Предметно- развивающая среда, как фактор развития ребенка - дошкольника |
пн., 30.12.2024 |
Автор:
Агафонова Инна Юрьевна
воспитатель
МАДОУ "Исетский детский сад "Ивушка"
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка…
В. Сухомлинский
На развитие ребенка в значительной степени оказывает влияние наследственность, окружающая среда и воспитание. (3 слайд)
Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живёт человек, и окружающие его условия.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы соответствует требованиям к среде, обозначенным в ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивают:
● игровую, познавательную и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
Насыщенность – оснащение средствами обучения и воспитания, разнообразие материалов, оборудования, инвентаря, соответствующих возрастным особенностям детей и теме планирования образовательной деятельности.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
● наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды предполагает:
● наличие различных пространств (для игры, конструирования, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность предполагает общий доступ ко всем центрам активности, свободный доступ ко всем предметам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все виды деятельности
Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. (4 слайд)
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. (5 слайд)
Благодаря правильной организации и размещению различных центров на открытых стеллажах, не загромождающих пространство, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности. Учитывается гендерная специфика, предусматриваются материалы соответствующие интересам девочек и мальчиков. (6 слайд)
В группе созданы следующие центры активности:
-Центр сюжетно-ролевых игр:
«Парикмахерская»
«Дом, семья»
«Больница»
«Магазин»
«Гараж»
«Столярная мастерская»
«Строитель»
Развивающие дидактические игры
Центр изотворчества
Центр театрализации
Центр природы и уголок экспериментирования
Центр с играми для развития мелкой моторики
Спортивный центр
В самостоятельной деятельности дети свободно перемещаются по группе, есть доступ ко всем центрам активности. Развивающая предметно-пространственная среда, созданная в группе, способствует развитию инициативы детей, самостоятельности, творчества, познавательной активности.
Предметная среда в группе предоставляет ребёнку право выбора деятельности, Возможность максимально активно проявлять себя.
Основной задачей воспитателя является создание условий для эмоционального комфорта и психологической защищённости воспитанников. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.
В нашей группе созданы необходимые условия для взаимодействия, сотрудничества детей друг с другом и со взрослым, обеспечения максимально комфортного состояния каждого ребенка и его всестороннего развития.
Приложение 1.
Презентация к выступлению Ссылка на презентацию к выступлению
https://disk.yandex.ru/i/UqfA4uBXQfCJzA
Интернет-ресурсы:
Образовательная программа:
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Исетский детский сад «Ивушка» Исетского муниципального района Тюменской области, разработана в соответствии с ФГОС, и ФОП.
https://vospitatel.online/5304-tvorcheskiy-proekt-chisla-v-zagadkakh-poslovitsakh-pogovorkakh
https://primdou74.ru/public/users/993/PDF/19052017015.pdf?ysclid=m5finz5a2o546935699
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0021283
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf