Опыт работы по ОБЖ для дошкольников: «Ребёнок и чужие люди» |
пн., 17.04.2023 |
Авторы:
Мясникова Елена Алексеевна,
Городовая Гузель Фирдависовна,
Плеханова Наталья Вячеславовна
воспитатели
МАДОУ детский сад № 158 города Тюмени
Цель: Формирование у детей осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям. Создание условий для обучения правилам безопасного поведения.
Задачи:
- Расширять представления детей о возможных ситуациях, происходящих с детьми и взрослыми в обычной жизни.
- Учить действовать по определённому алгоритму. Применять ранее полученные знания в предложенных играх и упражнениях на практике.
- Воспитывать у детей осознанное, ответственное отношение к своему здоровью и безопасному поведению.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка, а также его безопасность в наши дни становится всё актуальней и значимой ещё в большей мере. Почему? На этот вопрос ответить сложно, потому как причин и обстоятельств для наболевшего много. Взрослые большее время посвящают работе, а значит отсутствуют дома. Излишне опекают детей, не предоставляют им возможности самостоятельно быть в социуме и, самое главное, не считают нужным учить этому, думая, что вырастет и сам научится. Но идти со школы домой, посещать спортивные секции, быть дома одному и не просто быть, а разогревать обед, учить уроки – всё это начинается уже с семи лет. Задача педагогов детского сада - достучаться до родителей, что обучение ребенка тем правилам, которые ему пригодятся в жизни очень важна, так как в полной мере этому можно научиться только на практике. В самом начале нужно сказать, что работа по ознакомлению дошкольников с основами ОБЖ, будь она разносторонней, систематической, должна быть направлена на применение познаний в практических ситуациях и без активного участия в ней родителей воспитанников может быть безуспешной. Поэтому большая часть мероприятий в плане воспитателя продумывается с расчётом именно на них. Консультации, предложения родителям побеседовать с детьми на тему, создать специально проблемную ситуацию с ребёнком заставляют взрослых задуматься и, как нельзя лучше, понять над чем нужно работать.
Примерный план мероприятий с родителями по обучению детей навыкам безопасного поведения в быту и в обществе.
1.Консультация для родителей: «Давайте задумаемся».
Задача: Привлечь родителей к обучению детей правилам личной безопасности ребенка в доме и на улице.
Коллективный просмотр видеоролика:
https://www.youtube.com/watch?v=C9GTcw6tbpI
- Просмотр с родителями интервью на камеру (с предварительного согласия родителей) с несколькими детьми из группы. Вопросы к детям: «Кто такой чужой человек? Что ты будешь делать если кто-то постучался в дверь, а ты дома оказался один? Можно ли разговаривать у себя во дворе незнакомыми людьми, принимать угощения, приглашения в гости? Почему?»
- Коллективное обсуждение предложенной темы. Нужно ли готовить ребёнка к жизненным ситуациям? В каком возрасте следует доверять детям? Как можно избежать возможных проблем?
2. Пост воспитателя в родительском чате на тему: «Беседуйте с детьми дома». Обсуждайте возможные ситуации, проговаривайте вместе важные моменты в уже случившихся обстоятельствах с вами: «Не ругайте, не запугивайте, а рассуждайте вместе: «Как ты поступил, и как нужно было поступить?»
3. «Правила в картинках», создание родителями правил поведения при встрече с незнакомцем или если кто-то постучался в дверь.
4. «Ваш опыт важен для нас». Примерно за две недели до запланированного родительского собрания Предложение к родителям, поделиться личными впечатлениями, опытом, экспериментом по данной теме, даже если он неудачный, неожидаемый. «Уважаемые заботливые папы и мамы, поделитесь с нами в любой удобной для вас форме личным маленьким опытом, впечатлениями, первыми шагами по обучению ребёнка правилам или навыками безопасного поведения. Это может быть пост в родительском чате, выступление на собрании, просто комментарий под ссылкой на предложенное Вами видео».
Периодическое чтение детям художественной литературы для детей.
Сказки для чтения и драматизации с детьми:
«Кот петух и лиса», «Жихарка», А. Толстого «Приключения Буратино», «Волк и семеро козлят», «Колобок», Ш. Перо «Красная шапочка». «Гуси лебеди».
Беседы и обсуждения предложенных мультфильмов для детей.
Цель: Учить самостоятельно и последовательно выражать свои мысли от полученной информации, содержания. Применять полученные знания в практических заданиях.
«Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирования,
рекомендации / авт. – сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.
Робокар Поли: «Я Вас не знаю! На помощь!»
«Жила- была Царевна .. ».
«Просто о важном».
Проигрывание различных возможных ситуаций:
Цель: Учить детей действовать в сложившейся ситуации, запомнить алгоритм действий, звать на помощь, не бояться привлекать внимание прохожих.
«Если я потерялся. В дверь стучит незнакомец. Друг позвал меня в гости. Меня ведёт за руку чужой человек. Что делать? Мне предлагают вкусное мороженное, посмотреть на забавного котёнка».
Конспект НОД.
«Истории в рисунках».
Цель: Учить детей передавать личный опыт, впечатления и эмоции в продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Углублять представления детей о незнакомых людях, правила поведения с ними.
- Формировать нравственно – этические представления о взаимоотношениях людей и передавать (утрировать) это в рисунке. Продолжать учить изображать человека в движении на основе схемы.
- Воспитывать стремление выполнять собственный замысел самостоятельно, применяя разные приемы изображения.
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное
развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
Предварительная работа или вступительная часть, беседа утром:
Рассмотреть иллюстрации и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, расширить знания детей, как себя вести в таких ситуациях. Поместить их в открытый доступ.
Свободная продуктивная деятельность во вторую половину дня.
Материалы и оборудование:
Телевизор, выполненный из картонной коробки с карманом для смены кадров – рисунков детей, фломастеры, плоские кисти №4, круглые кисти пони №5, №2., гуашь, листы А – 4.
Педагог вносит в группу необычный телевизор, точнее макет. Нажимает на кнопку, а оттуда звучит аудио запись:
«Непростой я телевизор, безопасности служу.
О преступниках, бандитах все, что надо расскажу,
Где злой, где добрый человек научу вас различать.
И конечно тех, кто хочет научу изображать».
Воспитатель: Дети, какой интересный телевизор! Давайте его посмотрим вместе. Садитесь поудобнее.
Педагог предлагает рассмотреть готовое поэтапное изображения людей в разных позах на основе схемы. Показывает приемы изображения широкой кистью, взрослый, ребёнок. Озвучивает нарисованную ситуацию:
Молодая женщина приятной наружности говорит мальчику: «Здравствуй мальчик! Как тебя зовут? А где ты живёшь?» Как должна ответить мальчик незнакомке? Есть три варианта ответа:
- Вот я сейчас милиционера позову!
- Простите, но я очень спешу!
- Меня зовут Витя, я живу в этом доме?
Или другая ситуация: Мужчина предлагает мальчику покататься на машине, берет его за руку и тянет в машину. Как должен повести себя ребёнок?
Три варианта ответа:
- Я буду кричать и звать на помощь.
- Поеду с незнакомцем.
- Позвоню по телефону.
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать всем вместе теле истории и устроить просмотр по этому телевизору. Вставляет в экран свой рисунок.
У нас получится много разных поучительных историй, которых надо остерегаться, и мы их сможем показать другим детям, чтобы они не попали в беду.
Детям очень близки игры – драматизации, в которых они проживают события и могут сопереживать героям, радоваться успехам, развивать желание помочь, защитить тех, кто слабее, проанализировать и оценить поступки других со стороны.
Совсем необязательно это тема должна звучать как основная, она может перекликаться как с разными видами деятельности, так и быть в включена в региональный компонент.
Таким образом, при совместном взаимодействии педагогов детского сада и родителей можно достичь понимания дошкольниками того, что самое ценное – это здоровье и безопасность, которые необходимо беречь, а также знать и выполнять правила безопасного поведения в окружающем мире.
Конспект НОД.
«Ребёнок и чужие люди». С включением регионального компонента (Театры Тюмени).
Цель: Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми.
Задачи:
-рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации с помощью сказок;
-обучать детей правильному, безопасному поведению;
-развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности;
- развивать интерес детей к театральному творчеству;
-воспитывать бдительность в общении с чужими людьми, разъяснить, что опасности могут подстерегать не только на улице, но и дома.
Ход занятия:
Дети встают в круг, приветствуют друг друга
«Утром солнышко встает, колокольчик свой берет,
Колокольчиком звонит, детям здравствуй говорит.
(передают по кругу колокольчик)
Здравствуй Катя, здравствуй Миша….
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить, а куда, попробуйте угадать:
«Там есть сцена и кулисы, и актёры, и актрисы,
Есть афиша и антракт, декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно, что это «... (Театр).
Дети: Театр.
Воспитатель: Скажите, а кто из вас бывал в театре? (Ответы детей). Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? (Ответы детей).
Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Правильно, ребята.
Театр – это место, куда мы приходим на спектакли, место, где показывают представление.
Воспитатель: А знаете ли вы, какие театры есть у нас в городе Тюмени? (Ответы детей).
Воспитатель: показывает слайды с изображением театров (презентация «театры Тюмени») Тюменский драматический театр-театр, в котором показывают пьесы: комедии, трагедии, драмы по произведениям писателей.
Тюменский театр кукол и масок– в этом театре играют куклы, которыми управляют актеры – кукловоды. Они прячутся за ширмой.
Давайте мы, как кукловоды, с помощью рук покажем животных (кинезиологическое упражнение: «заяц, коза»)
«Зайка серенький сидит
И ушами шевелит,
Коза рожки выставляет,
Зайчика пугает.»
Частный театр «Будильник» -в этом театре выступают молодежные коллективы, не только студенческие, но и школьные.
Молодежный театральный центр «Космос» - здесь проходят спектакли, концерты, конкурсы.
Молодежный театр «Ангажемент» -в этом театре много спектаклей для взрослых и детей, есть такие, в которых принимают участие не только актеры, но и зрители.
Давайте и мы потанцуем вместе с актерами (динамическая пауза, видео из цикла «танцуем вместе» - «Двигайся, замри»)
Сегодня все эти театры предлагают своему зрителю (взрослым, и детям) широкий репертуар.
Воспитатель: а я приглашаю вас в театр «Зайка», ребята покажут нам сказку «Колобок». (Смотрят представление)
Воспитатель: понравилось вам представление? Чем закончилась сказка?
Ответы детей. ( Лиса его… ам – и съела.)
Да, дети, вот так грустно кончилась сказка про Колобка.
Почему так произошло? Ответы детей.
Воспитатель: Если бы колобок не ушел из дома что было бы? Остался бы цел и невредим.
Какое правило из этого следует?
«Нельзя уходить из дома без разрешения взрослых!»
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какие еще герои знакомых вам сказок были доверчивы и попадали в опасные ситуации.
«Кот, петух и лиса».
Кот уходил в лес, а петушку наказывал строго-настрого не выглядывать в окошко. А как же лиса выманивала петушка из дома? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а если бы лиса прямо сказала петушку о своём намерении съесть его, петушок выглянул бы в окошко?
Дети: Нет!
Воспитатель: Какое правило можно применить к этой сказке?
«Нельзя доверять незнакомцам, разговаривать с незнакомыми людьми, не поддаваться ни на какие их уговоры».
«Красная шапочка»
Воспитатель: что Красная Шапочка сделала неправильно?
Дети: при встрече с волком все ему рассказала:
– Куда ты идешь. Красная Шапочка? – спрашивает Волк.
– Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.
– А далеко живет твоя бабушка?
– Далеко, – отвечает Красная Шапочка. – Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
Воспитатель: Какое правило можно применить к этой сказке?
- Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе.
Воспитатель: мы можем вспомнить еще много сказок- «Снежная королева», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Три поросенка» и т.д.
Воспитатель: ребята, в жизни тоже так бывает. Человек с приятной внешностью и ласковым голосом может оказаться злым, совершить нехороший поступок. Это очень хитрые люди. Ласковыми словами, подарками они стараются завоевать ваше доверие, а в это время могут замышлять что-то недоброе. Хотя большинство людей не желают нам ничего плохого, на первый взгляд трудно определить, что на уме у чужого человека. Если вы впервые видите незнакомого человека, лучше не рисковать.
С незнакомыми людьми нужно вести себя осторожно, даже если они вовсе не похожи на преступников.
В сказках чудеса помогают бороться с кознями злых героев.
В жизни избежать неприятностей, связанных с опасными людьми, помогают правила безопасности общения с незнакомыми взрослыми. Эти правила нужно всегда выполнять, даже если вам встретился человек с приятной внешностью!
- Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей
- Никогда НЕ садиться в чужую машину
- Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе
- Никогда НЕ молчать, если происходит что-то подозрительное, если кто-то хочет причинить тебе зло, но кричать и бежать в людное место.
Воспитатель: Правила эти совсем несложные, но запомнить их нужно обязательно всем вам. И не только запомнить, но и обязательно выполнять!
Тогда ни с кем из вас не случиться беда.
Воспитатель предлагает нарисовать правила безопасности общения с незнакомыми взрослыми, совместно изготовить плакат. (плакат изготавливают во второй половине дня и размещают его в группе).
Используемая литература и интернет ресурсы:
- Детская энциклопедия: помоги себе и другим, или безопасность в чрезвычайных ситуациях: [познават. журн. для девочек и мальчиков] / [авт. -сост. : Ю. Воробьев, Ю. Гуллер, В. Пучков]. — М.: Аргументы и факты, 2005. — 72 с.
- Орлова З. Как вести себя в толпе / Зинаида Орлова // Детская энциклопедия АиФ. — 2009. — N 11. — С. 19-21.
- Робокар Поли - Я Вас не знаю! На помощь!
https://www.youtube.com/watch?v=V4z4XcuyRmk
- Жила- была Царевна ..
https://www.youtube.com/watch?v=GrOXaXdJqTg
- Просто о важном.
2366a11aa082d176766e31c495ef1e66.jpeg (90.22 КБ)
«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010451, 0010452, 0010453
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf