Лого-клуб - способ эффективного взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения с родителями |
сб., 07.12.2024 |
Автор:
Алимина Ирина Владимировна
учитель-логопед
МАДОУ детский сад № 36 город Тюмень
Актуальность:
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей. Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Практика показывает, что родителей дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В последние месяца мы видим запрос родителей, участников СВО на психоло-педагогическую поддержку ребенка.
В связи с этим на заседании ППк было предложено организовывать работу с родителями в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями является Лого-клуб «Океан речи».
Содержание:
По решению ППк на базе детского сада № 36 был, создал Лого-клуб «Океан речи», ответственным за проведение назначен учитель-логопед Алимина Ирина Владимировна. Время проведения: последняя среда месяца 17.00-18.00.
Участники: родители детей, нуждающихся в логопедической коррекции, родители детей билингвистов и инофонов, родители детей участников СВО.
В начале учебного года родителям желающим посещать Лого-клуб предлагается заполнить анкету (приложение 1), благодаря которой планируется работа клуба и разрабатывается перспективный план мероприятия (приложение 2). В плане прослеживаются разнообразные формы работы, которые делятся на теоретическую и практикую части. В теоретическую часть входят консультации подготовленные логопедом, круглый стол, беседы. Практическая часть включает в себя совместное изготовление пособий, благодаря которым родители могут успешно помогать своим детям в преодолении речевого дефекта, и просто активно развивать своего ребенка через игру.
Работа клуба организована по трем этапам:
1. Диагностический этап
Цель: создать родителям условия для изучения самих себя, своих знаний по вопросам воспитания детей.
Формы работы: индивидуальное собеседование, групповые занятия.
Результат работы: сформированная у родителей потребность в получении знаний.
2. Вариативный этап
Цель: создать условия для педагогического образования родителей
Формы работы: заседание клуба, мастер – классы, круглые столы, дискуссии.
Результат работы: получение родителями основ педагогических знаний по воспитанию и образованию детей.
3. Этап самообразования
Цель: повышение уровня родительской культуры.
Формы работы: через интернет ресурсы, сайт детского сада, библиотеку ДОУ. Результат работы: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста. Вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Наш клуб посещают родители детей не только с речевыми проблемами, но и родители детей билингвистов, инофонов, участники СВО. При поступлении данной категории детей проводится беседа с родителями, работа с ними необходима и обязательна. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития.
В работу Лого-клуба включены обязательно индивидуальные консультации для данной категории родителей, где активно в помощь подключается педагог-психолог, мы приветствуем, когда они готовы посетить групповые занятия.
Каждая встреча проходит в дружелюбной атмосфере, родители могут высказать свое мнение по поводу теоретической части занятия, во время практической части мы изготавливаем пособия для развития детей, в этом учебном году у нас было одно занятие, которое прошло 25 сентября, на нем мы изготовили пособие «Осенний Доблл», оно вызвало большой интерес у родителей, они были очень удивлены, что с помощью такой игры можно успешно развивать речь. Родителям был так же предложен материал для создания подобной игры на автоматизацию звуков.
Именно в этом и состоит моя задача, как логопеда донести до родителей, что обучать ребенка можно через игру и это, проходит, весело и интересно вызывая огромное желание ребенка к занятию.
Вывод:
Наш клуб работает второй год. На каждом занятии присутствуют от 5 до 10 родителей.
Имеющийся опыт свидетельствует, что комплексная, содержательная работа, которая регулярно проводится с родителями, заинтересованными в образовании своего ребенка положительно влияет на коррекцию речевого дефекта.
Большим достижением является установление прочных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей, повышением логопедической компетентности родителей, повышением компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.
В конце учебного года каждому родителю, который посещал Лого-клуб, предлагается заполнить анкету результативности (приложение 3), что позволяет педагогу сделать выводы о проделанной работе, внести коррективы на следующий учебный год.
Список использованной литературы:
: 1.Бачина О.В., Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребѐнка с недостатками речи»- М.:ТЦ Сфера, 2009.
2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ семьѐй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.- М.:ТЦ Сфера,2004
3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: «Методическое пособие / Под ред. Л.С.Вакуленко. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.
5. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)
6.Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.
Приложение (1)
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: наметить план работы на учебный год
- Как Вы считаете, у вашего ребенка есть проблемы с речью?___________________
- Какие темы по развитию вашего ребенка вас интересуют больше всего?________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Готовы ли Вы посещать Лого-клуб?_______________________________________
- Готовы ли Вы заниматься с ребенком используя знания, полученные на занятиях?______________________________________________________________
- Какое количество времени Вы готовы выделить на выполнение домашнего задания?_______________________________________________________________
- Устраивает ли Вас время работы Лого-клуба? _______________________________
Приложение (2)
План работы
на 2024 – 2025 учебный год
Месяц |
Тема |
Цель |
Форма |
Ответственный |
Сентябрь |
«Профилактика речевых нарушений» |
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах профилактики нарушений речи дошкольников.
Изготовление речевого пособия: «Осенний Доббл» |
Консультация
Практикум |
Алимина И.В. |
Октябрь |
«Развиваем речь вместе» |
Познакомить родителей с методами и приёмами развития речи детей дошкольного возраста.
Изготовление дидактического пособия «Круги Луллия»
|
Круглый стол
Практикум |
Алимина И.В. |
Ноябрь |
«Развитие речи детей посредством кинезиологии» |
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития речи дошкольников посредством здоровьесберегающей технологии - кинезиологии.
Составление логосказки с использованием технологии (Су-Джок) |
Семинар – практикум
Мастер-класс
|
Алимина И.В. |
Декабрь |
«Профилактика нарушений письменной речи» |
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах профилактики нарушений письменной речи дошкольников.
Создание планшета для развития мелкой моторики |
Консультация
Практикум |
Алимина И.В. |
Январь |
«Речевые нарушения и причины их возникновения» |
Формировать родительские навыки содержания и воспитания ребенка, создания безопасной среды, успешной социализации детей с нарушением речи.
Изготовление пособия «Волшебный куб» |
Круглый стол
Практикум |
Алимина И.В. |
Февраль |
«Речь и мышление» |
Расширить знания родителей (законных представителей) в вопросах взаимосвязи, взаимовлияния речи и мышления.
Изготовление пособия «Кляксы» |
Консультация
Практикум
|
Алимина И.В. |
Март |
«Игры для автоматизации правильного произношения поставленного звука» |
Формировать родительские навыки практического применения игр для автоматизации правильного произношения поставленного звука
Изготовление пособия «Пальчиковый твистер» |
Семинар-практикум |
Алимина И.В. |
Апрель |
«Жизнь в песочном мире» |
Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития речи дошкольников посредством использование песочной терапии
Знакомство и отработка игр на песке.
|
Беседа
Мастер-класс |
Алимина И.В. |
Май |
«Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников» |
Расширить знания родителей (законных представителей) в вопросах, что должен знать и уметь будущей первоклассник.
Изготовление пособия «Кто в домике живет» |
Консультация
Практикум |
Алимина И.В. |
Приложение (3)
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: выяснить качество знаний, полученных родителями в ходе работы Лого- клуба.
- Помог ли Вам Лого- клуб в получении знаний для помощи ребенку с речевой патологией?__________________________________________________________
- Какие знания и практические умения Вы получили? ________________________
- Что не понравилось Вам при общении с педагогами ?_______________________
- Назовите дидактические игры и пособия, которые можно использовать для развития:
Мелкой моторики_____________________________________________________
Фонематического слуха_______________________________________________
Зрительной памяти___________________________________________________
Слухового внимания__________________________________________________
- Какая тема заинтересовала вас больше всего? _____________________________
- Какое пособие, изготовленное вами, вызвало самый большой интерес ребенка?______________________________________________________________
- Считаете ли Вы нужным дальнейшую работу Лого-клуба? ___________________
- Что Вы хотите пожелать и посоветовать учителю-логопеду в работе с родителями _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0021221
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf