Полезная каша – ЭНЕРГИЯ наша! |
пн., 26.02.2018 |
Автор:
Жданова Анастасия Леонидовна,
воспитатель МАДОУ ЦРР -
детский сад №111 «Сказка» города Тюмени
В течение длительного времени, наблюдая за детьми во время завтрака, я с сожалением видела, что многие дети не едят каши. Никакие мои уговоры и доводы насчет полезности каш на них не действовали. Каждый раз я замечала одну и ту же картину.
И вот как то один раз я собрала детей в кружок для того, чтобы поговорить о том, а нужна ли людям каша вообще и для чего.
Одни дети говорили, что каша нужна и полезна, другие говорили, что все равно не хотят ее есть. И тогда мы решили узнать всё полезное о кашах. А где мы об этом можем узнать? Дети ответили – из книг, по телевизору, спросить у родителей. С этой минуты и начался наш проект.
Целью нашего проекта стало совершенствование познавательных способностей детей, способствование тому, чтобы дети стремились узнавать новую информацию о продуктах. Так же мы поставили нашей целью расширять представления о видах каш, круп, их значении для здоровья человека; сформировать представление о каше как обязательном компоненте меню.
Задачи данного проекта:
- Формировать у детей представления о пользе каши в рационе детского питания и ее значимости для организма.
- Расширить знания детей о видах круп, научить узнавать и называть зерновые культуры.
- Познакомить с историей каши и различными способами её приготовления.
- Формировать интерес к произведениям художественной литературы о кашах.
- Активизировать и обогащать словарный запас детей на данную тему.
- Воспитывать уважение к труду повара.
- Укреплять преемственные связи детского сада с семьёй.
По количеству участников данный проект является коллективным. В нем принимают участие дети 5-6 лет, родители детей, повар, воспитатель.Сроки проведения: декабрь – январь.
Этапы проекта:
1. Подготовительный (сбор информации и изучение литературы по теме, опрос детей и анкетирование родителей).
2. Практический (методы и приемы обучения, формы организации детей, использование новых технологий).
3. Заключительный (подведение итогов работы с детьми и родителями по проблеме, обобщение опыта).
Подготовительный этап
- Определение темы, целей и задач проекта.
- Разработка плана осуществления проекта.
- Сбор информации и изучение литературы по теме.
- Наблюдение за питанием в детском саду.
- Анкетирование родителей и опрос детей.
Наблюдая за питанием в детском саду, проведя опрос среди детей с 4 до 5 лет (опрошено 28 человек), выяснилось, что не все дети правильно понимают значимость и полезность каши.
На вопросы, предложенные детям, были следующие ответы (вопрос / количество человек в процентах):
- 1. Какие каши вы знаете?
- манная – 43%,
- гречневая – 28%,
- рисовая – 37%,
- пшеничная – 19%,
- овсяная – 18%,
- пшённая – 15%,
- ячневая – 7%,
- «дружба» - 6%,
- кукурузная – 6%,
- перловая – 3%.
- 2. Ваша любимая каша?
- манная – 39%,
- рисовая – 19%,
- гречневая – 13%,
- овсяная – 11%,
- кукурузная – 9%,
- пшённая – 6%,
- пшеничная – 3%.
- 3. В чём польза каши?
- Наличие витаминов – 32%,
- Укрепление костей – 16%,
- Поддержание здоровья– 15%,
- Появление силы – 13%,
- Косметическая польза – 12%,
- Не знаю – 12%.
Проанализировав результаты анкетирования, я сделала вывод, что необходимо сориентировать детей на полезность, важность и необходимость употребления каши в своем рационе.
Проведя анкетирование среди родителей детей (опрошено 53 человека), выяснилось, что родителям необходимы знания о полезности правильного питания.
- 1. Как Вы считаете, необходимы ли Вам знания о роли питания в формировании и развитии здорового ребенка?
- да, необходимы – 87%,
- нет, не нужны – 13%.
- 2. Готовите ли Вы дома каши?
- Да – 72%,
- Нет – 28%.
- 3. Из какой крупы Вы чаще всего готовите дома кашу?
- Гречневая – 29%,
- манная– 25%,
- рисовая – 23%,
- овсяная – 11%,
- ячневая – 6%,
- пшённая – 3%,
- пшеничная – 2%,
- кукурузная – 1%.
- 4. Знаете ли вы о полезных свойствах каждого вида каши?
- Да, знаю все полезные свойства каждой каши – 15%,
- Знаю, но не всю информацию – 68%,
- Нет, не знаю – 17%.
- Нет, не имею желания – 4%.
Обследовав результаты анкетирования родителей, я сделала следующий вывод: из-за отсутствия информации о полезных свойствах каши, родители не так часто готовят это блюдо дома для себя и своих детей. Но имеют огромное желание получить полезные знания, поучаствовав в нашем проекте.
Практический этап
На этом этапе были подобраны различные методы и приемы обучения, формы организации детей для успешного получения знаний.
Перспективный план воспитательно - образовательной работы
Мероприятия |
Задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отгадывание загадок про кашу и крупы |
|
|
|
|
|
Заключительный этап
Подводя итоги нашего проекта, хочется отметить, что все поставленные
задачи и цели нам удалось выполнить. Дети и родители с огромным интересом участвовали во всех предложенных играх, развлечениях, конкурсах, предлагали свои идеи и делились радостными эмоциями.
С помощью дидактической игры «Валеология» у детей сформировались представления о пользе каши в рационе детского питания и ее значимости для организма. Ребята учились соотносить картинки с полезными и вредными продуктами.
Играя в игру «Золушка» мы закрепили умение называть и различать крупы. Так же эта игра хорошо развивает мелкую моторику кисти рук и пальцев.
Первый вариант игры – опуская руки в закрытую ёмкость с перемешанными крупами, дети вытаскивали крупинку, пытаясь узнать её на вид и сказать, как она называется. Второй вариант игры – перемешанные зёрна в тарелке нужно распределить по виду крупы.
Особый интерес у ребят вызвали сюжетно-ролевая игра «Как крупинка в кастрюльку попала» и экскурсия на кухню «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной». Соблюдая все правила и гигиенические нормы, мы варили кашу не только на детской плите, но и на настоящей, которая находится на кухне детского сада. Дети с большим желанием слушали рассказ повара о полезности каши и познакомились с алгоритмом обработки крупы и приготовления из неё каши. Так же ребята поняли, что работа повара очень трудна и важна.
Следующим этапом знакомства со свойствами крупы было обучение составлять художественную композицию из неё. Дети тренировались приклеивать зерна с помощью клея на картон и бумагу, совершенствовали технику работы с пластилином, равномерно распределяя пластилин на поверхности.
Игра «Доскажи словечко»помогла активизировать и обогатить словарный запас детей на данную тему. Мы узнавали и закрепляли названия каш. Ребёнок ловил мяч и образовывал правильное прилагательное от существительного – манка – манная, гречка – гречневая. Часто дети ошибались, говорили овёсовая, пшеновая. Но всё - таки нам удалось оставить в памяти «правильные» названия каш.
Очень полюбилось ребятам выкладывание узоров из крупы «Волшебные картинки», с помощью которого дети развивали мелкую моторику и учились работать с нетрадиционным материалом – крупой.
Домашним заданием проекта стало создание страничек для оформления альбома «Любимая каша нашей семьи».
Цель работы –проявить интерес родителей к проекту и узнать вкусовые предпочтения и творческие способности семей.

В завершении проекта были подведены итоги конкурса «Пустая тарелка». Каждый день мы с ребятами стремились к победе, съедали всю-всю кашу и отмечали свои успехи на плакате. Проигравших в конкурсе детей не оказалось. Призовые места разделились между всеми участниками. Победители получили медали – 1 место, 2 место, 3 место и сладкие призы.
ПРОВЕДЯ ИССЛЕДОВАНИЕ, МЫ СДЕЛАЛИ СЛЕДУЮЩИЙ ВЫВОД:
Любая каша – это чрезвычайно полезный и к тому же диетический продукт.
Включение различных каш в рацион питания помогает человеку не только получить столь необходимые организму витамины, микроэлементы и другие полезные вещества, но и способствует профилактике, а в ряде случаев и целенаправленному лечению многих заболеваний.
1) Каша имеет многолетнюю историю;
2) Каша полезна для организма человека, так как зерно, из которого её варят содержит различные витамины и микроэлементы;
3) Каши благотворно влияют на пищеварение, на работу сердца и других органов;
4) О каше написано много сказок, загадок, пословиц;
Одним словом, все цели и задачи нам удалось выполнить. А самой главной наградой для меня стали «пустые тарелки» детей.
Приложение
Дидактические игры
- Золушка
Цель:
- Закрепить умение называть и различать названия круп.
- Развивать мелкую моторику кисти рук и пальцев.
Игра включает в себя – контейнер с четырьмя баночками, в каждой из которой находятся разные крупы. Дети садятся за стол, достают из контейнера вкладыши, высыпают их содержимое в контейнер, оставляя себе баночки. Перемешивают содержимое и начинают разбирать по баночкам-вкладышам. На первом этапе дети делают всё при помощи пальцев рук, далее можно предложить те же манипуляции проделать с помощью пинцета или ложечек.
- «Вредно или полезно»
Цель: закрепить знания детей о полезных и вредных продуктах.
Материал: карточки с изображением веселого и недовольного человека,
набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.
Ход игры: разложить на столе две большие карточки с лицами веселого и недовольного человечка. Предложить ребенку карточки с изображением полезных для здоровья человека продуктов положить к веселому человечку, а с вредными для здоровья человека продуктами к недовольному человечку.
2.Игра с мячом «Скажи, какая каша»Воспитатель бросает по очереди детям мяч и спрашивает:
Каша из гороха какая – гороховая;
Из гречки – гречневая,
Из пшена – пшенная,
Из геркулеса – геркулесовая,
Из риса – рисовая,
Из манки – манная,
Из перловки – перловая,
Из овсянки – овсяная,
Из ячки – ячневая,
Из пшеницы – пшеничная.
Дыхательная гимнастика
- Каша кипит
(по методу Б. Толкачёва)
Дети садятся на пол, кладут одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот, делают вдох, а выпячивая его – делают выдох, произнося при этом звук: «пф-ф-ф-ф».
Повторяют 3-4 раза.
Подвижные игры, физкультминутки
- «Каша»
Выбираем ребенка, который будет играть роль каши. Дети становятся в круг, «Каша» - в центре круга. Дети водят хоровод со словами.
Каша кукурузная
До чего же вкусная.
На печи сидела,
Громко пыхтела.
Не пыхти, не пыхти,
Лучше нас догони.
Дети разбегаются в разные стороны, «каша» догоняет. Название каши в стихотворении меняется в зависимости окончания игры.
- «Варись, каша!»
Варись, варись, каша!
Варись поскорее!
(Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Будем кушать кашу,
Станем мы сильнее.
(Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)
Пых-пых! Пых-пых!
Станем мы сильнее.
(«Полочка» поднимаем, опускаем 2 р. Показываем кулачки)
Угостим мы кашей
Мышек под окошком,
(Протягиваем, ладошки вниз . Показываем ушки)
Песика Аркашку
(Показываем лапки песика).
И кота Тимошку.
(Выставляем лапки вперед по очереди)
Да, да! Да, да!
(4 хлопка)
И кота Тимошку
(Лапки кота)
Кушайте на здоровье!
(Развернутые руки вниз
- в сторону)
- Хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»
Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Молоко мы нальем, до кипенья доведем.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Каша преет «пых - пых - пых»
Для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим,
И гостей всех угостим.
Каша вышла-то у нас -
Просто класс!
Пальчиковые игры
Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила. дети мешают в левой ладошке.
Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику
Кошке – в чашку, на левой руке.
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.
Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.
- Сорока – ворона
Водим пальчиком по ладошке круговыми движениями
Сорока - ворона Кашку варила,
На порог скакала, Гостей созывала.
Гости не бывали, Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока - ворона
Деткам отдала. Далее загибаем пальчики, словно считая.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
-Зачем дров не пилил?
-Зачем воду не носил?
Художественная литература
- Потешки
Каша из гречки,
Где варилась? - В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила...
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицами в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оле доела
Последние крошки!
***
Кастрюля - хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас, пождет,
И ждет, кто же первым придет?
***
Ну и каша! Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось.
И мизинчик попробовал малость.
Чуточку съели
Лобик с макушкою, остальное ушки докушали!
***
Каша вкусная дымится,
Надя кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.
Кто у нас любимый самый?
– Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
– Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
– За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку – за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
Ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.
Н. Павлинов
***
Утром кашу ела Мила.
Кошку кашей накормила,
Льва из плюша, куклу Машу,
И сестру свою Наташу.
Куриц, уток, поросёнка
И соседскую болонку.
Утром кашу ела Мила…
Миле каши не хватило.
Н. Нищева
***
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось.
Ни крупинки не осталось!
Р. Карапетьян
***
У малютки ёжика-
Есть для каши ложечка.
По тарелочке цветы -
Небывалой красоты!
Любит кашу ёжичек,
Ест её по ложечке.
Если хочешь сильным стать-
Нужно кашу уважать!
И.Токмакова
- Крупу в кастрюлю насыпают. Водой холодной заливают, и ставят на плиту вариться. И что тут может получиться? ( Каша)
- Черна, мала крошка, А угодья много в ней, В воде поварят, Ребята съедят. ( Каша)
- В городе Торжке продают бабу в горшке. (Каша)
- Черна, мала крошка, соберут немножко. В воде варят, кто съест, похвалит. (Гречка)
- Он на солнышке стоит и усами шевелит. Разомнешь его в ладони - золотым зерном набит. (Колос)
- Какое море за селом волнует ветерок? В нем волны можно собирать, укладывать в мешок. (Поле)
- В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем, тогда, таких, как я, будет целая семья. (Зерно)
- Дали Глаше каши с простоквашей, ела Глаша кашу с простоквашей.
- На столе каша, а на стуле Маша.
- Маша ела кашу, мама мыла чашу.
- Вкусная кашка у кошки в чашке.
- Сладкая кашка для Пети и для Сашки.
- Наша каша хороша – из пшеницы и овса.
- Хороша кашка, да мала чашка.
- Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
- Кашу маслом не испортишь.
- Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.
- Щи да каша — пища наша.
- Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.
- Каша-то густа, да чаша-то пуста.
- Кашу свари, да еще и в рот положи.
- В родной семье и каша гуще.
- Гречневая каша сама себя хвалит: я-де с маслом хороша.
- Густая каша семьи не разгонит.
- Каша — мать наша.
- Каша — разгоня наша.
- Каши не перемаслишь.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Из чего и как варят кашу или экскурсия на кухню».
Цель:
- Продолжить закрепление знаний здорового питания;
- Формировать у детей представление о пользе в рационе детского питания;
- Закрепить умение соотносить существительное с прилагательными;
- Предоставить возможность творить;
- Воспитывать культуру взаимоотношений.
Материал:
- электроплита,
- кастрюля,
- ложки,
- тарелочки,
- чайные ложки по количеству детей;
Продукты:
- молоко,
- манка,
- масло,
- варенья,
- свежемороженые ягоды.
Предварительная работа:
- разучивание песни В. Абелян “Каша”,
- экскурсия на кухню детского сада,
- рассматривание разных круп,
- знакомство с пословицами, потешками о каше,
Беседа воспитателя с детьми |
– Ребята, скажите, что вы едите утром на завтрак? (Ответы детей.) – Почему полезно кушать кашу на завтрак? (Ответы детей.) – Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: “ Он мало каши ел?” (Ответы детей.) – Да, вы правы, это говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каш. – С утра много работы, занятий, на всё это нужно тратить много сил, энергии, а в каше много полезных витаминов и веществ. |
||
Пословицы о каше |
– Вспомните пословицы о каше, с которыми я вас познакомила на прошлом занятии: “Каша – пища наша” “Кашу маслом не испортишь” “Хороша кашка, да мала чашка” – Молодцы, вспомнили пословицы. – Вы знаете из чего варят каши? – Из крупы. – Как мы можем определить: “какая каша на завтрак?” (по запаху, по виду, по вкусу). |
||
Исполнение отрывка из песни В. Абелян “Каша” |
– Ребята, я предлагаю вам поиграть.
|
||
Сюрпризный момент |
Раздается телефонный звонок: – Алло! Здравствуйте! Я попала в группу № 6? Звонит вам ваш повар - тётя Лида. Дело в том, что у меня сегодня заболела напарница, а мне нужно приготовить завтрак, обед, полдник и ужин для всех детей детского сада. Их очень много, а я – одна. Могли бы вы прийти ко мне на помощь и поучаствовать в приготовлении завтрака?». |
||
Правила личной гигиены. |
- Ребята, хотите быть поварятами? Давайте отправимся на кухню и поможем, чем сможем. (ответы детей) -Чтобы приступить к приготовлению каши, что нужно сделать? (дети называют правила личной гигиены)
|
||
Приготовление манной каши (рассказ и показ повара). |
– Ребята, мы будем варить манную кашу. Молоко уже закипает, каждый из вас понемногу всыпает крупу в молоко, а как это делать смотрите внимательно. Манная крупа насыпана в молочник, чтобы удобнее было всыпать. – Я всыпаю манную крупу тонкой струйкой, чтобы не получились комочки, а Анастасия Леонидовна будет нам помогать, перемешивать кашу. Дети по очереди всыпают манную крупу. – Как вы думаете, что еще нужно добавить в кашу, чтобы она была вкусной? (ответы детей). – Я предлагаю добавить соли 0,5 чайной ложки, сахара – 1 столовая ложка, масло сливочное – 2 столовые ложки. “Кашу маслом не испортишь”– говорят в народе, (дети самостоятельно кладут эти ингредиенты в кашу)! – Молодцы, ребята, все делаете аккуратно! – Пока наша каша вкусная, ароматная, ... помогайте мне ребята, нежная, аппетитная, масленая варится, предлагаю подумать, как можно украсить её и чем? (ответы детей). |
||
Аппликация “Наклей добавку на тарелку с кашей” |
– Кашу можно украсить ягодами, вареньем, фруктами, изюмом; – А кто не любит сладкую кашу, можно добавить орехи. Все это находится на нашем столе. А еще на волшебных тарелочках. Выберите добавки для каш на листе с наклейками и приклейте их на тарелку с кашей, так, чтобы каша стала красивой. Посмотрите, какие великолепные, красивые каши получились у вас. Вы настоящие творцы! Вот и каша наша готова, берите маленькие тарелочки, подходите за манной кашей. Я предлагаю вам побыть кулинарными художниками и украсить свою кашу! Дети украшают кашу. По окончании работы предлагаю вытереть руки о бумажное полотенце. Ребята, хотите попробовать свою кашу? (Дети пробуют.) Какая каша вкусней и полезней? (Ответы детей.) |
||
Беседа воспитателя и детей |
– Вы, ребята, были сегодня настоящими поварами. Скажите, вы запомнили, какие нужны продукты для приготовления манной каши? (дети перечисляют). Дома, с мамами и папами, бабушками и дедушками поделитесь рецептом приготовления каши и предложите украсить ее. |
Список литературы
1. Болтовской Г. Каша – здоровье наше
2. Похлебкин В.В. Каши.
3. Похлебкин В.В. Тайна хорошей кухни.
4. Похлебкин В.В. Моё меню.
5. Похлебкин В.В. Каши по-новому.
«Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004914
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
![]() |
Зайцева Вероника | ![]() |
19.10.2019 15:56 | # |
Отличная работа. Жаль поздно нашла. Многое можно было почерпнуть. Успехов Вам в вашей работе. |