Родительский клуб " Первые шаги" |
вс., 12.02.2023 |
Составитель:
Елена Валериевна Птащенко
педагог-психолог
МАДОУ д/с № 90 города Тюмени
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание -это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слёзы, наша вина перед другими».
А.С.Макаренко
Вопросы воспитания детей раннего возраста - это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.
Основная особенность семейного воспитания - эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации мировоззрений По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.
В возрасте 1 - 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных
особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей — основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью.
Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?
Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются рядом причин:
• ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
• социально-экономические проблемы общества;
• трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
• личностные проблемы родителей: усталость, психические и физические перенапряжения.
Согласуя свои действия с семьей, необходимо стараться дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Только активная двусторонняя связь может улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь детей с окружением. Одна из проблем в воспитании детей - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Процесс совместного пребывания взрослого с детьми очень важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку.
Еще одна проблема — научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.
Так, в нашем ДОУ сформировался клуб молодых родителей «Первые шаги», где обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги детского сада. Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный: в семье ребенок - объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.
Клуб рассчитан на работу с родителями детей от 1,5 до 3-х лет, проходящих период адаптации к детскому саду.
Клуб «Первые шаги» - это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, выпуск журналов «Крепышата», консультации, практические обучения родителей. Заседания клуба проводится раз в месяц.
Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.
2. ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ клуба: Объединение усилий семьи и детского сада в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
ЗАДАЧИ
1.Обучение межличностному взаимодействию с детьми.
2. Оказание психолого-педагогической помощи.
3. Оказание информационно - консультативной помощи.
4. Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнерских отношений с воспитателями и специалистами детского сада по решению задач воспитания и развития ребенка.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛУБА
Подготовительный этап:
- проведение анкетирования родителей;
- выявление особенностей отношений между родителями и детьми (наблюдение во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности);
- обобщение результатов и выдвижение задач.
Основной этап:
-составление плана работы клуба;
-собирание, интересующей родителей, информации по данной теме ;
- подбор информации для родителей по данной теме;
- привлечение специалистов для работы в клубе;
- подбор материалов для создания памяток для родителей
Оценочный этап:
Об эффективности работы данного клуба можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба.
Заключительный этап:
Результаты мониторинга помогут выявить и оценить деятельность педагогов в достижении поставленной цели и решении задач, а также проанализировать эффективность использования выбранных методов и форм.
4. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
4.1 Методы взаимодействия с родителями:
- Ø Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба.
- Ø Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную.
- Ø Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки.
- Ø Метод проблемной постановки вопроса.
- Ø Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
4.2 Основными формами взаимодействия с семьей являются:
- Ø Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
- Ø Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.
- Ø Образование родителей: организация клуба, проведение мастер-классов.
- Ø Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, выставок, совместных мероприятий по благоустройству группы и детского сада.
- Ø Журнал «Крепышата» -это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами, на популяризацию работы МАДОУ. Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется бесплатно среди родителей групп раннего возраста.
- Ø Ларец пожеланий и предложений: куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает мне встретиться с родителями лично.
4.3 Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям:
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
• заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию;
• создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых;
• показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения;
• привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей;
• изучать особенности общения взрослых с детьми в семье;
• рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком;
• показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира;
• показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости;
• побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
• обращать внимание родителей на возможности интеллектуальное развития ребенка в семье и детском саду;
• ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра фильмов;
• показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения.
• Образовательная область « Речевое развитие»:
• познакомить родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 2 – 3года;
• проводить психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка;
• познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором – как средством речевого развития детей;
• расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка;
• привлекать родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, формировать педагогическую культуру родителей;
• проводить беседы, консультации для родителей по тематике, связанной с речевым развитием ребенка «Особенности развития речи детей младшего возраста»; «Воспитываем любовь к книге»; «Как организовывать праздник в семье»; «Волшебный мир книги»; «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» и т.д.
Образовательная область «Физическое развитие»:
• объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка;
• проводить индивидуальные беседы, консультации с родителями «Спортивная форма и обувь для занятий физкультурой» (о необходимости ее приобретения) «О вреде недосыпания»; «Если ребенок часто устраивает истерики» и т.д;
• дать представление родителям о формировании здорового образа жизни, физическом развитии, методов закаливания ребенка;
• расширять представления родителей о формах семейного досуга;
• информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение, рассказать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др, наносящих непоправимый вред здоровью малыша;
• помогать родителям, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка;
• знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
• поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
• организовать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей;
• привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующие возникновению творческого вдохновения;
• провести беседы, консультации по вопросам эстетического воспитания на которых уделить больше внимания развитию мелкой моторике рук: «Эстетическая атмосфера в детском саду и дома», «Развитие творчества детей»; «Я рисую с мамой»; «Как организовать домашнее задание по рисованию»; « Музыка в жизни ребенка» и т.д.; привлекать родителей к участию в совместных с детьми конкурсах рисунков и поделок;
5. СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ КЛУБА
6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Прогнозируемый результат
для детей: развитие творческих способностей и интеллекта ; ощущение комфорта в пространстве взрослых и других детей;
для родителей: понимание позиций своего ребенка и его эмоционально – чувственного мира; тесное взаимодействие с воспитателями и специалистами
МАДОУ; Снятие затруднений в отношении с детьми;
для педагогов: апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей; установление партнерских отношений МАДОУ и семьи; самообразование и самосознание на высоком уровне.
Риски:
- трудность привлечения родителей к мероприятиям, проводимым клубом;
- участие одних и тех же семей в проводимых мероприятиях.
Критерии результативности:
- согласованность действий педагога и родителей;
- заинтересованность родителей в работе МАДОУ;
- рост посещаемости родителями мероприятий, организуемых и проводимых в детском саду;
- возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения;
- способность рефлексии родителями собственных возможностей.
7. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Модель комфортной адаптации детей раннего дошкольного возраста
(состоит из нескольких этапов):
- Прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком. (Определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности).
- Консультация для родителей (Мотивация родителей на активное сотрудничество).
- Установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым.
- Ребенок с родителем постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
- приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
- приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
- ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
- ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей);
- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
- ребенок остается на целый день.
На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада. Этот этап - самый важный, для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
- Ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
Тематический план программы родительского клуба «Первые шаги»
Тема мероприятия. |
Цели и задачи |
Форма организации |
Сроки проведения и ответственные |
Анкетирование родителей «Анкета-знакомство». |
Получение информации для построения оптимальных условий сотрудничества |
Опрос - анкета |
Апрель, май (воспитатели психолог) |
Определение целей и задач программы |
Выстроить систему работы |
Организационная работа |
Август (воспитатели психолог) |
Сбор информации |
Выявить проблемы волнующие родителей по вопросам воспитания детей |
Обработка вопросов |
Август – сентябрь (воспитатели) |
Родительское собрание «Адаптируемся вместе»
|
Познакомить родителей с возрастными особенностями детей второй младшей группы, обозначить основные проблемы адаптации детей к детскому саду и наметить пути их решения. |
Презентация, беседа по содержанию презентации. Игра «Сердце группы» |
сентябрь (психолог) |
Подготовка и участие в выставке из природного материала « Ты опять со мной, подруга осень». |
Способствовать проявлению творческих способностей родителей; развивать умение работать на равных в паре «взрослый - ребёнок». |
Сбор природного материала, изготовление поделок. (Приложение № 2 Рис.9 -12). |
Октябрь (воспитатели) |
«Трёхлетний ребёнок! Какой он?» |
Повышать психолого – педагогические знания родителей о возрастных особенностях детей |
Консультации, личные беседы с родителями. |
ноябрь (воспитатели психолог) |
«Игра в жизни ребенка раннего возраста» |
Изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка; познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку дошкольного возраста. |
Родительское собрание |
ноябрь (воспитатели психолог ) |
« Подарки для мамы» |
Формировать интерес к жизни группы, приобщать к общественным праздникам; получать положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в труде. |
Мастер – класс по изготовлению праздничной открытки ко Дню матери. (Приложение № 2 Рис. 1 - 8) |
Ноябрь (воспитатель) |
« Профилактика простудных заболеваний» |
Ознакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. |
Лекция, беседа |
Декабрь (медработник, физработник) |
« Любовь души» |
Формировать правильное представление о материнской любви к ребенку. Дать представление об обратной стороне избыточной материнской любви. |
Семинар |
Декабрь психолог |
« Капризы. Что это такое? Какие бывают? Как поступать?» |
Ознакомление с возрастными кризисами детей первой младшей группы; обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком; ознакомление со способами экстренного реагирования на кризисные проявления ребенка. |
Личные беседы с отдельными родителями. |
январь (воспитатели, психолог) |
«Растим малыша здоровым»
|
Пропагандировать здоровый образ жизни; дать характеристику состояния здоровья ребенка в адаптационный период; пополнить знания родителей о способах укрепления здоровья малыша.
