Рассказывайте детям о войне |
сб., 01.07.2023 |
(из опыта совместной работы педагогов)
Составители:
Городовая Гузель Фирдависовна,
Плеханова Наталья Вячеславовна,
Мясникова Елена Алексеевна
воспитатели МАДОУ д/с 158 г. Тюмени
…Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память к ним в сердца стучится
Рассказывайте детям о войне
Чтоб никогда войне не повториться.
Призывает автор стихотворения Наталья Вербицкая.
В обществе существуют разные мнения о том, нужно ли, занимаясь патриотическим воспитанием подрастающего поколения, рассказывать о событиях ВОВ. И, тем более, дошкольникам. Было и было, считают одни, любить и ценить свою страну и родину нужно не примере страшной войны. Другие говорят о том, что дошколята не способны воспринять суть тех событий: подвиги, масштабы потерь, искалеченные судьбы и так далее.
Однажды утром, воспитанник принес в группу книгу, его впечатлил рассказ А.Митяева «Мешок овсянки». Показывая детям иллюстрации, он очень эмоционально рассказывал друзьям о собаках, которые выносили с поля боя раненых солдат. Ребят заинтересовал этот рассказ, и они попросили его прочесть. Именно тогда мы и сочли нужным в доступной для детей форме открывать страницы истории страны, страницы страшных и сложных для их понимания событий. В век льющейся информации, так или иначе, дети являются свидетелями новостей, событий, посвящённых дню победы.
Учитывая возможности детского восприятия, в возрасте 6 лет мы открываем им историю страны, в которой им жить. Жить и строить будущее. Через маленькие случаи, события, поступки людей, живущих, когда - то рядом, подвиги героев – земляков у детей будет постепенно складываться общее представление о той страшной священной войне и насколько трудными были шаги к Великой Победе.
Одним из первых был большой проект о том, как животные и птицы помогали в сражениях за мир на всей земле. Было начато, как ни странно, с чтения художественной литературы. Мы предлагали детям аудио рассказы с иллюстрациями на экране, читали сами, перечитывая некоторые фрагменты повторно что бы активизировать внимание и максимально погрузить в события, описываемые в рассказах. Чтение за столом с отдельно выложенными иллюстрациями тоже один из эффективных приемов для восприятия детьми текста произведения. Мы создаём возможность обсудить и высказать своё мнение о поступках героев произведения, выбрать наиболее подходящую иллюстрацию к прочитанному отрывку, рассмотреть и представить героя внешне.
Проект
«Воевали они без присяги и звания, помогали бойцам и спасали людей».
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Цель проекта:
Формировать представления о героическом прошлом своей страны через доступное понимание детям факты и события военных лет.
Задачи проекта:
- Дать первоначальные представления о профессии кинолог, дрессировке собак, рассказать о подвиге четвероногих солдат во время войны;
- Довести до сведения детей об истории сквера сибирских кошек;
- Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости и преклонения перед подвигом своего народа;
- Для развития у детей чувства гордости и уважения привлечь их родителей к созданию наглядно-дидактического материала и сбору конкретных фактов военных лет.
Предполагаемый результат.
для детей:
- сохранение интереса к исследованию исторических фактов о своём родном городе, подвиге четвероногих в ВОВ.
- формирование умений рассказывать другим о малоизвестных фактах и событиях, подготовленных с родителями дома.
для родителей:
- осознание родителями важности воспитания нравственной культуры у детей, начиная с дошкольного возраста;
формирование уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
для педагогов:
-создание условий для благотворного сотрудничества и общения с участниками проекта;
- вызвать эмоциональный отклик на результаты совместного творчества у детей и родителей воспитанников
Проблемные вопросы:
Кто такие четвероногие бойцы?
Как они защищали Родину?
Подготовительный этап:
- блиц-опрос детей;
- подбор иллюстрированного материала по теме, доступного детям и вызывающего у них эмоциональные переживания;
- вовлечение родителей воспитанников в подготовку фотоматериала;
- составление алгоритма работы над проектом.
Основной этап:
- Создание открытого образовательного пространства;
- работа по обогащению информационного опыта ребёнка;
- чтение художественной литературы.
Заключительный этап:
- создание детьми коллективных композиций, коллажей, диорам по содержанию литературных произведений и фотоматериала;
- Выставка совместных работ.
План мероприятий:
Тема |
Формы работы |
март |
|
«Застывшие на камне, коты и кошки»
|
Беседа: Как кошки спасли город от нашествия крыс? Каким образом они попали в Ленинград? (Рассказы детей и педагога.) |
«Кто такие четвероногие бойцы» «Собаки - санитары спасали раненных бойцов» «Как лошади шли в бой вместе с солдатами» |
Просмотр и прослушивание коротких презентаций, подготовленных детьми и родителями о животных в годы войны. (Сбор информации в альбомы.) |
«Что мы знаем о профессии кинолог» |
Просмотр видеоролика: «Как дрессируют собак»
|
Чтение рассказов Н.Богданова. «Лайка - не пустолайка», «Чёрный кот». А.Митяева. «Серьги для ослика» |
Беседы по содержанию, высказывания детей. |
«Слава героям – голубям» |
Просмотр видео презентации «Как голуби доносили важные сообщения». |
«Их подвиг бессмертен» |
Виртуальная экскурсия по городам России «Памятники пернатым и хвостатым» |
апрель |
|
«Воевали они без присяги и звания!»
|
Рисование по содержанию прочитанных рассказов, историй о подвигах животных и птиц во время войны. |
«Летите голуби, летите!» |
Создание коллективного коллажа . |
Вывод: Подготовленный материал и созданные совместные творческие работы вызывали эмоциональный отклик у детей и родителей, и может быть использован в дальнейшей работе с детьми.
Дети получили первый опыт рассказчика и оратора с опорой на фоторепродукцию.
Мы, надеемся, что данный проект посеет в детях начало к сопереживанию, восхищению и удивлению перед подвигом солдат и помощью животных во время боевых действий.
Список литературы и интернет ресурсов
- Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
- История сквера «Сибирских кошек»
https://ribalych-ru.turbopages.org/ribalych.ru/s/2014/03/31/skver-sibirskix-koshek/
-«Подвигу четвероногих друзей посвящается» https://ups1970.livejournal.com/49422.html
- Прочитайте детям:
Н. Богданов. Рассказы о войне»
https://www.libfox.ru/541198-2-nikolay-bogdanov-rasskazy-o-voyne.html
А. Митяев. Аудио рассказы
https://www.youtube.com/watch?v=m8kIjrcyvn8
Виртуальная экскурсия по городам, где установлены памятники животным, начиналась с родного города. И детям было предложено создать мини макеты памятников кошкам
Приложение 1
Изобразительная деятельность детей в старшей группе (лепка).
«Застывшие на камне»
Задачи:
- Вызвать интерес к составлению коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигур. Учить анализировать соотношение частей фигуры и пропорций. Передавать характерные позы образа.
- Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
- Воспитывать интерес к сотрудничеству, ответственность за сделанную работу перед коллективом.
Предварительная работа: Знакомство с внешним видом животного. Детальное обследование фигуры. Просмотр памятника «в живую».
Материалы, инструменты:
Пластилин, стеки, доски.
Кубики – постаменты для вылепленных образов.
Маленькие статуэтки фигурки из глины и фарфора.
Содержание занятия:
Воспитатель предлагает вспомнить, с чего начиналась виртуальная экскурсия по памятникам животным и создать свой мини макет сквера. Затем показывает детям фигурки животных из фарфора и глины и просит определить, каким способом и на основе какой формы созданы эти фигурки.
-Обратите внимание на разное положение частей образа: туловища, головы, лап и хвоста. Я напомню способы лепки, которые помогут нам слепить разных кошек и показать их особенности.
Поочерёдно показывает исходные формы (цилиндр, конус, овоид).
-Кто догадается и нам расскажет, что будет делать кошка, сидеть или лежать, если взять конус? Ответы детей.
-Как можно показать, что животное ластится, приготовилось к прыжку, встало на задние лапы?
Показывает, изгибая форму туловища, положение лап, головы и комментирует действия. Затем предлагает договориться о том, кто какую кошку будет лепить, чтобы не получилось много фигур в одинаковом положении. Дети создают образы по своему желанию и размещают фигурки на кубиках – постаментах, договариваясь друг с другом самостоятельно.
- Ребята, кто желает рассказать о своём образе или может быть провести с нами маленькую экскурсию по нашему скверу кошек?
Дети по желанию рассказывают о том, что получилось.
Приложение 2
Виртуальная экскурсия
«Памятники пернатым и хвостатым».
Цель: развитие нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с историческим прошлым России, в том числе родного края.
- Дать детям знания о памятниках животным, участвовавших в ВОВ, установленных в разных городах России.
- Воспитывать уважение к прошлому, чувство гордости за подвиги нашего народа и братьев наших меньших.
Оборудование: стулья для создания автобуса, руль, головной убор водителя, микрофон для экскурсовода, телевизор, презентация.
Предварительная работа: чтение рассказов о животных, совершавших подвиг во времена ВОВ, рассматривание фотографий разных городов России.
Содержание занятия:
В: Ребята вы помните я вам рассказывала том, что много лет назад, была Великая отечественная война?
Д:(ответы детей)
В: мы узнали о том, что не только люди старались избавить мир от войны, но и животные помогали людям, трудились изо всех сил. Война закончилась, и сейчас на земле мир, но люди до сих пор помнят и чтут память о тех событиях. Ребята, а как люди сохранили память об этом страшном событии?
Д: (ответы детей)
В: Ребята, а вы знаете, что такое памятники?
Д: (ответы детей)
В: Слово памятник происходит от слова «память» «помнить». Это скульптурные сооружения строят их в честь какого – либо события, чтобы люди помнили этих героев. Сегодня я вам предлагаю отправиться по городам нашей сраны, в которых установлены памятники всем животным, участвовавших в ВОВ. Ребята, нас ждет автобус, занимайте свои места. Первый город, куда мы отправимся – это город Тюмень. Мы с вами прибыли в сквер «Сибирских кошек». Сквер был основан в 2008 году на Первомайской улице. Название сквера связано с тем, что в Ленинграде, только что пережившем блокаду, почти не осталось кошек, и город был буквально заполонён крысами. По легенде для борьбы с крысами тюменцы отправили в Ленинград целый вагон кошек — 238 животных. Всего из Сибири в Ленинград было отправлено около 5 тысяч котов и кошек. Вдоль сквера установлены гранитные тумбы и фонари, на которых установлены чугунные скульптуры кошек, покрытые золотой краской. На прикреплённой к тумбе памятной табличке сообщается о спасении Эрмитажа кошками из Сибири.
Следующий город, в который мы отправимся – это город Москва. Мы прибыли в парк «Терлецкая дубрава». Здесь установлен памятник военным собакам. Четвероногие спутники человека сопровождали солдат во время Великой Отечественной войны. Псы участвовали в военных действиях на боях сражений. Салават Щербаков посвятил этим доблестным героям скульптуру, которая называется «Военный инструктор с собакой».
Последний город, куда мы отправимся – это город Самара, в этом городе установлен памятник всем военным голубям и голубеводам. Во время войны этих птиц специально тренировали для сложных перелетов и присваивали каждому голубю номер, - рассказывает Константин Чернов. - Почтовый голубь может преодолевать тысячи километров и всегда возвращается к своему хозяину. Известен случай, когда голубь доставил послание с терпящей бедствие субмарины и спас жизни морякам. А как-то отряд разведчиков попал в окружение. Рация была сломана. У одного бойца оказался тренированный сизый голубь, которого и отправили с посланием о помощи. В небе сизокрылого атаковал ястреб, но тот выдержал неравный бой и добрался до голубиной станции, где упал в ноги дежурному. Сообщение было доставлено, но это стоило крылатому герою множеством травм. Несколько часов боролся ветеринар за жизнь голубя и спас его. На счету этого пернатого - множество героических перелетов. А всего голуби во время войны доставили более 15 тысяч сообщений с захваченной немцами территории.
Ребята вам понравилась наша виртуальная экскурсия?
Д: (ответы детей)
В: Нам пора возвращаться в детский сад. Теперь вы знаете, каким животным и птицам установлены памятники и в каких городах. Обязательно поделитесь своими знаниями со своими близкими.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010720, 0010721, 0010722
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf