«ЛЕГО - СТРАНА» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности |
вт., 28.06.2022 |
Автор-составитель программы:
Шепелева Татьяна Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАУ ДО «Сорокинский ЦРР – детский сад №1»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Продолжительность освоения: 32 недели
Паспорт программы
1. |
Полное наименование программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО - СТРАНА» |
2. |
Направленность |
Техническая |
3. |
Тип программы |
Общеразвивающая |
4 |
Вид деятельности по программе
|
Техническое творчество |
5. |
Автор – составитель |
Шепелева Татьяна Викторовна, воспитатель |
6. |
Цель |
Создание условий для развития конструкторских способностей детей дошкольного возраста через Лего - конструирование. |
7. |
Задачи |
1. Обучающие:
2. Воспитательные:
|
8. |
Краткое содержание |
На занятиях дети научатся собирать модели «качели», «катапульта», «машинка с водителем» и «пароход с пассажирами» по инструкции. Будут видоизменять готовые модели с применением дополнительных деталей. Научатся составлять связный рассказ о проделанной работе с освещением всех этапов строительства. Спроектируют и соберут модель по собственному замыслу. Выучат названия деталей и новые термины.
|
9. |
Ожидаемый результат |
Ребёнок знает:
Ребёнок умеет:
|
10. |
Продолжительность реализации программы |
32 недели Одно занятие в неделю по 1 академическому часу (25 минут) |
11. |
Возрастная категория обучающихся |
5-6 лет |
12. |
Форма обучения |
Очная |
13. |
Адрес реализации программы |
627 500, Тюменская область, Сорокинский район, село Большое Сорокино, ул. Первомайская, дом 8. |
I. Пояснительная записка
Программа «ЛЕГО - СТРАНА» составлена в соответствии с основными нормативными актами и инструктивно-методическими документами:
-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; - методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015
Внедрение разнообразных Лего-конструкторов в деятельность детей разного возраста помогает решить проблему занятости детей, а также способствует многостороннему развитию личности ребенка.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной общеразвивающей программы «ЛЕГО - СТРАНА» заключается в развитии технических и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Актуальность
Конструктор - ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Лего конструктор является великолепным средством для интеллектуального развития детей, обеспечивающих речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие.
Цель: Создание условий для развития конструкторских способностей детей дошкольного возраста через Лего-конструирование.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными приёмами сборки деталей конструктора
- Формировать умения следовать устным инструкциям
- Обучать умению работать по схеме
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами
- Создавать модели по собственному замыслу
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое мышление
- Развивать мелкую моторику рук
- Развивать творческие способности и фантазию детей
- Развивать коммуникативные навыки
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к конструированию
- Ø Создавать условия для воспитания личностных качеств учащихся
- Ø Формировать способности к самостоятельному труду
- Ø Воспитывать аккуратность, чувство взаимопомощи
Характеристика образовательного процесса
Данная программа рассчитана на обучение детей 5-6 лет. На кружок принимаются все желающие, без исключения. Состав группы одновозрастной, разнополый. Срок реализации – 32 недели. Объём программы – 32 часов. Режим занятий – один раз в неделю по 1 академическому часу (25 минут). Наполняемость группы – 8-12 детей
Формы и методы занятий
- практические занятия;
- самостоятельная работа по инструкции;
- творческие задания;
- выставки.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- организация работы в парах;
– индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Реализация данной программы основывается на следующих принципах:
- Ø Дифференциация (отбор содержания, форм и методов с учётом возрастных особенностей учащихся);
- Ø Единство обучения развития и воспитания;
- Ø Систематичность, последовательность и наглядность обучения.
Педагогические приёмы:
- Ø Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия).
- Ø Стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, самооценка).
- Ø Сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования.
Ожидаемые результаты
Ребёнок знает:
- Название деталей;
- Основные виды крепления деталей;
- Технику безопасности.
Ребёнок умеет:
- Точно соединять детали между собой;
- Конструировать по замыслу, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание - правильно использовать детали строительного материала;
- Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- Соотносить конструкцию предмета с его назначением;
II. Учебный план
Уровень сложности |
Дисциплины (разделы) |
Кол-во академических часов |
Формы промежуточной (итоговой) аттестации. |
||
Всего (а.ч) |
Теория
|
Практика |
|||
Ознакомительный |
Введение в программу |
1 |
1 |
|
Наблюдение |
Конструирование |
30 |
3 |
27 |
Выставка |
|
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Итоговая выставка |
|
Всего: |
32 |
4 |
28 |
|
III. Календарный учебный график
Наименование группы/год обучения |
Продолжи-тельность обучения |
Кол-во занятий в неделю, продолжи- тельность одного занятия (мин) |
Наименование дисциплины |
Всего ак.ч. в год |
Всего ак.ч. в неделю |
1группа "ЛЕГО - СТРАНА" |
с 05.10.2020 по 31.05.2021 |
1 занятие по 25 мин |
Введение в программу
Лего-конструирование
Итоговое занятие |
32 |
1 |
IV. Факторы риска
- Актированные дни;
- Эпидемия гриппа и других инфекций;
- Внеплановые мероприятия различного уровня;
- Командировки, семинары, курсы переподготовки педагога;
- Участие детей в мероприятиях.
Автор оставляет за собой право корректировать программу без ущерба для общего объема знаний, умений и навыков в ней предусмотренных.
Это может быть:
- Перестановка тем в соответствии с календарными праздниками;
- Изменение формы подачи материала;
- Разбивка теоретического материала по мере прохождения тех или иных тем.
V. Работа с родителями
- Индивидуальные консультации;
- Присутствие родителей на занятиях;
- Приглашение на итоговую выставку работ.
VI. Методические материалы
Для полного освоения программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения:
- Ø Словесный - (беседа, рассказ, вопросы, (уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные))
- Ø Наглядный - (рассматривание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы)
- Ø Репродуктивный (выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми)
Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретические сведения – это объяснение нового, знакомство с терминами, понятиями, техникой выполнения, информацией познавательного характера. Педагог грамотно продумывает ход каждого занятия для того, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений.
По каждому разделу организуется выставка выполненных работ и оценка по следующим критериям:
- Ø Умелое использование материалов
- Ø Качество выполнения
- Ø Цветовое и композиционное решение
Наглядные пособия
- Ø Схема сборки A
- Ø Схема сборки B
- Ø Схема сборки C
- Ø Схема сборки D
VII. Обеспечение безопасности
Необходимо соблюдать технику безопасности при работе с конструктором «Legoeducation»
VIII. Оценочные материалы
Формы контроля за ЗУН
- Ø Текущий контроль
- наблюдение педагога
- Ø Рубежный контроль
- выставка работ
- Ø Итоговый контроль
- итоговая выставка работ.
- итоговая выставка работ.
IX. Материально-техническое обеспечение
- 12 настольных конструктора «Legoeducation»
- 12 рабочих тетради со схемами для сборки моделей
- столы для работы
- стулья
Список литературы:
1. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
2. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
Приложение 1
Рабочая программа кружка «ЛЕГО - СТРАНА»
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности кружка «ЛЕГО - СТРАНА»
возраст обучающихся: 5-6 лет, форма обучения: очная
Паспорт программы
1 |
Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Легомастер»
|
2 |
Вид деятельности в программе |
Конструирование |
3 |
Направленность дополнительного образования |
Техническая |
4 |
Аннотация |
На занятиях дети научатся собирать и разбирать детали конструктора «Legoeducation» по инструкции, распознавать размер и цвет, конструировать по своему замыслу |
5 |
Место реализации программы |
МАУ ДО «Сорокинский ЦРР – детский сад № 1» |
6 |
Возрастная категория обучающихся |
5-6 лет |
7 |
Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения) |
32 академических часа 8 месяцев |
8 |
Режим занятий, продолжительность каждого занятия |
один раз в неделю по 25 минут |
9 |
Сведения о педагогических работниках, реализующих программу (ФИО, квалификационная категория, регалии) |
Шепелева Татьяна Викторовна Высшая квалификационная категория |
10 |
Форма обучения по программе |
очная |
11 |
Количество детей, обучающихся в одной группе |
8-12 |
Аннотация
Программа «ЛЕГО - СТРАНА», реализуемая по наборам «Legoeducation», направлена на развитие конструкторских способностей детей. Развивает в ребёнке логическое мышление, учит азам планирования, основам инженерной мысли, техническим навыкам построения материальных объектов.
Целью программы является развитие конструкторских способности детей дошкольного возраста.
У детей формируется познавательная и исследовательская активность, стремление к умственной деятельности. Развиваются конструктивные навыки и умения, эстетический вкус, мелкая моторика рук. При работе в паре, коллективе, распределении обязанностей совершенствуются коммуникативные навыки.
Занятия проводятся с детьми 5-6 лет по подгруппам (8-12 человек). Длительность по 25 минут. Всего предусмотрено 32 занятия, на которых будут сконструированы объекты ( «железнодорожная станция», «качели», «катапульта», «машинка с водителем» и «пароход с пассажирами»), с постепенным усложнением заданий.
Алгоритм работы
- Строительство объектов («железнодорожная станция», «качели», «катапульта», «машинка с водителем» и «пароход с пассажирами»), по инструкции
- Изменение готовой модели, применение дополнительных деталей, увеличение функций модели, расширение возможностей.
- Составление связного рассказа о проделанной работе, освещение всех этапов строительства, рассказ о назначении модели.
- Проектирование и строительство по заданной теме в индивидуальном порядке
- Свободное творчество
- Проектирование и строительство по заданной теме в индивидуальном порядке
Календарно - тематическое планирование (для первой группы)
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Кол.-во ак. ч. |
Содержание занятия (тема, форма занятия) |
Форма контроля |
Октябрь
|
06.10 |
25 минут |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с конструктором «Legoeducation» (распознавание деталей по схеме и их условным названиям). |
Наблюдение педагога |
13.10 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «железнодорожная станция» по инструкции |
Наблюдение педагога |
|
20.10 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по окончательной сборке объекта «железнодорожная станция». Составление рассказа о проделанной работе. |
Наблюдение педагога |
|
27.10 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «машинка с водителем» по инструкции |
Наблюдение педагога |
|
Ноябрь |
3.11 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «машинка с водителем» по инструкции |
Наблюдение педагога |
10.11 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «машина с водителем» по инструкции |
Наблюдение педагога |
|
17.11 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «машинка с водителем». Самостоятельная сборка машинки по инструкции. |
Наблюдение педагога |
|
24.11 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «машинка с водителем». Самостоятельная сборка машинки по инструкции. |
Наблюдение педагога |
|
Декабрь
|
02.12 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «машинка с водителем» по инструкции. Применение дополнительных деталей и завершение работы по сборке объекта. |
Наблюдение педагога
|
08.12 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке модели по собственному замыслу |
Наблюдение педагога; оформление выставки |
|
15.12 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «качели» по инструкции. |
Наблюдение педагога |
|
22.12 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «качели». Самостоятельная сборка качели по инструкции. |
Наблюдение педагога
|
|
Январь |
05.01 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «качели». Самостоятельная сборка качели по инструкции. |
Наблюдение педагога. |
12.01 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по окончательной сборке объекта «качели». Составление рассказа о проделанной работе. |
Наблюдение педагога
|
|
19.01 |
25 минут |
1 |
Самостоятельная работа: сборка модели по своему замыслу. Составление рассказа о созданной модели. |
Наблюдение педагога; оформление выставки |
|
26.01 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «катапульта». Изучение новых терминов (восьмигранник, призма) |
Наблюдение педагога |
|
Февраль
|
02.02 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «катапульта». Закрепление изученных терминов (восьмигранник, призма) |
Наблюдение педагога |
09.02 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «катапульта». Применение дополнительных деталей. |
Наблюдение педагога |
|
16.02 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «катапульта». Применение дополнительных деталей, увеличение функций модели. |
Наблюдение педагога;
|
|
23.02 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по окончательной сборке объекта «катапульта». Применение дополнительных деталей, увеличение функций модели. |
Наблюдение педагога; оформление выставки |
|
Март |
02.03 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке модели по собственному замыслу. |
Наблюдение педагога |
09.03 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «пароход с пассажирами» по инструкции. |
Наблюдение педагога |
|
16.03 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «пароход с пассажирами» по инструкции. |
Наблюдение педагога |
|
|
23.03 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «пароход с пассажирами» по инструкции. |
Наблюдение педагога |
Апрель |
06.04 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «парохода с пассажирами». Применение дополнительных деталей, увеличение функций модели. |
Наблюдение педагога; оформление выставки |
13.04 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «парохода с пассажирами». Применение дополнительных деталей, увеличение функций модели. |
Наблюдение педагога |
|
20.04 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «пароход с пассажирами» по инструкции. Применение дополнительных деталей, увеличение функций модели. |
Наблюдение педагога |
|
27.04 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта « пароход с пассажирами». Применение дополнительных деталей и завершение работы по сборке объекта |
Наблюдение педагога
|
|
Май |
04.05 |
25 минут |
1 |
Практическая работа по сборке объекта «пароход с пассажирами» по инструкции. Применение дополнительных деталей, увеличение функций модели. |
Наблюдение педагога |
11.05
|
25 минут |
1 |
Практическая работа по окончательной сборке объекта «пароход с пассажирами». Освещение всех этапов строительства |
Наблюдение педагога. |
|
18.05 |
25 минут |
1 |
Самостоятельная работа: сборка модели по своему замыслу. Составление рассказа о созданной модели. |
Наблюдение педагога
|
|
25.05 |
35 минут |
1 |
Самостоятельная работа: сборка моделей по своему замыслу. Составление рассказа о созданных моделях. |
Наблюдение педагога; итоговая выставки |
Всего: 32 часа
Содержание тем
I. Вводное занятие
Знакомство с конструктором «Legoeducation» . Распознавание деталей по их условным названиям. Подбор деталей из конструктора по схеме.
II. Модель «Машинка с водителем»
Практическая работа по сборке объекта «машинка с водителем» по схеме. Изучение новых терминов. Применение дополнительных деталей и увеличение функций модели. Самостоятельное завершение работы по сборке объекта. Освещение этапов строительства. Оформление выставки.
III. Модель «Качели»
Сборка модели «Качели». Самостоятельная работа по инструкции. Поиск нужных деталей и соединение их между собой.
Практическая работа по окончательной сборке модели. Составление рассказа о проделанной работе. Оформление выставки.
IV. Модель «Катапульта»
Практическая работа по сборке модели «катапульта» по схеме. Изучение новых терминов (восьмигранник, призма). Самостоятельная работа по применению дополнительных деталей, увеличению функций модели. Оформление выставки.
V. Модель «Пароход с пассажирами»
Практическая работа по сборке объекта «пароход с пассажирами» по инструкции.
Применение дополнительных деталей, увеличение функций модели.
Окончательная сборка объекта «пароход с пассажирами» по схеме. Освещение всех этапов строительства
Самостоятельная работа: сборка модели по своему замыслу. Составление рассказа о созданной модели.
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009472 Скачать >>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf