"Наши зеленые друзья" проект для детей младшей группы |
сб., 08.10.2022 |
Авторы:
Игнатова Татьяна Александровна
Витинцова Лилия Васильевна
воспитатели
МАДОУ детский сад №87 города Тюмени
Познавательно-творческий проект по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями для детей младшей группы "Наши зеленые друзья"
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, практико-ориентированный.
Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный (1 день).
Возраст детей: 3-4 года (младшая группа).
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.
Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность: Большую часть времени дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. И есть возможность наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды. Начиная работать с дошкольниками по теме «Комнатные растения», мы задались вопросом, как сделать так, чтобы дошкольники активно стремились к общению с природой и самостоятельно проявляли заботу о растениях. Данный проект предусматривает выполнение практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Данный проект должен способствовать формированию представлений детей о зависимости роста и развития растения от правильного ухода.
Цель в работе с детьми: Формирование первичных представлений детей о комнатных растениях.
Цель во взаимодействии с семьями воспитанников: Повышение уровня педагогической компетенции родителей по вопросам ознакомления дошкольников с комнатными растениями.
Задачи:
В работе с детьми:
1.Сформировать мотивы участия в предстоящей деятельности.
2.Формировать у детей первоначальные представления о комнатных растениях, о строении растения (корень, стебель, листья). Закрепить представление о том, что для роста и развития растений нужны земля, вода и воздух. Дать представление о способах ухода за комнатными растениями и последовательности действий.
3.Развивать мышление, познавательный интерес, способность к самостоятельному решению игровых задач.
4.Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, заботу, по отношению к ним, трудолюбие.
В работе с родителями:
1.Повысить уровень педагогической компетенции родителей по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями.
2.Создать условия для участия родителей в жизни группы.
Предполагаемый результат:
В работе с детьми:
-сформированность у детей первоначальных представлений о комнатных растениях, о строении растения (корень, стебель, листья), о разнообразии видов растения; представлений о том, что для роста и развития растений нужны земля, вода и воздух; о способах ухода за комнатными растениями и последовательности действий.
-повышение уровня мышления детей, познавательного интереса, речевого развития, творческих способностей; развитие способности к самостоятельному решению игровых задач;
-совершенствование развивающей среды в группе;
-вовлеченность родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
В работе с родителями:
-вовлеченность родителей в педагогический процесс группы;
-укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Формы реализации проекта:
С воспитанниками:
-беседы;
-рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, энциклопедий;
-рассказы детей с опорой на схемы;
-чтение художественных произведений и стихов по теме;
-дидактические игры;
-трудовая деятельность в уголке природы;
-образовательная деятельность.
С семьями воспитанников:
-консультация для родителей «Уголок природы в доме»;
-выпуск буклетов для родителей «Комнатные растения как средство здоровьесберегающей среды», «Воспитание любви ко всему живом через ухаживание за комнатными растениями»;
-творческое задание: создание видеороликов «Зеленый уголок у нас дома».
-пополнение предметно-развивающей среды в группе атрибутами и дидактическими играми по теме.
Этапы проекта:
1-й этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач.
Изучение методической и энциклопедической литературы.
Оповещение родителей о начале работы проекта.
Разработка проекта
1.Составление плана деятельности.
2.Подбор пособий для работы с детьми.
3.Подбор художественной и познавательной литературы.
4.Создание предметно-пространственной среды по теме проекта, изготовление пособий и атрибутов.
5.Разработка конспектов совместной деятельности, рекомендаций для родителей.
Мотивация деятельности детей
Эколенок Тихоня принес в группу новое растение, предложил ребятам познакомиться с ним, узнать много нового и интересного о комнатных растениях, научиться ухаживать за ними.
Мотивация деятельности родителей
Для мотивации участия родителей в совместном проекте было составлено следующее обращение в виде агитационного листа:
Уважаемые родители!
В нашей группе начинает работать проект «Наши друзья – комнатные растения».
Мы решили с ребятами заглянуть в загадочный мир комнатных растений, познакомиться с комнатными растениями, научиться ухаживать за ними, стать настоящими защитниками для наших зеленых друзей. Мы будем читать книги, проводить опыты, трудиться в уголке природы, и, конечно играть!
Просим вас стать активными участниками этого проекта, быть рядом с вашими детьми в путешествии в мир природы.
2-й этап. Внедрение проекта.
Для реализации проекта была создана специальная развивающая среда:
Литературный уголок:
1.Книги и художественные произведения по теме.
Уголок природы:
1.Комнатные растения колеус, фикус.
2.Кукла-эколенок Тихоня.
3.Карточки-модели строения растений.
4.Инвентарь по уходу за комнатными растениями.
5.Фартуки, нарукавники.
6. Карточки-модели по уходу за комнатными растениями.
7.Дидактические игры «Узнай и назови», «Куда спрятался зайчик», «Путаница».
На основном этапе была организована работа по разработанной модели проектной деятельности по образовательным областям. Сюжет проекта был связан персонажем эколенком Тихоней и послужил объединяющим стержнем для игр и непосредственно-образовательной и совместной деятельности воспитателя и детей.
Познавательное развитие:
1.Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с комнатным растением фикусом».
2.Беседы: «Какие бывают комнатные растения?», «Для чего нужны комнатные растения».
3. Наблюдения за растениями.
4.Рассматривание иллюстраций по теме.
5.Совместная образовательная деятельность по трудовому воспитанию в уголке природы по уходу за комнатными растениями «Наши добрые дела».
6.Дидактические игры: «Узнай и назови», «Куда спрятался зайчик?», «Путаница», «Чего не стало?», «Найди такой же».
Речевое развитие:
1.Загадывание загадок по теме.
2.Чтение художественной литературы: Галкина Людмила «На окне моём цветочки», Марина Блинникова «Герань».
3.Заучивание стихотворения Нищевой Наталии «В нашей группе на окне».
4.Знакомство с пословицами, поговорками по теме.
5.Пальчиковая гимнастика «Цветы».
Художественно-эстетическое развитие:
1. Совместная деятельность воспитателя и ребенка «Цветочки в горшочке» (ручной труд)
Физическое развитие:
1.Подвижные игры: «Покажи цветок», «Найди свой цветок».
2.Физминутка «На окне в горшочках».
3-й этап. Заключительный.
Видео презентация «Наши зеленые друзья».
Продуктами проекта стали:
- выставка поделок «Цветочки в горшочке»;
- буклеты для родителей «Комнатные растения как средство здоровьесберегающей среды», «Воспитание любви ко всему живом через ухаживание за комнатными растениями»;
- консультация для родителей «Уголок природы в доме»;
-дидактические игры по теме;
-картотека загадок по теме;
-подборка детско-родительских видео презентаций «Зеленый уголок у нас дома».
Результат проекта
- Проект позволил сделать обучение дошкольников интересным, понятным для детей, позволил реализовать принцип обучения в игре и повысил уровень знаний о комнатных растениях, о строении растения; о способах ухода за комнатными растениями и последовательности действий. Дети стали активнее ухаживать за комнатными растениями, проявлять самостоятельность в трудовой деятельности, а родители стали уделять больше внимания приобщению детей к миру природы, чаще вовлекать детей в трудовую деятельность по уходу за комнатными растениями дома.
- У детей сформированы элементарные знания о комнатных растениях, их многообразии.
-Работа по проекту помогла развить у детей познавательную активность, самостоятельность. В играх и игровых ситуациях ребята стремились соблюдать правила осознанно-бережного отношения к комнатным растениям.
-В группе была усовершенствована развивающая среда.
-Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, творчество, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Наши открытия:
Комнатные растения создают в доме красоту и уют. Комнатные растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие. Они живые, для жизни им необходимы свет, почва, вода, тепло. Для разных растений требуется свой уход.
Мы узнали о новом растении фикусе, а также о способах ухода за ним. Воспитанники приобрели трудовые навыки полива растений, протирания и стряхивания пыли с листьев. Ребята научились выполнять трудовые действия в определенной последовательности.
Совершив увлекательное путешествие в мир природы, дети получили много радостных эмоций и новых впечатлений.
Литература:
- Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.
- Дыбина О.В. и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
- Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
- Серпухова В.И. «Комнатные растения», М., 1991 г.
- http://50ds.ru/psiholog/8071-razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-detey-v-obshchenii-so-vzroslymi.html
Фотографии из архива воспитателя МАДОУ д/с №87 города Тюмени Л.В. Витинцовой.
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009713 , 0009714
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf