Я здесь расту, мне город этот дорог мне |
вс., 08.10.2023 |
Опыт работы по патриотическому воспитанию
Авторы:
Мясникова Елена Алексеевна
Городовая Гузель Фирдависовна
Плеханова Наталья Вячеславовна
воспитатели
МАДОУ детский сад № 158 города Тюмени
О необходимости приобщения дошкольников к культуре своего народа, к любви и гордости, к неравнодушию и уважению к тем местам, где ты родился и живёшь, написано уже не мало. Обладая своим личным опытом родителя и педагога, с уверенностью можно утверждать, что любовь к родному краю, к малой родине и Отечеству начинается с родного дома, и в связи с этим, мы выдвинули для себя некоторые определения:
1.Все предстоящие мероприятия проводить только совместно с семьёй. Так как в основе патриотического воспитания лежат нравственные качества, которые закладываются в семье.
2.Научить ребёнка любить свою малую родину невозможно, слово научить здесь неуместно. Научить можно навыкам, выполнению последовательности каких - то действий. Мы, взрослые, можем дать возможность детям ощущать в переживаниях, впечатлениях, испытывать чувства удивления, радости и гордости от поступков людей, происходящих событий. Ведь впечатления, полученные в детстве, не стираются, а наоборот, всё ярче и подробнее всплывают в памяти человека, потому что сравниваются с последующими, потому что они были получены через взгляды и представления родителей, близких и родных людей. Всё начинается с простых жизненных вещей: Тёплый, придуманный в семье ритуал утреннего расставания с близкими, укрепляет семейные ценности, окрыляет и вселяет уверенность защиты и любви у ребёнка. Огромная лужа во дворе весной может навеять воспоминания о том, как проходили её вместе с папой, пускали кораблики. Особые эмоции о родном городе вызовут воспоминания, как вместе родителями бродили в тех местах, где они тоже бывали в детстве и потом сравнивали фотографии, бурно обсуждая изменения и достопримечательностей, и героев на снимках.
В детском саду мы можем и должны способствовать, содействовать, расширять представления, на фактах. Но ведь дети заостряют внимание только на том, что для них значимо или интересно. И как вызвать интерес у детей, желание узнавать, преображать и творить? Правильно, предлагать им видео и фото презентации, оставляя роль не только зрителя или слушателя, а дать возможность быть рассказчиком, скульптором, художником, организатором игр. Поведать, отметить самое яркое в доступной форме, удивиться и гордиться тем, чего нет в других городах.
Правильно подобранная окружающая среда, наглядность, художественная литература, фольклор, практическая творческая деятельность, самостоятельно добытые знания и собственный опыт, полученные в игре, творчестве – всё это технологии, которые помогут заинтересовать, обратить внимание ребёнка на то, как выглядит конкретная улица и как выглядела много лет назад, в честь кого она была названа. Почему давним давно наш места, на которых образовывался наш город называли непроходимыми и тёмными, а сейчас по праву называют лучшим городом Земли. Чем больше почему и как, игровых и проблемных ситуаций, тем выше интерес и желание познать, решить, сотворить, проявить инициативу.
Темы для, например, для организованных теле передач «Рассказываем и показываем» могут быть разными:
«На свете есть много красивых городов с площадями и проспектами, но только в нашем городе есть аллея «Сибирских кошек», памятник тюменским кошкам, которые спасли в то непростое время город Ленинград от нашествия крыс.»
«Только в нашем городе построен самый большой в стране драматический театр. Это пятиэтажный дворец с фигурными колоннами и парадным крыльцом. В тёмное время суток он подсвечивается разными цветами и стаёт ещё более красивым, величественным и торжественным. А зимой вокруг него оживает волшебная новогодняя сказка, в которой появляются огромная светящаяся ёлка, каток и ледяные скульптуры».
«Тюмень – лучший город Земли, один из немногих городов, который стремительно растёт. Новые микрорайоны, современная набережная, пешеходные бульвары радуют своей красотой жителей и гостей.»
«Тюмень зажигает огни. Но с особым нетерпение маленькие Тюменцы ждут, когда же на площади цирка появятся светящиеся медведи, которые приблизят новогодние приключения».
Новость, озвученная ребёнком из самодельного экрана телевизора может быть началом предстоящего проекта. Важно о чём, как и зачем вы предложите это детям. Рассматривая подмеченную изюминку в одном из выпусков новостей нужно распределить или предложить ребятам роли зрителя, рассказчика, фоторепортёра, при этом дети сами вместе с родителями добывают информацию и делятся ею с другими.
Виртуальная экскурсия по городу
Остановка 1. «Сквер Сибирских кошек».
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города.
- Воспитывать уважение к прошлому, чувство гордости за подвиги жителей нашего народа и братьев наших меньших.
Оборудование: стулья для создания автобуса, руль, головной убор водителя, микрофон для экскурсовода, телеэкран, презентация.
Содержание занятия:
Воспитатель берёт в руки рупор, сделанный из конструктора и приглашает детей на виртуальную экскурсию.
Уважаемые жители и гости нашего города предлагаем оправиться на экскурсию по Тюмени. (дети конструируют автобус, выбирают водителя). Желающие могут занять места в автобусе по купленным билетам.
В: Ребята, а вы знаете, что такое памятники?
Д: (ответы детей)
В: Слово памятник происходит от слова «память» «помнить». Это скульптурные сооружения строят их в честь какого – либо события, чтобы люди помнили героев. Сегодня мы отправимся на улицу Первомайскую, где установлены золотистые сияющие скульптуры кошек. Почему и зачем? Что такого совершили кошки, чтобы в честь их установили скульптуры, да ещё и не одну. Этот сквер был основан не давно, событие, в честь которого решили поставить скульптуры произошло очень давно. Оказывается в те страшные годы войны Ленинграде, переживший блокаду, был заполонён крысами, которые уничтожали, грызли от голода всё. Что можно. Ценные старинные бумажные рукописи, экспонаты картин в музеях нужно было спасать от грызунов. И тогда жители Тюмени решили собрать и посадить на поезд кошек, которые и должны были переловить коварных крыс. Мы видим, что вдоль сквера выстроены гранитные тумбы и фонари, на которых установлены чугунные скульптуры кошек, покрытые золотой краской. На одной из тумб прикреплена памятная табличка, где сообщается о том, как кошки из Сибири спасли картинную галерею под названием Эрмитаж. Жители нашего города решили увековечить память о животных и предложили скульптору отлить из чугуна скульптуры кошек. Обратите внимание, как они переливаются на солнце, одна сидит, другая выгнула спину, третья застыла перед прыжком. Посмотришь на них и кажется, что они вот - вот оживут. Каждому из вас можно вместе с родителями побывать в сквере и самим увидеть эти скульптуры. Давайте найдём на карте города улицу Первомайскую, рассмотрим, что ещё находится рядом.
Как продолжением к достопримечательностям Тюмени может быть тема «Кто такой скульптор?»
Изобразительная деятельность детей в старшей группе (лепка).
«Застывшие на камне»
Задачи:
- Вызвать интерес к составлению коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигур. Учить анализировать соотношение частей фигуры и пропорций. Передавать характерные позы образа.
- Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
-Воспитывать интерес к сотрудничеству, ответственность за сделанную работу перед коллективом.
Предварительная работа: Знакомство с внешним видом животного. Детальное обследование фигуры. Просмотр памятника «в живую».
Материалы, инструменты:
Пластилин, стеки, доски. Кубики – постаменты для вылепленных образов. Маленькие статуэтки фигурки из глины и фарфора.
Содержание занятия:
Воспитатель предлагает вспомнить, первую остановку виртуальной экскурсии и создать свой мини макет сквера. Затем показывает детям фигурки животных из фарфора и глины и просит определить, каким способом и на основе какой формы созданы эти фигурки.
Обратите внимание на разное положение частей образа: туловища, головы, лап и хвоста. Я напомню способы лепки, которые помогут нам слепить разных кошек и показать их особенности.
Поочерёдно показывает исходные формы (цилиндр, конус, овоид).
Кто догадается и нам расскажет, что будет делать кошка, сидеть или лежать, если взять конус? Ответы детей.
Как можно показать, что животное ластится, приготовилось к прыжку, встало на задние лапы?
Показывает, изгибая форму туловища, положение лап, головы и комментирует действия. Затем предлагает договориться о том, кто какую кошку будет лепить, чтобы не получилось много фигур в одинаковом положении. Дети создают образы по своему желанию и размещают фигурки на кубиках – постаментах, договариваясь друг с другом самостоятельно.
Ребята, кто желает рассказать о своём образе или может быть провести с нами маленькую экскурсию по нашему скверу кошек?
Дети по желанию рассказывают о том, что получилось.
Конспект НОД
«С днём рождения, любимый город!»
В рамках проекта «Мой край родной»
Задачи:
- Вызвать интерес к истории возникновения родного города, расширять представления о его достопримечательностях, символике.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, творческое воображение и фантазию. - Воспитывать любовь к родному городу, умение работать в коллективе, сотрудничать для достижении общей цели.
Активизация словаря
Достопримечательности, набережная, экскурсовод.
Наглядный материал и оборудование: Карта тюменской области. Иллюстрации и фотоиллюстрации видов города прошлых лет и настоящего времени размером А-4, собранные в две складные ширмы.
Музыкальные фонограммы песен о Тюмени.
Заготовленное из картона солнце с лучиками.
Коробочки разного размера, обклеенные бумагой, цветная бумага, гуашь, клей, кисти плоские №4. Два ленточных стола, выставленных параллельно друг другу.
Предварительная работа:
Беседы о Тюмени, рассматривание фотографий, книг, коллективное создание макета улицы А. Логунова.
Ход занятия: Работа по карте Тюменской области: Педагог обращает внимание на карту, и предлагает найти по обозначениям наш город. Ребята, я вам напомню, что город Тюмень – это первый русский город в Сибири, его называют «мать сибирских городов», «ворота в Сибирь». И, действительно, тому, кто решит совершить путешествие по России и пересечь её территорию с запада на восток не удастся миновать Тюменскую область, потому что тюменский меридиан пересекает всю страну от Северного Ледовитого океана до границ с Казахстаном. В нашей области есть всё: вековая тайга, суровая тундра, хлебородные поля, могучие реки и непроходимые болота, вечная мерзлота и огромные запасы природных ресурсов.
У каждого человека есть родная земля, то место, где он родился и проживает, со своей семьёй, отмечает праздники, дни рождения. Но день рождения может быть не только у человека, а даже у целого города. 437 лет-это очень большая цифра, которая уносит нас в далёкое прошлое.
На ватмане с изображением реки дети сообща из деталей деревянного конструктора строят дом, а педагог кратко рассказывает об истории основания города. Вот так примерно, это было. Шли годы, город разрастался, прямо по берегу появлялись маленькие мастерские, затем фабрики. (показывает фоторепродукции видов города в прошлом). А сейчас мы с вами просмотрим фоторепортаж о Тюмени, который помогли создать, и вы и ваши родители.
Воспитатель на ленточные столы выставляет ширмы с фоторепродукциями улиц Тюмени прошлого и настоящего времени, предлагает «пройтись» по городу, обратить внимание детей на изменения и рассказать о своих впечатлениях.
Скоро у нашего города день рождения, а на день рождения дарят что? (подарки). Давайте с вами сегодня сделаем подарок нашему городу, точнее – макету города. Подарим ему солнце, чем больше будет лучей, тем светлее и радостнее буде наш город - именинник.
Игра «Солнышко»
Педагог кладет в центр круг желтого цвета. А детям предлагает подобрать эпитеты: «Какой наш город?» (красивый, любимый, солнечный, чистый, большой, растущий, родной, и т. д.)
Дети, подбирая слова, берут лучики и кладут вокруг круга, приклеивая их. В конце получается солнце. Воспитатель вырезает солнце и подвешивает над ранее созданным детьми макетом, где находится детский сад. Далее в свободное время педагог может предложить украсить дома на макете, предлагая цветную бумагу, клей, необходимый подручный материал.
Макет может послужить детям ещё некоторое время для свободной режиссёрской игры.
Используемая литература :
Гамидова Э.М. «Игры, забавы, развлечения и праздники для детей 6-7 лет. ФГОС ДО»,2 Учитель, 2020год,
Дикинсон Д «Детские праздники»,2007 год.
Иваненко А.С. «Новые прогулки по Тюмени», Радуга –Т, 2008 год
Лапшина Г.А. «Праздники в детском саду» 2015год
Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
Симонова Е.В. «Моя первая книга о России».
СтепановВ.А. «Стихи о России».
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010959, 0010960, 0010961
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf