Проект «Он - прозрачный невидимка…»

  вс., 26.08.2018

Авторы - составители:

Суворова Татьяна Михайловна,

Шадрина Татьяна Николаевна,

воспитатели

МАДОУ детский сад №158 города Тюмени


Проблема: Изучая тему «Океанов в разных странах», мы дали задание «Найти и запомнить названия всех океанов».

Утром следующего дня дети с радостью делились изученной информацией друг с другом. Перечислив все океаны, мы хотели начинать новую тему, но мальчик Матвей сказал, что знает еще один самый большой океан и дал нам следующую подсказку: он без берегов и без воды. По нему, словно огромные серебристые рыбы, «проплывают» самолеты. Догадались? (ответы детей)

 Это воздушный океан. Вы каждый день, каждый час, каждую минуту «купаетесь» в этом океане, не замечая этого. Воздушный океан, воздушная оболочка Земли, т.е. атмосфера – это удивительная рубашка, которая помогает нашей планете не перегреваться от солнечных лучей и не остывать от космического холода. Если бы не было воздушного океана, т.е. воздуха, вокруг Земли, то через несколько минут она стала бы безжизненной планетой как Луна или Меркурий.

Актуальность исследования: В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?»

Привлечь внимание родителей к экспериментальной деятельности детей.

Цель проекта: развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом, его значением в жизни человека.

Задачи проекта:

-Уточнить и расширить представление детей о свойствах воздуха;

-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его   доступными   способами;

-Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы. 

Предмет исследования: основные свойства воздуха.

Объект исследования: воздух в жизни человека.

Гипотеза:  «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет».

Содержание проекта:

Утром следующего дня мама Матвея -  Ольга Викторовна, рассказала сказку о воздухе всем ребятам.

Сказка о воздухе

«Сказка эта не простая, а волшебная. А ещё — поучительная, полезная, интересная. В чистом царстве, в воздушном государстве стояла необычная школа. Лесная школа. На уроке в Лесной школе Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух.

 Всему живому на земле известно, что воздух необходим, — говорила Мудрейшая Сова. Он питает все клеточки нашего организма, поддерживает огонь. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух – везде, он большой и всепроникающий. Воздух умеет поглощать влагу, переносить её, а потом, в другом месте отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам. Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков маленький Лисёнок вдруг сказал: «А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу». В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. Это была планета Марс. На Марсе практически нет воздуха, и воздушная оболочка не защищает эту планету. Вся поверхность Марса была разбомблена метеоритами. Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. Ему не хватало воздуха. Но вот добрые силы сжалились над ним, и вернули его в чистое царство, в воздушное государство. Тогда-то и оценил Лисёнок всю ценность воздуха. Ничего, что он не видел воздух. Главное, что воздух существует. Добрый, всепроникающий воздух»,

В течение недели мы проводили занимательные опыты, а также ребята рассказывали познавательную информацию, которую подготавливали дома вместе с родителями в форме беседы.

Мы узнали, что воздух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов:  кислород, содержащийся в воздухе, в процессе  дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно важное значение. О том, какие газы находятся в воздухе, мы узнаем в школе, а в детском саду мы познакомимся со свойствами воздуха.     

- Посмотрите, в этой бутылочке есть что-нибудь? (Нет, ничего в ней нет). Давайте проверим. Опустим ее целиком в воду. Что мы видим? (Из горлышка побежали пузырьки)
Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылочке? (Воздух)
Да воздух-невидимка, без которого не было бы жизни на земле.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 2.

- Ребята, если воздух невидим, может он имеет запах?  Закройте глаза и угадайте чем пахнет. (Режем апельсин, затем давим чеснок.Дети угадывают распространившиеся по комнате запахи).

Вывод: Воздух не имеет запаха. Распространяет, переносит другие запахи.

Опыт 3.

- Дети, помашите веером над водой (Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами).

- Почему появились волны?

Вывод: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. (А ребята уже знают, ветер — это движение воздуха.Необходимо, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

Опыт 4.

— А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Опыт 5.

Воздух имеет вес, который зависит от его объема

      Цель: Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

      Оборудование:

1.     Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

2.     Весы с двумя чашами.

      Опыт: Положим на чаши весов по не надутому одинаковому воздушному шарику. Весы уравновесились. Почему? Шарики весят одинаково! Надуем один из шариков. Почему шарик раздулся, что находится в шарике? Воздух! Положим этот шарик обратно на чашку весов. Оказалось, что теперь он перевесил ненадутый шарик. Почему? Потому что более тяжелый шарик наполнен воздухом. Значит, воздух тоже имеет вес. Надуем второй шарик тоже, но меньше, чем первый. Положим шарики на чаши весов. Большой шарик перевесил маленький. Почему? В нем объем воздуха больше!

      Вывод: Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес.

Опыт 6.

- Но кислород нужен не только для дыхания. Смотрите, на блюдце я зажгу бумажку. Горит? Накрою ее стаканом. Раз, два, три…погасла! А почему? Ведь бумага не вся сгорела?

Вывод: нет воздуха, а точнее кислорода, а без него нет огня.

- Дышат люди, дышат звери, птицы, все вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ. Трубы заводов, фабрик выбрасывают в атмосферу целые реки углекислого газа. Почему мы не задыхаемся? (Предположения детей)

- К счастью, углекислый газ необходим растениям. Все они, от великана дуба до маленькой травинки, забирают углекислый газ, а возвращают в воздух кислород. Нам нужно беречь зеленые растения — они дают нам живительный кислород, без которого мы не могли бы жить. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.

В конце беседы дети играют с воздушными шариками.

Опыт 7.

 Плавающий апельсин.

      Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

      Оборудование:

1.     2 апельсина.

2.     Большая  миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать.

И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Вывод:

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Литература:

«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.
Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» - М. : Педагогическое общество России, 2005.
Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.
Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.
Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов) / пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.
Ротенберг Р. «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья.
«Тело человека. Как мы устроены»
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие - СПб: Детство-Пресс, 2009.
Юдин Г. «Главное чудо света».

Интернет-ресурсы:

Татьяна Хлебникова "Творческо-исследовательский проект «Воздух невидимка»

https://www.maam.ru/detskijsad/avtorskii-proekt-hlebnikovoi-tatjany-fedorovny-tvorchesko-isledovatelskii-vozduh-nevidimka.html

Проект «Воздух - невидимка». Автор проекта воспитатель первой квалификационной категории Болташева Лариса Васильевна МКОУ ООШ п.Пудожгорский

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/presentacii/proiekt-vozdukh-nievidimka

Проект для детей старшей группы ДОУ на тему: Воздух.«Невидимка, который нужен всем»

http://ped-kopilka.ru/blogs/blog53762/proekt-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-nevidimka-kotoryi-nuzhen-vsem.html

http://dsad30.ru/d/590018/d/proyekt_vozdukh-nevidimka.pdf

"Свидетельство о публикации в СМИ"  Серия А  № 0005305 - № 0005306

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3333
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.