"Свирелька" программа по музыкальному развитию для детей дошкольного возраста |
сб., 31.03.2018 |
Автор - составитель:
Сучилова Анна Анатольевна,
музыкальный руководитель
МАДОУ Винзилинский детский сад "Малышок"
"Свирелька"
дополнительная образовательная программа
по музыкальному развитию для детей дошкольного возраста
Есть слово – и оно едино,
Россия. Этот звук – свирель.
К. Бальмонт
Пояснительная записка
Программа "Свирелька" направлена на развитие творческих способностей дошкольников в процессе
музыкальной деятельности в системе дополнительного образования. Основное её предназначение – не только обучение на инструменте, но и знакомство детей с различными музыкальными жанрами, приобщение дошкольников к прекрасному, через доступные виды музыкальной деятельности.
Программа "Свирелька" направлена на осуществление следующих задач:
1.Расширение общего кругозора ребёнка;
2.Воспитание интереса к музыкальным видам
деятельности;
3.Воспитание эмоционального отношения к музыке;
4.Создание условий для социального, культурного
самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
5.Обучение простейшим навыкам выразительного
исполнения;
6.Формирование музыкально-слуховой координации;
7.Формирование навыков коллективной деятельности.
Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир можно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение в возрасте 6-12 лет.
Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.
Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что “наша цивилизация… украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний”.
Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой. Она выделяет три основных задачи, которые возможно решать, работая с детьми по развитию навыков игры на свирели: оздоровление, общение, познание.
Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.
Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.
Цель педагога - распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом. Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.
Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.
Виды музыкально–практической деятельности:
1. Восприятие музыки ( слушание)
2. Упражнения дыхательной гимнастики
3. Пальчиковые игры и упражнения для мелкой моторики рук
4. Инструментальное музицирование на свирели
5. Импровизация
6. Музыкальные игры
Программа рассчитана на 1 учебный год, для
детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет, 2 раза в неделю.
Занятия планируются в форме развлекательной игры.
Подведение итогов реализации образовательной программы - это участие в развлечениях, праздниках детского сада, отчётных концертах, открытых мероприятий и т.д.
Структура занятия
- Организационный момент.
«Здравствуй, Свирелька» (дети целуют мудштук, «греют» свирельку, прижимая к себе).
- Пальчиковая гимнастика «Считаем пальчики» и др.
- Дыхательная гимнастика (свечи, мыльные пузыри, пёрышки, бабочка, снежинка, соломинка).
- Повторение правил.
- Музицирование (упражнения по сложности).
- Работа со схемами.
- Обработка инструментов. Укладывание в чехол.
Содержание занятий
Перспективный план работы на 1 квартал (сентябрь - ноябрь )
Цели занятий:
1. Первичное знакомство с инструментом. Воспитание интереса и нежного, бережного отношения к своему инструменту.
2. Воспроизведение простейших ритмических рисунков.
3. Обучение правильной постановке пальцев. Показать важность значения разных деталей: левая рука должна быть вверху – правая внизу;
Пальцы должны лежать плашмя, а не полукругло, как на фортепиано или струнных инструментах;
Пальцы опускаются не по одному, а столько, сколько отверстий закрыто от самого верхнего до необходимого.
4. Постепенное освоение навыков музицирования – чистое интонирование простейших попевок, мягкая атака звука на простых мелодиях.
5. Стимулирование творческой активности ребёнка.
Тема занятия |
Содержание |
Репертуар |
Оборудование |
Кол-во занятий |
1«Здравствуй, Свирелька!» (Вводное занятие) |
Знакомство. Приветствие. Беседа о русских «гудочках». Рассматривание иллюстраций. Рассматривание инструмента и слушание в исполнении педагога. Знакомство со свирелью, как с народным инструментом.
Исполнение простейшей мелодии на одном звуке. |
«Андрей воробей» |
Свирель Иллюстрации с изображением людей, играющих на свирели |
3 занятия |
2. «Сказка об уточке» |
Приветствие. «Сказка об уточке» - памятка для правильного держания свирели. Воспроизведение звука «си». Разучивание новой песенки-прибаутки. Прощание. |
«Андрей-Воробей», «Сказка об уточке» |
Свирель |
2 занятия |
3. «Правила Октавика» |
Приветствие. Знакомство с правилами для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек. Разучивание новой песенки-прибаутки . Прощание. |
«Андрей-Воробей», «Котик» |
Свирель. Мяч.
|
2 занятия |
4. «Котик» |
Приветствие. Повторение правил для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек. Повторение знакомых песенок-прибауток. Прощание. |
«Андрей-Воробей», «Котик» |
Свирель |
2 занятия
|
5. «Барашек» |
Приветствие. Упражнение на дыхание с «Барашком». Повторение репертуара и разучивание новой мелодии. Простукивание ритма пальчиком. Освоение нового звука «ля».Прощание . |
«Андрей-Воробей», «Котик», «Барашеньки-крутороженьки» |
Свирель. Пуховый шарик на нитке – «Барашек» |
2 занятия
|
6. «Динь-дон» |
Приветствие. Слушание песенки- прибаутки в исполнении педагога. Проигрывание ритма колокольчиками. Разучивание новой мелодии. Работа с двумя звуками. Запоминание слов. Работа подгруппами и группой. Прощание. |
«Барашеньки-крутороженьки» «Динь-дон» |
Свирель. Пуховый шарик на нитке – «Барашек»Колокольчики по количеству детей. Демонстрацион-ныйколокольчик. |
2 занятия |
7. «Играем с аккомпонемен-том» |
Приветствие. Упражнение на дыхание с «Барашком». Повторение репертуара с использованием аудио-аккомпонемента. Прощание. |
«Андрей-Воробей», «Котик», «Барашеньки-крутороженьки» «Динь-дон» |
Свирель. Пуховый шарик на нитке – «Барашек» Аудио-записи |
2 занятия |
8. «Дождик» |
Приветствие. Слушание дождя в записи. Как бы дети изобразили звук дождя на свирели? Импровизация детей. Слушание песенки «Дождь» в исполнении взрослого. Разучивание по записи на общей доске. Прощание. |
«Дождик» |
Свирель. Аудио-запись «Дождь». Иллюстрация. Заранее приготовленная запись песенки на доске. |
2 занятия |
9. «Выбирай-ка» |
Приветствие. Упражнение «Весёлые вдохи». Исполнение по выбору детей. Прощание. |
Песни из разученного репертуара по выбору детей. |
Свирель.
|
1 занятие |
10. «Уж как шла лиса» |
Приветствие. Слушание песенки в исполнении руководителя. Какой характер похожа мелодия? У кого такой характер? -у лисички! Покажите характер лисички движениями. Исполняем, соблюдая характер героя песенки. Предлагаю исполнять ансамблями – певцов и музыкантов. Каких животных можно изобразить с помощью свирели. Прощание. |
«Уж как шла лиса» р.н.песня. |
Свирель Иллюстрации животных ( медведь, волк, заяц, мышь, птичка) |
2 занятия |
11. «Пёрышко» |
Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика) Пёрышко уронила сорока! Слушание песенки «Сорока». Разучивание. Прощание. |
«Сорока» русская прибаутка. |
Пёрышко, иллюстрация с изображением сороки. Свирель. |
2 занятие |
12. «Волшебная дудочка» |
Приветствие. . Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика). Пальчиковые упражнения по выбору педагога. Игра «Волшебная дудочка». Исполнение на свирели по желанию детей. Прощание. |
Репертуар по выбору детей. «Дует, дует ветерок». Пальчиковые упражнения по выбору педагога. |
Свирель |
1 занятие |
13. «Ай, ду-ду» |
Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика) Знакомство с нотой «соль». Слушание новой песенки-потешки. Рассматривание иллюстрации к потешке. Прохлопаем ритм потешки. Исполнение на свирели с новой ноткой. Прощание. |
«Ай, ду-ду»
|
Свирель. Иллюстрация к потешке. |
1 занятие |
14. «Горелки» |
Приветствие. Упражнение на дыхание со свечой. Слушание новой прибаутки на свирели и в исполнении голосом. Проигрывание ритма колокольчиком. Разучивание прибаутки «Горелки». Прощание. |
«Ай, ду-ду», «Горелки» |
Свирель. Колокольчик. |
1 занятие |
15. «Развесёлыегудочки» |
Приветствие. Упражнение на дыхание со свечой. Повторение и закрепление материала в форме игры в «гудошников». Прощание. |
«Ай, ду-ду», «Горелки». Песни из разученного репертуара по выбору детей. |
Свирель, иллюстрации народных праздников, гуляний. |
1 занятие |
|
Творческий отчёт кружка. |
Накопленный материал. |
|
|
Перспективный план работы на 2 квартал (декабрь - февраль )
Цели занятий:
1. Продолжение знакомства с инструментом. Воспитание интереса и нежного, бережного отношения к своему инструменту.
2. Воспроизведение простейших ритмических рисунков.
3. Обучение правильной постановке пальцев.
4. Постепенное освоение навыков музицирования – чистое интонирование простейших попевок, мягкая атака звука на простых мелодиях.
5. Стимулирование творческой активности ребёнка.
6. Приобщение детей к исполнительской и творческой деятельности.
7.Формирование навыков коллективной деятельности.
Тема занятия |
Содержание |
Репертуар |
Оборудование |
Кол-во занятий |
1. « Мыльный пузырь» |
Приветствие. Упражнение для дыхания «Мыльный пузырь». Повторение знакомого репертуара. Разучивание новой песенки-прибаутки «У кота – воркота». Прощание. |
Русская народная прибаутка «У кота – воркота». Повторение знакомого репертуара. |
Свирель. Мыльные пузыри ( 1 шт.) Иллюстрация к песенке «У кота–воркота». |
2 занятия |
2. «Лошадка» |
Приветствие. Знакомство с правилами для игры на свирели. Воспроизведение звука «до» Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек, язычка. Имитация цоканья лошадки. Разучивание новой песенки-прибаутки. Прощание. |
«У кота – воркота». «Лошадка» |
Свирель.
|
2 занятия |
3. «Как под горкой, под горой» |
Приветствие. Повторение правил для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек, язычка. Повторение знакомых песенок-прибауток. Знакомство с новой песенкой «Как под горкой, под горой». Прощание. |
«У кота – воркота». «Лошадка» «Как под горкой, под горой». |
Свирель |
2 занятия
|
4. «Снежинка» |
Приветствие. Упражнение на дыхание с «Снежинка». Повторение репертуара и разучивание новой мелодии. Простукивание ритма колокольчиком. Импровизация под аудиозапись или синтезатор. Прощание. |
Импровизация. Повторение репертуара. |
Свирель. Снежинка на нитке. Колокольчики по количеству детей. Демонстрацион-ный колокольчик. |
2 занятия |
5. «Послушные пальчики» |
Приветствие. Слушание песенки в исполнении педагога. Проигрывание ритма пальчиками. Упражнения с пальчиками. Работа подгруппами (ладошки – свирельки) и группой. Знакомство с новым звуком «фа#» и новой мелодии «Два кота». Прощание. |
Репертуар по выбору руководителя. ««Два кота»
|
Свирель. Колокольчики по количеству детей. Демонстрацион-ный колокольчик. Иллюстрация. |
2 занятия |
6. «Играем с аккомпанементом» |
Приветствие. Упражнение на дыхание, пальчиковая гимнастика. Повторение репертуара с использованием аккомпанемента. Прощание. |
Репертуар по выбору руководителя. ««Два кота»
|
Свирель. Аудио-записи или синтезатор. |
2 занятия |
7. «Шарик» |
Приветствие. Игра «Шарик». Слушание песенки «Jinglebell» в исполнении взрослого. С каким праздником ассоциируется. Импровизация детей. Прощание. |
«Jinglebell». Игра «Шарик». |
Свирель. Аудио-запись «Шарик». Воздушный шар. Иллюстрация новогоднего праздника. |
2 занятия |
8. «Выбирай-ка» |
Приветствие. Упражнение «Весёлые вдохи». Пальчиковая гимнастика по выбору детей. Исполнение по выбору детей. Прощание. |
Песни и игры из разученного репертуара по выбору детей. |
Свирель.
|
1 занятие |
9. «Эхо» |
Приветствие. Знакомство с новым звуком «ми». Слушание в исполнении руководителя новой мелодии «Во поле берёза стояла». Разучивание. Исполнение ансамблями – свирели и колокольчики. Прощание |
«Во поле берёза стояла». |
Свирель. Иллюстрация хоровода у берёзки. |
2 занятия |
10. «Петушок» |
Приветствие. Игра с пальчиками, дыхательная гимнастика. Слушание песенки «Петушок». Разучивание. Прощание. |
«Петушок». «Во поле берёза стояла». |
. Свирель. Игрушка «Петушок». |
2 занятие |
11. «Бабочка» |
Приветствие. . Игра «Бабочка» (дыхательная гимнастика) Слушание песенки, узнавание («Антошка») Исполнение мелодии на звуке «ре» «Антошка» Повторение знакомых мелодий. Прощание. |
Репертуар по выбору детей. «Антошка». |
Свирель. Иллюстрация к мультфильму «Антошка». |
2 занятие |
|
Творческий отчёт кружка. |
Накопленный материал. |
|
|
Перспективный план работы на 3 квартал (март - май)
Цели занятий:
1. Продолжение знакомства с инструментом. Воспитание интереса и нежного, бережного отношения к своему инструменту.
2. Воспроизведение простейших ритмических рисунков.
3. Знакомство со звуками второй октавы.
4. Закрепление правильной постановке пальцев.
5. Постепенное освоение навыков музицирования – чистое интонирование простейших попевок, мягкая атака звука на простых мелодиях.
6. Стимулирование творческой активности ребёнка.
7. Приобщение детей к исполнительской и творческой деятельности.
8.Формирование навыков коллективной деятельности.
9. Развитие навыка импровизации
Тема занятия |
Содержание |
Репертуар |
Оборудование |
Кол-во занятий |
1. «Правильные правила» |
Приветствие. Повторение правил для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек, язычка. Повторение знакомых песенок-прибауток.Прощание. |
Повторение знакомого репертуара. |
Свирель. Таблица правил игры на свирели. |
2 занятия |
2. «Как у наших у ворот…» |
Приветствие. Воспроизведение звука «ре». Воспроизведение простейших ритмических рисунков. Разучивание новой песенки. «Как у наших у ворот», «Ай-я, жу-жу». Прощание. |
«Как у наших у ворот», «Ай-я, жу-жу». |
Свирель. Иллюстрация к песенке «Ай-яжу-жу».
|
2 занятия |
3. Колыбельная медведицы» |
Приветствие. Рассматривание иллюстрации к мультфильму «Умка», слушание и разучивание песенки «Колыбельная медведицы». Прощание. |
«Колыбельная медведицы». |
Свирель , иллюстрация к мультфильму «Умка». |
3 занятия
|
4. «Ансамбль» |
Приветствие. Упражнение на дыхание по таблице. Повторение репертуара ансамблем. Простукивание ритма колокольчиком. Импровизация под аудиозапись или синтезатор. Разучить песню для гостей «К нам гости пришли». Прощание. |
Импровизация. Повторение репертуара; «К нам гости пришли». |
Свирель.
|
2 занятия |
5. «Вместе с «Ручейком» |
Приветствие. Группа «Ручеёк» в гостях у «Свирельки. Выступление «Свирельки» перед «Ручейком» и наоборот. Совместное исполнение песни «К нам гости пришли». Прощание. |
Репертуар по выбору руководителя; «К нам гости пришли».
|
Свирель. Инструменты группы «Ручеёк» (ложки, бубны), платочки. |
2 занятия |
6. «Трудные звуки» |
Приветствие. Пальчиковые игры. Знакомство со звуком второй октавы «ре». «Пусть всегда будет солнце». Прощание. |
«Пусть всегда будет солнце» |
Свирель. |
2 занятия |
8. «Трудные звуки» |
Приветствие. Упражнение на дыхание. Знакомство со звуком второй октавы «ми» и повторение «ре» исполнение песенок с этими звуками. Прощание. |
«Пой, пой, пой», «Пусть всегда будет солнце». |
Свирель.
|
2 занятие |
9. «Послушные пальчики» |
Приветствие. Пальчиковая игра-гимнастика «Мама». Повторение правил для пальчиков. «Катюша»- слушание песни в аудио записи и в исполнении руководителя мелодии песни. Разучивание песни. Прощание. |
«Катюша» |
Свирель. Аудио запись песни «Катюша с голосом». |
2 занятия |
10. «Весёлые пальчики» |
Приветствие. Игра с пальчиками «Пять поросят» пальчиковые игры по желанию детей. Импровизации с песней «Катюша»Прощание. |
«Катюша» |
Свирель. |
2 занятие |
11. «Вот как мы умеем» |
Приветствие. . Игра «Бабочка» (дыхательная гимнастика). Повторение знакомых мелодий. Прощание. |
Повторение репертуара занятий за квартал. |
Свирель. |
2 занятие |
|
Творческий отчёт кружка. |
Накопленный материал. |
|
|
Методическое обеспечение, развивающая среда
- Музыкальный инструмент «Свирель» по количеству детей
- Чехол для каждого инструмента
- Спиртовые диски для обработки инструментов
- Аудио-записи
- Фоно-приложение А.Заруба
- Колокольчики по кол-ву детей
- Мыльные пузыри
- Снежинки по колличеству детей
- Воздушный шар
- Иллюстрации по теме занятий
- Аудиоэнциклопедия «Свирель»
- Слайды (презентация) «Свирель»
- Cхемы мелодий.
Список используемой литературы
1. Г62 Голубева Н.В.«Серебряный колокольчик» .Издание 2-е, дополнительное.- Тюмень: «Вектор Бук», 2008. – 74с.
2.Черенкова Е.Ф. Ч46 Оригинальные пальчиковые игры. – М: ООО «ИД РИПОЛ классик» ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008 – 186 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»)
4.«Вместе с октавиком» Е.В. Евтух Заказ 3372-05 12 ЦТ МО РФ
5. Д13 Давыдова М.А. «Народные инструменты» - М.: ВАКО, 2007.- 250с.- (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем)
Программа участвовала в V-м областном Креатив - фестивале педагогов дошкольного и начального образования в номинации «Авторские программы для дополнительных услуг» 2012г., получила диплом Лауреата III Всероссийского конкурса «Я - педагог» 2013г.
Приложение
Хрестоматия игры на свирели.docx (8.73 МБ)
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОПИЛКА.docx (18.25 МБ)
Правила для пальчиков.
И девочкам и мальчикам даю совет их пальчикам:
1. Если отверстия чётко зажимать
Будешь звуки чистые получать.
2. Каждый пальчик на месте –
Повторим все вместе:
1-й указательный – господин влиятельный – он все звуки возглавляет и первый играть начинает;
1-й средний – тоже не последний – он второй идёт по ряду, с ним считаться очень надо;
1-й безымянный – сильный и упрямый - третью дырочку зажмёт и не сдвинете его;
Указательный 2-й – тоже палец не простой – он продолжит звукоряд и четвёртым встанет в ряд;
Вот 2-й средний – здесь он предпоследний - пятым будет по порядку будто делает зарядку;
Безымянный 2-й – очень важный такой – завершает звукоряд. Ну-ка пальцы, стройтесь в ряд!
1-й, 2-й, 3, 4-й, 5-й, 6-й – вот звукоряд какой!
Правильно отверстия зажимать будем,
Музыку красивую услышат люди.
3. Большой палец крепче прижми
И внизу уверенно его держи.
4. Свободная рука
Держит свирель у мудштука.
5. Чтобы пальчики были послушными
Их тренировать очень нужно.
Как спортсмены по порядку, дружно делаем зарядку!
Проводится любая пальчиковая гимнастика.
Будем правила для пальцев соблюдать,
Чтоб красиво на свирели музыку играть.
Памятка для родителей
Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир можно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение в возрасте 6-12 лет.
Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.
Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что “наша цивилизация… украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств, с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний”.
Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой. Она выделяет три основных задачи, которые возможно решать, работая с детьми по развитию навыков игры на свирели: оздоровление, общение, познание.
Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.
Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.
Цель педагога - распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом. Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.
Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.
Правила пользования свирелью
- Запомни, свирель,- это инструмент индивидуального пользования!
Ты должен пользоваться им один.
- Не трогай мундштук руками!
- Слушай советы педагога.
- В конце занятия мундштук обработай спиртовой салфеткой или водой с мылом, протри свирель насухо.
- Храни свирель в тепле и чистоте.
- Знай, свирель чувствует добро и ласку!
Разминка для пальцев
Большими пальцами обеих рук давим на мизинцы, и чередуем нажимание пальцев по порядку (мизинцы, безымянные, средние и указательные)
Раз, два, три, четыре,
Чтобы пальчики размять,
Раз, два, три, четыре,
Надо пальцы посчитать.
Раз, два, три, четыре,
Повторяем мы опять.
Раз, два, три, четыре,
Будем музыку играть!
Рецензия
на дополнительную образовательную программу по музыкальному развитию для детей дошкольного возраста «Свирелька» музыкального руководителя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Тюменского муниципального района Винзилинского детского сада «Малышок» Сучиловой Анны Анатольевны.
Общая характеристика программы:
- Образовательная область – музыка.
- Образовательная программа реализуется в рамках ансамбля
(7-8 детей )
- Возрастная категория детей 5 – 7 лет.
- В системе дошкольного образования обучение игры на свирели не предусмотрено.
- Срок реализации программы - 1 год.
- Оригинальность данной программы в простоте и доступности .СВИРЕЛЬ – русский народный музыкальный инструмент. Он помогает детям войти в удивительный и таинственный мир звуков, даже если нет знакомства с музыкальной грамотой. Простая цифровая система записи мелодий позволяет детям исполнять произведения старинной , народной, классической и современной музыки.
Программа доступна для освоения в условиях дошкольного образовательного учреждения детям 5- 7 лет.
- Материал образовательной программы подобран методически грамотно, профессионально.
- Характеристика структуры программы.
- Программа выдержана по структуре и направлена на развитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной деятельности в системе дополнительного образования. Она выделяет три основных задачи, которые возможно решать, работая с детьми по развитию навыков игры на свирели.
- Оздоровление, общение, познание .
Первая и главная задача – оздоровление. Работа со свирелью способствует вентиляции лёгких. Это дыхательная гимнастика. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют Игра на свирели, пальчиковая гимнастика способствуют развитию мелкой моторики ,подготавливает руку ребёнка к письму. Значительно стимулируется работа по другим предметам ,развивается воображение детей, объём непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребёнка лежит в его эмоциональной сфере.
Второе, как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.
Познание. Педагог распахивает перед детьми мир музыки, даёт почувствовать себя в нём не гостями, а создателями и творцами. Формируется целостная картина мира, расширяется кругозор детей.
Содержание программы построено на научных принципах :гуманизации, дифференциации, индивидуализации, системности.
Представлен перспективно – тематический план на учебный год, в котором отражены разнообразные формы работы с детьми, разноплановый музыкальный репертуар, развивающая среда.
В программе представлена диагностическая таблица по определению уровня усвоения программного материала.
Приложения к программе содержат информацию для родителей, правила по постановке пальцев и общие правила пользования свирелью.
Считаю, что данная программа «Свирелька» музыкального руководителя Сучиловой Анны Анатольевны, может быть использована для оказания дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении.
Кандидат педагогических наук,
Отличник просвещения РФ Гадиев Р.Г.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004972
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf