Лого-клуб - способ эффективного взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения с родителями

  сб., 07.12.2024

Автор:

Алимина Ирина Владимировна

учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 36 город Тюмень

Актуальность:

      Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть эффективна в полной мере, если в этой системе нет места семье. Современные родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, недооценивают свою роль в развитии речи детей. Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы взаимодействия с родителями дошкольников. Практика показывает, что родителей дошкольников с нарушением речи беспокоят одни и те же проблемы (неправильное звукопроизношение, бедный лексический запас, нарушение грамматического строя речи). В последние месяца мы видим запрос родителей, участников СВО на психоло-педагогическую поддержку ребенка.

 В связи с этим на заседании ППк было предложено организовывать работу с родителями в групповой форме. Одной из таких форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями является Лого-клуб  «Океан речи».

Содержание:

   По решению ППк на базе  детского сада № 36 был, создал Лого-клуб «Океан речи»,  ответственным за проведение назначен учитель-логопед Алимина Ирина Владимировна.  Время проведения: последняя среда месяца 17.00-18.00.

    Участники: родители детей, нуждающихся в логопедической коррекции, родители детей  билингвистов и инофонов, родители детей участников СВО.

     В начале учебного года родителям желающим посещать Лого-клуб предлагается заполнить анкету (приложение 1), благодаря которой планируется работа клуба и разрабатывается перспективный план мероприятия (приложение 2). В плане прослеживаются  разнообразные формы работы, которые  делятся на теоретическую и практикую части. В теоретическую часть входят консультации подготовленные логопедом, круглый стол, беседы. Практическая часть включает в себя совместное изготовление пособий, благодаря которым родители могут успешно помогать своим детям в преодолении речевого дефекта, и просто активно развивать своего ребенка через игру.  

    Работа клуба организована по трем этапам:

1. Диагностический этап

Цель: создать родителям условия для изучения самих себя, своих знаний по вопросам воспитания детей.

Формы работы: индивидуальное собеседование, групповые занятия.

Результат работы: сформированная у родителей потребность в получении знаний.

2. Вариативный этап

Цель: создать условия для педагогического образования родителей

Формы работы: заседание клуба, мастер – классы, круглые столы, дискуссии.

Результат работы: получение родителями основ педагогических знаний по воспитанию и образованию детей.

3. Этап самообразования

 Цель: повышение уровня родительской культуры.

Формы работы: через интернет ресурсы, сайт детского сада, библиотеку ДОУ. Результат работы: повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на     формирование личности ребенка дошкольного возраста. Вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

    Наш клуб посещают родители детей не только с речевыми проблемами, но и родители детей билингвистов, инофонов, участники СВО.  При поступлении данной категории  детей  проводится  беседа с  родителями, работа с ними  необходима и обязательна. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития.  

В работу Лого-клуба включены обязательно индивидуальные консультации для данной категории родителей, где активно в помощь подключается педагог-психолог, мы приветствуем, когда они готовы посетить групповые занятия.

Каждая  встреча проходит в дружелюбной атмосфере, родители могут высказать свое мнение по поводу теоретической части занятия, во время практической части мы  изготавливаем пособия для развития  детей, в этом учебном году  у нас было одно занятие, которое прошло 25 сентября, на нем мы изготовили пособие «Осенний Доблл», оно вызвало большой интерес у родителей, они были очень удивлены, что с помощью такой игры можно успешно развивать речь. Родителям был так же предложен материал для создания подобной игры на автоматизацию звуков. 

Именно в этом и состоит моя задача, как логопеда донести до родителей, что обучать ребенка можно через игру и это, проходит, весело и интересно вызывая огромное желание ребенка к занятию.   

Вывод:

      Наш клуб работает второй год. На каждом занятии присутствуют от 5 до 10 родителей. 

      Имеющийся опыт свидетельствует, что комплексная, содержательная работа, которая регулярно проводится с родителями, заинтересованными в образовании своего ребенка положительно влияет на коррекцию речевого дефекта.

  Большим достижением является установление прочных партнерских взаимоотношений между детским садом и семьей, повышением логопедической компетентности родителей, повышением компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.

     В конце учебного года каждому родителю, который посещал Лого-клуб, предлагается заполнить анкету результативности (приложение 3), что позволяет педагогу сделать выводы о проделанной работе, внести коррективы на следующий учебный год.

Список использованной литературы:

: 1.Бачина О.В., Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребѐнка с недостатками речи»- М.:ТЦ Сфера, 2009.

2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ семьѐй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.- М.:ТЦ Сфера,2004

3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: «Методическое пособие / Под ред. Л.С.Вакуленко. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2003.

 5. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.- М.: ГНОМ, 2009. (4 альбома)

6.Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.

 

                                      Приложение (1)

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: наметить план работы на учебный год

  1. Как Вы считаете, у вашего ребенка есть проблемы с речью?___________________
  2. Какие темы по развитию вашего ребенка вас интересуют больше всего?________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Готовы ли Вы посещать Лого-клуб?_______________________________________
  2. Готовы ли Вы заниматься с ребенком используя знания, полученные на занятиях?______________________________________________________________
  3. Какое количество времени Вы готовы выделить на выполнение домашнего задания?_______________________________________________________________
  4. Устраивает ли Вас время работы Лого-клуба? _______________________________

Приложение (2)

План работы

на 2024 – 2025 учебный год

Месяц

Тема

Цель

Форма

Ответственный

Сентябрь

«Профилактика речевых нарушений»

Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах профилактики нарушений речи дошкольников.

 

Изготовление речевого пособия: «Осенний Доббл»

Консультация

 

 

 

 

 

Практикум

Алимина И.В.

Октябрь

«Развиваем речь вместе»

Познакомить родителей с методами и приёмами развития речи детей дошкольного возраста.

 

Изготовление дидактического пособия «Круги Луллия»

 

Круглый стол

 

 

 

 

Практикум

 Алимина И.В.

Ноябрь

«Развитие речи детей посредством кинезиологии»

Повышение компетенции родителей (законных представителей)  в вопросах развития речи  дошкольников посредством здоровьесберегающей технологии - кинезиологии.

 

Составление логосказки с использованием технологии

(Су-Джок)

Семинар – практикум

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

 

Алимина И.В.

Декабрь

«Профилактика нарушений письменной речи»

Повышение компетенции родителей (законных представителей)  в вопросах профилактики нарушений письменной  речи дошкольников.

 

Создание планшета для развития мелкой моторики

Консультация

 

 

 

 

 

 

Практикум

Алимина И.В.

Январь

«Речевые нарушения и причины их возникновения»

Формировать родительские навыки содержания и воспитания ребенка, создания безопасной среды, успешной социализации детей с нарушением речи.

 

Изготовление пособия «Волшебный куб»

Круглый стол

 

 

 

 

 

 

Практикум

Алимина И.В.

Февраль

«Речь и мышление»

Расширить знания родителей (законных представителей) в вопросах взаимосвязи, взаимовлияния речи и мышления.

 

 Изготовление пособия «Кляксы»

Консультация

 

 

 

 

 

Практикум

 

Алимина И.В.

Март

«Игры для автоматизации правильного произношения поставленного звука»

Формировать родительские навыки практического применения игр для автоматизации правильного произношения поставленного звука

 

Изготовление пособия «Пальчиковый твистер»

Семинар-практикум

Алимина И.В.

Апрель

«Жизнь в песочном мире»

Повышение компетенции родителей (законных представителей)  в вопросах развития речи  дошкольников посредством использование песочной терапии

 

Знакомство и отработка игр на песке.

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

Алимина И.В.

Май

«Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников»

Расширить знания родителей (законных представителей) в вопросах, что должен знать и уметь будущей первоклассник.

 

Изготовление пособия «Кто в домике живет»

Консультация

 

 

 

 

 

Практикум

 Алимина И.В.

 

    Приложение (3)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: выяснить качество знаний, полученных родителями в ходе работы Лого- клуба.

 

  1. Помог ли Вам Лого- клуб в получении знаний для помощи  ребенку с речевой патологией?__________________________________________________________
  2. Какие знания и практические умения Вы получили? ________________________
  3. Что не понравилось Вам при общении с педагогами ?_______________________
  4. Назовите дидактические игры и пособия, которые можно использовать для развития:

Мелкой моторики_____________________________________________________

Фонематического слуха_______________________________________________

Зрительной памяти___________________________________________________

Слухового внимания__________________________________________________

  1. Какая тема заинтересовала вас больше всего? _____________________________
  2. Какое пособие, изготовленное вами, вызвало самый большой интерес ребенка?______________________________________________________________
  3. Считаете ли Вы нужным дальнейшую работу Лого-клуба? ___________________
  4. Что Вы хотите пожелать и посоветовать учителю-логопеду в работе с родителями _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

 

 Свидетельство о публикации в СМИ Серия А  № 0021221                                     

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 84
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.