«Играйте — читая, читайте — играя»: как мотивировать детей к чтению?" |
пн., 30.09.2024 |
Автор:
Кошина Ольга Ивановна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ Д/С № 10 города Ишима
Педагогическая находка
«Играйте — читая, читайте — играя»: как мотивировать детей к чтению?"
Одна из самых известных сцен в американской литературе предлагает нам важный урок, касающийся человеческой мотивации. Во второй главе «Приключений Тома Сойера» перед Томом встает невыносимо скучная задача: побелить забор тети Полли. Это поручение явно его не обрадовало. «Жизнь показалась ему пустой, а существование – тяжким бременем», - пишет Марк Твен. Но как раз в ту минуту, когда Том почти потерял всякую надежду, его посетило вдохновение. Когда его друг Бен, проходя мимо, начинает издеваться над Томом по поводу его печального положения, Том ведет себя неожиданно. Вождение кистью по забору – это не рутинная работа, а фантастическая привилегия, источник внутренней мотивации. Работа оказывается настолько увлекательной, что, когда Бен просит позволить ему сделать несколько мазков, Том отказывает. Он не уступает, пока Бен в обмен на эту редкую возможность не отдает ему свое яблоко. Вскоре приходят и другие мальчики, которые все как один попадают в расставленную Томом ловушку и в конечном итоге белят забор вместо него. Из этого эпизода Твен выводит ключевой принцип мотивации, а именно: «Работа – это то, что человек обязан делать, а игра – то, чего он делать не обязан».
Этот принцип мотивации явился идеей нашей педагогической находки.
В эпоху интернета, общедоступных гаджетов, дети теряют интерес к книге. С этой проблемой столкнулись не только воспитатели, но и родители. Если прослушать художественное произведение еще можно побудить ребёнка, то мотивировать его к обсуждению литературных произведений, позволяющему извлекать из текста необходимую информацию, вызвать у юного читателя эмоциональный отклик, гораздо труднее. Вот почему формирование интереса к чтению, потребности в нем – едва ли не главная задача педагогов, которую решают они при помощи разнообразных форм работы.
Как вызвать интерес к книге и мотивировать его не только к чтению и обсуждению литературного произведения. Как вызвать мотивацию или самомотивацию к формированию интереса к чтению?
Коротко напомню, что такое мотивация. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. В общем виде мотивация это простое определение.
Инновационный потенциал нашей педагогической находки - введение в практику комбинаторного подхода, мотивация к чтению и игровые задания были ранее известны, но в сочетании они не применялись.
Цель: поиск средств, направленных на мотивацию интереса к книге.
Задачи:
1.Разработать игры, игровые задания, направленные на развитие интереса к книге и мотивации к чтению для детей дошкольного возраста.
2.Определить эффективность игр и игровых заданий, направленных на развитие интереса к книге и мотивации к чтению для детей дошкольного возраста.
В качестве таких средств выступают игры и игровые задания, направленные на развитие интереса к книге и мотивации к чтению и обсуждению произведений детской литературы. С этой целью нами ранее были разработаны игры и игровые задания, которые мы расклассифицировали: игры которые можно использовать для всех произведений и игры для конкретных произведений. Коротко напомним о них.
Игры и игровые задания мы применяем в ДОУ в совместной деятельности с детьми. В каждой книге расположен яркий конверт с играми, где ребенок совместно с воспитателем не только читает, но и играет.
Для более успешной мотивации формирования интереса к детской книге, книги предлагалось брать родителям домой, чтобы дети смогли дома вместе родителями читать и играть.
Нами разработаны игры по следующим литературным произведениям, входящих в перечень ФОП.
1.Ш. Перро "Кот в сапогах".
2. Х.К. Андерсен "Дюймовочка".
3. П.П. Ершов "Конёк-горбунок".
4. Б. Жидков "Светофор".
5. А. Ремизов "Гуси-лебеди".
6. Н. Носов "Мишкина каша".
7. Н. Носов "Автомобиль".
8. Х.К.Андерсен "Девочка со спичками".
9. Л.Н. Толстой "Пожарные собаки".
10. К. Паустовский "Заячьи лапы" и др.
В настоящее время нами разработаны игры и игровые задания по современным произведениям, не входящих в перечень программы.
1. А. Усачёв "Умная собачка Соня", "Школа снеговиков", "Лето в Дедморозовке".
2. Ю. Кузнецова "Выдуманный жучок", "Сказка про вредин", "Подружка".
3. А. Орлова "У машины есть водитель", "Солнечная книжка", "Невероятно длинная история про таксу", "В деревне".
4. Книги из серии "Волшебные истории" в пересказах современных российских писателей "Маша и медведь". и др.
Какие бы мы игры не взяли, они все разные. В одной игре ищем персонажа сказки, в другой выкладываем последовательность событий, в третьей определяем эмоциональное состояние героев, в четвёртой расширяем знание детей о таких понятиях как друг и дружба, в пятой игры - бродилки, в шестой ребёнок после выполнения игры по желанию раскрашивает героев произведения и прикладывает их к книге.
Приведу примеры. Для игры "Помоги Дюймовочке" по сказке Х.К Андерсена нам понадобится кубик и фишки на каждого игрока. Игру начинает тот, у кого на кубике выпадет больше очков. У кого кубик остановится на красной фишке, получает задание от героев произведения - лягушки, жука, мыши, ласточки. Кто приходит быстрее на финиш получает задание от Дюймовочки. Обратите внимание, в одной игре находится 5 игровых заданий, они все разные:
1. Подбери правильную картинку.
2. Какая картинка не относится к сказке "Дюймовочка".
3. Как появилась Дюймовочка? Расставь картинки в правильном порядке.
4. Помоги Дюймовочке прочитать сказку с помощью картинок.
5. Восстанови последовательность сказки с помощью картинок. Задание выполняют все игроки.
Нами были разработаны конверты, на которых изображён подарок. Данная игра является примером поощрения детей за выполненные задания. Обратите внимание, поощрение ребёнок выбирает на выбор и самостоятельно. Поощрением в данной игре выступили: раскраски из произведений Дюймовочка, задание обведи по цифрам Дюймовочку, аппликация "Лягушка", дорисуй Дюймовочку, лепка ласточки, дораскрась картинку. Своё задание ребёнок может выполнить в свободное время или забрать домой.
Игры и игровые задания к современным произведениям художественной литературы вызвали огромный интерес у детей и родителей. Например, на слайде представлена игра, которую родители вместе с ребенком изготовили дома самостоятельно и принесли вместе с книгой. Так же, перед вами представлены игровые задания по книге А. Усачёва "Умная собачка Соня". К этой книге предложено сразу 2 игровых задания: викторина и игра «Волшебный сундучок». Цель игровых заданий: закрепить знание о рассказе А. Усачева «Умная собачка Соня или правила хорошего тона для маленьких собачек», формировать интерес к книге через игровые задания. Обратите внимание, что в конверте к этим игровым заданиям так же прилагается конверт с подарком.
Проработав в данном направлении 2 года, нами были разработаны игры с использованием графических головоломок «Друдлы» и карт Проппа, которые мы объединили в каждой игре.
Методика работы с картами В.Я. Проппа известна давно. Фольклорист В.Я. Пропп подробно изучал сказки народов мира и выделил 28 функций, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Одна карта – это определенное событие сказки. Их различное соединение и последовательное расположение дает возможность придумать множество сказочных историй. Также их можно использовать по отдельности.
На примере познакомлю вас с некоторыми картами: карта «Жили-были», каждая сказка начинается с вводных слов давным-давно или жили-были. Карта запрет, например, не открывай оконце, не отлучайся со двора, не пей водицы.
Прежде чем приступить к работе с картами Проппа, на первом этапе требуется знакомство со структурой сказки (присказка, зачин, повествование, концовка сказки), далее идет знакомство с функциями карт Проппа и применение знания в играх. В.Я Пропп использовал свои карты в РНС, мы адаптировали карты Проппа для всех видов сказок (народные, сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).
Графические головоломки друдлы привлекли наше внимание своей оригинальной задумкой.
Коротко напомню: «Друдлы» – игра головоломка в виде черно-белых картинок в квадратной рамке, обозначает – каракули, рисунок и загадка. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой нужно придумать, что изображено на картинке. Либо изобразить самому.
Яркий пример: изображен на слайде (на слайде следы ног в кругу). Как вы думаете, что обозначает данная головоломка? Если у вас получится увидеть в картинке то, чего не видят другие, поздравляем - вы обладатель оригинального творческого мышления. Если отгадывание друдлов дается с трудом, то начинать нужно с самых простых вариантов. Головоломки друдлы мы использовали после прочтений произведений и на основе их изготовили игры.
В процессе изготовления и прогрывания игр нам пришла идея, соединить в игре карты Проппа и головоломки «Друдлы», на основе их мы создали игры и расклассифицировали их:
- Игры-путешествия (ходилки, бродилки).
- Игры-предположения (что было бы? чем могла бы начаться?).
- Игры-загадки.
На слайде представлен ролик с игрой «Счастливый конец».
Это игра относится к классификации игр – предположений. Это игра яркий пример того, что дети учатся менять концовку сказки с помощью карт Проппа и определить сказку с помощью графических головоломок «Друдлы».
Приведу пример игры – путешествия «Путешествие по волшебным сказкам». Цель: Формировать у детей представления о том, как и с помощью чего осуществляются превращения в волшебных сказках с помощью карты Проппа и схематичного изображения головоломок «Друдлы»
Оборудование: игровое поле с героями сказки, кубик, карточки Проппа, фломастер чёрного цвета. Задание: ребенок бросает кубик, делает ход в соответствии с выпавшим количеством точек. Называет волшебный предмет, на которую он попал и схематично зарисовывает головоломку друдлы по сказке. Если справился с заданием, продолжает играть, если не справился, возвращается на старт. На слайде представлены образцы ответов детей графических головоломок «Друдлы»
Так же вашему вниманию представлю игру-загадку. С помощью карт Проппа и головоломок «Друдлы» нужно отгадать сказку и сказочного героя. Вашему вниманию на слайде представлены игры-загадки.
