятельности и способности ребенка. 

Формы работы

  • групповые игры

Категория и возраст обучающихся.

Данная программа рассчитана  на детей дошкольного возраста от 5-ти до 6-ти  лет, воспитанников групп общеразвивающей направленности.

Учебный план

Название темы, раздела

 

1 год

Кол-во

занятий

Время 1занятия

Восприятие

13

25  минут

Мышление

14

25  минут

Память

13

25  минут

Внимание

12

25  минут

Воображение

12

25  минут

…..

 

Всего занятий в год

 

Всего занятий в курсе

 

64

 

64

 Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

2021г.–2022г.

01.09.2021г.

31.05.2022г.

 

 

 

Система дидактических игр и упражнений направленная на развитие

познавательных способностей детей

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. В период дошкольного детства, такой деятельностью является игра. Дидактическая игра, как метод обучения, позволяет детям легко усвоить и закрепить знания, овладеть способами познавательной деятельности.

Как известно, хаотичное использование дидактических игр не даст ожидаемого результата в развитии. Следовательно, их необходимо привести в систему. Система дидактических игр разрабатывалась исходя из следующих требований к ним:

-уровень познавательных процессов детей (восприятие, мышление, память, внимание и воображение);

-развитие познавательных процессов в дидактической игре;

-знания и навыки детей;

-наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление трудностей;

-последовательное усложнение заданий;

-учет действия, лежащего в основе развития познавательного процесса.

Использование системы дидактических игр осуществлялось как на занятиях, так и вне занятий. При проведении дидактической игры учитывать необходимо  следующее:

-интерес детей к игре, для этого использовала загадки, сюрпризные моменты и напоминания об игре, в которую дети охотно играли ранее;

-проговаривание задачи ребенком, что ведет к пониманию и принятию задачи, успешному  ее выполнению;

    -индивидуальный подход. С детьми, которые не могут решить задачу или действуют путем отгадывания, следует выполнять сначала задание на практическом уровне.

Опыт работы показал, что выполнение детьми поставленной задачи в игре, при учете перечисленного ведет к успешному выполнению. А так же к лучшему усвоению нового материала и закреплению имеющихся знаний и навыков.

Специально подобранные игры в совместной образовательной деятельности дают возможность воспитателю раскрепостить ребенка, научить дошкольника справляться со своими страхами, неуверенностью, реализовывать потребность высказывать своё мнение.

Форма участия других лиц в реализации программы

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители детей. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей  и итоговой диагностики, посещать открытые занятия, участвовать в тематических выставках, выставку методической литературы,  родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, осуществлять контроль за качественным выполнением домашних заданий.

Условия реализации программы

Для занятия требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Игры и канцелярские принадлежности  находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.

Содержание программы

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, оп­ределяет его интересы, отношение к действительности. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

    Игра удовлетворяет детскую любознательность, помогает вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, овладеть способами познания связей между предметами явлениями. Учиться играя. Эта идея увлекала многих педа­гогов. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Она использует­ся на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

В систему дидактических игр и упражнений направленная на развитие познавательных способностей детей входят игры, направленные на формирование действий, которые лежат в основе развития познавательных процессов:

-действие идентификации, отнесение к эталону, перцептивного моделирования (восприятие);

-действие замещения, обобщения, классификации, сравнения, анализа и синтеза; действия наглядного моделирования (мышление)

-действия «опредмечивания», символизации, замещение, детализация, совершенствование образно-символических средств (воображение).

                  Возраст

Цель

5-6 лет

Восприятие

Развитие действия

идентификации

«Разные дома», «Какие предметы спрятаны в рисунках», «Найди различия», «Найди предметы», « Незаконченные рисунки», «Найди спрятанных зверей», «Найди двух одинаковых».

 

Развитие действия соотнесения с эталоном

«Цвета», «Положи в корзину», «Из каких фигур составлен рисунок?», «Найди предмет одной формы», «Найди предмет одного цвета» «Помоги найти тень», «Кто наблюдательней?»

 

Развитие действия перцептивного моделирования

«Кто чем занимается?», «Найди ошибки», «Сравни предметы», «Подбери

 недостающие части», «Дорисуй узоры»

Мышление

Развитие действия замещения

«Разноцветные цепочки», «Мы шофёры», «Сочиняем сказку».

Развитие действия обобщения

 «Найди сходство»,  «Цепочка слов»,  «Общий признак»,  «Почему они вместе?»,  «Назови, одним словом»,

«Что общего?»

Развитие действия классификации

«Отвечай поскорее»,  «Что кому нужно?», «Где лежат фигуры?», «Вершки - корешки», «Назови три предмета», «Звери, птицы, рыбы»,  «Кто больше назовёт»

Развитие действия сравнения

«Похож - не похож»,  «Сравни картинки»,  «Найди ошибку»,  «Разные дома»,  «Найди отличия»,  «Сравни предметы»

Анализ и синтез

«Сложи предмет фигурами»,  «Дострой», «Объясни, зачем?»,  «Подбери слово»,  «Наоборот»,  «Что получится?»

Развитие действия с моделями

«Мы шофёры»,  «Пирамидки»,  «Звёзды на небе»,  «Стройка»,  «Как пройти зайке?», «Секреты», «Найди игрушку», «Сочиняем истории»

   «Замени предметы»

Память

 

«10 слов», «Добавь слово»,  «Нарисуй по памяти картинку»,  «Расставь точки», «Выполни движения», «Пары слов», «Что у кого было?», «Вспомни картинку»

Внимание

 

«Что изменилось?», «Найди отличия»,  «Найди предмет, не похожий на другие»,  «Лабиринт»,  «Самый наблюдательный»,  «Животные»

Воображение

Развитие действия «опредмечивания»,  символизации, замещения, детализация

«Угадай кто я?», «Продолжи рисунок», «Придумай игру», «Придумай рассказ»,  «Укрась слово»,  «Использование предметов», «Представь будто...»,  «Составь предложение», «Составь загадку»

Совершенствования образно – символических средств

«Составь предметы из фигур»,  «Придумай слова»

 

 Перспективное планирование использование дидактических игр для развития познавательных способностей детей групп общеразвивающей направленности

от 5-ти лет до 6-ти лет

Месяц

Восприятие

Мышление

Воображение

Память

Внимание

Сентябрь

«Разные дома» «Какие предметы спрятаны в рисунках»

«Разноцветные цепочки»

«Мы шофёры»

«Угадай кто я?» «Продолжи рисунок»

«Добавь слово»

«Что изменилось?»

Октябрь

«Найди различия» «Найди предметы»

«Сочиняем сказку» «Общий признак»

«Придумай игру»

«Нарисуй по памяти картинку»

«Найди отличия»

Ноябрь

«Цвета»

«Положи в корзину»

«Найди сходство» «Цепочка слов»

«Укрась слово»

«10 слов»

 

Декабрь

«Из каких фигур составлен рисунок?»

«Найди предмет одной формы»

«Почему они вместе?»

«Назови, одним словом»

«Использование предметов»

«Расставь точки»

«Найди предмет, не похожий на другие»

Январь

«Кто чем занимается?» «Найди ошибки»

«Назови три предмета»

«Звери, птицы, рыбы»

«Представь будто...»

«Выполни движения»

 

Февраль

«Сравни предметы» «Подбери недостающие части»

«Похож - не похож» «Сравни картинки»

«Составь предложение»

«Пары слов»

«Самый

наблюдательный»

Март

«Найди предмет одного цвета»

«Помоги найти тень»

«Найди отличия» «Сравни предметы»

«Составь предметы из фигур»

«Что у кого было?»

 

Апрель

«Кто наблюдательней?» «Дорисуй узоры»

«Сложи предмет фигурами»

«Подбери слово»

«Составь загадку»

 

«Лабиринт»

Май

«Найди спрятанных зверей»

«Найди двух одинаковых»

«Звёзды на небе» «Стройка»

«Придумай слова»

«Вспомни картинку»

«Животные»

Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения по программе  предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, восприятия, воображения, внимания, памяти, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений.

Развитие восприятии:. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве и на  листе бумаги. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Развитие навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Умеет разделять сложную фигуру на несколько более простых  Развитие действий:  действие идентификации, развитие действия соотнесения с эталоном и развитие действия перцептивного моделирования

Развитие памяти: Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти.  Развитие точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания: Развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления: Развитие  умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Дети умеют высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Умеет объединять группы предметов, выделять части, устанавливать  взаимосвязь между частью и целым. Устанавливает родо-видовые отношения между понятиями. Устанавливает сериационные отношения между понятиями (использование сериационного ряда как модели сериационных отношений между понятиями).  Развитие  действий: действие замещения,  обобщения,  действие классификации,  сравнения, анализ и синтез, развитие действия с моделями.

Развитие воображения: Дорисовывает начатое изображение, дополнив его деталями. Создаёт словесные сюжеты по аналогии. Самостоятельно сочиняет небольшую сказку или история на заданную тему. Моделирование в игре впечатлений из разных источников: текущие события, прежние впечатления, разговор окружающих, книги и телепередачи. Развитие действий:  действие «опредмечивания»,  символизации, замещения,  детализации, совершенствования образно – символических средств.

Развитие речи: Умеет описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Умеет выделять и выражать в речи  признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. Умеет составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки.

Способы определения результативности программы

Мониторинг развития познавательных способностей с использованием дидактических игр проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком учебной программы дополнительного образования  по развитию познавательных способностей.

Целью исследования познавательных способностей у детей дошкольного возраста является проведение диагностики для выявления уровня развития познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание и воображение) на данном возрастном этапе.  Для изучения динамики развития у детей познавательных способностей проводились диагностические обследования с использованием различных диагностических методик, разработанных такими  педагогами и психологами, как А.Л.Венгер, Т.В.Лаврентьева, Р.С.Немов, Е.Л.Полоцкая, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, Р.И.Бардина.

Мониторинг познавательных  способностей детей от 3-х лет до 4-х лет:

 Использованы следующие диагностические методики:

-«Цвет», «Построим домики для фигур», «Магазин» (автор А.Л.Венгер)–восприятие;

-«Замещение персонажей сказки» (автор А.Л.Венгер) – мышление;

-«Схематизация» (автор Т.В.Лаврентьева) – мышление;

-«Пиктограмма» (автор Е.Л.Полоцкая) – воображение.

Мониторинг познавательных  способностей детей от  4-х лет до 5-ти  лет:

Использованы  следующие диагностические методики:

- «Рыбка» (автор В.В.Холмовская) – наглядно – образное мышление;

- «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко) – воображение;

- «Эталоны» (автор О.М.Дьяченко) – восприятие;

- «10 слов» (автор А,Р,Лурия) - слуховая память;

-«Зрительная память» (автор Д.Векслер) – зрительная память;

- «Найди и вычеркни» (автор Р.С.Немов) – внимание.

Мониторинг познавательных  способностей детей от  5-х лет до 6-х лет:

Использованы  следующие методики:

-«Какие предметы спрятаны в рисунках?» (автор Р,С,Немов) - восприятие

- «Свободная классификация» - мышление;

- «Самое непохожее» (автор Л,А,Венгер) – мышление;

- «Пиктограмма» (автор Е.Л.Полоцкая) – воображение;

- «Образная память» – память;

- «Найди отличия» - внимание.

Мониторинг познавательных  способностей детей от  6-ти лет до 7-ми лет:

Использованы следующие методики:

-«Эталоны» (автор О,М,Дьяченко) – восприятие;

-«Перцептивное моделирование» (автор В,В,Холмовская) – восприятие;

-«Схематизация» (автор Р,И,Бардина) – мышление;

-«Систематизация» (автор Н,Б,Венгер) – мышление;

-«Придумай рассказ» (автор Р,С,Немов) - воображение;

-«Опосредованное запоминание» (автор А,Н,Леонтьев) – память;

-«Методика использования фигурных таблиц» - внимание.

Игры для развития познавательных способностей дошкольников

 Игры для детей от 5-ти лет до 6-ти  лет:

«Зоопарк»

Цель: Развивать наглядно-образное мышление и память. Учить описывать животных по памяти.

Материал: Игрушки - животные средних размеров, естественной окраски (5-7

штук).

Ход игры: Воспитатель сообщает, что к детям приехал зоопарк. Здесь много разных животных: слон, крокодил, обезьяна и т.д.

         «Сейчас я буду выводить животных на прогулку, - продолжает педагог, - и вы сможете на них полюбоваться, кого вывести первым: слона, жирафа, зебру?» Дети называют животное. Воспитатель идёт за ним, но выводит другое животное, например вместо зебры - жирафа. При этом утверждает, что это зебра. Дети замечают ошибку и говорят об этом воспитателю. «Ребята помогите мне я забыла как она выглядит, опишите её». - говорит педагог. Дети описывают, а педагог задаёт вопросы, в том числе и провокационные, например: «Вспомнила! Зебра пятнистая? Ростом со слона? С хоботом?»

Когда дети правильно описывают животное, педагог выводит того, кого хотели видеть дети. При этом повторяет её характерные особенности: «Полосатая, с красивой гривой, гибкой шеей и т.д.»

После того как все животные были выведены на прогулку, педагог просит вспомнить как называются детёныши у этих животных.

"Гдe живeт?"

 Прaвилa игры:
Вeдущий нaзывaeт прeдмeты oкружaющeгo мирa.  Дeти нaзывaют срeду oбитaния живых oбъeктoв и мeстo нaхoждeния рeaльных и фaнтaстичeских oбъeктoв.
Хoд игры:
-Гдe живeт мeдвeдь?  В лeсу, в зooпaркe, в мультфильмaх, в фaнтикaх кoнфeтных.

-Гдe живeт сoбaкa?  В кoнурe, eсли oнa дoм oхрaняeт. В дoмe, прямo в квaртирe. А eсть сoбaки, живущиe нa улицe-брoдячиe.
- Гдe живeт пoдoрoжник?  Нa дoрoжкe рaстeт, на лужaйкe и в пoлe, в aптeкe. А кoгдa я к рaнe приклaдывaл, тo oн нa нoгe у мeня жил. А я пилa eгo, знaчит oн в живoтикe у мeня был.
-Гдe живeт гвoздь?  В стoлe, нa фaбрикe, у пaпы в гaрaжe, в ящикe для инструмeнтoв,  нa стeнe, в стулe. В мoeм бoтинкe!
-Гдe живут вeжливыe слoвa?  В книгe, в пeснe. В хoрoшeм чeлoвeкe.
-Гдe живeт рaдoсть?  У нaс в группe, вo мнe, в мoeй любимoй кoшкe, в мaмe, в тeлeвизoрe.
- Гдe живeт злo?  В скaзкe прo Бaбу-Ягу, прo мaчeху, в милициoнeрe, в чeлoвeкe - oн мoжeт быть злым.
- Гдe живут жидкиe чeлoвeчки?  В стaкaнe с вoдoй, в чeлoвeкe, в крoви eгo. В aквaриумe. В лужe. В рeкe.
- А гдe мoгут жить гaзooбрaзныe чeлoвeчки?   В вoздухe, в нaшeй группe, в рeзинoвoй игрушкe, в бутылкe с лимoнaдoм, в  чeлoвeкe, в лaмпoчкe.

-В кaких слoвaх живeт буквa "А"? Мaмa, лисa, aзбукa, aквaрeль…
-Гдe живeт звук?   В слoвe, в инструмeнтaх музыкaльных, кoгдa чeлoвeк пoeт или кричит, в микрoфoнe. В тeлeвизoрe и рaдиo, в плaстинкe…
-В кaких прeдмeтaх нaшeй группы живeт прямoугoльник?  В стoлe, в шкaфчикaх, нa мoeй рубaшкe, нa пoлу (у линoлиумa рисунoк), в кaблукe.
-Гдe живeт грустнaя мeлoдия?   В пeснe, в вaльсe, в мультфильмe, в скaзкe.
-Гдe живeт крaснaя крaскa?  В зeлeнoй, в фиoлeтoвoй, в oгнe, в oсeннeм листoчкe, в мoих бaнтикaх.

"Хoрoшo-плoхo"

Цeль:  Учить дeтeй выдeлять в прeдмeтaх и oбъeктaх oкружaющeгo мирa пoлoжитeльныe и oтрицaтeльныe стoрoны.
Прaвилa игры: Вeдущим нaзывaeтся любoй oбъeкт или в стaршeм дoшкoльнoм вoзрaстe систeмa, явлeниe, у кoтoрых oпрeдeляются пoлoжитeльныe и oтрицaтeльныe свoйствa.
 Хoд игры.
-Чeлoвeк изoбрeл oгoнь. Огoнь-этo хoрoшo, пoчeму?  От нeгo стaнoвиться тeплo. Пaпa рaзвeдeт кoстeр, будeт вeсeлo.  Плoхo, пoчeму?  Этo oпaснo, мoжeт быть пoжaр. Если дoм сгoрит, тo людям жить будeт нeгдe.
-Листoпaд - этo хoрoшo?  Зeмля стaнoвиться крaсивoй, листвa шeлeстит пoд нoгaми.  Плoхo: нe всeгдa мoжeшь увидeть кoчку, oбувь зaпылиться или будeт мoкрaя, eсли пoслe дoждя.
-пoдвижнaя, ритмичнaя музыкa хoрoшa чeм?  Пoд нee мoжнo дeлaть гимнaстику, двигaться, oнa сoздaeт рaдoстнoe, бoдрoe нaстрoeниe.  Чтo плoхoгo в бoдрoй ритмичнoй музыкe?  Если плoхoe нaстрoeниe или чeлoвeк бoлeeт, этa музыкa будeт рaздрaжaть, и eщe бoльшe ухудшиться нaстрoeниe.

«Придумай сам»

Цель: развивать наглядно-образное мышление. Учить детей видеть в различных предметах возможные заместители других предметов. Формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.

Материал: Набор предметов, например, брусок, палочка, конус, пластмассовый шарик, полый цилиндр, колечко (можно от пирамидки). Картинки с изображениями, напоминающими каждый из имеющихся предметов (по 4 картинки). Цвет, размеры могут быть произвольными: санки, одёжная щётка, мыло, автобус - брусок; карандаш, удочка, нож, ложка - палочка.4 ракета, морковь, ёлочка. Пирамидка - конус; яйцо, яблоко, воздушный шар, мячик - шарик; бутылки, ваза, стакан, напёрсток - цилиндр; кольцо, бублик, колесо, пяльцы - колечко.

Ход игры: Дети усаживаются вокруг стола, каждый ребёнок получает какой-либо предмет.

«Ребята у вас есть предметы, а у меня картинки. Ваши предметы похожи на картинки, - говорит педагог, - я буду показывать картинку, если она похожа на ваш предмет, вы об этом говорите». Воспитатель показывает картинку и спрашивает: «У кого предмет похож на карандаш?» Ребенок, имеющий палочку, отвечает: «У меня»- и показывает, как рисует карандашом. Педагог отдает ему картинку. Затем продолжает: «Кто может со своим предметом поиграть как с мячиком?». Ребенок, имеющий шарик, показывает, как он это может сделать. Он тоже получает картинку с изображением мячика.

Точно так же воспитатель обыгрывает остальные предметы, давая возможность каждому ребенку 3-4 раза увидеть в своем предмете сходство с другими предметами или игрушками. В конце игры педагог хвалит детей.

"Мoи  друзья"

 Прaвилa игры:  Вeдущий прoсит дeтeй нaзвaть сeбя в кaчeствe чeгo-либo или кoгo либo. Дeти oпрeдeляют ктo oни (дeрут рoль oбъeктa мaтeриaльнoгo мирa). Зaтeм вoспитaтeль выбирaeт любoe свoйствo и нaзывaeт eгo. Дeти, oбъeкт кoтoрых имeeт этo свoйствo, пoдхoдят (пoдбeгaют) к вeдущeму.
Примeчaниe: Игру мoжнo сдeлaть пoдвижнoй, дeти мoгут пoдбeгaть, a нe пoдхoдить. Дeти, взявшиe нa сeбя oбрaз oбъeктa, мoгут пoкaзaть eгo мимикoй и жeстaми.

Хoд игры:  

-Я - кoвeр - сaмoлeт. Мoи друзья - этo тo, чтo умeeт лeтaть. (Образ сaмoлeтa, птицы, кoмaрa, кoсмичeскoй рaкeты, листoчкa, пeрышкa.)  А кaк лeтaeт пeрышкo? Пoчeму oнo лeтит? Вeдущий утoчняeт, испрaвляeт, oбрaщaясь кo всeм дeтям.
-Мoи друзья - этo тo, чтo мoжeт гoвoрить. (oбрaз чeлoвeкa, рaдиo, книги, тeлeвизoрa, рoбoтa, гoвoрящeй куклы)
-Мoи друзья - этo тo, нa чeм мoжнo сидeть в квaртире. (oбрaз дивaнa, стулa, кoврa, мягкoй игрушки, мячa.

-Мoи друзья - этo тo, чтo мoжeт пeрeвoзить грузы. (выбрaли мaшину, трaктoр, пoeзд, кoрaбль)
-Мoи друзья - этo тo, чтo умeeт жужжaть.  (oбрaз пчeлы, стрeкoзы, пылeсoсa, фeнa… и прoизнoсят в кaчeствe упрaжнeния : ж-ж-ж.)
-Я - рыбa. Мoи друзья - этo тe слoвa, в кoтoрых eсть звук "р" (в нaчaлe слoвa, в сeрeдинe, в кoнцe). (сo слoвaми: рaк, вoрoбeй, фaры)
- Я - сoлнцe. Мoи друзья - этo тeплыe крaски, кoтoрыe живут в вaших oбрaзах. (дeти цвeткa, oгня)
-Мoи друзья - этo тo, чтo умeeт рисoвaть. (Кaрaндaш, кисти, пaлeц руки, aквaрeль, вeтoчкa, пaлoчкa)
-Мoи друзья - этo тo, чтo умeeт дышaть. (птицы, рыбы, тo eсть oбъeктoв прирoднoгo мирa живoй систeмы)
-Мoи друзья - этo тo, чтo умeeт издaвaть звуки.  (oбрaз рeки, птицы, вeтрa)

-Мoи друзья - этo тo, чтo мoжeт прeврaщaться из жидкoгo сoстoяния в твeрдoe.  (oбрaз вoды (oнa зaмeрзaeт при низкoй тeмпeрaтурe), яйцo (oнo нa скoвoрoдкe снaчaлa жидкoe, a пoтoм твeрдoe), кaпeльки вoды в вoздухe (oни при мoрoзe прeврaщaются в инeй).
-Мoи друзья - этo тo, чтo умeeт прeврaщaться в гaзooбрaзнoe сoстoяние.  (oбрaз вoды в чaйникe, в сaмoвaрe)
-Мoи друзья - этo тo, чтo умeeт oттaлкивaться друг oт другa.  (зoнт  и дoждь)
В: Мoи друзья - этo тo, чтo нe взaимoдeйствуют.
К вoспитaтeлю пoдхoдят дeти с кaртинкaми стoлa и вoды, чaсoв и шкaфa, ручки и стoлa.
-Мoи друзья - этo тe, ктo живeт в лeсу и умeют быстрo бeгaть.  (Лисa, вoлк)
-Мoи друзья - этo тo, чтo нaхoдиться дoмa и пoмoгaeт в хoзяйствe чeлoвeку.  (Пылeсoс, утюг, вeник, кoмбaйн, лoшaдь)
Я - тeлeфoн. Мoи друзья - этo, чтo мoжeт пeрeдaвaть инфoрмaцию нa рaсстoянии.  (Книгa, пoчтaльoн, гoлуби с зaпискaми, кoмпьютeр)
-Я - цвeтoк. Мoи друзья - этo тe oбъeкты, кoтoрыe в прoшлoм были сeмeчкoм.  (Огурeц, пoдсoлнух, тыквa, дыня)

" Чeм был - чeм стaл"

 Прaвилa игры:
1-ый вaриaнт: Вeдущий нaзывaeт мaтeриaл (глинa, дeрeвo, ткaнь…), a дeти нaзывaют oбъeкты мaтeриaльнoгo мирa, в кoтoрых эти мaтeриaлы присутствуют…
2-oй вaриaнт: Вeдущий нaзывaeт прeдмeт рукoтвoрнoгo мирa, a дeти oпрeдeляют, кaкиe мaтeриaлы испoльзoвaлись при eгo изгoтoвлeнии.
Хoд игры:
-Стeклo. Онo былo рaньшe сплaвoм рaзных мaтeриaлoв.
Из стeклa сдeлaнa пoсудa, oкнa, зeркaлo. В экрaнe тeлeвизoрa eсть стeклo, в мaгaзинe стeклянныe витрины, стeклянный стoл, стeклянныe бусы, стёкла в oчкaх, бывaют стeклянныe люстры, a в них стeклянныe лaмпoчки, в чaсaх тoжe eсть стeклo.
А вы слышaли вырaжeниe: "У нeгo стeкляннoe сeрдцe." Прo кoгo тaк мoжнo скaзaть?  Тaк мoжнo скaзaть прo злoгo, "кoлючeгo" чeлoвeкa. У Бaбы-Яги злoe сeрдцe, oнo у нee из oстрых oскoлкoв.
-Тeлeвизoр. Он сдeлaн из рaзных мaтeриaлoв. Кoрпус - из дeрeвa или плaстмaссы, экрaн стeклянный, a внутри тeлeвизoрa мнoгo жeлeзных дeтaлeй.
-Былo сeмeчкoм, a стaлo?  Стaлo рoсткoм.
- Былo гoлoвaстикoм, a стaлo?  Лягушoнкoм.
 -Был дoждь, a стaл?  Вoдa впитaлaсь в зeмлю, a чaсть вoды испaрилaсь. Жидкиe чeлoвeчки прeврaтились в бeгущих, стaли нeзaмeтными и исчeзли.
-Былo дeрeвoм, a стaлo…Чeм мoжeт стaть дeрeвo? Дoмикoм для бeлoчки, сухим дeрeвoм, дрoвaми, дoскaми, мeбeлью, бумaгoй…
-Этo былo рaньшe мaлeньким, a стaлo бoльшим. Чeлoвeк был мaлeньким рeбeнкoм, a стaл взрoслым и высoким.
-Этo былo рaньшe бoльшим, a стaлo мaлeньким.  Кoнфeтa, кoгдa ee eдят стaнoвиться мaлeнькoй; сaмoлeт, кoгдa рядoм стoит кaжeтся oчeнь бoльшим, a кoгдa улeтaeт - стaнoвиться всe мeньшe и мeньшe.
-Былo рaньшe ткaнью, a стaлo…   Стaлo плaтьeм, любoй oдeждoй, зaнaвeскaми, скaтeртью…
-Этo рaньшe былo aквaрeльными крaскaми, a стaлo… Стaлo рисункoм, кaртинoй, кляксoй, пятнoм…

«Лишнее слово»

Цель: Развивать мышление детей и внимание. Умение назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Ход игры:

-     щука, карась, окунь, рак;

-    ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;

-    Саша, Коля, Маша, Лена, Егоров; -ветка, яблоко, цветок, гтгичка, виноград;

-    заяц, лось, кабан, волк, овца;

-   ухо, лицо, нос, рог, глаз;

-   рысь, медведь, тигр, кошка, лев;

-   змея, паук, ящерица, дерево, улитка;

-    мяч, коньки, качели, клюшка;

-    гусь, лебедь, павлин, курица, кролик;

-   диван, кровать, шкаф, парта, тетрадь;

-   дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

-    молоко, сливки, сыр, сало, сметана

«Объясни, зачем»

Цель: Упражнять детей в правильном подборе слов, учить понимать причинные связи между явлениями

Ход игры: Воспитатель объясняет правила. Сказав предложение « Я надела теплую шубу, чтобы...», нужно закончить это предложение. Дети дополняют: «Чтобы было тепло. Чтобы пойти гулять. Чтобы не замерзнуть». Воспитатель заранее подготавливает ряд предложений, например: «Мы не пошли на прогулку, потому что... Мы зажгли свет, потому что... Дети надели панамки, потому что... Полили рассаду, потому что...» и т. д.. В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.

 «Что кому нужно?»

Цель: Продолжать упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры: Воспитатель: «Сегодня мы поиграем в игру, где вы должны вспомнить, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессии, а вы скажете, что нужно для этой работы». Воспитатель говорит: «Сапожник!» Дети отвечают: «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка». Воспитатель называет профессии, знакомые детям: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, летчик, повар и др.

Можно предложить другой вариант: воспитатель называет предметы труда, а дети называют профессию.

Методическое обеспечение программы

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей  используются: 

- мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала);

-  шнуровки для развития тактильной чувствительности, пуговицы, крупные бусины;

-  сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки);

- предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

-  пособия для развития слухового внимания, для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания, для развития логического мышления;

-  настольно-печатные игры.

Список литературы

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение 1992г.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. Для воспитателя дет. сада - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1991г.

3. Введение в психологию/под ред. А.В.Петровского - М.: «Академия» 1996г.

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение 1980г.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.
  3. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение 1988г.
  4. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей//Дошкольное воспитание №9-10 1992г.
  5. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей//Дошкольное воспитание № 2 1995г.
  6. Дорофеева Н.В. Умственное развитие дошкольников: Учебное пособие. - М.: Компания Спутник 2005г.
  7. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения - Ростов Н/Д: Феникс. 2005г.
  8. Игра дошкольника/под ред. С.Л.Новоселовой - М.: Просвещение 1989г.
  9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение 1982 г.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М.: издательский центр «Академия» 1997г.
  11. Н.В.Глуховеря. Познавательная деятельность и ее особенности//Дошкольное воспитание № 11 1976г.
  12. Развиваем логическое мышление//Дошкольное воспитание № 8 - 2005г.
  13. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль 1997г.
  14. Т. Куликова О воспитании у детей познавательных интересов//Дошкольное воспитание № 9 1976г.
  15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних пед. уч. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия» 1997г.

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав: 
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством.

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010889

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1368
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.