|
Фото отчет на сайте д/с, на странице группы |
Февраль (воспитатели, физработник) |
“Стиль семейных отношений и эмоциональное благополучие ребенка”. |
Укреплять внутрисемейные связи; создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами; активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей; повышать психолого-педагогическую культуру родителей; развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности; обобщать опыт семейного воспитания. |
Семинар |
март (воспитатели психолог ) |
« Игры для коммуникативных умений 2-3 лет». |
Приобщать детей к умению играть в коллективе; создавать положительную психологическую атмосферу. |
Семинар-практикум |
апрель (воспитатели психолог) |
Итоговое заседание;
|
Обсуждение эффективности деятельности, вклада каждого участника педагогического процесса, анализ работы клуба, дальнейшее планирование.
|
Круглый стол |
май (воспитатели и все специалисты) |
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Практическое пособие Л.В.Белкина .ТЦ «Учитель» Воронеж 2004.
- «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под редакцией Т.Н. Дороновой, Т.И. Ерофеевой. Москва. Обруч 2010г.
- «Дети раннего возраста в детском саду» Е.В. Жердева. Ростов-на Дону Феникс 2007.
- Н.Д. Ватутина «Ребенок поступает в детский сад» пособие для воспитателя детского сада. под редакцией КапланЛ.И. Москва. Просвещение 1983 г.
- В.М. Сотникова, Т.Е.Ильина «Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ» Москва Издательство «Скрипторий 2003» 2005г.
- «Самые маленькие в детском саду» Из опыта работы московских педагогов. В. Сотникова «Линка-Пресс»2005г.
- «Вместе с семьей» Пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей. Москва, Просвещение 2005 г.
- Источники информации:
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe;
- Л. Михайлова-Свирская: «Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС», Просвещение, серия: «Работаем по ФГОС дошкольного образования»;
- В.В. Горшенина « Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружна семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений».
Приложение № 1
журнал Крепышата.pdf (759.29 КБ)
Тематика выпусков журнала «Крепышата»
Тема выпуска |
Цели и задачи выпуска |
Сроки выпуска |
Выпуск № 1 «Давайте познакомимся» |
Познакомить родителей с детским садом, с педагогическим составом, а также с традициями и правилами ДОО. |
Сентябрь |
Выпуск № 2 «Адаптация» |
Рассказать об адаптации, советы специалистов и педагогов при подготовке адаптации |
Октябрь |
Выпуск № 3 «Игра в жизни малыша» |
Познакомить родителей с играми для малышей, а также рассказать о пользе игры в раннем возрасте. |
Ноябрь |
Выпуск № 4 «Развитие речи малышей» |
Рассказать о роли речевого развития ребенка, рекомендации по проведению речевых игр. |
Декабрь |
Выпуск № 5 «Капризы» |
Ознакомление с возрастными кризисами детей. Советы специалистов и педагогов по эффективному взаимодействию с ребенком; ознакомление со способами экстренного реагирования на кризисные проявления ребенка. |
Январь |
Выпуск № 6 «В здоровом теле- здоровый дух» |
Пропагандировать здоровый образ жизни; дать характеристику состояния здоровья ребенка в адаптационный период; пополнить знания родителей о способах укрепления здоровья малыша. |
Февраль |
Выпуск № 7 «Развитие моторики» |
Познакомить родителей с разными играми и пособиями для детей при развитии мелкой моторики: бизиборды, книжки-малышки и т.д. |
Март |
Выпуск № 8 «Психологические проблемы детей раннего возраста» |
Ознакомление с психологическими проблемами детей раннего возраста. Советы специалистов и педагогов |
Апрель |
Выпуск № 9 «Вот и стали мы на год взрослей!» |
Выпуск посвящен маленьким и большим достижениям детей раннего возраста |
Май |
Выпуск № 10 «Лето – пора отдыха» |
Лето – прекрасная пора для отдыха. Рекомендации родителям по проведению летнего отдыха. Советы специалистов и педагогов |
Июнь-июль |
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010192
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf