Опыт работы по ОБЖ для дошкольников: «Ребёнок и чужие люди»

  пн., 17.04.2023

Авторы:

Мясникова Елена Алексеевна,

Городовая Гузель Фирдависовна,

Плеханова Наталья Вячеславовна

воспитатели

МАДОУ детский сад № 158 города Тюмени

 

Цель: Формирование   у детей осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям. Создание условий для обучения правилам безопасного поведения.

Задачи:

- Расширять представления детей о возможных ситуациях, происходящих с детьми и взрослыми в обычной жизни.

- Учить действовать по определённому алгоритму.  Применять ранее полученные знания в предложенных играх и упражнениях на практике.

- Воспитывать у детей осознанное, ответственное отношение к своему здоровью и безопасному поведению.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка, а также его безопасность в наши дни становится всё актуальней и значимой ещё в большей мере. Почему? На этот вопрос ответить сложно, потому как причин и обстоятельств для наболевшего много. Взрослые большее время посвящают работе, а значит отсутствуют дома. Излишне опекают детей, не предоставляют им возможности самостоятельно быть в социуме и, самое главное, не считают нужным учить этому, думая, что вырастет и сам научится. Но идти со школы домой, посещать спортивные секции, быть дома одному и не просто быть, а разогревать обед, учить уроки – всё это начинается уже с семи лет. Задача педагогов детского сада - достучаться до родителей, что обучение ребенка тем правилам, которые ему пригодятся в жизни очень важна, так как в полной мере этому можно научиться только на практике. В самом начале нужно сказать, что работа по ознакомлению дошкольников с основами ОБЖ, будь она разносторонней, систематической, должна быть направлена на применение познаний в практических ситуациях и без активного участия в ней родителей воспитанников может быть безуспешной. Поэтому большая часть мероприятий в плане воспитателя продумывается с расчётом именно на них. Консультации, предложения родителям побеседовать с детьми на тему, создать специально проблемную ситуацию с ребёнком заставляют взрослых задуматься и, как нельзя лучше, понять над чем нужно работать.

Примерный план мероприятий с родителями по обучению детей навыкам безопасного поведения в быту и в обществе.

1.Консультация для родителей: «Давайте задумаемся».

Задача: Привлечь родителей к обучению детей правилам личной безопасности ребенка в доме и на улице.

Коллективный просмотр видеоролика: 

https://www.youtube.com/watch?v=C9GTcw6tbpI

- Просмотр с родителями интервью на камеру (с предварительного согласия родителей) с несколькими детьми из группы. Вопросы к детям: «Кто такой чужой человек? Что ты будешь делать если кто-то постучался в дверь, а ты дома оказался один? Можно ли разговаривать у себя во дворе незнакомыми людьми, принимать угощения, приглашения в гости? Почему?»   

- Коллективное обсуждение предложенной темы. Нужно ли готовить ребёнка к жизненным ситуациям? В каком возрасте следует доверять детям? Как можно избежать возможных проблем?

2. Пост воспитателя в родительском чате на тему: «Беседуйте с детьми дома». Обсуждайте возможные ситуации, проговаривайте вместе важные моменты в уже случившихся обстоятельствах с вами: «Не ругайте, не запугивайте, а рассуждайте вместе: «Как ты поступил, и как нужно было поступить?»

3. «Правила в картинках», создание родителями правил поведения при встрече с незнакомцем или если кто-то постучался в дверь.

4. «Ваш опыт важен для нас». Примерно за две недели до запланированного родительского собрания Предложение к родителям, поделиться личными впечатлениями, опытом, экспериментом по данной теме, даже если он неудачный, неожидаемый. «Уважаемые заботливые папы и мамы, поделитесь с нами в любой удобной для вас форме личным маленьким опытом, впечатлениями, первыми шагами по обучению ребёнка правилам или навыками безопасного поведения. Это может быть пост в родительском чате, выступление на собрании, просто комментарий под ссылкой на предложенное Вами видео».

Периодическое чтение детям художественной литературы для детей.

Сказки для чтения и драматизации с детьми:

«Кот петух и лиса», «Жихарка», А. Толстого «Приключения Буратино», «Волк и семеро козлят», «Колобок», Ш. Перо «Красная шапочка». «Гуси лебеди».

Беседы и обсуждения предложенных мультфильмов для детей.

Цель: Учить самостоятельно и последовательно выражать свои мысли от полученной информации, содержания. Применять полученные знания в практических заданиях.

«Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирования,

рекомендации / авт. – сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.

Робокар Поли: «Я Вас не знаю! На помощь!»

«Жила- была Царевна .. ».

«Просто о важном».

Проигрывание различных возможных ситуаций:

Цель: Учить детей действовать в сложившейся ситуации, запомнить алгоритм действий, звать на помощь, не бояться привлекать внимание прохожих.

«Если я потерялся. В дверь стучит незнакомец. Друг позвал меня в гости. Меня ведёт за руку чужой человек. Что делать? Мне предлагают вкусное мороженное, посмотреть на забавного котёнка».


Конспект НОД.

«Истории в рисунках»

Цель: Учить детей передавать личный опыт, впечатления и эмоции    в продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Углублять представления детей о незнакомых людях, правила поведения с ними.

- Формировать нравственно – этические представления о взаимоотношениях людей и передавать (утрировать) это в рисунке. Продолжать учить изображать человека в движении на основе схемы.

- Воспитывать стремление выполнять собственный замысел самостоятельно, применяя разные приемы изображения.

Интеграция образовательных областей:  социально - коммуникативное

развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,

Предварительная работа или вступительная часть, беседа утром:

Рассмотреть иллюстрации и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, расширить знания детей, как себя вести в таких ситуациях. Поместить их в открытый доступ.

Свободная продуктивная деятельность во вторую половину дня.

Материалы и оборудование:

Телевизор, выполненный из картонной коробки с карманом для смены кадров – рисунков детей, фломастеры, плоские кисти №4, круглые кисти пони №5, №2., гуашь, листы А – 4.

Педагог вносит в группу необычный телевизор, точнее макет.  Нажимает на кнопку, а оттуда звучит аудио запись:

«Непростой я телевизор, безопасности служу.

О преступниках, бандитах все, что надо расскажу,

Где злой, где добрый человек научу вас различать.

И конечно тех, кто хочет научу изображать».

Воспитатель: Дети, какой интересный телевизор! Давайте его посмотрим вместе. Садитесь поудобнее.

Педагог предлагает рассмотреть готовое поэтапное изображения людей в разных позах на основе схемы. Показывает приемы изображения широкой кистью, взрослый, ребёнок. Озвучивает нарисованную ситуацию:

Молодая женщина приятной наружности говорит мальчику: «Здравствуй мальчик! Как тебя зовут? А где ты живёшь?» Как должна ответить мальчик незнакомке?  Есть три варианта ответа:

- Вот я сейчас милиционера позову!

- Простите, но я очень спешу!

- Меня зовут Витя, я живу в этом доме?

Или другая ситуация: Мужчина предлагает мальчику покататься на машине, берет его за руку и тянет в машину. Как должен повести себя ребёнок?

Три варианта ответа:

- Я буду кричать и звать на помощь.

- Поеду с незнакомцем.

- Позвоню по телефону.

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать всем вместе теле истории и устроить просмотр по этому телевизору. Вставляет в экран свой рисунок.

У нас получится много разных поучительных историй, которых надо остерегаться, и мы их сможем показать другим детям, чтобы они не попали в беду.

Детям очень близки игры – драматизации, в которых они проживают события и могут сопереживать героям, радоваться успехам, развивать желание помочь, защитить тех, кто слабее, проанализировать и оценить поступки других со стороны.

Совсем необязательно это тема должна звучать как основная, она может перекликаться как с разными видами деятельности, так и быть в включена в региональный компонент.

Таким образом, при совместном взаимодействии педагогов детского сада и родителей можно достичь понимания дошкольниками того, что самое ценное – это здоровье и безопасность, которые необходимо беречь, а также знать и выполнять правила безопасного поведения в окружающем мире.

Конспект НОД. 

«Ребёнок и чужие люди». С включением регионального компонента (Театры Тюмени).

Цель: Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми.

Задачи:

 -рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации с помощью сказок;

-обучать детей правильному, безопасному поведению;

-развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности;

 - развивать интерес детей к театральному творчеству;

-воспитывать бдительность в общении с чужими людьми, разъяснить, что опасности могут подстерегать не только на улице, но и дома.

Ход занятия:

Дети встают в круг, приветствуют друг друга

«Утром солнышко встает, колокольчик свой берет,

Колокольчиком звонит, детям здравствуй говорит.

(передают по кругу колокольчик)

Здравствуй Катя, здравствуй Миша….

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить, а куда, попробуйте угадать:

«Там есть сцена и кулисы, и актёры, и актрисы,

Есть афиша и антракт, декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно, что это «... (Театр).

Дети: Театр.

Воспитатель: Скажите, а кто из вас бывал в театре? (Ответы детей). Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? (Ответы детей).

Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Правильно, ребята.

Театр – это место, куда мы приходим на спектакли, место, где показывают представление.

 Воспитатель: А знаете ли вы, какие театры есть у нас в городе Тюмени? (Ответы детей).

Воспитатель: показывает слайды с изображением театров (презентация «театры Тюмени») Тюменский драматический театр-театр, в котором показывают пьесы: комедии, трагедии, драмы по произведениям писателей.

Тюменский театр кукол и масок– в этом театре играют куклы, которыми управляют актеры – кукловоды. Они прячутся за ширмой.

Давайте мы, как кукловоды, с помощью рук покажем животных (кинезиологическое упражнение: «заяц, коза»)

«Зайка серенький сидит

И ушами шевелит,

Коза рожки выставляет,

Зайчика пугает.»

Частный театр «Будильник» -в этом театре выступают молодежные коллективы, не только студенческие, но и школьные.

Молодежный театральный центр «Космос» - здесь проходят спектакли, концерты, конкурсы.

Молодежный театр «Ангажемент» -в этом театре много спектаклей для взрослых и детей, есть такие, в которых принимают участие не только актеры, но и зрители.

Давайте и мы потанцуем вместе с актерами (динамическая пауза, видео из цикла «танцуем вместе» - «Двигайся, замри»)

Сегодня все эти театры предлагают своему зрителю (взрослым, и детям) широкий репертуар.

Воспитатель: а я приглашаю вас в театр «Зайка», ребята покажут нам сказку «Колобок». (Смотрят представление)

Воспитатель: понравилось вам представление? Чем закончилась сказка?

Ответы детей. ( Лиса его… ам – и съела.)

Да, дети, вот так грустно кончилась сказка про Колобка.

Почему так произошло? Ответы детей.

Воспитатель: Если бы колобок не ушел из дома что было бы? Остался бы цел и невредим.

 Какое правило из этого следует?

 «Нельзя уходить из дома без разрешения взрослых!»

 Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какие еще герои знакомых вам сказок были доверчивы и попадали в опасные ситуации.

 «Кот, петух и лиса».

Кот уходил в лес, а петушку наказывал строго-настрого не выглядывать в окошко. А как же лиса выманивала петушка из дома? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а если бы лиса прямо сказала петушку о своём намерении съесть его, петушок выглянул бы в окошко?

Дети: Нет!

Воспитатель: Какое правило можно применить к этой сказке?

«Нельзя доверять незнакомцам, разговаривать с незнакомыми людьми, не поддаваться ни на какие их уговоры».

«Красная шапочка»

Воспитатель: что Красная Шапочка сделала неправильно?

Дети: при встрече с волком все ему рассказала:

 – Куда ты идешь. Красная Шапочка? – спрашивает Волк.

– Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

– А далеко живет твоя бабушка?

– Далеко, – отвечает Красная Шапочка. – Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.

Воспитатель: Какое правило можно применить к этой сказке?

- Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе.

Воспитатель: мы можем вспомнить еще много сказок- «Снежная королева», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Три поросенка» и т.д.

 Воспитатель: ребята, в жизни тоже так бывает. Человек с приятной внешностью и ласковым голосом может оказаться злым, совершить нехороший поступок. Это очень хитрые люди. Ласковыми словами, подарками они стараются завоевать ваше доверие, а в это время могут замышлять что-то недоброе. Хотя большинство людей не желают нам ничего плохого, на первый взгляд трудно определить, что на уме у чужого человека. Если вы впервые видите незнакомого человека, лучше не рисковать. 

С незнакомыми людьми нужно вести себя осторожно, даже если они вовсе не похожи на преступников.

 В сказках чудеса помогают бороться с кознями злых героев.

В жизни избежать неприятностей, связанных с опасными людьми, помогают правила безопасности общения с незнакомыми взрослыми. Эти правила нужно всегда выполнять, даже если вам встретился человек с приятной внешностью!

- Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей

- Никогда НЕ садиться в чужую машину

- Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе

- Никогда НЕ молчать, если происходит что-то подозрительное, если кто-то хочет причинить тебе зло, но кричать и бежать в людное место.

Воспитатель: Правила эти совсем несложные, но запомнить их нужно обязательно всем вам. И не только запомнить, но и обязательно выполнять!

Тогда ни с кем из вас не случиться беда.

Воспитатель предлагает нарисовать правила безопасности общения с незнакомыми взрослыми, совместно изготовить плакат. (плакат изготавливают во второй половине дня и размещают его в группе).

Используемая литература и интернет ресурсы:

- Детская энциклопедия: помоги себе и другим, или безопасность в чрезвычайных ситуациях: [познават. журн. для девочек и мальчиков] / [авт. -сост. : Ю. Воробьев, Ю. Гуллер, В. Пучков]. — М.: Аргументы и факты, 2005. — 72 с. 

- Орлова З. Как вести себя в толпе / Зинаида Орлова // Детская энциклопедия АиФ. — 2009. — N 11. — С. 19-21.

- Робокар Поли - Я Вас не знаю! На помощь!

https://www.youtube.com/watch?v=V4z4XcuyRmk

- Жила- была Царевна ..

https://www.youtube.com/watch?v=GrOXaXdJqTg

- Просто о важном.

https://www.youtube.com/

2366a11aa082d176766e31c495ef1e66.jpeg (90.22 КБ)

«Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010451, 0010452, 0010453

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1329
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. ИНН 720304131871 / ОГРН 309723229300107 Дата регистрации: 20 октября 2009 г. Регистратор: Межрайонная ИФНС № 14 по Тюменской области. Основной вид деятельности по ОКВЭД: Деятельность web-порталов (63.12) Юридический адрес: 625026 г. Тюмень, ул. Республики, д.156 к.31 Телефон: 8 (3452) 20 57 24 с 10 до 18 кроме сб. и вс . Эл. адрес: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.