Задание: угадай сказочного героя, назови из какой он сказки и определи, подходят ли карты Проппа к данной сказке.
Игры и игровые задания, вложенные в ту или иную книгу, позволили:
- выражать в разных формах отношение к её содержанию;
- способствовать желанию читать и перечитывать;
- повысился интерес, увлечённость к книге;
- дети стали задавать вопросы о книгах, авторах и содержании;
- появились личные предпочтения к книгам и произведениям;
- дети научились выражать своё отношение, собственное мнение о книге.
- И дети, и родители стали брать книги из групповой библиотеки домой только потому, что в книге приложена игра. Стали отмечать, что дети меньше сидят в гаджетах, переключились на книги и игровые задания. Книги по желанию детей мы стали перечитывать многократно.
Мы провели небольшой эксперимент. Детям предложили почитать и поиграть или посмотреть мультфильм. Из 25 детей 20 человек захотели почитать и поиграть.
Для контроля полученного результата и критерии его оценки мы
воспользовались методикой О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой, Н.Н. Светловской, Б.П. Умновой по формированию интереса к чтению художественной литературы детей дошкольного возраста.
Мониторинг показал, процент детей, находящихся на высоком и среднем уровнях в контрольной и экспериментальной группах различны. Дети стали чаще просить почитать, задавать вопросы. У детей появилась собственная позиция, стали отмечать эмоциональное состояние героев, появилось желание поиграть в ту или иную игру после прочтения произведения.
Новизна нашей педагогической находки заключается в том, что разработана классификация игр и игровых заданий, которые позволят мотивировать детей к чтению и обсуждений произведений детской литературы.
В перспективе планируется распространение педагогического опыта среди коллег, родителей, разработка игр и игровых заданий для других произведений детской литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мониторинг выявления уровня сформированности
интереса к чтению художественной литературы детей
дошкольного возраста
Констатирующий эксперимент.
Цель исследования – экспериментально доказать эффективность системы игровых заданий в формировании интереса к художественной литературе детей дошкольного возраста.
Показатели читательского интереса (О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой, Н.Н. Светловской, Б.П. Умнова).
Подготовительная группа (6-7 лет).
1. Проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя.
2. Проявления желания слушать произведение.
3.Наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым.
4.Наличие вопросов о книге, авторах, содержании.
5.Наличие личных предпочтений к книгам и произведениям.
6.Умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге.
7.Умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию.
Обработка результатов исследования производится путём оценки уровня приобщения детей к художественной литературе по 3 – х бальной системе.
Данные мониторинга заносятся в сводную таблицу, высчитывается средний балл и на основании среднего балла возможно определить уровень формирования интереса к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста.
Практический материал
Опытно-экспериментальная работа проводилась с 20 детьми в возрасте от 6 до 7 лет.
По групповым результатам формирования интереса дошкольников к художественной литературе на этапе констатирующего эксперимента мы видим что: 60% - составляют дети со средним уровнем развития (12 человек), 30 % - это дети с низким уровнем развития (6 человек), и лишь 10 % от всей группы имеет высокий уровень развития (2 человека).
На формирующем этапе эксперимента детей разбиваем на две равные группы: контрольную и экспериментальную.
Таблица 1
Результаты изучения уровня формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе контрольной и экспериментальной групп в процентах
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
|
Высокий |
1 |
10% |
1 |
10% |
Средний |
6 |
60% |
6 |
60% |
Низкий |
3 |
30% |
3 |
30% |
Контрольный эксперимент
Цель контрольного этапа эксперимента стало определение уровня формирования интереса к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста. У детей экспериментальной группы, для которой был разработан специальный комплекс, а так же у детей контрольной группы, не подвергающихся эксперименту, сравнить полученные результаты и проверить уровень сформированности интереса к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста. Для проверки эффективности системы игр использовались те же диагностические методики, что и на первом (констатирующем) этапе эксперимента.
Таким образом, исходя из результатов проведённых методик, мы можем определить уровень сформированности интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе контрольной и экспериментальной групп и сравнить их.
Таблица 2
Результаты изучения уровня сформированности интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе контрольной и экспериментальной групп в процентах
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
|
Высокий |
2 |
20% |
6 |
60% |
Средний |
8 |
80% |
4 |
40% |
Низкий |
0 |
0% |
0 |
0% |
Как видно из таблицы процент детей находящихся на высоком и средней уровнях в контрольной и экспериментальной группах различны. Дети стали проявлять положительное отношения к книге, появилось желание читать (слушать) книгу (произведение),стали сосредоточенными, увлеченными самим процессом слушания чтения книги взрослым, стали задавать вопросы о книге, авторах, содержании, выражать свое отношение, собственное мнение о книге.
Полученные результаты в ходе контрольного эксперимента, подтвердили наше предположение о том, что внедрение системы игр по формированию детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе обеспечивает положительную динамику в условиях реализации ФОП дошкольного образования.
Содержание диагностических заданий
Диагностическое задание «Моя любимая книга»
Цель: выявить у детей проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя; наличие личных предпочтений к книгам и литературным произведениям.
Ход работы: педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:
1. Любишь ли ты книги?
2. Какая книга у тебя самая любимая?
3. Почему эта книга любимая?
4. Как выглядит эта книга? Расскажи о ней (Она толстая, красивые картинки, интересные герои.)
5. Про кого эта книга? Кто ее автор?
6. Помнишь ли ты, когда тебе последний раз читали книгу? (Вчера вечером, утром, не читали – мультики включали, аудио сказку включали.)
7. Ты сам приносишь книгу, которую хочешь, чтобы тебе прочитали?
8. Хочешь ли ты научиться читать, чтобы самостоятельно читать книги?
Интерпретация результатов:
3 балла – ярко проявляет положительное отношение к книге, к деятельности читателя; проявляет личные предпочтения к книгам, самостоятельно говорит название книги, подробно рассказывает, чем ему нравится книга, произведение (называет героя, события). 2 балла – проявляет положительное отношение к книге, личные предпочтения к книгам проявляются слабо, затрудняется рассказать о любимой книге, кратко называет некоторые ее особенности.
1 балл – проявляет индифферентное отношение к книге, не проявляет личных предпочтений к книгам.
Диагностическое задание «Выбери книгу».
Цель: выявить у детей проявление желания читать (слушать) книгу (произведение). Материалы и оборудование: обложки книг разных авторов, разных жанров (стихи, сказки, рассказы о животных.) С.Я. Маршак «Тает месяц молодой», А. Плещеев «Мой садик», И. Токмакова «Кораблик». К.И. Чуковский «Бармалей», П. Бажов «Серебряное копытце», Г.Х. «Дикие лебеди», В Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
Методика проведения: педагог говорит ребенку: представь себе, что мы находимся в книжном магазине. Перед тобой на прилавке разложены разные книги. Посмотри на обложки книг, а затем выбери 3 книги, которые хотел бы ты купить.
Интерпретация результатов:
3 балла – ребенок самостоятельно осуществляет выбор книг из предложенного ассортимента, подробно обосновывает свой выбор, проявляет ярко выраженные личные предпочтения к книгам.
2 балла – ребенок с помощью воспитателя выбирает книги из предложенных групп, затрудняется с обоснованием своего выбора, слабо проявляет личные предпочтения к книгам.
1 балл – не проявляет желания выбрать книги из предложенных групп, если при стимулировании взрослого выбирает книгу, то не может обосновать свой выбор.
Диагностическое задание «Мое любимое литературное произведение»
Данное диагностическое задание имеет три части.
Часть 1. Материалы и оборудование: книги разных жанров с произведениями разных авторов: В. Берестов «О чем поют воробушки», «Читалочка», И. Токмакова «Мне грустно», П. Ершов «Конек горбунок», Г.Х Андерсен «Новый наряд короля», Д. Мамин Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке», М. Пришвин «Весна в лесу», В. Бианки «Оранжевое горлышко»
Цель: Выявить наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым.
Методика проведения: педагог говорит ребенку: у меня на столе разложены книги, выбери ту книгу, которая тебе понравилась. Присаживайся удобнее, сейчас я тебе ее прочитаю. Педагог читает 2/3 литературного произведения, закрывает книгу и наблюдает за поведением ребенка дошкольного возраста.
Интерпретация результатов:
3 балла – сам просит прочитать дальше; высокая концентрация внимания во время чтения. 2 балла – во время чтения периодически отвлекается; сам дочитать книгу не просит, но на предложение взрослого выражает готовность дослушать.
1 балл – выбор книги осуществляет с помощью воспитателя, во время чтения невнимателен, часто отвлекается, не проявляет желания слушать книгу и читать дальше.
Часть 2.
Цель: выявить у детей наличие вопросов о книге, авторах, содержании.
Материалы и оборудование: книга, выбранная ребенком в 1 части диагностики.
Методика проведения: педагог говорит ребенку: «Мы с тобой прочитали отрывок литературного произведения. Хочешь, мы с тобой дочитаем дальше книгу? Но сначала тебе нужно, задать вопросы о книге, содержании, о любимых сказочных героях».
Интерпретация результатов:
3 балла – ребенок самостоятельно задает 3-4 вопроса о книге, ее содержании.
2 балла – ребенок с помощью взрослого задает 1-3 вопроса о книге, по содержанию.
1 балл – ребенок при стимулировании взрослым не задает вопросы об авторе и содержании книги.
Часть 3.
Цель: выявить у детей наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. Материалы и оборудование: книга, выбранная ребенком в 1 части диагностики.
Методика проведения: педагог говорит ребенку: «Мы с тобой дочитали до конца книгу, ты мне хочешь, что-то рассказать?».
Интерпретация результатов:
3 балла – ребенок самостоятельно проявил личные предпочтения к книгам и произведениям. Демонстрировал эмоциональный отклик в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге.
2 – балла при стимулировании взрослым вопросами проявлял положительный эмоциональный отклик в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге.
1 – балл не проявляет эмоционального отклика в выражении потребности высказывания собственного мнения о книге при стимулировании вопросами взрослого.
Диагностическое задание «Что тебе нравиться в книге»
Цель: выявить умение детей выражать в разных формах свое отношение как читателя к книге и ее содержанию.
Методика проведения: педагог говорит ребенку: тебе много книг уже прочитали в садике и дома. Расскажи любым удобным для тебя способом (рисование, лепка, песенное исполнение) о прочитанной книге.
Интерпретация результатов:
3 балла – самостоятельно рассказывал, о том, что ему понравилось, отражал свое отношение к персонажам, в рисунке, лепке, песни.
2 балла – ребенок при стимулировании взрослого рассказывал о своем отношении к сказочным героям в рисунке, лепке, песне.
1 балл – при стимулировании взрослого ребенок не смог рассказать свое отношение к героям сказок.
Диагностическое задание «Поделись книгой»
Цель: выявить умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге.
Методика проведения: педагог рассказывает ребенку ситуацию: в одной стране жил маленький мальчик, у него не было книг, и он не любил читать. Как бы ты помог ему? (Заинтересовал, рассказал, нарисовал.) Какую бы книжку ты ему предложил? Интерпретация результатов:
3 балла – самостоятельно называет книгу, демонстрирует свое положительное отношение к ней, высказывает собственное мнение о книге, кратко характеризует ее содержание.
2 балла – ребенок при стимулировании взрослым называет книгу, демонстрирует свое отношение к ней, высказывает собственное мнение о книге, рассказывает ее краткое содержание.
1 балл – даже при стимулировании взрослого не называет книгу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игровые задания и игры, направленных на формирование интереса к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста
Игры, которые можно использовать для любой книги
1.Игра «Оцени поступки героев»
Цель: научить детей понимать характер и поступки героев.
Оборудование: игровое поле с героями сказки, кубик.
Задание: ребенок бросает кубик, делает ход в соответствии с выпавшим количеством точек. Называет сказку, на которую он попал и ее героев. Оценивает поступки героев. Если справился с заданием, продолжает играть, если не справился, возвращается на старт.
2.Игра «Добрые поступки»
Цель: закрепить названия сказок и сказочных героев, назвать добрые поступки.
Оборудование: карточки с изображением отрывка из сказки или сказочного персонажа.
Задание: карточки перевернуты, дети по очереди подходят, выбирают карточку, называют сказку, персонажа и называют добрые поступки. Если ответ правильный, карточку забирают себе, если нет, кладут на место. В конце игры подсчитывают выигравшие карточки.
3.Игра «Кто лишний персонаж?»
Цель: уточнить знания детей по содержанию сказок, назвать отрицательного персонажа и обосновать свой выбор.
Оборудование: иллюстрации со сказочными персонажами.
Задание: дети должны назвать отрицательного персонажа, обосновать свой выбор.
4.Игра «Угадай героя по действию»
Цель: закрепить и обобщить знания по содержанию произведения.
Оборудование: иллюстрации героев произведений в действии.
Задание: дети должны выбрать карточку с изображением героев произведений и угадать героя произведения по действию и оценить его действия.
5.Игра«Дружба»
Цель: обобщить и расширить знания детей о таких понятиях, как друг, дружба, честность, справедливость.
Оборудование: иллюстрации с произведений о дружбе.
Задание: дети должны выбрать карточку с изображением героев произведений, угадать героя произведения и дать оценку поступкам героев.
6.Игра « Как бы ты поступил?»
Цель: закрепить знания детей о безопасном поведении с незнакомыми людьми, посредством литературных произведений, научить детей извлекать из произведений поучительные моменты и делать из них выводы по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Оборудование: наглядный методический материал к игре, иллюстрации из литературных произведений.
Задание: назови, из какого литературного произведения иллюстрация, оцени поведение персонажей.
7.Игра «Хорошо – плохо»
Цель: учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристику героев.
Оборудование: иллюстрации к художественным произведениям.
Задание: назови, из какого литературного произведения иллюстрация, оцени взаимоотношениям между близкими людьми в семье.
8. Игра «Угадай настроение по картинке»
Цель: обобщить представление детей об эмоциональных состояниях героев.
Оборудование: на столе раскладываются картинки с изображением персонажей литературных произведений с разным эмоциональным состоянием на лицах.
Задание: взрослый задаёт вопросы:
Кто изображен на картинке?
Какое у него настроение?
Почему так думаешь?
Выбери и объедини картинки с одинаковым эмоциональным состоянием.
9. Игра « Угадай профессию»
Цель: закрепить и обобщить знания о профессиях, их важности, используемых рабочих инструментах по содержанию произведения.
Оборудование: иллюстрации героев произведений в действии.
Задание: Рассмотри внимательно карточки, вспомни из какого произведения иллюстрации, автора, назови профессию и подбери к каждой профессии инструменты, которые нужны каждой профессии.
10. Игра "Из читателя в писатели"
Цель: учить писать книгу с продолжением истории, формировать интерес к книге через игровое задание.
Оборудование: лист бумаги, наклейки, ножницы, фломастеры и карандаши, клей.
Задание: После прослушивания первой части художественного произведения взрослый предлагает ребёнку написать своё продолжение истории.
Игры к определённым художественным произведениям
1. Х.К. Андерсен "Дюймовочка". Игра "Помоги Дюймовочке"
Цель: формирование интереса к художественному произведению Г.Х. Андерсена, через игры и игровые задания.
Оборудование: игровое поле, кубик, фишки, конверты с заданиями.
Задание: Для игры нам понадобится кубик и фишки на каждого игрока. Игру начинает тот, у кого на кубике выпадет больше очков. У кого кубик остановится на красной фишке, получает задание от героев произведения - лягушки, жука, мыши, ласточки. Кто приходит быстрее на финиш получает задание от Дюймовочки. Обратите внимание, в одной игре находится 5 игровых заданий, они все разные:
1. Подбери правильную картинку.
2. Какая картинка не относится к сказке "Дюймовочка".
3. Как появилась Дюймовочка? Расставь картинки в правильном порядке.
4. Помоги Дюймовочке прочитать сказку с помощью картинок.
5. Восстанови последовательность сказки с помощью картинок. Задание выполняют все игроки.
2. А. Усачёв "Умная собачка Соня"
Цель: закрепить знание у детей о рассказе А. Усачева «Умная собачка Соня или правила хорошего тона для маленьких собачек», формировать интерес к книге через игровые задания.
1.ИГРА «Волшебный сундучок»
Задание: в волшебном сундучке находятся предметы из разных рассказов о собачке Соне. Я буду вынимать предметы, а вы будете отгадывать, встречался ли этот предмет в рассказах о собачке Соне.
2.Игровое задание "Викторина от собачки Сони"
1.Почему прозвали «Королевской дворняжкой?»
-Такая порода
-От фамилии хозяина
-Была очень важная собачка
2.Когда собаки становятся умнее?
-Когда скучно
-Когда делаешь что-то интересное
-Когда думаешь
3.Что значит быть ужасно вежливой собакой?
-Не гавкать на прохожих
-Не бегать за кошками
-Говорить: «Здравствуйте, спасибо, до свидания!»
4. Почему лучше быть маленькой собачкой?
- Тебя никто не боится
-Не надевают намордник
-Можно пролезть в любую дыру
5.Как Соня научилась разговаривать?
-Читала словари
-Сунула хвост в розетку
- Смотрела телевизор
6. Лучший способ спрятать пятно от варенья на белой скатерти?
-Залить всю скатерть вареньем
-Слизнуть
- Постирать
7. Лучшее место для рыбалки
-Море
-Река
-Ванная
8. Что обязательно должно быть на комнатных обоях?
-Море с волнами и чайками
- Лес с грибами
- Луг с цветами
9.Какое слово Соня научилась читать первым?
- Слон
- Кошка
-Сосиска
10. О каких правилах поведения весело рассказал писатель?
3. Ш. Перро "Кот в сапогах"
"Собери семь ключей"
Цель: собрать семь ключей от замка Людоеда, где хранятся корона, помочь сыну мельника стать принцем и жениться на принцессе.
Кот в сапогах просит помочь своему хозяину, Людоед спрятал корону у себя в замке за семью замками и сын мельника без нее ни как не может стать принцем и жениться на принцессе. Игрокам предстоит пройти семь испытаний, после прохождения каждого они получают ключ, в финале игроки должны собрать все семь ключей и добыть корону для сына мельника.
1 испытание: Первой на своем пути кот и команда встречают Фею леса, она чтобы отдать им ключ предлагает разгадать загадки о природе.
Первая загадка-
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать —
И на коне не обогнать
(Ответ: вода)
Загадка вторая-
Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
Зато все его слышат.
(Ответ: Эхо.)
Загадка третья-
Каких камней в море нет?
(Сухих)
Команда и кот отгадывают загадки и получают первый ключ.
Испытание 2:Команда и кот встречают пастуха, он рассказывает, что у него есть ключ, но он просто так его не может отдать. Просит команду помочь собрать овец в стадо. ( Овцы в данном испытание буду белые воздушные шары, их необходимо запихнуть в мешок и завязать). Команда проходит испытание и получает второй ключ.
Испытание 3: Далее команда и кот встречает Бабушку - Совушку, она рассказывает им, что ключ то есть , но он на дне корзины с нитками и надо все нитки смотать в клубки, и тогда только увидят ключ и смогут его забрать. Команда начинает сматывать клубки, но тут у Кота срабатывает инстинкт и он начинает играть клубками и еще больше путать игроков. Но испытание проходят игроки и получают третий ключ.
Испытание 4: Нашей команде и Коту встречается шайка разбойников, они наворовали много золотых монет, но среди них им попались не золотые (шоколадные), вот и просят разбойники на ощупь выбрать из мешка только золотые монеты. Выполнив задание команда получает ключ.
Испытание 5:команда встречает крестьянку, которая плачет и не знает как ей справится с заданием. У нее есть мешок гороха, но в нем есть еще и фасоль, необходимо отделить горох от фасоли, но не руками, а чайной ложкой. Команда проходит испытание и на дне мешка находит пятый ключ.
Испытание 6:Команда и Кот приходят к замку Людоеда. На входе их встречает стражник. Команда спрашивает про ключ, охранник предлагает поиграть с ним в фанты. Он достает шляпу с фантами на которых написаны задания, каждый участник команды берет по одному фанту и выполняет написанное задание. После того как все участники поиграли и развеселили охранника , он отдает им ключ и они проходят в замок.
Испытание 7: В замке команда и Кот приходят в зал где сидит Людоед, он очень расстроен , ему скучно. Команда и Кот объясняют для чего они пришли и что у них есть уже шесть ключей от его тайной комнаты, в которой хранится корона для сына мельника. Людоед соглашается отдать им последний ключ, если команда угадает песни которые он им напоет.
Команда угадывает все песни и получает заветный последний ключ. Проходят в тайную комнату открывают дверь и забирают корону для сына мельника. Вручают корону ему и он теперь может женится на принцессе и стать настоящим принцем.
4. Познавательная игра по сказке П.П. Ершова "Конёк-горбунок"
Цель: Расширить представления детей о писателе и поэте П. П. Ершове. Учить передавать своё отношение к поступкам героев сказок.
Оборудование: карточки с заданиям по сказке "Конёк Горбунок".
Задание: предлагаю рассмотреть иллюстрации и ответить на вопросы по произведению.
5.Игра "О чём говорит светофор".
По произведениям (А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили, Б. Жидков «Светофор).
Цель: закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов в произведениях литературы.
Оборудование: карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов из произведений литературы.
Задание: взрослый предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов из произведений литературы на разные сигналы светофора и оценить правильность поступков.
6. Игра «Береги здоровье смолоду»
Примерный перечень произведений: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», Н.Носов «Мишкина каша", С. Михалков «Прививка»,
Цель: заложить фундамент основ здорового и безопасного образа жизни, используя произведения художественной литературы. Учить оказывать помощь героям этих произведений, оказавшихся в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Оборудование: иллюстрации к художественным произведениям.
Задание: назови, из какого литературного произведения иллюстрация, оцени поведение персонажей.
7. Игра «Тропинка безопасности»
Примерный перечень произведений: Х.К.Андерсен «Девочка со спичками», Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», Л. Толстой «Пожарные собаки», В.Драгунский «Пожар во флигиле, или подвиг во льдах», К. Паустовский «Заячьи лапы".
Цель: сформировать чувство опасности огня, прививать навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара на примере художественных произведений.
Оборудование: иллюстрации к художественным произведениям.
Задание: назови, из какого литературного произведения иллюстрация, оцени поведение персонажей.
8. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
А. Ремизов "Гуси-лебеди".
Цель: помочь детям осознать, к чему может привести нарушение правил безопасного поведения на улицах, учить быстро, оценивать опасность ситуации и реагировать на неё (ребенок будет готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо).
Оборудование: картинки с безопасным и опасным поведением литературных персонажей.
Задание: взрослый читает текст из литературных произведения и задаёт вопрос, если дети согласны, то хором отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны, то молчат.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ
1. Дорисуй
Цель: закрепить умение детей с помощью карт Проппа рассказывать о сказочных героях и создавать схематично сказку с помощью графических головоломок друдлы.
Оборудование: игровое поле с героями сказки, кубик, карточки Проппа, фломастер чёрного цвета.
Задание: ребенок бросает кубик, делает ход в соответствии с выпавшим количеством точек. Называет сказку, на которую он попал и ее героев. Вытягивает карточку, выполняет задание по карте Проппа и зарисовывает графическую головоломку друдлы. Если справился с заданием, продолжает играть, если не справился, возвращается на старт.
2. Путешествие по волшебным сказкам
Цель: Формировать у детей представления о том, как и с помощью чего осуществляются превращения в волшебных сказках с помощью карты Проппа и схематичного изображения головоломок друдлы.
Оборудование: игровое поле с героями сказки, кубик, карточка Проппа «Волшебное средство», фломастер чёрного цвета.
Задание: ребенок бросает кубик, делает ход в соответствии с выпавшим количеством точек. Называет волшебный предмет, на которую он попал и схематично зарисовывает головоломку друдлы по сказке. Если справился с заданием, продолжает играть, если не справился, возвращается на старт.
3. Сказочная цепочка
Цель: Учить детей с помощью графических головоломок друдлов определить сказку и по картам Проппа определить какие сказки подходят к ней.
Оборудование: игровое поле с героями сказки, кубик, карточки Проппа, и графическими головоломками друдлы.
Задание: ребенок бросает кубик, делает ход в соответствии с выпавшим количеством точек. Если кубик выпал на синий круг, то игрок выбирает одну карту Проппа и вспоминает любой фрагмент сказки из нее. Если выпадает жёлтый круг, то игрок по головоломке друдлы определяет из какой он сказки. Если справился с заданием, продолжает играть, если не справился, возвращается на старт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ИГРЫ – ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
1.Счастливый конец
Цель: учить детей менять концовку сказки с помощью карт Проппа и определять сказку с помощью графических головоломок друдлы.
Оборудование: карточка Проппа «Счастливый конец» и графические головоломки друдлы с изображением колобка и лисы.
Задание: Посмотри внимательно на графические головоломки, подумай из какой они сказки и с помощью карты Проппа «Счастливый конец» придумай концовку сказки самостоятельно.
2.Хороший – плохой
Цель: формировать у детей представления о положительных и отрицательных чертах характера героев, умение правильно оценивать их действия с помощью карт Проппа и графических головоломок друдлы.
Оборудование: карточка Проппа «Жили-были», картинки с изображением положительных и отрицательных героев, графические головоломки друдлы.
Задание: рассмотри картинки из сказок, расскажи по карте Проппа героев сказки и подберите графические головоломки к положительным и отрицательным героям. Ответь на вопрос «Что было бы если положительный герой стал отрицательным».
3. Что было бы если
Цель: учить с помощью карт Проппа и графических головоломок друдлов менять сюжет сказок.
Оборудование: картинки из сказок, карта Проппа «Герою даётся новый облик», черный маркер и графические головоломки Друдлы».
Задание: Рассмотри иллюстрации к сказкам. Ответь на вопрос, что было бы, если герою сказки не дали новый облик. Зарисуй схематично ответ.
4. Пропущенный кадр
Цель: учить детей придумывать начало, концовку или середину сказки с помощью карт Проппа и определять сказку с помощью графических головоломок Друдлы.
Оборудование: карточка Проппа и графические головоломки Друдлы.
Задание: Посмотри внимательно на графические головоломки, подумай из какой они сказки и с помощью карты Проппа придумай начало, середину или придумай концовку сказки (жили-были, герой выдержал испытание, мораль) самостоятельно.
5. Из читателя в писатели
Цель: учить писать книгу с продолжением истории, формировать интерес к книге через игровое задание с использованием карт Проппа и головоломок друдлы.
Оборудование: карты Проппа и головоломки друдлы.
Задание: После выкладывания первой части художественного произведения картами Проппа взрослый предлагает ребёнку написать своё продолжение истории при помощи головоломок друдлов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ИГРЫ – ЗАГАДКИ
Цель: с помощью карт Проппа и головоломок друдлы отгадать сказку и сказочного героя.
Оборудование: карты Проппа и графические головоломки друдлы.
Задание: Угадай сказочного героя, назови из какой он сказки и определи, подходят ли карты Проппа к данной сказке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
План работы с родителями
по формированию интереса к чтению художественной литературы
Месяц |
Мероприятие |
сентябрь |
Консультация «Чтение дома и в саду». |
октябрь |
Информация на сайте «Играйте — читая, читайте — играя», список литературы, дидактические игры. |
ноябрь |
Посещение мастер класса совместно с детьми в библиотеке имени А.И. Васильева, изготовление книжек малышек. |
декабрь |
Конкурс «Книга своими руками». |
январь |
Анкета «Традиции семейного чтения». |
февраль |
Деловая игра «Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу?». |
март |
Стенд «Дорогие родители, задумайтесь о том, что дает ребенку чтение?». |
апрель |
Мозговой штурм «Чтение литературы в семейном кругу». |
май |
Консультация для родителей «Интересная, а главное - полезная литература». |
Список использованной литературы
- Алексеева, А.Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.
- Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34.
- Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению
// Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56. - Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52.
- Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.
- Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.-№ 8.-С. 39-41.
- Ливанова, О. А. Учимся читать художественную литературу. - М.: Школьная пресса, 2004. - 80 с.
- Кирьянова, Р. А.Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 3. - С 7-12.
- Кузьменкова, Е. И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет.- М. : Чистые пруды, 2005. - 30 с.
- Леонтьева, Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 4. - С. 50-57.
- Любимое чтение в детском саду : от 5 до 7 лет. - Балашиха: Транзиткнига; Кызыл : ACT, 2003.- 351 с.
- Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу?// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121.
- Пропп В.Я. Марфология волшебной сказки. – М.: Like Book, 2023. – 221 с.
- Прудовская, С. Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. - М.: Чистые пруды, 2007. - 30 с.
- Рубанцев В. Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки. – М.: БХВ, 2017. – 128 с.
- Сокольская, Л. В. Материнское чтение. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 79 с.
- Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000. - 511с.
- Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31 -38.
Интернет-ресурсы:
https://vk.com/wall-170085453_3192?ysclid=m260wx93g724
https://vseskazki.su/avtorskie-skazki.html
Свидетельство о публикации в СМИ Серия А № 0012039
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf