Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями |
пт., 11.10.2024 |
Название работы: Использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Екатерина Михайловна Пермякова, учитель-логопед МАДОУ детский сад №135 города Тюмени
Аннотация: в статье предложены возможные направления в работе по использованию современных образовательных и здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, сохранение и укрепление здоровья, тяжелые нарушения речи, особые образовательные потребности.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования личности.
В работе педагогов очень важным является сохранение и укрепление здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи, как на занятиях, так и в свободной деятельности.
Дети с особыми образовательными потребностями имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, слабую познавательную деятельность, отклонения в психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью, снижена работоспособность, замедляются процессы анализа и синтеза.
В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в коррекционную работу с детьми с особыми образовательными потребностями здоровьесберегающих технологий. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (1).
Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
В настоящее время в ДОУ в коррекционной работе реализуются следующие современные здоровьесберегающие технологии:
- сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные игры, релаксация);
- эстетической направленности (артикуляционная, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика);
- обучения здоровому образу жизни (самомассаж, точечный массаж, коммуникативные игры);
- коррекционные (фонетическая и логопедическая ритмика).
В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях логопедического кабинета очень важен принцип индивидуализации (2). Данный принцип в моей деятельности раскрывается в том, что применение той или иной здоровьесберегающей технологии зависит от того, что в большей степени нарушено у ребенка с ТНР. Например, если у ребенка крайне вялая артикуляция, в большей степени будем на занятиях выполнять артикуляционные упражнения, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика – большего внимания заслуживает развитие мелкой моторики пальцев рук.
Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса.
Коррекционные занятия в ДОУ проводятся в режиме смены динамических поз с использованием массажных ковриков, мольбертов. Объем двигательной активности дополняю проведением двигательно-речевых физминуток, которые соответствуют лексическим темам НОД, минуток настроения, пальчиковой гимнастики со стихами.
После обеденного сна по рекомендациям учителя-логопеда воспитателями группы комбинированной направленности проводится «коррекционно-оздоровительный час», который включает в себя закрепление полученных на логопедических занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий.
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей с особыми образовательными потребностями, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.
Применение вышеуказанных форм здоровьесберегающих технологий обеспечивает решение комплекса задач: способствует повышению речевой активности, развивает артикуляционную моторику для постановки звуков, формирует правильное речевое дыхание, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность, активизирует познавательный процесс, улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Литература:
1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ (текст) / Л.В.Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2008
2. Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду (текст)/ Т.С.Яковлева. – М.: Школьная пресса, 2006
3. Смирнова О.А., Якушева А.И., Кабанчук О.В. // Использование здоровьесберегающих технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.// Логопедия в детском саду. – 2018.-№1. – с.45-48
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0012044
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf