Волшебная сила микрогрупп |
вс., 10.05.2015 |
Автор-составитель:
Ситница Валентина Сергеевна,
воспитатель
МАДОУ ДС КВ "Гнёздышко" г. Новый Уренгой
Сегодня человеку для полноценной жизни в обществе, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению может помочь современная педагогическая технология – «Социо-игровая педагогика» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым.
Следуя их советам, образовательную деятельность детей необходимо организовывать как игру-взаимодействие между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая»).
В своей работе с возникновением микрогрупп мы сталкиваемся на каждом шагу. В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на микрогруппы по 3-4 человека. Как правило, мы не учитываем, не знаем и не анализируем закономерности возникновения и существования таких микрогрупп, но именно в них таятся корни успеха учебного процесса. Как в сложившихся группах, так и в заново возникающих при самостоятельном делении детей (например, с помощью считалочек) внутренние отношения остаются неформальными.
Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами – все это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать приятелю, поддерживать его.
В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое дает возможность детям развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность позволяет каждому ребенку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.
Видеть микрогруппы, изучать и поддерживать внутригрупповые отношения, допускать, чтобы члены микрогруппы сидели вместе, находили вместе ответы на вопросы, обсуждали решение задачи – важнейшее дело педагога.
Объединение детей в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приемов. Выбор способа объединения зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп.
При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приемов.
Работа малыми группами может начинаться в средней группе парами, но даже и в этой группе эпизодически нужно организовывать работу в тройках, а в старшей и подготовительной по 4-5 детей. В социоигровой педагогике есть правило, что эти микрогруппы не должны оставаться одними и теми же, в течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Работая в подгруппе, дети должны знать, что такое сговор.
Существует 3 составляющие социоигрового стиля:
- Смена мизансцены;
- Объединение в подгруппы, пары и работа в них;
- Движение (слушают, говорят, делают).
В.М. Букатов говорит по этому поводу:
ü Если дети при совместной деятельности были малоподвижными, то социоигровогостиля скорее всего не было;
ü Если при совместной деятельности не было хотя бы 2-3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то можно смело утверждать, что занятие было не вполне социоигровым;
ü Если по ходу деятельности дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение (а только с воспитателем) – «социоигровая педагогика и близко не лежала…»
Педагогическое мастерство в социоигровой педагогике квлючает в себя мастерство создания игр и режиссирование игровых ситуаций.
С социоигровой педагогикой меня познакомила педагог-психолог Павлова А.Б. в 2013 году. Я применяла и применяю этот метод с воспитателями, родителями, а в основном в совместной деятельности с детьми.
Предлагаю алгоритм проведения работы в микрогруппах:
- Разминка и деление детей на три команды.
(Команды выбирают капитанов (себя не предлагать) и они подходят к воспитателю).
- Воспитатель предлагает капитанам выбрать задание (задания находятся в конвертах или в коробках). Задание должно быть одного характера, но рисунки, изображения разные. Воспитатель задание произносит тихо, чтобы капитаны смогли внимательно слушать, запомнить и передать команде.
(Капитаны возвращаются и сообщают задание своей команде).
- Выполнение задания (самостоятельно).
- Капитаны выходят и объясняют свой ответ.
- Все дети выходят, опять проводится разминка и деление детей на команды. И в таком порядке проводится следующее задание.
Всех заданий не должно быть менее трёх. Обязательно должны быть разминки, перемешивание детей и деление на минигруппы.
Должна сказать, что уже третий год работаю по этому методу и игры, развлечения, семинары проходят очень интересно, познавательно, творчески.
Литература:
- Ершова А.П., Букатов В.М. «Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы». – Красноярск, 1999.
- Ершова А.П., Букатов В.М. «Возвращение к таланту: СПб, Образовательные проекты»;М.: НИИ школьных технологий, Сфера, 2009.
- Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру». Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В.М.Букатова. СПб.: Речь;
- «Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников»: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада/ Под общей ред. В.М.Букатова – СПб: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008.
- Субботина Л.Ю. « Развитие воображения детей». – Ярославль: Академия развития, 1997.
Интернет-источники:
ОП «Мой университет». Бесплатный электронный курсhttp;//www.moi-universitet.ru//; «Из закромов социо-игровых приёмов обучения дошкольников», Открытый урок: www.openlesson.ru
http://www.maam.ru/detskijsad/socio-igrovaja-tehnologija.html
http://www.maam.ru/detskijsad/novoe-240444.html
Интерактивные микротехнологии воспитания
Способы объединения детей в малые группы
О таблице социо-игрового стиля обучения...
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
направлению .Материал показался очень интересным и востребованным